Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука в свете современной философской гносеологии. Проблемное поле философии науки.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Гносеология — философская теория познания. Среди множества познавательных процессов можно выделить основные виды познания. В их классификации нет единства мнений, но чаще всего говорят об обыденном (житейском), мифологическом, религиозном, художественном, философском и научном познании. Рассмотрим научную форму познания. Научное познание – высокоспециализированная дейтельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования. Наука, таким образом, есть форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной ц елью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука — творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Исходя из данных определений, основные стороны бытия науки — это: 1. сложный, противоречивый процесс получения нового знания; 2. результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему; 3. социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т. п.; нравственность науки, профессиональные объединения ученых, финансы, научное оборудование, система научной информации; 4. особая область человеческой деятельности, 5. важнейший элемент культуры. Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности: 1. Основная задача — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная особенность. 2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания. 3. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории. 4.Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается анализом методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 5.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств (например, интуиции). 6.Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель (критерий) научности. 7.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее. 8.Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. В современной гносеологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним — кроме названных: формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. Научное познание осуществляется обычно на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое (от греч. Empeiria - опыт) познание дает сведения о внешних сторонах и связях исследуемых объектов, фиксирует и описывает их. Оно выражается в формах: 1) научный факт – фиксация того или иного свойства или события (фенол плавится при температуре 40,9 °С); 2) научное описание – фиксация целостной системы свойств и параметров того или иного явления или группы явлений. Такого рода знания приводятся в энциклопедиях, научных справочниках, учебниках и т. п.; 3) эмпирическая зависимость – знание, которое отражает определенные связи между явлениями (Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам). Теоретическое (от греч. Theoria – рассмотрение, исследование) познание раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы их бытия. Теоретическое знание существует в формах: 1) проблема – вопрос, ответа на который пока нет в наличном научном знании, своеобразное знание о незнании (физики знают, что такое термоядерная реакция, но не знают, как сделать ее управляемой); 2) гипотеза – научное предположение, которое вероятностным образом объясняет ту или иную проблему; 3) теория – достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов (например, теория относительности). Между этими формами знания существуют сложные отношения, их динамику можно обозначить как: возникновение проблемы; выдвижение гипотезы как попытка решения этой проблемы; проверка гипотезы (например, с помощью эксперимента); построение новой теории (если гипотеза подтвердилась); возникновение новой проблемы (поскольку ни одна теория не дает нам абсолютно полного и достоверного знания) - и далее этот познавательный цикл повторяется. Также в структуре научного знания выделяют метатеоретический уровень: - Идеалы и нормы научного познания — это совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их функция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. - Стиль мышления, выполняет в научном познании регулятивную функцию, выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неклассический и современный (постнеклассический) стили научного мышления. - Философские основания науки выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности. - Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов. С середины XX в. активно начала формироваться особая область философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование — философию науки. Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания. Также проблемы: логики научного познания, мышления; личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки; роль науки в обществе, функции науки в обществе; проблема относительности научной истины, какую реальность изучает та или иная наука и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.008 с.) |