Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение науки — см. Вопрос 35.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Особенно важна роль науки в образовании, поскольку образование – это тот исходный момент, с которого начинаются встреча каждого человека с наукой, подготовка к жизни, формирование мировоззрения. Можно отметить несколько моментов, раскрывающих ее значение в этой сфере. Научные подходы и методы пронизывают все содержание учебного процесса. В основе образовательного процесса лежит научная картина мира (см. вопрос 35), формирующая научное, достоверное знание о мироздании, о самых разных областях и сферах действительности. Образовательные модели опираются на сугубо научные обоснования и достижения разнообразных наук – педагогики, психологии, физиологии, дидактики и т.д., взятые в их совокупности и системе. В истории общества доминирующие парадигмы образования сменялись несколько раз. Если рассмотреть эту динамику на примере европейского образования, ныне господствующего в мире, то обнаружится следующая картина. В эпоху античности складывается первая парадигма образования. В Древней Греции, а позднее в Древнем Риме, образовательной парадигмой выступает формирование гармоничного развитого человека. Палестра и гимнасия классического периода Греции должны были каждого ребенка сформировать гармонично развитым существом. В гармонии должны находиться его душа и тело. Гармонично должны сочетаться разум (мудрость), нравственная сфера и воля. Гармоничными должны быть и отношения грека с самим собой, с согражданами полиса, со всем миром, с космосом. Сократ внес в эту парадигму существенную поправку. В основе гармонии, согласно Сократу, должен находиться разум и знание, как продукт разума. Нравственным, по Сократу, человек может стать лишь тогда, когда он знает, что такое нравственность и что такое добродетель, и когда он поступает в соответствии с этим знанием. И воля также, как собственно человеческая черта, имеет место лишь тогда, когда она разумна, то есть основана на знании, а не на страстях, эмоциях или влечениях. Эта идея Сократа оказала большое влияние на представления об иерархии добродетелей, которые должна вырабатывать у свободных греков античная школа. Порядок добродетелей выглядел следующим образом: мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Вторая парадигма складывается в средние века с приходом христианства. Христианство вводит новую систему добродетелей. Христианская парадигма образования связана с библейским пониманием человека. В Библии говорится, что по своему образу и подобию Бог сотворил только человека и никого более. Поэтому образование в христианской культуре понимается как выявление и развитие образа Божьего в человеке. В людях, падших вследствие первородного греха, этот образ наличествует лишь потенциально, но с помощью образования он актуализируется, то есть становится действительным. Чем выше уровень образованности, тем полнее в человеке реализован образ Божий. И наоборот, чем ниже уровень образования индивида, тем менее в не м развит этот образ. У необразованного человека этот образ так и может остаться в потенциальной форме, и человек как существо духовное так и не состоится. Его жизнь будет протекать только в сфере телесно-материальных потребностей и интересов. Не следует полагать, однако, что христианское образование целиком сводится к духовному развитию человека и полностью игнорирует его телесность. Ведь сам же Бог создал тело человека из праха земного и он же вдохнул в него Дух Свой. Следовательно, человек по своей природе духовно – телесное существо, и потому о телесном здоровье и развитии человек тоже обязан заботиться. Таким образом, христианская парадигма утверждает лишь приоритет духовного, божественного, вечного над телесным, земным, преходящим. В этой парадигме предложена следующая иерархия добродетелей: на первое место выдвинуты вера, надежда, любовь. Переход к христианской парадигме образования сопровождается, как видим, утратой принципа равной значимости развития тела и души, утверждавшегося античной культурой. Очередная европейская парадигма образования начинает формироваться в эпоху Возрождения и полностью складывается в Новое время. Она постепенно вытесняет христианскую парадигму из мира светской культуры, будучи сама по содержанию светской и преимущественно научной. Здесь цель видится не в формировании душевных и духовных качеств, а в накоплении научных знаний и их систематизации. Образованным начинают считать человека, обладающего большим объемом знаний, приведенных в систему. Процесс образования все больше сводится к передаче знаний от учителя к ученику, от поколения к поколению. Образование, как процесс передачи научных знаний, производится преимущественно в школе – начальной, средней, высшей, воспитание – преимущественно в семье, порой с помощью специально разработанной системы воспитания и соответствующим образом подготовленных воспитателей. В христианской парадигме интеллектуальное и нравственное развитие выступали в качестве равноценных, неразрывно и гармонично связанных. В новой светской парадигме они разделены, и их ценность не одинакова. Истина отрывается от святости, справедливости, добра и красоты, обретая независимость от них и самостоятельную ценность. В этом состоит наибольшая потеря, последовавшая в результате смены христианской парадигмы на светскую (хотя и здесь вытеснение было неполным). На протяжении последних веков светская парадигма образования доминировала без существенных изменений. Однако по окончании ХХ века она сама стала испытывать давление со стороны исподволь зарождающейся новейшей парадигмы. Возникновение информационного общества, компьютеризация в сфере интеллектуального труда, создание глобальных информационных сетей уже сейчас приводит к очередному изменению иерархии ценностей. Снижается ценность знаний, накопленных в голове человека. Более нужным становится умение найти готовую информацию в электронной сети. Новое прочтение принципа «Кто владеет информацией, тот владеет всем», обесценивает уже не только внутренний духовный мир человека, но и знания в его голове. Появление новых технических возможностей, разумеется, принесло много пользы: облегчился поиск нужных сведений, ускорился процесс обработки информации, резко увеличился объем доступной информации, исчезли многие препятствия для общения и т.д. Многие исследователи уже заявили, что в настоящее время формируется постиндустриальное образование, соответствующее постиндустриальному обществу. Вместе с тем уже несколько лет идет процесс перехода к еще более инновационной форме образования – образованию для устойчивого развития, которое связано с формированием новой общецивилизационной стратегии, (принята в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро). Среди происходящих перемен в образовании следует отметить: стремительное внедрение в учебный процесс новых информационных технологий обучения, компьютеризация образования, визуализация образования (создание дистанционных форм обучения). Эти перемены налагают на образование ряд требований: - переосмысления целей и задач образования, - подготовка специалистов, не просто обладающих определенной суммой знаний, но и способных находить выход из нестандартных ситуаций, умеющих адаптироваться к быстро меняющимся условиям среды и потока информации. - внедрение достижений научно-технического прогресса в обучение (это требование приведение в соответствие самого учебного процесса с достижениями научно-технического прогресса: компьютеризация школ, учебных заведений, создание и развитие единой информационной среды, разработка обучающих программ, методик обучения, виртуальных компьютерных практикумов и т.д.) Науке многое предстоит сделать для создания таких моделей образовательного процесса, в которых возможным было бы сбалансированное соотношение естественно-научных и гуманитарных компонентов современного знания. Сам процесс обучения должен быть максимально приближен к конкретным жизненным ситуациям, а потому большое значение имеет внедрение в обучение таких нетрадиционных методов обучения, как мозговой штурм, деловые игры, тренинги, анализ нетипичных ситуаций и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.009 с.) |