Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Гносеология – учение о познании.

Поиск

План:

1. Сознание и самосознание.

2. Мышление и язык.

3. Феномен человеческого познания.

4. Практика и творчество как специфически человеческие способы познания и преобразования действительности.

5. Роль формальной логики в процессе познания. Понятие диалектической логики.

6. Понятие рационального и иррационального.

7. Проблема истины.

8. Особенности социально-гуманитарного познания. Понимание как одна из особенностей.

1. Понятие сознания. Активный, целенаправленный, творческий характер сознания. Потребность изменить мир как основа целеполагающей деятельности сознания. Содержание сознания: ощущения, восприятия, представления, понятия, переживания и самосознание. Роль внимания, интенции, воли и памяти в деятельности сознания. Факторы, обуславливающие сознание: внешний предметный и духовный мир; социокультурная среда; духовный мир индивида; мозг; космическое информационно-смысловое поле. Источники сознания. Самосознание как способность человека осознавать свои действия, мысли, чувства и т.д. Связь самосознания с рефлексией. Самосознание как условие самосовершенствования. История обращения философов к проблеме самосознания. Социальный фактор в становлении самосознания.

2. Мышление как сфера понятий, через которые отображается сущность предмета. Мышление как обобщающее, синтезирующее сознание. Ощущения, восприятия, представления как основа мышления. Роль мышления в установлении связей между ними, осмыслении их. Логические формы как продукты мышления: понятия, суждения, умозаключения. Структура мышления: бессловесная и физически выраженная формы мышления; конкретное и абстрактное мышление. Язык как система материальных знаков, за которыми закрепляются определенные общезначимые смыслы. Язык как средство выражения идеального. Понятие идеального. Связь языка и мышления. Общее между ними. Различия меду языком и мышлением. Философские проблемы языка и мышления.

3. Понятие познания. Субъект и объект познания. Познание как важнейшая часть человеческой жизнедеятельности. История решения вопроса о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека, а если может, то каким образом: агностицизм, скептицизм, наука. Знание как основа познания. Идеальность знания. Понятие отражения как выражение отношения знания к объективной реальности. Исторические типы знания: обыденное знание, мудрость, опыт, научное знание. Рациональный и чувственный уровни познания. Чувственный уровень (ощущения, восприятия, представления) как источник знаний. Рациональный уровень (мышление и его формы, гипотезы, теории) как знание выходящее за пределы чувственных представлений. Роль рассудка и разума. Понятия как обобщение чувственных данных и идеализации. Эмпирический и теоретический уровни науки. Эмпирический уровень: наблюдения, эксперименты, факты. Теоретический уровень: гипотеза, теория, абстракция, анализ, синтез.

4. Практика как совокупная деятельность человечества по преобразованию природы и формированию социальных отношений. Связь практики с познанием. Практика как показатель активности человеческого познания. Влияние социокультурного контекста. Законы практики. Формы практики. Функции практики.

Творчество как деятельность человека, созидающего новые объекты и качества, образы и знания. Способность человека превосходить в акте творчества то, что он совершил, его открытость для новых свершений. Индивидуально-личностный характер творчества. Саморазвитие человека в акте творчества, обогащение его духовного мира. Необходимость затрат умственной и физической энергии. Ответственность творца за создание новых смыслов, символов, настроений. Способы реализации творческой активности. Роль творчества в осуществлении прогресса во всех сферах общественной жизни.

5. Формальная логика как наука, исследующая основные формы мышления. История становления логики: основы формальной логики в философии Аристотеля, теория индуктивных умозаключений, символическая логика, математическая логика. Формальная логика как основа любого теоретического исследования. Ее роль в современной науке. Практическое применение логики как средства оценки корректности суждения. Связь логики с познавательными процессами. Формирование знаний в рамках логики о всеобщих законах мышления, исследование всеобщих форм доказательств, принципов индуктивного рассуждения и рассуждений на основе сходства (аналогий). Закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Диалектическая логика и ее «содержательный» характер.

6. Наука как исторически конкретный тип рациональности. Связь классического рационализма с основополагающим принципом как исходным моментом развития мысли. Концептуально-дискурсивное понимание мира. Понятие рациональности и его опора на данные мысли, логические доказательства, проверенные и достоверные расчеты. Признаки рациональности. Оптимистический характер рационализма. Актуальность проблемы рациональности, ее форм, соотношение с иррациональными формами освоения мира. Критика классического рационализма в истории философии. Необходимость переосмысления понятия рациональность, отказ от однозначной логико-рассудочной трактовки разума. Введение представлений об историчности разума, о влиянии факторов ранее относимых к сфере иррационального. Современное понимание рациональности как универсального средства организации деятельности, эффективного исполнения замыслов и достижения целей, как способности разума к целостному охвату природы, общества, собственной субъективности. Понятие иррационального. Единство понятий иррационального и рационального применительно к феноменам человеческого сознания и деятельности. Понятие нерационального.

7. Истина как цель познания. Диалектическая связь истины и заблуждения. Заблуждение как знание не соответствующее предмету, несовпадающее с ним. Неизбежность заблуждения. Отличие заблуждения от лжи и ошибок. Истина как знание соответствующее своему предмету. Истина в понимании К.Поппера. М.Хайдеггер об истине. Вопрос о критерии истины как вопрос о том, можно ли отличить истину от заблуждения. Исторические варианты решения вопроса о критерии истины. Неудовлетворительность этих решений. Попытка найти критерий истины за пределами знания. Практика как критерий, позволяющий отличить истинное знание от ложного. Диалектический и исторический характер практики как критерия истины.

Признаки истины. Объективность истины как конечная обусловленность истины реальной действительностью и независимость ее от конкретных людей. Субъективность истины по форме: истину познают люди, которые выражают ее в определенных субъективных формах. Абсолютность истины как выражение ее устойчивости. Относительность истины как выражение неполноты, условности, приблизительности, незавершенности познания истины. Две крайние позиции в понимании соотношения абсолютности и относительности истины: догматизм и релятивизм. Свойства истины: непротиворечивость, конкретность, способность к самокритичности, простота, эвристичность.

8. Определение науки. Направленность науки на мир природы: естественные науки. Направленность на мир человека: социально-гуманитарные науки. Характерные черты социально-гуманитарных наук: его предметом является мир человека, а не просто вещь как таковая; имеет дело с предметными и субъективными ценностями; явления исследуются со стороны качества, а не количества; отсутствие общепринятых парадигм, подвижность и расплывчатость эмпирического базиса; формой постижения является диалог; наряду с объяснением необходимо понимание. Феномен понимания как движение в смыслах в двух направлениях: как приобщение к уже существующим смыслам и как смыслообразование. Понимание в повседневной жизни залог успешности общения, ориентации в наличной ситуации. Изучение феномена понимания герменевтикой. Цель понимания – перенесение смысловой связи из другого мира в собственный. Необходимость внимательного отношения к другим смысловым мирам в современную эпоху.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.006 с.)