Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Место и роль философии в культуре.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
О.В. Захарова ПРОГРАММА КУРСА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ Учебно - методический комплекс для студентов направления «Экономика»
Издательство Тюменского государственного университета УДК – 1(075) ББК – 87.3 я 73 З – 382 О.В. Захарова ПРОГРАММА КУРСА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ: учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика». Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. 60 с. Программа курса и планы семинарских занятий составлены в соответствии с государственным стандартом. Содержат пояснительную записку, подробную программу курса по философии, планы семинарских занятий, словарь терминов, дополнительные задания, вопросы для самоконтроля, основную и дополнительную литературу по курсу «Философии». Учебно-методический комплекс может быть использован как при подготовке к семинарам, так и при самостоятельном, дополнительном изучении материала. Предназначен для студентов высших учебных заведений.
Работа утверждена на заседании кафедры философии.
Автор: Захарова О.В., к.филос.н., доцент. Ответственный редактор: Щербинин М.Н., д.филос.н., проф. Рецензенты: В.Н.Телегин, к.филос.н., доцент кафедры философии ТюмГУ; Анисин А.Л., к.филос.н., доцент кафедры философии, истории, социологии и экономики ТЮИ МВД России.
© Тюменский государственный университет, 2006 © Издательство Тюменского государственного университета, 2006 © Захарова О.В., 2006 ОГЛАВЛЕНИЕНИЕ 1. Пояснительная записка……………………………………….….....…4 2. Тематический план…………………………………………….….....…7 3. Содержание дисциплины……………………………………………. 8 3.1. Тема 1. Место и роль философии в культуре……………… ….8 3.2. Тема 2. Онтологизм древнегреческой философии………..…10 3.3. Тема 3. Теоцентризм средневековой философии……………..12 3.4. Тема 4. Философия эпохи Возрождения…………….………….13 3.5. Тема 5. Гносеологическая направленность философии Нового времени…………………………………………………..……..….....13 3.6. Тема 6. Общая характеристика русской философии 19-нач.20 в…………………………………………………………………………16 3.7. Тема 7. Современная западная философия…………………...16 3.8. Тема 8. Онтология – учение о бытии…………………………….17 3.9. Тема 9. Гносеология – учение о познании……………………....21 3.10. Тема 10. Социальная философия…………………….……….…26 3.11. Тема 11. Философское учение о человеке………………….…..28 3.12. Тема 12. Глобальные проблемы современности……………....34 4. Планы семинарских занятий …………….……………………….….. 36 5. Словарь терминов по курсу …………………….………………….… 41 6. Темы для дополнительных письменных работ…….…………...…. 48 7. Вопросы для самоконтроля…………………………………………….52 8. Список основной и дополнительной литературы для чтения….. 55 1. Пояснительная записка: Предлагаемая программа курса составлена с учетом требований государственного стандарта. В программе курса прослеживается процесс возникновения, эволюции и современного состояния философии. Особое внимание уделяется основным философским учениям и творчеству великих мыслителей. Важное место отводится изучению проблем философии, демонстрируются причины их возникновения, попытки решения в истории философии в различных культурах и исторических эпохах. Цели изучения дисциплины: 1) осмысление современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации; 2) углубление процесса самопознания; 3) формирование целостного восприятия истории, социума; 4) формирование культуры научного мышления. Задачи курса: 1) изучение важнейших понятий, принципов философии и философской аргументации; 2) анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития; 3) выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление; 4) формирование понимания насущных проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством; 5) способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем; 6) обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами; 7) развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл. Программа предназначена для тех факультетов и специальностей, где аудиторное изучение философии рассчитано на 36 лекционных часов и 36 семинарских. Разумеется, в рамках столь короткого курса невозможен полноценный лекционный охват материала. Поэтому структура курса имеет следующую специфику. В лекционном курсе историко-философским темам уделяется минимальное внимание, они рассматриваются обзорно. Основная нагрузка по изучению тем: «Онтологизм античной философии», «Теоцентризм средневековой философии», «Философия эпохи Возрождения», «Гносеологическая направленность философии Нового времени», «Общая характеристика русской философии 19 – нач.20 в.», «Современная западная философия» ложится на семинарские занятия. Другие разделы философии рассматриваются почти исключительно в рамках лекционного курса. Такая структура объясняется относительной легкостью историко-философского материала в сравнении с другими разделами. Опираясь на учебники, под руководством преподавателя студенты, как показывает опыт, справляются с поставленными учебными задачами. Данное построение курса используется при изучении философии студентами МИФУБа в течение нескольких лет и доказало свою состоятельность. В планах семинарских занятий присутствует вводная тема «Философия, ее роль и место в культуре», которая часто изучается без предварительной лекции, согласно расписанию. Поэтому основной акцент сделан на специально разработанный «Сборник текстов для семинарских занятий по философии» (Сборник текстов для семинарских занятий по философии. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. – 76с.). Сборник содержит как отрывки из необходимых учебных пособий, философских произведений, так и задания по ним. Большая часть семинаров, как было указанно, посвящена истории философии. В курсе не рассматривается история восточной философии, но это специально объясняется объемом аудиторных часов. На каждом семинаре, кроме заранее подготовленных ответов, студенты выслушивают доклады, не более 2-3-х, и выполняют задания по сборнику текстов. Планы семинаров содержат как вопросы, выносимые на экзамен, так и вопросы, остающиеся за рамками экзаменационных, но необходимые для интеллектуального и духовного роста студентов. Для подбора основной и дополнительной литературы по темам необходимо пользоваться каталогами Информационного центра ТюмГУ или данным учебно-методическим комплексом. В учебно-методическом комплексе также содержится список терминов, которые необходимо знать к экзамену. Указаны темы дополнительных письменных заданий и дан список основной и дополнительной литературы для чтения. 2. Тематический план:
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Философия, ее роль и место в культуре. План: 1. Почему, зачем человек философствует? 2. Философские вопросы, о чем они? 3. Из чего и как рождается философия? 4. Кто же такой философ? 5. Как, в чем объективируется философское знание? 6. Какому обществу нужна и какому не нужна философия? 7. В чем предмет философии? Задания 2-5 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии». Тема 8. Онтология – учение о бытии. Задания 17-20 из «Сборника текстов для семинарских занятий по философии». СЛОВАРЬ Терминов по курсу
Агностицизм – учение, полностью или частично отрицающее возможность познания мира. Аксиология – философское учение о ценностях. Анализ – процедура мысленного или реального расчленения предмета на части и рассмотрение частей по отдельности. Антиглобализм – социально-политическое движение, возникшее в конце XX в., сторонники которого считают необходимым изменить господствующую ныне либеральную капиталистическую форму глобализации. Основной целью движения является развитие процессов интеграции экономик, народов и культур на основах демократии, социальной справедливости, уважения самостоятельности и самобытности национально-культурных образований. Антропология – учение о человеке. Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Бытие – мир в целом, реальность как целое. Время – это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Гипотеза - допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Глобализация – объективный процесс в современных международных отношениях, высшая стадия интернационализации или взаимодействие национальных хозяйств на мировом рынке. Г. характерна для информационно-коммуникационных, торговых и валютно-финансовых отношений, транснациональных корпораций. Глобальные проблемы – комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним и отдельные регионы и страны. Гносеология – учение о познании. Государство – основной политический институт классового общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и организаций данного общества в целях защиты его экономической и социальной структур. Гуманизм – идеология, ориентированная на признание достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, человечность общественных отношений. Движение – это изменение, способ существования сущего. Детерминизм – учение об обусловленности всего сущего. Диалектика – 1. естественный ход событий, развертывание и разрешение противоречий, образование единства; 2. учение об естественном ходе событий, объективных законах связи противоположностей; 3. метод мышления, раскрывающий единство и борьбу противоположностей. Дуализм – учение, берущее за основу мира два равнозначных и независимых начала. Заблуждение – знание не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Знание – результат процесса познания, адекватное отражение действительности в сознании человека. Идеализм – учение, считающее основой мира дух, сознание. Идеальное – специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в сознании и духовном аспекте жизнедеятельности субъекта. Интерсоциальные глобальные проблемы – проблемы характеризующие отношения между государствами и группами государств: проблема войны и мира, проблема терроризма, проблема установления справедливого экономического порядка. Иррационализм – учения, считающие основными источниками познания интуицию, волю, воображение, мистическое озарение, данные которых обрабатывает разум, не способный вместить все многообразие духовной и материальной реальности. Иррациональное – 1. диалектическая противоположность рационального, то, что еще не вошло в сферу осознанного, продуманного, обоснованного как теоретически, так и практически; 2. нечто неразумное, отрицающее разум, борющееся с ним; 3. нечто по своему внутреннему характеру не способное быть предметом мысли, нечто, что может быть названо, но не объяснено. Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таковым, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания; объективное содержание сознания. Категории – наиболее общие и наиболее простые утверждения о реальности. Качество – все, что принадлежит вещи, все, в чем вещи сходны или отличаются друг от друга. Количество – совокупность однородных элементов, образующих данное качество. Креационизм – учение, согласно которому Бог сотворил мир из ничего. Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление открыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесении со смыслом сущего. Материализм – учение, считающее основой мира материю, природу, объективную реальность. Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания. Мера – единство количества и качества. Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентира и регулятора его поведения. Мифология – образно-художественный способ объяснения явлений природы, жизни людей, взаимоотношений земного и космического начал. Монизм – учение, согласно которому в основе мира лежит одно начало. Мышление – высшая форма отражения действительности субъектом, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании явлений и процессов природы, общества и самого сознания. Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное некоторой задачей деятельности. Натурфилософия – философия, ориентированная на познание и умозрительное истолкование природы. Наука – форма духовной деятельности людей по производству новых знаний, обладающих объективной значимостью. Общественно-экономическая формация – целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития. Общество – продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Онтология – учение о бытии. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу. Плюрализм – учение, согласно которому в основе мира лежат много равнозначных и независимых друг от друга начал. Познание – обусловленный исторической практикой процесс приобретения и развития знания, процесс взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире. Политическая сфера общества – это область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства. Понимание – истолкование, интерпретация познаваемого в соответствии с целями и задачами человека. Понятие – форма мышления, отражающая существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в определениях. Правовое государство – это форма организации и деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Практика – совокупная деятельность человечества по преобразованию природы и формированию социальных отношений. Провиденциализм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного плана спасения человека. Пространство – форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Противоположности – то, что по отношению друг к другу выступает как иное. Развитие – необходимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов приводящее к возникновению нового качества. Разум – мыслительная способность раскрывать сущность действительности. Рассудок – способность строго оперировать понятиями, приводить знание в определенную систему. Рационализм – учение, признающее разум основой познания и поведения людей. Рациональность – способность разума к целостному охвату природы, общества и человеческой субъективности. Религия – вера в высшие, абсолютные ценности. Релятивизм – учение об относительности любого суждения и мнения. Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Связь – философская категория, отражающая зависимость между явлениями, взаимообусловленность всего сущего Секуляризация – процесс освобождения государства от влияния церкви, раскрепощения сознания от церковных догм. Синтез – соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон. Сознание – высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Субстанция – сущность, то, что лежит в основе. Суждение – форма мышления, отражающая связи, взаимоотношения между вещами. Сциентизм – позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии правильной ориентации человека в мире. Творчество – деятельность человека по созданию новых объектов, качеств, образов и знаний. Теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о связях и закономерностях определенной области действительности. Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому реальностью определяющей все сущее в мире является Бог. Умозаключение – логическая форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание. Философия как форма мировоззрения – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку. Цивилизация – целостность духовной и материальной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Экологический кризис – отчетливо обнаружившееся противоречие между производительной деятельностью человека и возможностями биосферы выносить нагрузки антропогенного характера. Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эмпиризм – направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Этика – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль и различные системы ее обоснования. Язык – система материальных объектов, знаков, за которыми закрепляются определенные общезначимые смыслы. Работа № 1. В главе 20 Второй книги Моисеевой (Библия. Исход.) прозвучали 10 заповедей, которым должен следовать каждый человек. Прочтите их. Проанализируйте, почему Вы выполняете эти заповеди? Нарушаете ли Вы их? Объясните почему. Работа № 2. Работа № 3. Ф.Бэкон. «Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами площади и четвертый — идолами театра. <...> Идолы рода находят основание в самой природе человека... Ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия, как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивает к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде. Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам... Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом, или общем, мире. Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей, этих идолов мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям. Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры... При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности. <...> Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум. Но в наибольшей степени запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства, предпочитается тому, что сразу чувств не возбуждает, хотя бы это последнее и было лучше. Человеческий ум по природе своей устремлен на абстрактное, и текучее мыслит как постоянное. Но лучше рассекать природу на части, чем абстрагироваться. Это и делала школа Демокрита, которая глубже, чем другие, проникла в природу. Следует больше изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие и закон действия или движения, ибо формы суть выдумки человеческой души, если только не называть формами эти законы действия». //Хрестоматия по философии. Ред. И сост. А.А.Радугин. – Москва: Центр, 1998. – 432с. С.119-122. Вспомните, к какому направлению философии Нового времени принадлежит философия Ф.Бэкона. Какие главные задачи ставит Бэкон перед своей философией? Какое отражение они нашли в данном тексте? Что такое идолы, какие идолы выделяет Бэкон? Приведите примеры подобных идолов из Вашей жизни? Каким образом воля и страсти влияют на разум? Что следует делать, по мнению Бэкона, чтобы лучше познать природу? Какие знания о природе человека Вы можете почерпнуть из приведенных рассуждений? Работа № 4. СМЕРТЬ Утихнет жизни рокот жадный, И станет музыкою тишь, Гость босоногий, гость прохладный, Ты и за мною прилетишь. И душу из земного мрака Поднимешь, как письмо, на свет, Ища в ней водяного знака Сквозь тени суетные лет. И просияет то, что сонно В себе я чую и таю, Знак нестираемый, исконный, Узор, придуманный в раю. О, смерть моя! С землей уснувшей Разлука плавная светла: Полет страницы, соскользнувшей При дуновенье со стола. /В.Набоков/ (3; С.85) *** О господи, как совершенны Дела твои,— думал больной, Постели, и люди, и стены, Ночь смерти и город ночной. Я выпил снотворного дозу И плачу, платок теребя, О Боже, волнения слезы Мешают мне видеть тебя. Мне сладко при свете неярком, Чуть падающем на кровать, Себя и свой жребий подарком Бесценным твоим сознавать. Кончаясь в больничной постели, Я чувствую рук твоих жар, Ты держишь меня как изделье, И прячешь, как перстень, в футляр. /Б.Пастернак/ (8; С.416)
Какие размышления вызывает феномен смерти у Набокова? Как выражает свое переживание смерти Пастернак? Что объединяет эти произведения? Вспомните, что Эпикур говорил о смерти? Как различные философы решают проблему смерти? Вопросы для самоконтроля 1. Мировоззрение и философия. 2. Предмет философии. Основной вопрос философии. 3. Место и роль философии в культуре. Функции философии. 4. Предпосылки греческой философии, понятие и цель. 5. Фундаментальные проблемы античной философии. 6. Досократики: милетская школа, Гераклит, элеаты, древнегреческая атомистика, учение Пифагора. 7. Софисты и Сократ. 8. Философские взгляды Платона. 9. Философия Аристотеля. 10. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм. 11. Общая характеристика средневековой философии. 12. Патристика. Философия А.Августина. 13. Схоластика. Философия Ф.Аквинского. 14. Гуманизм и натурализм Возрождения. 15. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. 16. Общая характеристика философии Нового времени. 17. Эмпиризм и рационализм. Философия Р.Декарта. 18. Эмпирики и рационалисты. Философия Ф.Бэкона. 19. Французское Просвещение и французский материализм 18 в. Рационализм как миропонимание. 20. Общая характеристика немецкой классической философии 21. Критическая философия И.Канта. 22. Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегеля. 23. Общая характеристика русской философии. 24. Философия всеединства В.С. Соловьева. 25. Философская антропология Н.А. Бердяева. 26. Современная западная философия. 27. Философия жизни. 28. Психоаналитическая философия. 29. Экзистенциализм. 30. Понятие бытия и материи. 31. Пространство и время. 32. Движение и покой. 33. Понятие и принципы диалектики. 34. Законы диалектики. 35. Категории диалектики 36. Сознание и самосознание. 37. Мышление и язык. 38. Феномен познания. 39. Практика и творчество как специфические способы познания и преобразования действительности. 40. Роль формальной логики в познании. 41. Понятие рационального и иррационального. 42. Проблема истины. 43. Особенности социально-гуманитарного познания. Понимание как одна из особенностей. 44. Общество как саморазвивающаяся система. 45. Гражданское общество и государство. 46. Социум и индивид. 47. Движущие силы истории. 48. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 49. Человек, общество, культура. 50. Что такое человек. 51. Характеристики человека. 52. Свобода личности и ответственность. 53. Проблема смысла жизни. 54. Этика и ее проблемы. 55. Ценности человека. 56. Глобальные проблемы современности. 57. Пути выхода из кризиса и будущее человечества. Список основной литературы: 1. Асмус В. Ф. Античная философия (история философии), 2003. - 400 с. 2. Гуревич П. С. Основы философии: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений, 2004. - 439 с. 3. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: учеб. пособие для вузов, 2004. - 416 с. 4. Ильин В. В. История философии: учебник, 2003. - 732 с. 5. История философии: Учебник для вузов / Ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев, 2001. - 576 с. 6. История философии: Учебник для социально-гуманит. спец. вузов / Ред. Ч. С. Кирвель, 2001. - 728 с. 7. Канке В. А. Философия: Историч. и систематич. курс: Учебник для студ. вузов / В. А. Канке, 2001. - 344 с. 8. Кармин А. С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник для студ. и аспирантов вузов, 2001. - 536 с. 9. Любутин К. Н. История западноевропейской философии: учеб. пособие для вузов, 2002. - 240 с. 10. Радугин А. А. Философия [Текст]: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Радугин, 2001. - 272 с. 11. Скирбекк Г. История философии: Учеб. пособие для студ., 2001. - 800 с. 12. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. пособие для студ. вузов, 2002. - 736 с. 13. Степанянц М. Т. Восточная философия: вводный курс; Избранные тексты / М. Т. Степанянц, 2001. - 511 с. 14. Тихонравов Ю.В. Философия: учеб. пособие, 2000. - 269 с. 15. Философия: 100 экзаменационных вопросов / ред. В. П. Кохановский, 2000. - 256 с. 16. Философия: учеб. для студ. вузов / ред. В. Д, Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов, 2002. - 704 с. 17. Философия: Учеб. пособие для вузов / ред. Ю. А. Харин, 2000. - 416 с. 18. Философия: учеб. пособие для студ. вузов / отв. ред. В. П. Кохановский, 2006. - 576 с. 19. Философия: учеб.-метод. комплекс / М. Н. Щербинин, В. Н. Телегин, С. М. Халин и др., 2000. - 212 с. 20. Философия: Учебник для студ. вузов / ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, 2002. - 584 с. 21. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. и напр. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В. В. Миронов и др, 2001. - 519 с. 22. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч.: Учеб. пособие для студ. вузов / Автономова Н.С., Баранова В.И., Грецкий М.Н. и др.; Отв. ред. Микешина Л. А. Ч. 2: Западная философия: Вторая пол. XIX - нач. XX в. XX век. На пороге XXI в.: [от Шопенгауэра до Дерриды], 2001. - 528 с. 23. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч.: Учеб. пособие для студ. вузов / Александрова З. А., Аралова Е.В., Бабинцев С.М. и др.; Отв. ред. Микешина Л. А. Ч. 3: Русская философия: [от Нестора до Лосева], 2001. - 672 с. 24. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для студ. нефилос. фак. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова, Филос. фак., 2005. - 576 с. 25. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие по курсу "Философия" для студ. вузов / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин, 2001. - 576 с. 26. Чанышев А. H. Философия Древнего мира: Учебник для студ. вузов, 2001. - 703 с. 27. Черникова И. В. Философия и история науки: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. подгот. и спец. "Философия" / И. В. Черникова, 2001. - 352 с. Список дополнительной литературы для чтения: 1. Августин А. Исповедь. - М.: Издательство “Ренессанс”, СПИВО - СиД, 1991. - 488с. 2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. – 543с. 3. Башляр Г. Психоанализ огня. - М.: Издательская группа “Прогресс”, 1993. - 176с. 4. Бердяев Н.А. Смысл творчества //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Искусство: ИЧП “Лига”, 1994. - С. 37-340. 5. Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – С. 12-250. 6. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: «Мысль»Ю, 1990. – 207 с. 7. Борхес Х.Л. В кругу развалин // Борхес Х.Л. Письмена бога. – М.: Республика, 1992. – 510с. 8. Волков Г.Н. У колыбели науки. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 224с. 9. Гадамер Г.-Г. Миф и разум // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - С. 92-99. 10. Гадамер Г.Г. Язык и понимание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - С. 43-60. 11. Гессе Г. Игра в бисер // Гессе Г. Избранное. - М.: Радуга, 1991. – С. 77-437. 12. Гессе Г. Поэт // Гессе Г. Избранное. – М.: Радуга, 1991. – С. 437-441. 13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972. - 318с. 14. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М.: Наука, 1993. - 432с. 15. Камю А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. – С. 119-357. 16. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. – С. 23-101. 17. Камю А. Посторонний // Камю А. Сочинения. В 5 т. Т. 1. – Харьков: Фолио, 1998. – С. 321-396. 18. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Киев: AirLand, 1994. - 504с. 19. Лосев А.Ф. Миф // Лосев А.Ф. История Античной эстетики в 2-х кн. Кн. 2. - М.: Искусство, 1994. - С. 347- 377. 20. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - 400 с. 21. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. М.: Наука, 1985. - 176с. 22. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. “Дегуманизация искусства” и др. работы. - М.: Радуга, 1991. 23. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека: учебное пособие. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. 91с. 24. Пивоваров Д.В. Религия как социальная связь: учебное пособие. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. - 93с. 25. Платон. Пир // Платон Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1993. - С. 81-134. 26. Платон. Федр // Платон Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1993. - С. 135-191. 27. Сартр Ж-П. Тошнота. - М.: Республика, 1994. - 496с. 28. Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм. // Тошнота. - М.: Республика, 1994. - С. 433-470. 29. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368с. 30. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. - Мн.: ООО “Попурри”, 1998. - 672с. 31. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1 // Шопенгаур А. О четверояком корне…Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии. - М.: Наука, 1993. - С. 125-607. 32. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2. М.: Наука, 1993. - 672с. 33. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990. – 230 с. 34. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Вопросы философии №1 1988г. с.133-153 35. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. - 527с.
Ольга Владимировна Захарова
ПРОГРАММА КУРСА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ Учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика»
Редактор Технический редактор Компьютерная верстка Компьютерный дизайн обложки Трафаретная печать Офсетная печать
Подписано в печать _________ Тираж _______ Объем _______ п.л. Формат ________ Заказ ________ Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10. О.В. Захарова ПРОГРАММА КУРСА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ Учебно - методический комплекс |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.248.48 (0.016 с.) |