Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Философское учение о человеке.Содержание книги Поиск на нашем сайте
План: 1. Человек – особый род сущего. 2. Характеристики человека. 3. Тайны человеческого бытия: 3.1.Происхождение человека; 3.2. Свобода личности и ответственность; 3.3. Проблема смысла жизни; 3.4. Ценности человека. 4. Этика и ее проблемы. 1. Человек как проблема и тайна. Человек не есть что-то заданное исключительно природным, социальным или духовным мирами. Невозможность изучения человека как объекта. Попытка выявить природу и сущность человека в философской антропологии. Отсутствие единого взгляда на проблему, что есть человек. Философская антропология о своеобразии человека как земного творения. Проблематичность описания человека только через одну из таких характеристик. Невозможность выразить всю меру самобытности человека через какое-то человеческое качество. Раскрытие своеобразие человека через нестандартные формы его бытия. Невыводимость высшего самосознания человека из природного мира. Открытость человека, незавершенность, способность преодолевать видовую ограниченность как возможный подход к проблеме уникальности человека. Двойственность самосознания человека. Человек как «точка пересечения двух миров». Человек как особый род сущего. Античность. Человек как микрокосмос, актер и герой. Тело и душа. Ум как высшая часть души и подлинное человеческое «Я». Кардинальные добродетели. Сократ как идеал человека в античности. Синтез античных философских и христианских идей в представлении человека в средние века. Библейская картина мира. Человек как венец творения. Свобода и грехопадение. Тело, душа и дух. Любовь как бескорыстное желание блага другому и исполнение воли Бога. Вера, надежда, смирение. Иисус Христос как идеал человека в христианстве. Представление о святости в средние века. Противопоставление видимого, дольнего и невидимого, горнего. Мнимый возврат к античности и мнимый разрыв со средневековьем в эпоху Возрождения. Рождение представлений о могуществе человека и божественной силе его интеллекта. Титанизм. Рождение индивидуальности. Человек как царь природы в философии Нового времени. Эволюция европейского понимания человека: деизм, натурализм, нигилизм. Разум, культура и природа. Гений как идеал новоевропейского человека. Критика ненаучного мышления и исчезновение единства в понимании человека. Философия ХХ века и осознание проблемы человека. Смысл жизни и абсурд. Сизиф как образ совершенного человека в экзистенциализме. 2. Природа и сущность человека. Природа человека как стойкие неизменные черты, выражающие его особенности как живого существа. Сущность человека как то, что верховенствует в его природе. Зависимость определения сущности от мировоззренческой позиции философа. Возможность превосходить природную данность в сущности человека. Биологическое и социальное в человеке. Две программы человека: инстинктуальная и социально-культурная. Принадлежность человека к природному миру по телесной организации и физиологическим функциям. Обусловленность поведения человека социальными и культурными стандартами. Двойственность детерминации человека. Телесность и духовность человека. Тело как природная основа человека. Значение телесного начала в человеке. Социальность и духовность человека. Понятие духа и души в религиозной и научной трактовке. Индивид, индивидуальность, личность человека. Индивид как единичный представитель биологического вида homo sapiens. Личность как социологическая трактовка индивида, включающая набор социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире ценностных ориентаций. Индивидуальность как культурологическая трактовка индивида, его неповторимость, оригинальность, самобытность. 3.1. Тайна происхождения человека. Различные концепции происхождения человека: религиозная концепция, концепция внеземного происхождения человека, научная концепция. Теория Ч.Дарвина и данные наук. Понятие антропогенеза. Теория Ф.Энгельса, объясняющая, что послужило причиной выделения человека из природного мира. Роль труда, мышления и речи в становлении человека. Понятие социогенеза. Развитие науки в ХХ в.: роль мутационного скачка и изменений в механизме наследственности в появлении человека. Основные факторы и компоненты антропосоциогенеза: природный, анатомо-морфологический и социальный. Перестройка жизнедеятельности высших антропоидов как связующее звено между социальными и антропологическими процессами. Трудности научного объяснения происхождения человека: проблема недостающего звена; проблема сверхвозможностей мозга. 3.2. Вопрос о смысле жизни как проблема философии. Подходы к решению проблемы: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях: единственное, что делает жизнь осмысленной – это соучастие в богочеловеческой жизни; смысл жизни за пределами жизни: прогресс предполагает цель, а цель придает смысл; смысл жизни созидается самим субъектом: жизнь не имеет смысла проистекающего из прошлого или будущего или потустороннего мира, в ней нет раз и навсегда заданного смысла, только мы сами придаем ей смысл. Решение вопроса о смысле жизни в истории философии: гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, прагматизм, христианская православная традиция, материализм. Категория смысл жизни как регулятивное понятие присущее всякой развитой мировоззренческой системе. Смысл жизни как философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности задачу, реализующуюся в социальной деятельности. Невозможность однозначного ответа на вопрос о смысле жизни. Применимость этой категории к жизни конкретного человека. Зависимость определения смысла жизни от мировоззрения, возраста, исторических условий и т.д. Необходимость ответа на этот вопрос. Связь проблемы смысла жизни и проблемы смерти. Танатология как учение о смерти. Философский аспект осмысления феномена смерти. 3.3. Свобода как характеристика сущности человека, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не в следствие принуждения. Эволюция понятия от отрицательной свободы (свобода от …) до положительной (свобода для …). Диапазон понимания свободы: от полного отрицания свободы до признания безграничности, субстанциональности свободы. Соотнесенность понятия свобода с понятием воля в русской философии. Свобода воли как возможность беспрепятственного самоопределения человека в осуществлении задач и выбора. Воля как сознательное и свободное устремление человека к осуществлению своей цели. Духовный характер волевого устремления. Зрелость личности - необходимое условие свободы воли. Условия свободы: отсутствие внешнего принуждения и запрета; наличие сознательности и рефлексии, способность видеть наличные варианты и остановится на одном из них; наличие ориентиров свободной воли – ценностей, целей, идеалов – для возможности позитивной свободы. Предмет свободного выбора: исходные эмоционально-нравственные ориентиры, конкретные цели, решения, средства достижения целей. Связь свободы и ответственности. Позиция экзистенциализма. Ответственность как способность принять последствия совершаемых поступков. Условия полноты ответственности: свобода совершаемого действия; преднамеренность поступков; вменяемость человека. Различия в позициях относительно того, перед кем ответственен человек: перед другими людьми, перед Богом, перед собой, перед собой и перед другими – человек в ответе перед собственной совестью, которая соединяет с остальным миром и обязывает к бесконечному благожелательству. Специфика понимания свободы и ответственности в ХХI веке. 3.4. Ценности как исходный пункт поведения и принятия решений. Ценностные ориентиры как одна из важнейших потребностей человека. Деление ценностей по содержанию, по знаку, на практические и духовные, на высшие и низменные. Учение Аристотеля о благах, понятие высшего блага как того, что ценно само по себе. Безусловность высшего блага. Высшее благо как идеал. Значения понятия идеал: высшая степень наилучшего; завершенное состояние какого-либо явления; индивидуально принятый стандарт. Идеал как стандарт для определения добра и зла. Наиболее известные комплексы добродетелей: античность, христианство, этика ненасилия. Эстетические ценности как синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Эстетика и эстетические ценности. Эстетические представления и художественные идеалы в истории культуры. Категории эстетики: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. 4. Происхождение термина этика. Характеристика этических добродетелей у Аристотеля. Понятие этика в философии Аристотеля. Попытки различения терминов этика, мораль, нравственность. Предпосылки появления этики: свобода, ответственность и способность совершать действия, ориентируясь не только на биологические и материальные потребности. Роль этики в выработке ценностных ориентиров, позволяющих различать добро и зло. Различие в понимании добра и зла в различных культурах. Этика как нормативная дисциплина, открывающая то, чего в окружающем природном и социальном мире еще нет. Существование морали как попытка описать не то, что есть, а то, что должно быть. Моральное измерение человека: разумность, ориентация на высшее благо, добрая воля. Моральное измерение общества: социальность, всеобщность, автономия воли, взаимность отношений. Золотое правило нравственности. Особенности функционирования морали. Мораль как практическое, деятельное сознание; вездесущность морали; абсолютность, негативизм и недостижимость моральных требований.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.006 с.) |