Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7 развитие философии в России (19-20 вв. )

Поиск

Философская мысль в России развивалась под влиянием и одновременно в постоянной полемике с западным философствованием. Поэтому в России были представлены все западные философские школы 19 в. и начала 20 в.: идеи позитивизма разрабатывал П. Лавров, Н. Михайловский, К.Д. Кавелин, идеи материализма нашли воплощение в работах А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д. Писарева, М. Сеченова, под несомненным влиянием Гегеля творили Б.Н. Чичерин, И.А. Ильин. Неокантианство было представлено работами А.И. Введенского, И.И. Лапшина.

В то же время в России были мыслители, чьи работы выразили самобытность русской философской культуры. Для них характерна религиозная ориентация, веру они ставят выше знания, считая рациональное познание ограниченным, широко используют интуитивные методы, стремятся к целостному восприятию мира в нерасчлененности гносеологических, этических и эстетических его сторон. В противоположность западной традиции, они большое внимание уделяют учению о бытии. Большое место в их работах занимает моральная проблематика, исследования внутреннего мира человека Одной из особенностей русской философской мысли является ее острая социальная направленность. Поэтому вопросы исторических судеб нашей страны, ее будущего - в центре внимания философов. Различное их решение, в свою очередь, обусловило возникновение двух противоположных общественно - политических ориентацией- славянофильства и западничества.

Славянофилы А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856) отстаивали самобытность России, которая должна открыть человечеству новые горизонты, раскрыв преимущества своих традиционных институтов - православия, монархии, сельской общины. Они писали о приоритете общего над частным, полагая, что общество должно быть построено на принципе соборности, то есть добровольного признания общего интереса как своего (А.С. Хомяков).

Западники - Т.Н. Грановский (1813 -1855), А.И. Герцен (1812-1870) и другие видели будущее России в принятии основных западных ценностей. Они тяготели к атеизму, материализму, демократизму, постоянно подчеркивая значение человеческой индивидуальности. В рамках западнической ориентации разрабатывались идеи социалистического пути России (теория крестьянского социализма А.И. Герцена), возникают первые либеральные политические концепции (К.Д. Кавелин), создается идеал безгосударственного коммунизма в работах анархистов М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.

Славянофильство в 70-80 гг. 19 в. пришло к идее независимых друг от друга культурных типов (Н.Я. Данилевский), отвергая, в сущности, единство человечества и общечеловеческие идеалы. Их идеи были подвергнуты резкой критике в работах выдающегося русского философа В.С. Соловьева.

Тогда же с резкой критикой социалистических взглядов выступил Ф.М. Достоевский, противопоставляя внешнему, насильственному воздействию социалистических идеалов православный путь нравственного очищения.

Наиболее значительным русским философов 19 в. был В.С. Соловьев (1853-1900) - религиозный мыслитель, создавший развернутую систему объективного идеализма. Он рассматривает мир как целостный организм, как всеединство, где каждая часть отражает целостность мира. Человеку это всеединство дано как Добро (благо), Истина и Красота. Этой духовной сущности мира противостоит косная, хаотическая по своей сути материя. Исторический процесс рассматривается как воплощение идеи всеединства в природе и обществе. Он распадается на космологическую, органическую, и собственно историческую стадию. Сутью последней является целенаправленное движение человеческого общества к богочеловечеству. Так философ называет будущее состояние общества, понимая его как реализацию христианского идеала. Пытаясь определить практические пути достижения этого идеала В.С. Соловьев разрабатывает идею соединения церквей (католической и православной). К концу жизни разочаровавшись в ней, он приходит к трагическому сознанию неизбежного краха европейской цивилизации.

Фундамент русского космизма заложил Н.Ф. Федоров. Рассматривая человека как органическую часть Вселенной (антропокосмоцентризм), он выдвинул идею всеобщей регуляции природы, освоения космического пространства, посредством чего человек достигает бессмертия и, даже, воскрешения ушедших поколений. Развитием этого учения явилась космонавтика К.Э. Циолковского в ее творческих основах и учение В.И. Вернадского о неосфере (единстве биосферы и разума), предвосхитившее современную экологическую проблематику.

Работы мыслителей, живших в 19 в., особенно В.С. Соловьева оказали определяющее воздействие на философскую мысль первой трети 20 в., периода, получившего название религиозно-философского ренессанса в русской культуре. Для него характерна высокая интенсивность и профессионализм философской мысли, появилась плеяда философов (Н.А. Бердяев, С.И. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк), образовались самостоятельные философские общества, начали издаваться философские журналы. Религиозно-философское направление русской мысли выступило с резкой критикой теории и практики марксизма. Характерен в этом плане сборник «Вехи», изданный в 1909 г. Ведущими становятся идеи самостоятельности культуры, признания теоретического и практического первенства духовной жизни, утверждение внутренней жизни личности, как единственной творческой силы человеческого бытия и основы для общественного развития.

После 1922 г. на родине остаются лишь немногие носители русской философской традиции (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев). Русская философия продолжала свое развитие в зарубежье, оказывая существенное влияние на формирование некоторых философских направлений на Западе, таких как экзистенциализм, персонализм.

Тема 8 Философия 20-21 вв..

Приступая к изучению основных направлений Западной философии 20 века, постарайтесь уяснить нетрадиционный, неклассический характер философствования в этот период. На место традиционного культа разума приходит осознание стихийности, случайности человеческого бытия и бессилия разума. Философы обращаются к вере, либо к иррациональным началам в сознании человека.

Большое влияние на становление неклассической философии 20 века оказала философия жизни: Ф. Ницше (1844-1900), А. Бергсон (1850-1941) и др. Сторонники этого направления постулировали ограниченность, ущербность интеллекта, невозможность с его помощью охватить все богатство жизни, что оказывается под силу только интуиции. Действия человека также определяются в первую очередь не интеллектом, а волей. Жизни предстает как борьба воли с косной, сопротивляющейся материей, а результат борьбы определяется силой «жизненного порыва», различной у разных людей и народов.

Проблемам анализа бессознательного начала в психике человека посвятил свои работы основоположник психоанализа З. Фрейд (1855 -1939).

Лидеры экзистенциализма К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1899-1976), Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913 -1960) с особой силой поставили вопрос о сущности человека, смысле его жизни, отношении к смерти. Исследования «пограничных ситуаций», в которых человеку приходится делать однозначный выбор, привело экзистенциалистов к отрицанию смысла безличного прогресса и утверждению ответственности каждого человека за судьбу мира, сделало проблему свободы человека одной из центральных в философии 20 века.

Наряду с новыми, нетрадиционными формам философствования, в 20 веке продолжало развиваться и классическое направление, считающее разум высшим и главным элементом человеческого бытия, тяготеющее к идеалам научности и рациональности. Наиболее характерным с этой точки зрения является аналитическое направление в философии. В его рамках развивается несколько различных философских школ, которых объединяет интерес к изучению языка науки и философии, убеждение, что исследование философских, научных методов составляет главную задачу философии переосмысление предмета философии и её функций, стремление избавиться от мировоззренческой стороны философского знания.

Эти черты проявились уже в таком направлении 19 в. как позитивизм. Его основатели О. Конт (1798 -1857), Г. Спенсер (1820 - 1903) поставили задачу онаучивания философии. снятия «метафизических», не имеющих окончательного решения проблем, повышения строгости философских рассуждений. Решение этой задачи представители неопозитивизм М. Щлик (1882-1936), Л. Витгенштейн (1899 - 1951), Б. Рассел (1872 -1970) видели в распространении на философию стандартов, принятых в естествознании и математике, в различении знания проверяемого и, следовательно, имеющего смысл, и непроверяемого, бессмысленного, в разработке методов этой проверки (верификации), в тщательном анализе языка философии с целью придания ему доказательной силы. Разработкой способов опровержения знания, его фальсификации, занимался критический рационализм (К. Поппер), разрабатывавший теорию социального познания. В целом, все это привело, с одной стороны, к крупным достижениям в области логики и методологии науки, а с другой стороны, к неоправданному сужению предмета философии. Эта ограниченность во многом была преодолена в концепции постпозитивизма, в работах Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда (вторая половина 20 века)

Тесно смыкается с аналитической философией структурализм (К.Леви-Строс), разрабатывающий методологию познания явлений посредством структурных аналогий, например, изучающий древние культуры через анализ структуры их языков.

В целом, для современной философии характерно наличие разнообразных школ и направлений, терпимость к другим философским позициям, сочетание неклассических и традиционных форм философствования. Приоритетной проблемой является проблема человека, исследуемого с разных сторон, в частности, как мир человека, то есть его культура, научная, языковая, гуманитарная.

Тема 9. Учение о бытии.

8.1. Проблема бытия в философии.

«Бытие» - одна из центральных категорий философии, в самом общем смысле означает существование как таковое.

Проблема бытия была сформулирована в 5 в до н. э. Парменидом. Стремление понять мир рационально, посредством разума заставляет человека искать за многообразием вещей нечто общее, их объединяющее. Если первые философы писали о первооснове мира, то Парменид понял, что все вещи и явления мира может объединять не только их состав, но и отношение существования. Так под влиянием этого философа «бытие» становится самостоятельным объектом мышления. Уже Парменид видел сложность и многоаспектность этой проблемы. В частности, он писал о двух видах бытия, подлинном, недоступном органам чувств и мнимом, кажущемся. Впоследствии подлинное бытие в философии стали называть сущностью, а мнимое бытие явлением. Осознание человеком того, что за видимым многообразием мира скрыта невидимая сущность, закон, которому подчинено существование вещей, является важнейшей предпосылкой рационального мышления. Без осознания этого факта была бы невозможна не только философия, но и наука, которая, по выражению Галилея, есть умение видеть невидимое.

Обсуждение проблемы бытия в истории философской мысли выявило несколько аспектов этой проблемы. Бытие уже в античной философии понималось космологически, как учение об оформленном и упорядоченном космосе, противопоставляемому хаосу или небытию. И в современной литературе мы видим рассмотрение важнейших всеобщих характеристик бытия, таких как движение, пространство, время, детерминация и др.

Другим важнейшим моментом проблемы бытия является его гносеологический аспект. Первые философы исходили из принципа, что подобное может познаваться только подобным. Поэтому мышление, познающее бытие, должно быть подобно ему. Это положение выдвинул еще Парменид, который писал, что бытие и мысль есть одно и то же. Аристотель, развивая идею Парменида, полагал, что бытие подчиняется таким законам, как закон самотождественности вещей и закон непротиворечивости. Одновременно он утверждал, что эти законы бытия есть и основные законы мышления человека. (закон тождества и закон запрещения противоречия). Г. Гегель сформулировал это положение как тезис о тождестве бытия и мышления. Осмысление этой проблемы Кантом привело к отказу от поисков бытийных основ познавательных процессов. Познание начинают рассматривать как самодостаточную творческую деятельность человека, не укорененную в бытии мира.

Одним из результатов осмысления гносеологических аспектов бытия явилось формирование представлений о внутреннем мире человека (сознании) как самодостаточной форме бытия, находящейся в сложным отношениях с другими формами бытия, природой и обществом. Поэтому и понятие бытия позволяет не только говорить о мире в целом, но и раскрывает постоянную соотнесенность мира и человека.

Переосмысление гносеологического аспекта проблемы бытия сделало особенно ясным нравственный смысл этой проблемы. Когда-то Платон полагал, что подлинным бытием обладают вечные, прекрасные, неизменные идеи, главной из них у Платона выступала идея Блага (добра). Все идеи и все вещи по Платону стремятся к благу, обретая тем самым смысл своего существования. Таким образом, идеи были не просто космологическими основами Вселенной, но и нравственными основами мира. Существование вечных идей Блага, Истины, Красоты, этих высших ценностей мира человека, придавало последнему смысл и вселяло надежду в возможность нравственной жизни людей. Отказ от бытийных основ познания, инициированный критикой Канта и ярко выраженный Ф.Ницше в его знаменитом тезисе о смерти Бога, привел к «онтологическому нигилизму (термин М. Хайдеггера), к утверждению, что высшие ценности являются порождением человека и, следовательно, постоянно изменяются вместе с человеком.

Таким образом, «бытие» будучи предельно общим понятием нельзя мыслить как какой-либо предмет, процесс или духовное явление. Эта категория раскрывает направленность мысли человека к миру, поскольку полагание существования мира и самого мыслящего человека является начальным условием познания.

 

8.2.Формы бытия.

При обсуждении проблемы бытия одним из первых возникает вопрос, что существует. Он появляется, когда человек, исследуя окружающий мир, за многообразием единичных вещей обнаруживает нечто, что объединяет их, то есть понятие этих вещей, которое невещественно, невидимо, неизменно. Поиск ответа на вопрос «что существует», развертывается в истории философии как поиск ответа на вопрос, как соотносятся эти две формы существования, мир единичных вещей и мир общих идей. В ходе дискуссий и споров постепенно выработалась идея многообразия форм существования мира.

В 17 в. было осознано существование природы, как особой сферы бытия, объективной, независимой от сознания, первичной по отношению к человеку, противопоставляемой им культуре.

Исследование идеально - духовных сторон деятельности человека уже в работах Платона привело к пониманию духовного (сознания), как особой формы бытия. Можно выделить такие характерные особенности существования сознания человека как его идеальность, субъективность, активность. Духовная сторона деятельности человека выражается в языке, культуре, таких социальных феноменах, как социальная психология, общественное мнение и др. Они обладают рядом качеств несводимых к другим формам бытия.

О. Конт и К. Маркс в 19 в. поставили проблему общественного бытия, видя в обществе особый тип реальности, несводимый ни к природным процессам, ни к поведению отдельных индивидов.

Наконец, в 20 в. особую значимость приобретает бытие человека, рассмотрение которого определяет ряд важных проблем, в том числе творческой природы человека, его свободы, соотношения социального и биологического и др.

 

 

8.3. Всеобщие свойства бытия

Важнейшим всеобщим свойством бытия выступает материя, учение о которой существенно изменялось в процессе развития философии и науки.Первоначально материя понималась как первовещество, служащее материалом для телесной организации космоса и человека. Первые греческие мыслители понимали материю либо как одну из чувственно воспринимаемых стихий (Фалес, Гераклит и др.), либо как сосуществование четырех материальных стихий (вода, огонь, воздух, земля у Эмпедокла). Существенным шагом вперед в развитии учения о материи оказалась атомистическая теория Демокрита. Атомы, утрачивая чувственно воспринимаемый характер, представляют собой невидимые, мельчайшие, неделимые частицы вещества, движущиеся в пустом пространстве. В новое время материя рассматривалась как субстанция[1], обладающая рядом измеримых качеств, таких как протяженность, тяжесть, инерция и др. К 19 веку в науке утвердилась представление, что материя - это атомы, то есть мельчайшие неделимые частицы вещества, обладающие массой покоя.

Однако само развитие естествознания заставило ученых и философов переосмыслить представления о материи. В конце 19 и начале 20 вв. были обнаружены существенно новые свойства мира: открыто существование электрона, обнаружена делимость атома, получены данные о существовании фотонов, которые вообще не имеют массы покоя. Тем самым были существенно изменены представления классической науке о свойствах материи. Эти новые данные заставили часть ученых отказаться от понятия материи, а философы заговорили о «кризисе в физике». Результатом разрешения этого кризиса явился отказ философов и ученых от рассмотрения материи как первовещества (субстанции), из которого построены все тела во Вселенной. Утвердилось представление, что существует бесконечное множество видов материи, из которых нам известны пока четыре: вещество, поле, плазма, вакуум. Было признано, что в мире существует бесконечное разнообразие объектов и процессов. Сформировалось представление о вечном, изменяющемся мире, в котором единство всего существующего реализуется через бесконечное разнообразие вещей, процессов и явлений.

Что же касается понятия «материя», то в современной литературе существует гносеологический подход к этому понятию. Материя рассматривается как понятие, обозначающее свойство предметов, процессов, явлений существовать независимо от сознания познающего их человека.

Одним из важнейших всеобщих свойств материи и всех ее видов и типов материальных объектов является движение. Движение определяется как изменение вообще и существует в самых разных формах: как механическое перемещение, как физическое, химическое, биологическое и социальное движение. Современное естествознание и философия исходят из утверждения, что все природные и социальные объекты находятся в постоянном движении, поэтому оно выступает как всеобщая и абсолютная характеристика их бытия.

Важнейшей проблемой в постижении бытия является вопрос о пространстве и времени. Студенты при подготовке этих вопросов должны обратить внимание на объективный и субъективный подходы к этим понятиям. А также уметь различать субстанциональный и реляционные подходы к пространству и времени. Субстанциональная концепция пространства и времени рассматривает их как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Демокрит, И. Ньютон). Реляционная концепция рассматривает пространство и время как систему отношений, образуемых взаимодействующими объектами. (А. Эйнштейн)

Пространство выражается в протяженности, структурности и сосуществовании объектов. Время связано с длительностью и последовательностью смены состояний явлений. Важнейшим свойством пространства и времени является их взаимосвязь друг с другом, что является одним из следствий специальной теории относительности, а также зависимость пространственно-временных свойств объектов от параметров движущейся материи (скорости и массы), что следует из общей теории относительности.

Трехмерность пространства выражает возможность измерения в трех направлениях. Однонаправленность времени - это свойство процессов иметь только одно направление изменений от прошлого к будущему

Принципиальным для понимания проблемы бытия является принцип детерминизма. Он утверждает взаимную обусловленность всех явлений и процессов в мире, а также упорядоченность и регулярность космоса в противоположность неупорядоченности хаоса. В основе принципа детерминизма лежит утверждение о всеобщей связи всех явлений, которая проявляется во взаимном изменении вещей. В процессе взаимодействия происходит перенос вещества, энергии и информации, появляются новые вещи или процессы.

Важнейшим моментом принципа детерминизма является утверждение о всеобщей причинной связи между взаимодействующими объектами. Причиной называется явление или взаимодействие явлений, которое порождает другое явление, называемым следствием. Причинно-следственные связи обладают следующими свойствами: причина предшествует следствию, носит необходимый и всеобщий характер.

Помимо причинно-следственных связей существуют другие виды детерминации, в частности, функциональная и целевая связь между отдельными свойствами или характеристиками процессов.

Отношения детерминации носят упорядоченный или закономерный характер. Закон определяется как повторяющаяся, необходимая и существенная связь явлений. Законы классифицируются по формам бытия: законы природы, законы общества, законы сознания. Выделяют законы функционирования и законы развития объектов. В зависимости от характера взаимосвязи законы делятся на динамические и статистические. Динамический закон- это закон, устанавливающий однозначную связь между явлениями или состояниями объекта. Примером таких законов являются законы механики, позволяющие однозначно описывать движение тела. Статистические законы - это законы, характеризующие поведение массовых явлений и позволяющие делать лишь вероятностные (неоднозначные) заключения о поведении объектов. Вероятностные (статистические) законы характеризуют поведение элементарных частиц, социальных явлений.

В целом, можно отметить, что суть принципа детерминизма - в последовательном понимании мира, как саморазвивающейся системы, имеющей необходимые (и достаточные) условия своего собственного существования. Для понимания и успешного объяснения мира и его свойств познающее мышление постигает причины и порождаемые ими следствия. Как говорят философы, мир самодостаточен, как в своем существовании, так и в возможностях его познания. Признание детерминизма способствует пониманию мира без всяких надприродных, сверхъестественных сил и противоположно индетерминистскому пониманию мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.011 с.)