Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Темы для дополнительных письменных работ↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Работа № 1. В главе 20 Второй книги Моисеевой (Библия. Исход.) прозвучали 10 заповедей, которым должен следовать каждый человек. Прочтите их. Проанализируйте, почему Вы выполняете эти заповеди? Нарушаете ли Вы их? Объясните почему. Работа № 2. Опишите, что такое философское отношение к жизни. Работа № 3. Ф.Бэкон. «Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучать их, дадим им имена. Назовем первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами площади и четвертый — идолами театра. <...> Идолы рода находят основание в самой природе человека... Ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия, как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивает к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде. Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам... Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом, или общем, мире. Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей, этих идолов мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям. Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры... При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности. <...> Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум. Но в наибольшей степени запутанность и заблуждения человеческого ума происходят от косности, несоответствия и обмана чувств, ибо то, что возбуждает чувства, предпочитается тому, что сразу чувств не возбуждает, хотя бы это последнее и было лучше. Человеческий ум по природе своей устремлен на абстрактное, и текучее мыслит как постоянное. Но лучше рассекать природу на части, чем абстрагироваться. Это и делала школа Демокрита, которая глубже, чем другие, проникла в природу. Следует больше изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие и закон действия или движения, ибо формы суть выдумки человеческой души, если только не называть формами эти законы действия». //Хрестоматия по философии. Ред. И сост. А.А.Радугин. – Москва: Центр, 1998. – 432с. С.119-122. Вспомните, к какому направлению философии Нового времени принадлежит философия Ф.Бэкона. Какие главные задачи ставит Бэкон перед своей философией? Какое отражение они нашли в данном тексте? Что такое идолы, какие идолы выделяет Бэкон? Приведите примеры подобных идолов из Вашей жизни? Каким образом воля и страсти влияют на разум? Что следует делать, по мнению Бэкона, чтобы лучше познать природу? Какие знания о природе человека Вы можете почерпнуть из приведенных рассуждений? Работа № 4. Вспомните, почему Сократ называл смерть вдохновляющим гением философии? В чем состоит философская проблема смерти? Прочтите стихотворения. СМЕРТЬ Утихнет жизни рокот жадный, И станет музыкою тишь, Гость босоногий, гость прохладный, Ты и за мною прилетишь. И душу из земного мрака Поднимешь, как письмо, на свет, Ища в ней водяного знака Сквозь тени суетные лет. И просияет то, что сонно В себе я чую и таю, Знак нестираемый, исконный, Узор, придуманный в раю. О, смерть моя! С землей уснувшей Разлука плавная светла: Полет страницы, соскользнувшей При дуновенье со стола. /В.Набоков/ (3; С.85) *** О господи, как совершенны Дела твои,— думал больной, Постели, и люди, и стены, Ночь смерти и город ночной. Я выпил снотворного дозу И плачу, платок теребя, О Боже, волнения слезы Мешают мне видеть тебя. Мне сладко при свете неярком, Чуть падающем на кровать, Себя и свой жребий подарком Бесценным твоим сознавать. Кончаясь в больничной постели, Я чувствую рук твоих жар, Ты держишь меня как изделье, И прячешь, как перстень, в футляр. /Б.Пастернак/ (8; С.416)
Какие размышления вызывает феномен смерти у Набокова? Как выражает свое переживание смерти Пастернак? Что объединяет эти произведения? Вспомните, что Эпикур говорил о смерти? Как различные философы решают проблему смерти? Вопросы для самоконтроля 1. Мировоззрение и философия. 2. Предмет философии. Основной вопрос философии. 3. Место и роль философии в культуре. Функции философии. 4. Предпосылки греческой философии, понятие и цель. 5. Фундаментальные проблемы античной философии. 6. Досократики: милетская школа, Гераклит, элеаты, древнегреческая атомистика, учение Пифагора. 7. Софисты и Сократ. 8. Философские взгляды Платона. 9. Философия Аристотеля. 10. Эпикурейство, стоицизм, скептицизм. 11. Общая характеристика средневековой философии. 12. Патристика. Философия А.Августина. 13. Схоластика. Философия Ф.Аквинского. 14. Гуманизм и натурализм Возрождения. 15. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. 16. Общая характеристика философии Нового времени. 17. Эмпиризм и рационализм. Философия Р.Декарта. 18. Эмпирики и рационалисты. Философия Ф.Бэкона. 19. Французское Просвещение и французский материализм 18 в. Рационализм как миропонимание. 20. Общая характеристика немецкой классической философии 21. Критическая философия И.Канта. 22. Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегеля. 23. Общая характеристика русской философии. 24. Философия всеединства В.С. Соловьева. 25. Философская антропология Н.А. Бердяева. 26. Современная западная философия. 27. Философия жизни. 28. Психоаналитическая философия. 29. Экзистенциализм. 30. Понятие бытия и материи. 31. Пространство и время. 32. Движение и покой. 33. Понятие и принципы диалектики. 34. Законы диалектики. 35. Категории диалектики 36. Сознание и самосознание. 37. Мышление и язык. 38. Феномен познания. 39. Практика и творчество как специфические способы познания и преобразования действительности. 40. Роль формальной логики в познании. 41. Понятие рационального и иррационального. 42. Проблема истины. 43. Особенности социально-гуманитарного познания. Понимание как одна из особенностей. 44. Общество как саморазвивающаяся система. 45. Гражданское общество и государство. 46. Социум и индивид. 47. Движущие силы истории. 48. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 49. Человек, общество, культура. 50. Что такое человек. 51. Характеристики человека. 52. Свобода личности и ответственность. 53. Проблема смысла жизни. 54. Этика и ее проблемы. 55. Ценности человека. 56. Глобальные проблемы современности. 57. Пути выхода из кризиса и будущее человечества. Список основной литературы: 1. Асмус В. Ф. Античная философия (история философии), 2003. - 400 с. 2. Гуревич П. С. Основы философии: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений, 2004. - 439 с. 3. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков: учеб. пособие для вузов, 2004. - 416 с. 4. Ильин В. В. История философии: учебник, 2003. - 732 с. 5. История философии: Учебник для вузов / Ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев, 2001. - 576 с. 6. История философии: Учебник для социально-гуманит. спец. вузов / Ред. Ч. С. Кирвель, 2001. - 728 с. 7. Канке В. А. Философия: Историч. и систематич. курс: Учебник для студ. вузов / В. А. Канке, 2001. - 344 с. 8. Кармин А. С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник для студ. и аспирантов вузов, 2001. - 536 с. 9. Любутин К. Н. История западноевропейской философии: учеб. пособие для вузов, 2002. - 240 с. 10. Радугин А. А. Философия [Текст]: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. вузов / А. А. Радугин, 2001. - 272 с. 11. Скирбекк Г. История философии: Учеб. пособие для студ., 2001. - 800 с. 12. Спиркин А. Г. Философия: Учеб. пособие для студ. вузов, 2002. - 736 с. 13. Степанянц М. Т. Восточная философия: вводный курс; Избранные тексты / М. Т. Степанянц, 2001. - 511 с. 14. Тихонравов Ю.В. Философия: учеб. пособие, 2000. - 269 с. 15. Философия: 100 экзаменационных вопросов / ред. В. П. Кохановский, 2000. - 256 с. 16. Философия: учеб. для студ. вузов / ред. В. Д, Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов, 2002. - 704 с. 17. Философия: Учеб. пособие для вузов / ред. Ю. А. Харин, 2000. - 416 с. 18. Философия: учеб. пособие для студ. вузов / отв. ред. В. П. Кохановский, 2006. - 576 с. 19. Философия: учеб.-метод. комплекс / М. Н. Щербинин, В. Н. Телегин, С. М. Халин и др., 2000. - 212 с. 20. Философия: Учебник для студ. вузов / ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, 2002. - 584 с. 21. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. и напр. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В. В. Миронов и др, 2001. - 519 с. 22. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч.: Учеб. пособие для студ. вузов / Автономова Н.С., Баранова В.И., Грецкий М.Н. и др.; Отв. ред. Микешина Л. А. Ч. 2: Западная философия: Вторая пол. XIX - нач. XX в. XX век. На пороге XXI в.: [от Шопенгауэра до Дерриды], 2001. - 528 с. 23. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч.: Учеб. пособие для студ. вузов / Александрова З. А., Аралова Е.В., Бабинцев С.М. и др.; Отв. ред. Микешина Л. А. Ч. 3: Русская философия: [от Нестора до Лосева], 2001. - 672 с. 24. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для студ. нефилос. фак. вузов / МГУ им. М. В. Ломоносова, Филос. фак., 2005. - 576 с. 25. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие по курсу "Философия" для студ. вузов / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин, 2001. - 576 с. 26. Чанышев А. H. Философия Древнего мира: Учебник для студ. вузов, 2001. - 703 с. 27. Черникова И. В. Философия и история науки: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. подгот. и спец. "Философия" / И. В. Черникова, 2001. - 352 с. Список дополнительной литературы для чтения: 1. Августин А. Исповедь. - М.: Издательство “Ренессанс”, СПИВО - СиД, 1991. - 488с. 2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. – 543с. 3. Башляр Г. Психоанализ огня. - М.: Издательская группа “Прогресс”, 1993. - 176с. 4. Бердяев Н.А. Смысл творчества //Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Искусство: ИЧП “Лига”, 1994. - С. 37-340. 5. Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: Правда, 1989. – С. 12-250. 6. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: «Мысль»Ю, 1990. – 207 с. 7. Борхес Х.Л. В кругу развалин // Борхес Х.Л. Письмена бога. – М.: Республика, 1992. – 510с. 8. Волков Г.Н. У колыбели науки. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 224с. 9. Гадамер Г.-Г. Миф и разум // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - С. 92-99. 10. Гадамер Г.Г. Язык и понимание // Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - С. 43-60. 11. Гессе Г. Игра в бисер // Гессе Г. Избранное. - М.: Радуга, 1991. – С. 77-437. 12. Гессе Г. Поэт // Гессе Г. Избранное. – М.: Радуга, 1991. – С. 437-441. 13. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: Искусство, 1972. - 318с. 14. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М.: Наука, 1993. - 432с. 15. Камю А. Бунтующий человек // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. – С. 119-357. 16. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. – С. 23-101. 17. Камю А. Посторонний // Камю А. Сочинения. В 5 т. Т. 1. – Харьков: Фолио, 1998. – С. 321-396. 18. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Киев: AirLand, 1994. - 504с. 19. Лосев А.Ф. Миф // Лосев А.Ф. История Античной эстетики в 2-х кн. Кн. 2. - М.: Искусство, 1994. - С. 347- 377. 20. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. - 400 с. 21. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. М.: Наука, 1985. - 176с. 22. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. “Дегуманизация искусства” и др. работы. - М.: Радуга, 1991. 23. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека: учебное пособие. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. 91с. 24. Пивоваров Д.В. Религия как социальная связь: учебное пособие. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. - 93с. 25. Платон. Пир // Платон Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1993. - С. 81-134. 26. Платон. Федр // Платон Собрание сочинений в 4-х томах. Т.2. - М.: Мысль, 1993. - С. 135-191. 27. Сартр Ж-П. Тошнота. - М.: Республика, 1994. - 496с. 28. Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм. // Тошнота. - М.: Республика, 1994. - С. 433-470. 29. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368с. 30. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. - Мн.: ООО “Попурри”, 1998. - 672с. 31. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.1 // Шопенгаур А. О четверояком корне…Мир как воля и представление. Т.1. Критика кантовской философии. - М.: Наука, 1993. - С. 125-607. 32. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т.2. М.: Наука, 1993. - 672с. 33. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990. – 230 с. 34. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Вопросы философии №1 1988г. с.133-153 35. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1994. - 527с.
Ольга Владимировна Захарова
ПРОГРАММА КУРСА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЛОСОФИИ Учебно-методический комплекс для студентов направления «Экономика»
Редактор Технический редактор Компьютерная верстка Компьютерный дизайн обложки Трафаретная печать Офсетная печать
Подписано в печать _________ Тираж _______ Объем _______ п.л. Формат ________ Заказ ________ Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.243 (0.007 с.) |