Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Философия Нового Времени.

Поиск

5.1. Особенности философии нового времени. Ф. Бэкон.

Философия Нового времени берет свое начало в эпоху религиозных войн 16-17 вв., осуждение которых привело к снижению политического и идеологического авторитета Церкви. Это эпоха первых буржуазных революций в Нидерландах (16 в.), в Англии (17 в.) и Франции (18 в.). В это же время развертывается одна из величайших научных революций. Вселенная начинает рассматриваться как относительно независимый от Бога объект познания, подчиняющийся законам механики. Человек приобретает статус наблюдателя, исследующего Вселенную как бы извне. Тем самым проблема соотношения мира и человека исследуется как проблема соотношения объекта познания (природы) и субъекта (познающего человека). В центре внимания оказываются два вопроса: как устроен мир, какова его структура и какие есть правильные методы познания этого мира. Поскольку метод познания может быть либо умозрительным, либо основанным на опыте, то в центре этого периода развития философии - столкновение двух подходов: рационализма и эмпиризма.

Родоначальником философии Нового времени и эмпирического направления был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 -1626).Его работы проникнуты пафосом могущества человека, который, опираясь на науку, может подчинить себе силы природы. Но прежде разум должен быть очищен от мешающего ему бесплодного умствования схоластики, от заблуждений человека и общества (философ называет их идолами). Так, в европейскую философию входит тема критики разума.

Ф. Бэкон считает недостаточно результативным дедуктивный метод познания, распространенный в античности и в средние века. Сутью его было движение мысли от аксиом к частным вывода. Философ предлагает свой, индуктивный метод, опирающийся на опыт, предполагающий движение мысли от единичных фактов и явлений к общим положениям.

 

5.2.. Рационализм и эмпиризм 17-18 вв. о познании и мире.

Проблема метода познания по - новому была поставлена в работах великих философов нового времени Р. Декарта (1596 -1650), Б. Спинозы (1632 - 1677), Г. Лейбница (1646 -1716).Они создавали онтологические модели мира, разработали учение о субстанции как первооснове бытия. Будучи рационалистами, эти мыслители полагали, что необходимость, всеобщность и достоверность нашего знания о мире зависит от разума человека, который только и способен давать ясные и очевидные истины. Такое доверие к разуму покоилось на идее тождества законов мира и мышления.

Развитие рационализма приводило порой к произвольному конструированию образа мира, за что его критиковали эмпирики. В то же время постепенно центр внимания философов смещался от анализа объекта (природы) к более углубленному исследованию субъекта познания, в частности, к исследованию законов мышления.

Сторонники эмпиризма полагали, что источником знания является чувственный опыт человека, который способен сообщать знанию необходимый и всеобщий характер. Это направление неоднородно. Так, Ф. Бэкон, Т. Гоббс (1588-1679) и Д. Локк (1632 -1704) полагали, что источником чувственного опыта является внешний мир. Субъективно - идеалистический вариант эмпиризма можно найти у Дж. Беркли (1685-1753), который ограничивая опыт ощущениями человека, отрицал, что в его основе лежит объективный мир. Правда, Беркли обосновывает существование самих ощущений в объективно-идеалистическом духе, полагая, что их источником является Бог. До своего логического конца эмпиризм доводит Д. Юм (1711-1776), который утверждал, что знания человека фиксируют лишь его внутренний опыт, ничего не говоря о внешнем мире. Так, эмпиризм начав с эмпирической в целом установки, переходит в субъективный идеализм Беркли и скептицизм Юма.

Тем самым к середине 18 в. обнаружилось, что ни рационалистическая абсолютизация разума, ни эмпирическая абсолютизация опыта не в состоянии достоверно, непротиворечиво описать процесс познания. Выход из этой ситуации был найден И. Кантом, положившим в основу своей концепции тезис о единстве чувственного и рационального.

 

5.3.Философия эпохи Просвещения.

18 век в истории философской мысли называют веком Просвещения: научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга ученых распространяется вширь. Успехи опытных наук стимулировали критику философии рационализма, вызвали распространение механического мировоззрения (особенно в связи с открытиями И. Ньютона) и привели к развитию механистического материализма в работах французских философов 18 века Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция.

Эпоха Просвещения была пронизана верой человека в свой разум, способный не только познавать, но и преобразовывать мир, прежде всего общество. Формируется общественно-политический идеал Просвещения. В основе его лежит идея Д. Локка о естественном человеке, наделенном от природы неотъемлемыми правами на жизнь, собственность и свободу. Идеи английского мыслителя оказали огромное влияние на французских просветителей, разработавших теорию общественного договора (Ж-Ж Руссо), поставивших проблему сочетания общественных и частных интересов, подвергнувших резкой критике церковь и государство, мешающих свободомыслию человека (Вольтер, Дидро). Под влиянием общего механистического умонастроения создается рационалистическая этика, нравственность человека связывается с мерой его знания. Степень развития научного знания, культуры в целом служит критерием прогресса общества (Ж. Кондорсе). Однако здесь обнаруживаются определенные противоречия. Так, опыт Великой Французской буржуазной революции показал, что стремление к свободному и правовому обществу в определенных условиях ведет к насилию, террору. В этом реальная противоречивость общественного процесса и опасность односторонней абсолютизации любых идеологических предпосылок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.006 с.)