ТОП 10:

Методологическая традиция социального реализма. Парадигма социологизма в социально-гуманитарном познании: классические и современные модели.



Социальный реализм представляет собой философско-социологическую концепцию, утверждающую, что социальная реальность обладает автономией по отношению к другим видам реальности человеческого бытия, трактующая общество как вне- и над-индивидуальную реальность. Социальный реализм выступает в качестве онтологического аспекта социологизма.

Социологизм- — концепция, согласно которой объяснение всякого социального явления может быть достигнуто в рамках социологии как науки. С точки зрения социологизма, социология представляется конечной основой не только социальных, но и гуманитарных наук, т.е. всех наук о культуре. Социологизм начал складываться в пер. четв. 20 в., когда социология, исследующая основы участия людей в жизни общества, превратилась в достаточно строгую и точную науку. Одним из наиболее явных выразителей данного подхода является Э. Дюркгейм.

Онтологическая сторона социологизма, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. То есть общество не равно природе, также общество не является простой суммой индивидов, но представляет собой систему, образованную их ассоциацией и представляющую собой реальность, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом. Таким образом, для социологизма характерна идея дихотомии индивида и общества. В различных исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей: «индивидуальные факты - социальные факты», «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание», «публичное - частное».

3. Онтологическая сторона социологии, не сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и определении человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным. В указанных выше дихотомических парах «коллективные представления» господствуют над индивидуальными, «коллективное сознание» - над индивидуальным, «публичноее» - над «частным» и т. п.

4. Общество выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

Таким образом, характерная онтологическая черта социологизма - это «социальный реализм». Так, Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Здесь сказалось, в частности, влияние Э. Бугру и В. Вундта. Аналогичные идеи развивал во Франции Г. Лебон.

Методологический аспект социологизма тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки. Впоследствии тезис о необходимости изучать социальные факты как вещи особенно решительно опровергался в экзистенциалистских и феноменологических теориях.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др. Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в социологизме своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как социологический империализм). В результате социологизм предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке.

Ошибочность социологизма стала очевидной уже в сер. 20 в., когда была осознана ограниченность методов собственно социологического исследования общества. Однако в широком смысле слова — как призыв изучать социальное при помощи социального — социологизм и сегодня характерен для учений об обществе. Так, подобную установку можно найти у всех классиков социологии, помимо Дюркгейма: у М. Вебера, Г. Зиммеля, нетрудно найти ее и у классиков марксизма.

Строго говоря, социологизм в широком смысле не претендует на какое-то совершенно особое толкование и объяснение социальной жизни в качестве отдельной общесоциологической теории. Суть этой философско-социологической концепции состоит скорее в утверждении определенной исходной позиции: признании первостепенного и исключительного значения социальной реальности в бытии человека, а также в использовании социологических методов для объяснения этого бытия.

Однако, по мнению В. Вахштайна, уже наследники Дюркгейма увидели ограниченность такого подхода. Поскольку общество признается не просто специфической, но и доминирующей, высшей реальностью, социологический способ объяснения всего, что происходит в окружающем мире (социологизация), провозглашается как единственно верный. Он должен либо исключать другие способы, либо включать их в себя в качестве частного случая. Вахштайн идет дальше и приводит к выводу о «конце социологизма»: поскольку все, что мы можем объяснить социально, становится социальным, а поскольку социологи конструируют свой объект, изначально вводя в его характеристики некоторое социальное измерение и, следовательно, заранее задавая социальность ответа, то все, к чему бы ни прикоснулся социолог, обнаруживает в себе социальную природу.

В защиту социологизма сегодня говорят те факты, что социология как наука должна заменить собой социальную философию, поскольку последняя давно перестала быть наукой, а превратилась в разновидность «социальной теологии» или «социальной метафизики».

Социальная философия – наука не эмпирическая, ее выводы не связаны строго с экспериментом и наблюдением.

На позициях социологизма сегодня стоят такие ученые как Кеннет Джерджен (представитель социального конструктивизма), а также представители социологии знания (Блур, Мангейм) и др.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.005 с.)