Тема 6 Классическая немецкая философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6 Классическая немецкая философии.



Как известно, последовательно проводимый эмпиризм привел к сомнению в познаваемости мира (скептицизм), а односторонний рационализм - к бесплодным и абстрактным схемам реальности. Поэтому на первый план выступила проблема оснований научного знания. В работах И. Канта совершился своеобразный поворот от исследования объекта познания к рассмотрению самого познания, подчиняющегося собственным законам, не нуждающимся в онтологическом обосновании. И. Кант приходит к выводу, что все формы познания, как непосредственно чувственного (пространство и время), так и рассудочного (категории) есть лишь общие и необходимые формы, или законы познания человека, ничего не говорящие о мире вне нас. Мир оказался поделенным на две части, на мир вещей в себе, существующий вне человека, но о котором он ничего не может знать, и мир явлений, которые даны человеку в его чувственном и рассудочном познании. Разум, стремящийся проникнуть в мир вещей в себе впадает в логические противоречия (антиномии), обнаруживая тем самым свои границы. Таким образом был подвергнут критике идеал Просвещения о безграничных возможностях познания.

Однако, если мир вещей в себе недоступен разуму, то он открывается воле (практический разум), которая устанавливает принципы нравственности, определяя тем самым основы человеческой деятельности. Нравственный закон безусловен, не нуждается в какой-либо внешней санкции - религиозной, рассудочной, социальной. Подлинно свободный человек по Канту поступает, зная свои ограниченные познавательные способности, руководствуется осознанным внутренним долгом (нравственным законом). Вера в Бога помогает не утратить надежду, примиряет его нравственное сознание с фактами зла, царящего в мире. Таким образом, центральной проблемой для философии Канта оказывается проблема человека познающего и творящего мир явлений. (См. И. Кант Критика чистого разума)

Дальнейшее развитие классической немецкой философии связано с именами Фихте (1762-1814),Шеллинга (1775-1854 ), Г. Гегеля (1770 -1831). В работах этих мыслителей были развиты и переосмыслены многие идеи И. Канта, в их работах происходит становление диалектического метода. Если Кант обнаружил внутренне необходимую противоречивость человеческого разума, то Фихте делает принцип активности. Творчества «Я» основным принципом своей системы, а Шеллинг пытается в логических формах осмыслить процесс мирового развития. Но максимального развития идея диалектики получила в работах Г. Гегеля.

В центре объективного идеализма Гегеля - понятие «абсолютной идеи», представляющей, по сути, универсальную схему творческой деятельности Мирового духа и выступающей как тождество объекта и субъекта, бытия и мышления. Будучи в своей основе противоречием она разворачивается как единство и борьба противоположностей. Диалектика этого процесса, составляя общий закон развития, протекает по схеме: утверждение (тезис), отрицание (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Таким образом, в основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу Однако, исследование категорий и законов диалектики в их идеалистической форме является выдающейся заслугой философа.

В середине 19 в. с острой критикой идеализма и религии выступил немецкий философ Л. Фейербах (1804-1872). Он создал одну из наиболее содержательных систем материализма, отличительной чертой которой являлось преимущественное исследование проблем человека. Фейербах рассматривал человека как природное существо, сущность которого раскрывается в единстве духа и тела, исследовал нравственные принципы взаимоотношений людей, поставил проблему духовного освобождения человека. Несмотря на абсолютизацию биологических аспектов существования человека, недооценку социальных факторов, антропологический принцип Фейербаха объективно ведет к возвышению человека, как цели и смыслу истории.

Творчество Гегеля и Фейербаха оказало определяющее влияние на становление философской мысли К.Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895).

Рассматривая материальную практику как исходную и первичную по отношению ко всему духовному миру, Маркс заложил основы материалистического понимания истории. Материалистическое переосмысление гегелевской диалектики позволило К. Марксу сформировать собственную концепцию общественного развития как процесса последовательной смены общественно-экономических формаций. В целом же, ряд интересных и глубоких идей К. Маркса и Ф. Энгельса были в дальнейшем вульгаризированы и опошлены в процессе политизации философии как инструмента идеологической борьбы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.004 с.)