Тема 12. Философское учение об обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Философское учение об обществе.



11.1. Понятие и структура общества

В истории философии можно выделить два подхода к определению понятия общества. Первый, социальный атомизм, рассматривает общество как сумму индивидов, которые связаны договором. Этого подхода придерживался, например, Д. Локк, создатель философии либерализма. Основой такого подхода является учение о естественном человеке, наделенном естественными свойствами и правами. Анализ общества сводится к анализу действия отдельных людей или социальных групп.

Другой, органический подход к определению понятия общества развивается в работах Платона, Э. Дюркгейма, К. Маркса и др.. В основе этого подхода лежит принцип: целое больше суммы своих частей. Поэтому и общество, хотя и существует благодаря людям, обретает свои особые свойства, структуру. Понятием, которое выражается целостность общества, является «общественные отношения». Общество определяется как целостная система общественных отношений. Люди оказываются всего лишь частицами, моментами этого целого. Взятый в своих крайних формах органаческий подход преуменьшает значение личности.

Рассмотренные подходы являются, по сути, взаимодополнительными. Каждый из них подчеркивает какую-то одну сторону общества: либо его целостность, либо то, что оно есть форма существованию человека.

Поэтому, давая определение общества, можно сказать, что общество – это исторически сложившаяся система общественных отношений, которые появляются в результате взаимодействия людей.

Общественные отношения образует структуру общества, которую изучает философия. В качестве важнейших общественных отношений назовем следующие: экономические, политические, социальные, духовные отношения. Они находятся в тесной взаимозависимости друг от друга.

11.2. Основные философские подходы к анализу общества.

Одним из центральных вопросов философского анализа общества является вопрос о характере общественных отношений, которые выражают его сущность, превращая простую совокупность людей в единую саморазвивающуюся общественную систему.

В философии известны несколько подходов к решению этого вопроса. В рамках первого из них, идеалистического, сущность общественных отношений отождествляется с духовной стороной жизни общества. При этом целостность общественной жизни оказывается результатом соотнесения, соподчинения интересов людей. Последние часто отождествлялись с политическими (Платон, Локк, Руссо), нравственными (Фейербах) или эгоистическими интересами. Большое распространение приобрели концепции, авторы которых полагали, что общество приобретает смысл своего существования только через отношение к высшему, духовному началу (например, абсолютная идея у Гегеля). В рамках этого подхода были высказаны многие плодотворные идеи, поставлены многие важные проблемы, разработаны первые политические модели общества, начато исследование нравственных отношений. Однако этот подход не исчерпывает всех аспектов общественной жизни.

Успехи естественных наук в 18 - 20 вв. часто побуждали философов и социологов использовать их методы при анализе общества. Такие попытки правомерны и привели к ряду интересных результатов. В частности, помогли осмыслить роль географических условий в жизни общества (Ш. Монтескье), влияние психологических факторов (З. Фрейд), позволили соотнести общественную жизнь с космическими факторами (А. Чижевский, Л. Гумилев). Однако чрезмерное преувеличение фактов сходства общественных и природных процессов, часто приводит исследователей на позиции натурализма, не позволяющего в полной мере учитывать собственно социальные аспекты жизни человека.

Наконец, возможен третий, материалистический подход к пониманию общества, обоснованный К. Марксом. Для самой общей характеристики общества К. Маркс ввел понятие «общественного бытия» и «общественного сознания», соотношение этих понятий раскрывает суть материалистического понимания истории, которое состоит в утверждении определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию.

Следует отметить, что материалистическое понимание истории не является окончательным ответом на все трудные вопросы общественного развития. Более того, одностороннее преувеличение роли общественного бытия ведет к недооценке действий других факторов общественной жизни, их многоплановости, а часто и независимости от общественного бытия. Кроме того, материалистическое понимание истории (в марксисткой формулировке) часто ведет к одностороннему преувеличению роли классов и классовой борьбы, мешает увидеть роль и значение общечеловеческих ценностей в истории.

 

11.3. Специфика социального детерминизма.

Общественная жизнь представляет собой переплетение разнообразных процессов, что свидетельствует о многообразии детерминационных связей в социальной деятельности. Среди них существуют относительно устойчивые, необходимые, повторяющиеся связи или закономерности. Они весьма многообразны по своему содержанию, изучаются различными общественными науками. Задача философии состоит в том, чтобы дать общую характеристику развития общества, осмыслить сущность его законов.

Прежде всего, следует отметить их объективный характер. В то же время общественный закон проявляется через деятельность людей преследующих свои цели. Этим законы общества отличаются от законов природы, где властвуют стихийные, бессознательные силы. История общества складывается в результате взаимодействия, переплетения множества различных устремлений людей. Поэтому закон общества выступает как закон - тенденция, действуя вероятностно. Он реализуется через социальное противоречие, столкновение интересов, или компромисс между ними, зависит от множества условий как объективных, так и субъективных, и однозначно не определен. Это позволяет многим историкам говорить об исторических альтернативах, многофакторности и вариабельности в развитии общества.

Важной особенностью общественного закона является его неповторимый характер. В жизни общества закон проявляется в конкретно-исторических, индивидуальных «одеждах» исторического события.

 

11.4.Природа и общество. Исторические типы взаимосвязи природы и общества.

Раскрывая содержание понятия общества, следует соотносить его с понятием природы, которая образует условия для возникновения и нормального функционирования общества. Общество, являясь частью биосферы нашей планеты, существует на основе общественного производства в его конкретно-исторической форме. Общественное производство обеспечивает специфическую форму связи природы и общества, позволяя последнему не только потреблять природные ресурсы, но существенным образом преобразовывать окружающий мир и самого человека. Однако общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, руководствуется не только материальными потребностями и интересами, но и политическими, религиозными, нравственными принципами, действует на основании определенных идей, подчиняется особым, не сводимым к природным, законам функционирования и развития, образуя тем самым особую форму бытия.

Характер взаимосвязи природы и общества определяется логикой развития общественного производства, в частности, переходом от присваивающего к производящему хозяйству.

Появление последнего постепенно меняет объективное отношение общества к природе. Разделение труда, совершенствование организации трудового процесса и орудий труда приводит к тому, что человек все больше завоевывает автономию по отношению к природе. Постепенно, на протяжении тысячелетий он осваивает всю земную поверхность, создает вокруг себя мир «второй» природы, материальный и духовный мир культуры.

Наконец, его «господство» над природой достигло такой силы, что человек в своей производственной деятельности нарушил тонкую грань экологического равновесия между природой и обществом. Поэтому современное состояние их взаимосвязи можно охарактеризовать как глобальный экологический кризис, выражающийся в истощении природных ресурсов и безудержном загрязнении окружающей среды.

Выход из этого кризиса мыслится большинством исследователей на путях научно-технического прогресса, установления действенного социального контроля за экологической ситуацией, развитием международного сотрудничества. Вместе с этим, существует общекультурный, философский аспект решения экологических проблем, изменяющий технократическое отношение общества к природе как объекту жизнедеятельности общества.

Выход из глобального экологического кризиса предполагает переход системы природа - общество в новое состояние, обозначаемое часто термином «ноосфера», где преобразующая деятельность человека будут основана на научном понимании природных и социальных процессов и согласована с законами природы.

Новый этап взаимосвязи природы и общества не возникает автоматически, требуя свободного выбора человека, разработки согласованной в мировом сообществе сознательной стратегии, опирающейся на новый тип мышления - демократический, гуманистический по своей сути.

 

11.5.Проблема единства и многообразия исторического процесса. Типы обществ.

Важнейшей особенностью общества является его исторический характер. Философию всегда волновали вопросы о соотношении общего и особенного в историческом развитии, его направленности, движущих силах исторического процесса,. Этими проблемами занимается философия истории.

Существует несколько аспектов проблемы единства исторического процесса. В основе его лежит единая человеческая природа, которая обеспечивает тождество глубинных общественных структур, делает возможным общение и понимание людьми друг друга. Развитие таких наук как история, социология позволяет говорить о существовании общих законов функционирования и развития общества. Проблема единства общества имеет практический аспект, выраженный в существовании реальных социально-экономических, политических, культурных взаимозависимостей различных стран и народов, позволяющих говорить о существовании единого человечества.

В то же время в философии всегда присутствовало сознание того, что любое общество, любой народ уникален, обладает набором неповторимых черт, реализует себя в собственных конкретно-исторических формах. В этой связи возникает проблема выделения наиболее устойчивых, закономерных, типичных форм исторического бытия народов.

В истории философии сложилось несколько подходов к проблеме типов общества. Один из них был создан К. Марксом, выделившем пять основных форм и этапов развития общества, которые он назвал общественно-экономическими формациями: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.

Другой - сформировался в рамках современной теории индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл). С точки зрения этого подхода можно выделить три основных типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное, различающиеся формой, характером, содержанием производственной деятельности, преобладающими формами социального неравенства, особенностями идеологических систем и образа жизни. Характеристики постиндустриального общества раскрывают, по мнению сторонников этого подхода, наиболее вероятное направление развития современного мира.

 

11.6. Проблема направленности исторического процесса.

В философии истории нет однозначного ответа на вопрос о целях и смысле истории. Так, древнегреческие философы говорили о циклическом характере мировой истории. В Новое время преобладало учение о прогрессивном характере общественного развития, которое выражается в усовершенствовании, усложнении общественных форм, создании все более благополучного и совершенного общества и человека. Одной из наиболее ярких форм такого подхода является марксизм. Выводы этой доктрины в целом не нашли однозначного подтверждения в трагическом свете ХХ столетия.

Сложный и противоречивый опыт нашего века поставил также проблему цены прогресса, поколебал веру в абсолютную ценность и превосходство западной цивилизации, привел к идее кризиса, крушения, даже «конца истории».

В то же время, одной из важнейших особенностей современного развития общества является процесс глобализации. На содержание и сущность этого процесса следует обратить внимание при подготовке к экзамену.

11.7.Основы цивилизационного подхода к истории

Термин «цивилизация» впервые стал употребляться в 18 веке для обозначения обществас определенным уровнем богатства, комфорта, образованности и учтивости.

В работах историков Х1Х века цивилизация - этап развития общества, следующий за дикостью и варварством. (Л. Морган, Ф. Энгельс), а так же характеристика комплексного состояния общества (Ф. Гизо, Г. Бокль)

Со второй половине Х1Х века формируется представление об историикак совокупности локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, П. Сорокин). Цивилизация рассматривается как сложное общество, объединяющее несколько народов и государств, характеризующееся системой экономических, социальных, политических и социально-культурных взаимосвязей и особой социально-культурной целостностью. Создатели цивилизационного подхода особо подчеркивали уникальность и самобытность народов, критиковали другие подходы за ярко выраженный европоцентризм, подчеркивали, что главной особенностью исторического процесса является конкретность, уникальность исторических форм.

В то же время сохраняется значение термина как «цивилизации» как идеального состояния общества и общечеловеческой цели развития. Степень цивилизованности общества определяет конкретно - исторические условия для развития человека. Однако следует подчеркнуть, что движение общества по пути цивилизации противоречиво, требует от него часто больших человеческих, материальных, духовных жертв.

Современная цивилизация характеризуется совокупностью ценностей, то есть ядром социально - значимых черт, существенных для ее существования и функционирования, признанных значимыми большинством людей. К числу таких ценностей относятся- технический прогресс, идея частной собственности, демократия, индивидуализм и гуманизм. Раскрывая содержание этих ценностей, обратите внимание на их внутреннюю противоречивость. Так, современный этап научно-технической революции привел не только к росту материального благосостояния людей, росту свободного времени, но и к урбанизации, изменениям в социальной структуре, вызвал к жизни ряд глобальных проблем, таких как экологическая, продовольственная, энергетическая и др.

 

11.8.Философский анализ культуры. Цивилизация и культура.

Знакомясь с этим вопросом, следует начать с определения «культуры», ее структуры, ее функций.Культура - это способ самореализации человека, выражает степень возвышения его над животным миром, уровень его духовности. Она включает материальные и духовные результаты деятельности людей, формирующие среду обитания человека. Культура органически соединяет в себе общее и уникальное, всечеловеческое и национальное; единство человеческой природы и самобытность исторических путей разных народов. Культура развивается в условиях конкретной цивилизации, составляющей материальные, социальные предпосылки и условия для развития человека и его культуры. В то же время культура выражает уровень духовности общества, степень его гуманности. Самый общий взгляд на историю общества показывает движение от безличного, родового человека древнего мира к социально организованному современному человеку, к гуманизму в теории и практике общественной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.015 с.)