Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как феномен современной культуры. Историческая динамика культуры и эволюция содержания мировоззренческих структур. Философия и стиль мышления эпохи.

Поиск

Философия представляет собой значимый феномен современной культуры. Ее роль на современном этапе развития заключается в том, что философия хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует (создает) программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества эти программы играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке в сложном организме: они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, принятых в обществе, традиций и форм социального взаимодействия. Для того, чтобы лучше понять каков статус философского знания сегодня, необходимо проследить эволюцию философии как особой формы мировоззрения.

В целом, мировоззрение может быть определено как совокупность элементов мироощущения (по большей части эмоциональное и не рефлексивное, но отличающееся целостностью переживания, восприятие мира) и миропонимания (как способа восприятия реальности, основанном на интеллектуальных способностях человека). Кратко мировоззрение может быть определено как целостный взгляд на мир и место человека в нем. В различных типах мировоззрения могут доминировать различные элементы, но в философском мировоззрении ведущую роль играет миропонимание.

Существуют три основные исторические типы мировоззрения, отражающие эволюцию данного феномена: миф, религия, философия.

Мифологическое мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное. Для него характерны следующие черты: синкретизм (представление о единстве материального и нематериального мира); антропоморфизм (представление о сходстве сверхъестественных сил с человеком и человеческим поведением, рассмотрение их по аналогии); гилозоизм (представление о мире как о живом существе); фактическое отрицание эволюции природной реальности и признание лишь одного из видов движения, выраженного в идее вечного круговорота умирания и возрождения самих по себе неизменных организмов. Характерно для архаических обществ.

Религиозное мировоззрение основывается на вере в сверхъестественное, при которой мир делится на две не связанных друг с другом реальности: на природный и сверхъестественный (материальный и нематериальный). При этом сверхъестественное, духовное является более важным и первичным по сравнению с природным миром. Материальный мир рассматривается не только в качестве зависимого от мира сверхъестественного, но и в качестве сотворенного последним. В отличие от мифологического религиозное мировоззрение лишь частично базируется на антропоморфных представлениях, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание единства человеческого рода. Характерные принципы на которых оно базируется: креационизм (мир создан богом или богами), символизм (через символы в реальном мире можно познать мир божественный, все в профанном мире есть символ сакрального мира).

Философское мировоззрение представляет собой систему рационально обоснованных представлений о мире, месте человека в мире, принципах и целях его деятельности. Исторически философское мировоззрение возникло позже, чем миф и религия и формировалось во многом как средство преодоления их недостаточности. Специфическим выступает способ формирования данного мировоззрения, базирующийся не на вере, а на методах рационального обоснования его содержания.

Философия отличается от предшествующих типов мировоззрения тем, что:

- стремиться ОБЪЯСНИТЬ мир средствами рационально-логического познания, а не эмоционально-чувственного восприятия;

- в философии присутствует четкое разделение природной и социальной реальностей, субъективного и объективного, психического и физического (т. е. нет синкретизма);

- философия стремится к доказательности своих положений, в то время как миф и религия просто констатируют некоторое положение вещей.

В качестве отдельного типа мировоззрения можно выделить повседневно-обыденное мировоззрение, основанное на здравом смысле и и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности. В отличие от указанных исторических типов мировоззрения оно малосистемно, включает самые разнородные элементы - от научных представлений о мире до примитивных суеверий. Отличительной чертой его является также неоднородность, под которой понимаются довольно существенные различия в том, что принимается из содержания мировоззрения представителями различных социальных групп.

Необходимость полного понимания специфики философского знания требуетрассмотрения его исторической динамики.

Философия как особый тип мировоззрения возникла в 7-6 вв. до н.э. в Древней Греции. В древнегреческой философии, несмотря на остатки мифологического способа мышления, сложились приемы объяснения мира и себя в нем, основанные на логических правилах и принципах рационального мышления. Возникновение философии было обусловлено широким спектром социокультурных изменений: отделение ремесла от сельского хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, формирование частной собственности, быстрый рост городов, расширение торговли, что способствовало ускорению накопления позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности, установление демократического социального строя. Процедура принятия важных решений путем коллективного обсуждения требовала от ее участников умения вырабатывать индивидуальную позицию и аргументировать ее результатами собственных интеллектуальных усилий. В контексте указанных трансформаций происходили изменения в идеологической жизни общества, в результате которых возникает сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений.

На протяжении дальнейшего своего развития, знания, входящие в систему философии, касались преимущественно трех сторон реальности: природы, человека, общества. Рассматривая их, философы ставили мировоззренческие вопросы: Что такое мир? Что такое природа и в каком отношении к ней находится человек? Каковы познавательные и практические возможности человека? Каково место человека в обществе?

Специфика ответов на данные вопросы во все эпохи была обусловлена стилем мышления каждого конкретного исторического периода. Стиль мышления или способ мышления некоторой культуры – это совокупность глобальных, содержащихся внутри нее предпосылок теоретического мышления этой культуры (эпохи, цивилизации), те почти незаметные для нее «очки», «призма», через которую представители культуры смотрят на мир, и которые не годятся для другой культуры.

Стиль мышления представляет собой сложную, иерархически упорядоченную систему неявных критериев, образцов, принципов, форм и категорий теоретического освоения мира. Изучение стилей мышления разных эпох имеет особое значение для истории и методологии науки. Воздействие стиля мышления сказывается на всех аспектах теоретизирования, начиная с формы постановки философской проблемы, выбора приемов исследования и обоснования, а также кончая манерой изложения полученных выводов.

Универсально-всеобщим является философский стиль мышления, а, к примеру, научно-теоретический или художественный стили мышления развиваются как более частные стили мышления.

Можно выделять античный, средневековый стиль мышления. Стиль мышления философов эпохи Возрождения или Нового времени. Также часто говорят о классическом и постклассическом стиле мышления. Однако изучать данные стили мышления трудно, т.к. трудно примерить на себя те «призмы», через которые воспринимали мир люди тех периодов. Также вряд ли вообще возможен сколько-нибудь содержательный разговор о пост не классическом мышлении (к. ХХ — нач. XXI в.), в рамках которого мы сами теперь рассуждаем. Его основные черты: идея о связи истины и нравственности, системность, идеи глобального эволюционизма, междисциплинарность и др. (+СМ. ВОПРОС 56 — постнеклассическая культура).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.007 с.)