Наука в свете современной философской гносеологии. Проблемное поле философии науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука в свете современной философской гносеологии. Проблемное поле философии науки.



Гносеология — философская теория познания.

Среди множества познавательных процессов можно выделить основные виды познания. В их классификации нет единства мнений, но чаще всего говорят об обыденном (житейском), мифологическом, религиозном, художественном, философском и научном познании. Рассмотрим научную форму познания.

Научное познание – высокоспециализированная дейтельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования. Наука, таким образом, есть форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной ц елью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению. Наука — творческая деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства.

Исходя из данных определений, основные стороны бытия науки — это: 1. сложный, противоречивый процесс получения нового знания; 2. результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему; 3. социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т. п.; нравственность науки, профессиональные объединения ученых, финансы, научное оборудование, система научной информации; 4. особая область человеческой деятельности, 5. важнейший элемент культуры.

Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

1. Основная задача — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4.Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается анализом методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

5.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств (например, интуиции).

6.Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель (критерий) научности.

7.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее.

8.Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

В современной гносеологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним — кроме названных: формальная непротиворечивость знания, его опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д.

Научное познание осуществляется обычно на двух уровнях - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое (от греч. Empeiria - опыт) познание дает сведения о внешних сторонах и связях исследуемых объектов, фиксирует и описывает их. Оно выражается в формах: 1) научный факт – фиксация того или иного свойства или события (фенол плавится при температуре 40,9 °С); 2) научное описание – фиксация целостной системы свойств и параметров того или иного явления или группы явлений. Такого рода знания приводятся в энциклопедиях, научных справочниках, учебниках и т. п.; 3) эмпирическая зависимость – знание, которое отражает определенные связи между явлениями (Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам).

Теоретическое (от греч. Theoria – рассмотрение, исследование) познание раскрывает внутренние связи и отношения вещей и явлений, рационально объясняет их, открывает законы их бытия. Теоретическое знание существует в формах: 1) проблема – вопрос, ответа на который пока нет в наличном научном знании, своеобразное знание о незнании (физики знают, что такое термоядерная реакция, но не знают, как сделать ее управляемой); 2) гипотеза – научное предположение, которое вероятностным образом объясняет ту или иную проблему; 3) теория – достоверное знание о сущности и законах бытия определенного класса объектов (например, теория относительности).

Между этими формами знания существуют сложные отношения, их динамику можно обозначить как: возникновение проблемы; выдвижение гипотезы как попытка решения этой проблемы; проверка гипотезы (например, с помощью эксперимента); построение новой теории (если гипотеза подтвердилась); возникновение новой проблемы (поскольку ни одна теория не дает нам абсолютно полного и достоверного знания) - и далее этот познавательный цикл повторяется.

Также в структуре научного знания выделяют метатеоретический уровень:

- Идеалы и нормы научного познания — это совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их функция — организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов.

- Стиль мышления, выполняет в научном познании регулятивную функцию, выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неклассический и современный (постнеклассический) стили научного мышления.

- Философские основания науки выражает философские идеи и принципы, которые содержатся в данной науке и дают самые общие ориентиры для познавательной деятельности.

- Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

С середины XX в. активно начала формироваться особая область философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование — философию науки. Центральная проблема философии науки - проблема роста научного знания. Также проблемы: логики научного познания, мышления; личность ученого, мотивация деятельности, гении в науки; роль науки в обществе, функции науки в обществе; проблема относительности научной истины, какую реальность изучает та или иная наука и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.174 (0.007 с.)