Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6 Классическая немецкая философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как известно, последовательно проводимый эмпиризм привел к сомнению в познаваемости мира (скептицизм), а односторонний рационализм - к бесплодным и абстрактным схемам реальности. Поэтому на первый план выступила проблема оснований научного знания. В работах И. Канта совершился своеобразный поворот от исследования объекта познания к рассмотрению самого познания, подчиняющегося собственным законам, не нуждающимся в онтологическом обосновании. И. Кант приходит к выводу, что все формы познания, как непосредственно чувственного (пространство и время), так и рассудочного (категории) есть лишь общие и необходимые формы, или законы познания человека, ничего не говорящие о мире вне нас. Мир оказался поделенным на две части, на мир вещей в себе, существующий вне человека, но о котором он ничего не может знать, и мир явлений, которые даны человеку в его чувственном и рассудочном познании. Разум, стремящийся проникнуть в мир вещей в себе впадает в логические противоречия (антиномии), обнаруживая тем самым свои границы. Таким образом был подвергнут критике идеал Просвещения о безграничных возможностях познания. Однако, если мир вещей в себе недоступен разуму, то он открывается воле (практический разум), которая устанавливает принципы нравственности, определяя тем самым основы человеческой деятельности. Нравственный закон безусловен, не нуждается в какой-либо внешней санкции - религиозной, рассудочной, социальной. Подлинно свободный человек по Канту поступает, зная свои ограниченные познавательные способности, руководствуется осознанным внутренним долгом (нравственным законом). Вера в Бога помогает не утратить надежду, примиряет его нравственное сознание с фактами зла, царящего в мире. Таким образом, центральной проблемой для философии Канта оказывается проблема человека познающего и творящего мир явлений. (См. И. Кант Критика чистого разума) Дальнейшее развитие классической немецкой философии связано с именами Фихте (1762-1814),Шеллинга (1775-1854 ), Г. Гегеля (1770 -1831). В работах этих мыслителей были развиты и переосмыслены многие идеи И. Канта, в их работах происходит становление диалектического метода. Если Кант обнаружил внутренне необходимую противоречивость человеческого разума, то Фихте делает принцип активности. Творчества «Я» основным принципом своей системы, а Шеллинг пытается в логических формах осмыслить процесс мирового развития. Но максимального развития идея диалектики получила в работах Г. Гегеля. В центре объективного идеализма Гегеля - понятие «абсолютной идеи», представляющей, по сути, универсальную схему творческой деятельности Мирового духа и выступающей как тождество объекта и субъекта, бытия и мышления. Будучи в своей основе противоречием она разворачивается как единство и борьба противоположностей. Диалектика этого процесса, составляя общий закон развития, протекает по схеме: утверждение (тезис), отрицание (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Таким образом, в основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу Однако, исследование категорий и законов диалектики в их идеалистической форме является выдающейся заслугой философа. В середине 19 в. с острой критикой идеализма и религии выступил немецкий философ Л. Фейербах (1804-1872). Он создал одну из наиболее содержательных систем материализма, отличительной чертой которой являлось преимущественное исследование проблем человека. Фейербах рассматривал человека как природное существо, сущность которого раскрывается в единстве духа и тела, исследовал нравственные принципы взаимоотношений людей, поставил проблему духовного освобождения человека. Несмотря на абсолютизацию биологических аспектов существования человека, недооценку социальных факторов, антропологический принцип Фейербаха объективно ведет к возвышению человека, как цели и смыслу истории. Творчество Гегеля и Фейербаха оказало определяющее влияние на становление философской мысли К.Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895). Рассматривая материальную практику как исходную и первичную по отношению ко всему духовному миру, Маркс заложил основы материалистического понимания истории. Материалистическое переосмысление гегелевской диалектики позволило К. Марксу сформировать собственную концепцию общественного развития как процесса последовательной смены общественно-экономических формаций. В целом же, ряд интересных и глубоких идей К. Маркса и Ф. Энгельса были в дальнейшем вульгаризированы и опошлены в процессе политизации философии как инструмента идеологической борьбы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.009 с.) |