Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Проблема человека в философии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
12.1. Проблема человека в истории философии. Природа и сущность человека, его происхождение и роль в мире всегда были из центральными проблемами в истории философии. Сложилось несколько подходов к этой проблеме. Первый из них возник еще в античной философии, когда человек рассматривался как часть мирового упорядоченного целого, космоса, подчиняющаяся его законам и, в отличие от других живых существ, обладающая разумом. В эпоху Средневековья доминировал религиозный подход к человеку, он как бы вырывается их естественной связи вещей, сопоставляется с Богом, наделяется помимо разума, свободой воли. Само существование человека приобретает высокий духовный, моральный смысл. Эпоха Возрождения проникнута духом восхищения перед мощью и красотой человека, занимающего фактически центральное место в Универсуме. Он наделяется помимо разума и свободы воли, еще и творческими способностями. Философы Нового времени создали представление о человеке как существе творящем мир знания и поступков на основе априорных форм. Для Л. Фейербаха человек - универсальное существо, единство духовных и родовых характеристик. К Маркс подчеркивает практическую, социально-деятельную природу человека. В эту эпоху формируется также натуралистический подход к человеку, рассматриваемому как естественное существо, результат эволюционного развития, отличающееся от животных скорее количественно, чем качественно. Анализируются специфически человеческие качества: изготовление орудий труда, язык, социальный образ жизни. В 20 веке продолжаются аналитические усилия философов выделить в человеке какие-либо специфические свойства: Ф. Ницше пишет о воли к власти, З. Фрейд создает теорию о бессознательном в человеке. Однако, все эти многочисленные и содержательные попытки ответить на вопрос «что есть человек?» наталкиваются на бесконечное разнообразие и историческую относительность качеств человека. Сущность его как бы ускользает от аналитических усилий философов, постепенно осознающих необходимость исследования целостной природы человека, не сводя ее к отдельным свойствам и качествам. В 20 веке появилась философская школа экзистенциализма, которая исходит из этой сущностной неопределенности, изменчивости человека. Тезис экзистенциалистов: «Существование предшествует сущности» предполагает, что человек сам творит себя и несет ответственность за свои поступки. Следовательно, человек - существо, которое лишено вечной, устойчивой природы, которая должна еще сформироваться в каждом конкретном случае. Тем более, что важнейшим онтологическим свойством человека оказывается его свобода. Параллельно, в 20 веке усилиями ряда философов, прежде всего М. Шелера создается философская антропология, которая стремится рассматривать человека как особое существо, чья сущность не выводима из его специфических природных, интеллектуальных, социально - нравственных качеств. Для определения сущности человека М. Шелер использует такие понятия как «личность», «самосознание», «духовность». Человек в рамках философской антропологии - самостоятельная форма бытия.
12.2. Социальное и биологическое в человеке. Прежде всего, философского осмысления требует вопрос о происхождении и сущности человека. Будучи продуктом биологической эволюции, человек по самым существенным параметрам отличается от животных, его жизнь связана с над биологическими программами, содержание которых составляет, в частности, различные формы поведения. Следует подчеркнуть, что по данным современной науки антропосоциогенез (становление человека и общества) занял более 3-х миллионов лет. В соответствии с одной из распространенных точек зрения, человек выделился из мира животных благодаря труду. На этой основе выросла сложнейшая система разделения труда, система общественных отношения. По современным представлениям, труд - важный, но не единственный фактор антропосоциогенез. На эволюцию человека существенно влияли язык, сознание, нравственность, условия и формы общения. Тем более, что труд в своем генезисе испытал их воздействие. В общем, важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Эволюция человека и общества обнаруживает, что все специфические человеческие свойства, формируясь в процессе предметной деятельности, существуют и проявляются лишь в отношениях между людьми. Таким образом, сущность человека всякий раз выступает в виде совокупности общественных отношений, воздействующих на человека как непосредственно, так и опосредовано Из сказанного выше ясно, что человек - биосоциальное существо. Само понятие «человек» подчеркивает связь биологической и социальной формы его существования. В то же время анализ соотношения биологического и социального в природе человека дает нам картину сложного, противоречивого соотношения этих сторон человеческого существования. Природные основы существования человека выражаются в его телесной организации, в генетических и врожденных качествах. Природные условия, такие как температура, состав воздуха и пищи определяют границы человеческого существования. Все эти природные свойства образуют природный фонд человека, которым он стремится распоряжаться, совершенствуя, видоизменяя, а порой действуя вопреки своим природным свойствам. Итак, человек погружен в природу и в то же время стремится управлять ею, превосходить, покорять ее. Тем более это относится к природе в целом, в противовес которой он создал свой особый мир, мир техники, мир цивилизации. Здесь, с одной стороны, возникает проблема противоречий между природой и обществом (см. предшествующий раздел), с другой -проблема соотношения человека и этого искусственного, созданного им мира цивилизации (так называемая вторая природа). Последняя проблема стала объектом интенсивного осмысления философами 19-20 вв., которые для обозначения растущего разрыва между человеком и обществом вводят понятие «отчуждения». Отчуждение человека выражается в превращении результатов человеческой деятельности в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Отчуждение выступает как характеристика бытия человека в классовом обществе (К. Маркс), либо как всеобщая сущностная характеристика человеческого бытия (экзистенциализм). Имеются и другие точки зрения, связывающие относительное благополучие человека и человечества с развитием науки, техники, производства, с возникновением и развитием культуры, совершенствованием разума, огромным расширением духовной сферы в жизнедеятельности человека. В целом, сказанное свидетельствует о не сводимости природы человека только к социальным факторам его существования, заставляя нас задуматься не только об общей(общественной), но и личностно-индивидуальной стороне его природы.
12..3.Личность и общество. Для характеристики отдельного человека в философии используется ряд терминов. К их числу относятся «индивид», «индивидуальность» и «личность». Понятие «индивидуальность» служит для обозначения неповторимости, уникальности отдельного человека. «Личность» обозначает динамическую, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и моральных качеств человека, раскрывая связь человека с обществом, выделяя общезначимые черты его духовного облика и поведения. В то же время, обладая самосознанием, личность ощущает себя и действительно является относительно независимой от социума, не сводимой к нему. Самосознание образует центр целостной системы человеческих качеств. Стремление человека понять себя и свое место в мире, соотнести себя с миром культурных, нравственных ценностей, сформировать себя в соответствии с выбранной ценностной системой позволяет рассматривать духовность как высшую форму самосознания. Личность в ее современном понимании - это сложный и достаточно поздний продукт общественного развития. На каждом этапе мировой истории под влиянием всей совокупности условий жизни формировался свой общественно-исторический тип личности. Личность выступает не только как объект, но и как субъект, активно воспроизводящий и изменяющий систему общественных отношений. В этой связи встает проблема свободы личности. Для личности обладание свободой - одновременно критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Без признания свободы личности нельзя говорить о ее нравственной и правовой ответственности за свои поступки.
Планы семинарских занятий Семинар 1«Сущность и структура философии». (2 часа) 1.Возникновение философии: условия и предпосылки. Философия и мифология. 2.Особенности философского знания. 3.Место философии в культуре: философия и наука, философия и религия, философия и искусство. 4.Место и роль философии в жизни общества.
Семинар 2 Особенности развития Античной философии (4 часа) 1.Первые мыслители о космосе (от Фалеса до Демокрита) 2.Личность и идеи Сократа. 3.Основные идеи философии Платона.
Семинар 3 Особенности развития философии в Средние века и в эпоху Возрождения (2 часа) 1.Общая характеристика философии средних веков. Основные принципы христианского мировоззрения. А. Августин. 2.Основные проблемы схоластики. 3.Общие особенности философии эпохи Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм 4.Новое учение о природе Дж. Бруно.
Семинар 4 «Русская идея» в работах российских мыслителей 19 века». (2 часа) 1.П.Я. Чаадаев о месте России в мировом историческом процессе. 2.Славянофилы о сущности и предназначении России. 3.Западнический проект будущего России.
Семинар 5 «Учение о бытии». (4 часа) 1.Проблема бытия в философии. Основные формы бытия. 2.Всеобщие свойства бытия: материя, движение, пространство, время. 3.Принцип детерминизма. 4.Научная и религиозная картина мира.
Семинар 6 «Теория познания» (4 часа) 1.Проблема познаваемости мира. 2.Знание и вера: общее и особенное. 3.Познание и интуиция. 4.Проблема истины в философии. 5.Особенности научного познания. Основные этапы развития науки. 6.Уровни, формы и методы научного познания.
Семинар 7 «Философский анализ общества». (4 часа) 1.Основные философские подходы к анализу общества. 2.Структура общества. Типы обществ 3.Общество как саморазвивающаяся система. Основные концепции философии истории 4.Культура и цивилизация. 5. Глобальные проблемы современной цивилизации.
Семинар 8 «Проблема человека в философии». (4 часа) 1.Проблема человека в истории философской мысли. 2.Социальное и биологическое в природе человека. 3.Проблема свободы человека и общества. 4.Нравственные основы поведения человека
Методические рекомендации для студентов
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.
Контрольная работа по курсу «Философия», выполняемая студентами заочного отделения, предусмотрена учебным планом, и является обязательным видом учебной работы. Контрольная работа, выполняется в форме написания реферата. 1.Контрольная работа пишется на тему из списка тем, утвержденного кафедрой, либо предложенного преподавателем. 2.Реферат должен иметь следующую структуру: титульный лист, план, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы. На титульном листе указывается название вуза, название кафедры, тема работы, Ф.И.О. автора реферата, его специальность и шифр, внизу страницы указывается год написания. План должен содержать основные разделы работы. Во введение раскрывается цель работы, определяется ее тема, указывается на ее значение. Основная часть контрольной работы должна быть разделана на 2-3 параграфа или главы, где кратко раскрываются основные положения темы. В заключении должны быть представлены краткие выводы по содержанию темы. Список литературы должен включать название работ, использованных при подготовке работы, в нем указываются фамилия и инициалы автора, (в алфавитном порядке) точное название книги, наименование издательства, год издания. Если использовались материалы из Интернета, должны быть указаны адреса соответствующих сайтов. Страницы работы нумеруются. Цитаты, а также статистические данные должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты. Последняя страница контрольной работы должна быть подписана студентом. 3. Контрольная работа (реферат) может быть написан от руки либо набран на компьютере. Объем контрольной работы (реферата) не должен превышать 10 страниц на компьютере, набранных 14 шрифтом, через 1,5 интервала. Рукописные работы не должны превышать 15 страниц, выполняются аккуратно, разборчивым почерком. 4.Контрольные работы, написанные в форме реферата, защищаются устно во время сдачи экзамена или зачета. Темы контрольных работ.
1. Философия и религия. 2. Философия и наука. 3. Первые натурфилософские школы древней Греции. 4. Сократ: личность и идеи. 5. Философия Платона: первый опыт системы философии. 6. Учение Аристотеля о бытии и познании. 7. Учение об обществе Платона и Аристотеля. 8. Учение о мире и человеке в философии Эпикура. 9. Патристика: формирование христианского мировоззрения. 10. Схоластика и ее роль в философии средневековья. 11. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. 12. Философия Дж. Бруно. 13. Научная революция ХУП в. 14. Учение о природе и методе ее познания у Ф. Бэкона. 15. Учение о методе познания Р. Декарта. 16. Общественно-политический идеал эпохи Просвещения. 17. Теория познания И. Канта. 18. Этическая теория Канта. 19. Основные принципы диалектического метода Г. Гегеля. 20. Социальная философия К. Маркса. 21. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция. 22. Проблема «Восток- Запад - Россия» в трудах русских философов. 23. Философия В.С. Соловьева (основные понятия и проблемы) 24. Философия русского космизма. 25. Философия Ф. Ницше. 26. Философия позитивизма и основные этапы ее развития. 27. Психоанализ и философия неофрейдизма 28. Экзизстенциальная философия (основные положения, проблемы, понятия). 29. Проблема типологии исторического процесса (К. Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби) 30. Учение о материи в философии и естествознании. 31. Проблема пространства и времени в современной физике и космологии. 32. Современная наука о материальном единстве и многообразии мира. 33. Сознание и бессознательное. 34. Сознание и язык. 35. Природные основы сознания. Отличие сознания человека от психики животных. 36. Проблема познаваемости мира. 37. Единство чувственного и рационального в познании. 38. Логические формы и законы познания. 39. Проблема истины в философии. 40. Уровни, формы и методы научного познания. 41. Социальное и биологическое в природе человека. 42. Законы природы и законы общества: общее и специфическое. 43. Проблема общественного прогресса в развитии общества. 44. Понятие цивилизации, основные проблемы современной цивилизации
Методические указания по самостоятельной работе студентов (для всех форм обучения), в том числе по подготовке к семинарам (практическим занятиям) для всех форм обучения.
Методические указания по самостоятельной работе студентов
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.172.185 (0.012 с.) |