Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Гносеология – учение о познании.Содержание книги Поиск на нашем сайте
План: 1. Сознание и самосознание. 2. Мышление и язык. 3. Феномен человеческого познания. 4. Практика и творчество как специфически человеческие способы познания и преобразования действительности. 5. Роль формальной логики в процессе познания. Понятие диалектической логики. 6. Понятие рационального и иррационального. 7. Проблема истины. 8. Особенности социально-гуманитарного познания. Понимание как одна из особенностей. 1. Понятие сознания. Активный, целенаправленный, творческий характер сознания. Потребность изменить мир как основа целеполагающей деятельности сознания. Содержание сознания: ощущения, восприятия, представления, понятия, переживания и самосознание. Роль внимания, интенции, воли и памяти в деятельности сознания. Факторы, обуславливающие сознание: внешний предметный и духовный мир; социокультурная среда; духовный мир индивида; мозг; космическое информационно-смысловое поле. Источники сознания. Самосознание как способность человека осознавать свои действия, мысли, чувства и т.д. Связь самосознания с рефлексией. Самосознание как условие самосовершенствования. История обращения философов к проблеме самосознания. Социальный фактор в становлении самосознания. 2. Мышление как сфера понятий, через которые отображается сущность предмета. Мышление как обобщающее, синтезирующее сознание. Ощущения, восприятия, представления как основа мышления. Роль мышления в установлении связей между ними, осмыслении их. Логические формы как продукты мышления: понятия, суждения, умозаключения. Структура мышления: бессловесная и физически выраженная формы мышления; конкретное и абстрактное мышление. Язык как система материальных знаков, за которыми закрепляются определенные общезначимые смыслы. Язык как средство выражения идеального. Понятие идеального. Связь языка и мышления. Общее между ними. Различия меду языком и мышлением. Философские проблемы языка и мышления. 3. Понятие познания. Субъект и объект познания. Познание как важнейшая часть человеческой жизнедеятельности. История решения вопроса о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека, а если может, то каким образом: агностицизм, скептицизм, наука. Знание как основа познания. Идеальность знания. Понятие отражения как выражение отношения знания к объективной реальности. Исторические типы знания: обыденное знание, мудрость, опыт, научное знание. Рациональный и чувственный уровни познания. Чувственный уровень (ощущения, восприятия, представления) как источник знаний. Рациональный уровень (мышление и его формы, гипотезы, теории) как знание выходящее за пределы чувственных представлений. Роль рассудка и разума. Понятия как обобщение чувственных данных и идеализации. Эмпирический и теоретический уровни науки. Эмпирический уровень: наблюдения, эксперименты, факты. Теоретический уровень: гипотеза, теория, абстракция, анализ, синтез. 4. Практика как совокупная деятельность человечества по преобразованию природы и формированию социальных отношений. Связь практики с познанием. Практика как показатель активности человеческого познания. Влияние социокультурного контекста. Законы практики. Формы практики. Функции практики. Творчество как деятельность человека, созидающего новые объекты и качества, образы и знания. Способность человека превосходить в акте творчества то, что он совершил, его открытость для новых свершений. Индивидуально-личностный характер творчества. Саморазвитие человека в акте творчества, обогащение его духовного мира. Необходимость затрат умственной и физической энергии. Ответственность творца за создание новых смыслов, символов, настроений. Способы реализации творческой активности. Роль творчества в осуществлении прогресса во всех сферах общественной жизни. 5. Формальная логика как наука, исследующая основные формы мышления. История становления логики: основы формальной логики в философии Аристотеля, теория индуктивных умозаключений, символическая логика, математическая логика. Формальная логика как основа любого теоретического исследования. Ее роль в современной науке. Практическое применение логики как средства оценки корректности суждения. Связь логики с познавательными процессами. Формирование знаний в рамках логики о всеобщих законах мышления, исследование всеобщих форм доказательств, принципов индуктивного рассуждения и рассуждений на основе сходства (аналогий). Закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Диалектическая логика и ее «содержательный» характер. 6. Наука как исторически конкретный тип рациональности. Связь классического рационализма с основополагающим принципом как исходным моментом развития мысли. Концептуально-дискурсивное понимание мира. Понятие рациональности и его опора на данные мысли, логические доказательства, проверенные и достоверные расчеты. Признаки рациональности. Оптимистический характер рационализма. Актуальность проблемы рациональности, ее форм, соотношение с иррациональными формами освоения мира. Критика классического рационализма в истории философии. Необходимость переосмысления понятия рациональность, отказ от однозначной логико-рассудочной трактовки разума. Введение представлений об историчности разума, о влиянии факторов ранее относимых к сфере иррационального. Современное понимание рациональности как универсального средства организации деятельности, эффективного исполнения замыслов и достижения целей, как способности разума к целостному охвату природы, общества, собственной субъективности. Понятие иррационального. Единство понятий иррационального и рационального применительно к феноменам человеческого сознания и деятельности. Понятие нерационального. 7. Истина как цель познания. Диалектическая связь истины и заблуждения. Заблуждение как знание не соответствующее предмету, несовпадающее с ним. Неизбежность заблуждения. Отличие заблуждения от лжи и ошибок. Истина как знание соответствующее своему предмету. Истина в понимании К.Поппера. М.Хайдеггер об истине. Вопрос о критерии истины как вопрос о том, можно ли отличить истину от заблуждения. Исторические варианты решения вопроса о критерии истины. Неудовлетворительность этих решений. Попытка найти критерий истины за пределами знания. Практика как критерий, позволяющий отличить истинное знание от ложного. Диалектический и исторический характер практики как критерия истины. Признаки истины. Объективность истины как конечная обусловленность истины реальной действительностью и независимость ее от конкретных людей. Субъективность истины по форме: истину познают люди, которые выражают ее в определенных субъективных формах. Абсолютность истины как выражение ее устойчивости. Относительность истины как выражение неполноты, условности, приблизительности, незавершенности познания истины. Две крайние позиции в понимании соотношения абсолютности и относительности истины: догматизм и релятивизм. Свойства истины: непротиворечивость, конкретность, способность к самокритичности, простота, эвристичность. 8. Определение науки. Направленность науки на мир природы: естественные науки. Направленность на мир человека: социально-гуманитарные науки. Характерные черты социально-гуманитарных наук: его предметом является мир человека, а не просто вещь как таковая; имеет дело с предметными и субъективными ценностями; явления исследуются со стороны качества, а не количества; отсутствие общепринятых парадигм, подвижность и расплывчатость эмпирического базиса; формой постижения является диалог; наряду с объяснением необходимо понимание. Феномен понимания как движение в смыслах в двух направлениях: как приобщение к уже существующим смыслам и как смыслообразование. Понимание в повседневной жизни залог успешности общения, ориентации в наличной ситуации. Изучение феномена понимания герменевтикой. Цель понимания – перенесение смысловой связи из другого мира в собственный. Необходимость внимательного отношения к другим смысловым мирам в современную эпоху.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.006 с.) |