Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема соотношения духовности и телесности человека в современной философии. Идея надвитального предназначения человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема человека, его сущности и существования имеет целое множество самых различных аспектов, но главный среди них - взаимосвязь социального и биологического, духовного и природного. Человек есть точка пересечения различных проекций бытия, вбирающая в себя одновременно природные, социальные и культурные характеристики, где, по словам М. Шелера, человек выступает одновременно как микрокосм, микротеос и микросоциум. В исследовании взаимосвязи духовного и телесного начал в человеке можно проследить два подхода: 1) раскрытие влияния духовности на биологическую природу человека; 2) изучение воздействия биологии человека на его общественную, материальную и духовную деятельность, многообразные социальные отношения и функции. В философии и социологии существует несколько тенденций к пониманию этой проблемы. Однако нам ближе всего мысль ученых, утверждающих, что человек - биосоциокультурная система, уникальность которой определяется врожденными способностями индивида, развивающимися, в свою очередь, в ходе становления ценностей культуры, под влиянием социальной среды. Таким образом, человек есть некое биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием природы и общества. Наиболее классической в философии считается триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Тело – (греч. «soma») - физический, материальный, вещественный субстрат человека. Первоначально термин означал просто физическую оболочку, труп (у Гомера), и только потом приобрел расширительное значение живого организма вообще. На уровне тела осуществляется первичная, жизненно необходимая связь человека и природы, фиксируются его особенности как биологического вида. Человек существует как живое тело и, значит, подвластен законам наследственности, отменить которые невозможно. Отсюда возникает требование бережного обращения с природно-биологическим потенциалом человеческого бытия. Душа – (греч. - особая нематериальная (идеальная) субстанция, независимая от тела, дающая возможность активного восприятия действительности и реагирования. Душа отвечает за процессы жизни и смерти, определяет человеческую судьбу, его волю, характер — данный термин апеллирует к религиозной традиции изучения сущности человека. В научном дискурсе чаще используется слово «психика» (в древнегреческого «психэ» означает «душа»). Психика представляет собой не физический феномен, хоть и имеющий материальный субстрат и связанный с телесностью. Однако разница между ними в том, что именно душа (психика) понимается как источник эмоционально-волевого и жизненного вообще начала в человеке (без души, взятый только как тело, человек представляет собой труп). В целом на сегодняшний день психофизическая проблема (соотношения души и тела, физики и психики), еще не решена. Дух – (лат. «spiritus») – термин, обозначающий центр надбиологической активности человека, его сознание. Отражает причинный, трансцендентный аспект реальности. Понятие Дух обращено к описанию всеобщего в человеке. С духовными качествами соотносятся сущностные родовые особенности человека, в качестве которых в философии чаще всего назывались разум и социальность. Духовное неизбежно требует развития телесного. Для реализации больших задач необходимо большое здоровье, силы. Духовность – понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие, систему современных научных и художественных ценностей, обычаи, традиции, ритуалы, религиозную практику. В свою очередь каждое из перечисленных явлений состоит из множеств конкретных ценностей. В русском языке, как и в других западных языках, слово “духовность” имеет единый корень – «дух», который согласно иудейским и христианским традициям имеет следующие значения: 1) бессмертие, вечная жизнь; 2) дыхание (Божье). Поэтому в русском и западном понимании «духовность» – это «искра Божья» в человеке, а так же свойства, дарованные ему Богом, и которые отсутствуют у животных: сознание, мышление, вера, надежда, нравственность, любовь. С другой стороны дух — это феномен социальный, поскольку ценности человека формируются только в сообществе, через усвоение определенных культурных норм и принципов. И в этом плане, пожалуй, в какой-то мере можно вывести положение о том, что духовность формирует не отдельная, даже выдающаяся личность, а он формируется коллективно. Отдельный же человек проявляет свои те или иные качества только постольку, поскольку он включается в деятельный процесс данного общества, а именно: включается в процесс общения с другими людьми; вовлекается в различные виды человеческой деятельности и осмысливает их содержание и значение; усваивает сущность их материальной и духовной культуры прошлых и современных ему поколений и использует их в соответствии с их социальными назначениями. Отсюда духовность (и другие формы общественного сознания) есть единство, совокупность индивидуального (единичного), особенного и общего (общественного). Только в таком взаимообусловленном и противоречивом единстве возможно уяснить становление и развитие духовности как важнейшего условия существования людей. Поскольку понятие тела соотносится с биологическим началом в человеке, понятие души с психическим, а понятие духа – с социальным, можно сказать, что человек это психо-био-социальное единство. Многие люди задумываются над тем, зачем нам дана эта жизнь, зачем мы проводим столько времени в поисках неизвестно чего, что же такое ― предназначение человека. Среди вопросов человеческого бытия центральное место занимает проблема предназначения и смысла жизни, определяющая жизненную стратегию человека и выбор им жизненных сценариев. Очевидно, что данный выбор сугубо индивидуален и связан с личностными особенностями человека. Однако, несмотря на это, философы выделяют несколько векторов осмысления данной проблемы. Первый соотносит предназначение с ориентацией на «земные» ценности и идеалы – наслаждения, счастья, долга, успеха, эгоизма, альтруизма и др. Как считал Э. Фромм, эти установки могут быть сведены к двум фундаментальным: «иметь» (потреблять, пользоваться благами жизни) и «быть» (отдавать, творить, реализовывать себя). Второй - связан с рассмотрением жизни в качестве самоценности. Уже в самом факте существования человека, независимо от наполненности его жизни, с этой точки зрения, заключен великий смысл. Предназначение здесь просто в том чтобы жить. Третий – придает жизненному предназначению трансцендентный и сакральный характер, связывая земное существование человека со служением высшим ценностям и идеалам, а перспективы – с потусторонним бытием. Четвертый – сводит смысл жизни к целям, которые ставит перед собой человек и которые он стремится реализовать в своей деятельности на служение другим. Особый интерес вызывает концепция надвитального бытия Шелера, в которой философ трактует дух как принцип, выражающий надвитальное предназначение человека. Он включает в понятие духа наряду с созерцанием идей и узрением сущности, также разнообразные эмоциональные и волевые акты: доброту, любовь, раскаяние, благоволение, отчаяние, свободное решение и т.д. Дух предстает как нечто, противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных, абсолютных ценностей. Самобытность человека, по Шелеру выражает соотнесенность порыва и духа. При этом, хотя человек способен свободно отвергнуть жизнь, он призван, считал философ, испытывать преклонение перед жизнью, сохранять и развивать всякую жизнь. Шелер стремился построить иерархию объективных ценностей и обосновать идею Бога в качестве высшей ценности. Переживание человеком ценностей (любви к Богу, жизни, другой личности и т.д.) Шелер трактует не как психический, а как космический акт. В целом, понимание своего предназначения человеком является ведущим критерием сформированности личности, показателем того, насколько человек готов управлять своей жизнью и независим от внешних обстоятельств, оно определяет развитость его самосознания, способность выбирать ту систему ценностей и целей, которую он будет реализовывать в своей жизни. Понимание предназначения связано с выделением в жизни смысла, который содержит в себе в наиболее общем виде три аспекта: - целевой – определяет стратегию и тактику жизни; - эмоциональный – отражает удовлетворенность человека своей жизнью, ее эмоциональную насыщенность; - волевой – является движущей силой активности личности, обеспечивает ее готовность к достижению жизненных целей. Поиск и обретение смысла жизни – это не одномоментный акт, а длительный процесс, его трансформация может происходить в течение всей жизни человека. Результатом утраты смысла жизни является потеря человеком жизнеспособности, воли к жизни, интереса к ее процессу и результату.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.249.84 (0.009 с.) |