Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Главные проблемы и методы философии постмодерна

Поиск

 

Приступая к изучению программного материала четвертого модуля, следует иметь в виду не только особенности философского развития этого истори­ческого периода, но и многозначность термина "постмодерн". Он широко используется в архитектуре, искусствоведении, культурологии первой половины ХХ века для обозначения духовных течений, идущих на смену модернизму.

Под философией постмодерна, в данном пособии обозначена современная западноевропейская философия XX века с характерной для нее проблематикой и мето­дологией. В этот период возникало, входило в моду и исчезало множест­во духовных течений, школ и направлений, полемизировавших друг с другом и с предшествующей новоевропейской философской традицией, которую условно многие авторы называют философией модерна. В этом контексте философия постмодерна выражает реакцию на философию модернизма. В ней отчасти продолжается и завершается традиция модернизма, а, начиная с 70-х годов ХХ века, она оформляется в духовное течение, претендующее на статус "новой рациональности", миропонимания человека информационного общества.

Это поливариантное, неоднородное, многофункциональное духовное предприятие, предвосхищающее мировоззренческие тенденции и ценностные установки культуры, идущей на смену современной цивилизации. Его пестрота, на первый взгляд, исключает какую-либо унификацию. То, что образует его единство – это проблематика, которая как эстафета передается от школы к школе, от течения к течению и по­этому может быть основанием для классификации. В структурное основание данного пособия и положен этот принцип.

Первой проблемой зарубежной философии XX века является про­блема человека. Человек всегда был объектом исследования любого философского учения во все времена, но в XX веке философия становится философией человека. Причиной тому явилось разрушение став­ших к тому времени традиционными ценностей гражданского общества, тотальный отказ от каких бы то ни было абсолютов: абсолютной истины, абсолютной социальной системы, абсолютных моральных и эстетических ценностей. Понятие абсолюта сохранило свое значение лишь примени­тельно к богу и человеческой личности, человеку.

Однако, в отличие от прежних периодов философии, где отмечалось родство человека с ми­ром, природой, философы XX века, за редким исключением, в один голос представляют человека как существо, не имеющее ничего общего с ни­ми. Мир, природа предстают в их философских картинах как чуждое, враждебное, загадочное, а человек – как биологически недостаточное существо, выпадающее из природы, и вследствие этого существенная связь человека с миром невозможна. Жизнь трактуется как уникальное во Вселенной явление. Сам человек в силу своей индивидуальности не может быть определен через другое, более общее, так как он не экземпляр рода. Подобная индивидуализация ведет к признанию неискоренимого одиночества человека. Даже живя среди людей, он чувствует себя предельно одиноким, отчужденным от мира со­циально и физически. Понятие "отчуждения" становится основной кате­горией для характеристики человека и его бытия в современном мире.

Из одиночества и отчужденности человека миру вытекает призна­ние неуничтожимой трагичности его существования. Разлад между пониманием ценности человеческой личности и бесперспективностью, беспо­мощностью человека перед бездушными общественными институ­тами и силами, нивелирующими и порабощающими индивидуальность, заставляет современных философов сосредоточить внимание на мрач­ных сторонах человеческого существования, придавать им абсолют­ное значение.

В этой связи к проблеме человека органически примыкает проблема ценностей. Категория "ценности" вводится в современную философию неокантианцами Баденской школы. Они выдвинули тезис о том, что вся наша духовная деятельность: познавательная, религиозная, нравственная, художественная, подчинена принципу ценности. Это поня­тие приобрело синтезирующую функцию для выражения устойчивых элементов культуры и духовной жизни вообще, имеющих характер нор­мы.

Кризисные процессы, сотрясающие жизнь людей XX века: упадок религии, разрушение основ христианской морали, релятивизация знания, сомнение в конечном торжестве прогресса, разложение искусства, не­сбывшиеся надежды на культурный прогресс вообще, ставят перед фи­лософией вопросы о новых формах сохранения религиозных ценностей, обоснования нравственных ценностей, ценностей науки, новых ответов на вопросы о смысле и ценно­стях истории, эстетических ценностях, о сохранении и обосновании куль­турных ценностей вообще. На этот социальный заказ появилась масса философских и социологических работ.

Само понятие ценности стало предметом философского анализа. В результате возникла специ­альная философская дисциплина аксиология, в которой анализируются природа, структура, мировоззренческий статус, соотношение познава­тельного и оценочного в деятельности человека, факта и нормы, сущего и должного, науки и морали. Под влиянием научно-технического про­гресса проблема соотношения науки и морали, производства и нравст­венной ответственности приобретает не только теоретическое, полити­ческое, но и практическое значение. Создание оружия массового пора­жения, биохимических и психологических средств модификации поведения людей, их генетического кода объективно ставят вопросы мировоззренческого и морального обоснования деятельности такого рода. Отсюда органически вытекает третья проблема – проблема человеческой деятельности.

Глубокое осознание того факта, что человек живет в мире, создан­ном им самим, очеловеченном мире, произошло только во второй поло­вине XIX века. Неокантианцы, выделяя активную роль субъекта, его мыслительную деятельность, возводят принцип конструкции в основополагающий принцип интеллектуальной деятельности. В результате процесс познания превратился в процесс построения понятия о предмете, и даже построение самого предмета. В их философии теоретическая картина мира ничем не отли­чается от самого мира. Но не такое понимание деятельности стало ти­пичным для философии постмодерна.

Деятельность челове­ка сейчас рассматривается как воля к жизни, власти, как свободное твор­чество, а познание – лишь средство усиления эффективности деятельно­сти. Цель деятельности сводится к выработке наиболее благоприятных приспособительных реакций организма на окружающую среду, к реше­нию встающих перед человеком жизненных проблем.

Познание вовсе не есть отражение объективных процессов, а есть составление планов и проектов целесообразного действия. Познание совершается ради дела­ния, критерием истинности знания является его результативность, эффективность применения. Главное внимание при анализе деятельности уделяется свободе выбора, эмо­циональной тональности выбора той или иной альтернативы, решимо­сти к действию как осуществлению выбора, другими словами, экзистен­циальным моментам, идущих из глубин человеческой субъективности – не­предсказуемой, недетерминированной, иррациональной по своей приро­де. Из разнообразных видов деятельности на первый план выходит нау­ка.

В наше время наука приобрела огромное социальное, практическое и теоретическое значение, как никакое другое духовное явление в исто­рии человечества. Без науки сейчас невозможно материальное произ­водство, а значит, функционирование любой экономической системы, от­сюда влияние науки на сознание людей, на стиль мышления, на образ жизни каждого человека. Естественно, что любая философия вынуждена определять свое отношение к науке, научно-техническому прогрессу и его социальным последствиям в форме соответствующей проблематики.

Своим содержанием философия науки охватывает: строение научного знания, структу­ру науки, характер научной истины, природу и логику научного открытия, структуру и логику научных революций, отношение философии и науки и др.

Характерным для философии XX века стало противопоставление философии - науке, науки - мировоззрению. Истины науки и истины философии, с ее точки зрения, принадлежат разным мирам. В том виде, в ка­ком они существовали до начала нашего века, нельзя служить людям руководством во все более усложняющейся жиз­ни. Науки, абстрагируясь от всего субъективного, исключают человека как существо, свободно принимающее решение. Вернуть уважение и авторитет к науке и философии можно только на пути возвращения в объект их исследований человека.

Гуманизация науки и философии ключевое звено в гуманизации человеческой деятельности и человече­ских отношений. Поскольку общественные отношения реализуются по­средством языка, то одной из центральных проблем философии XX века становится проблема языка.

Сама проблема языка была предметом анализа философии с древних времен. Новым является место, отводимое языку в современной философии. Это объясняется успехами лингвистики, созданием симво­лической логики, семиотики, созданием искусственных научных языков, усилением влияния печатного слова, средств массовой информации на население. Язык начинают рассматривать как первую и основную форму реальности, единственный предмет философии, как универсальное средство для объяснения всего мира духовной жизни. Мир человека, его бытие такие, каков его язык. Сохранение и развитие языка условие сохране­ния, развития бытия человека.

И, наконец, последняя проблема, в которой как бы подытоживает­ся сущность философии постмодерна, проблема метода.

До второй половины XIX века философия все еще билась над во­просами: Что есть человек? Что он может знать? На что надеяться? Во что верить? Однако уже к началу XX века философам удалось повернуть призму общественного сознания в сторону вопроса "как?": Как стать и ос­таваться человеком? Как поверить? Как познать? Как делать? Как наде­яться? Другими словами, от гносеологических вопросов философский анализ смещается в область методологии, которая как раз и призвана отвечать на эти вопросы.

Различие между знанием "что" и знанием "как" необходимо и вполне правомерно, хотя абсолютизировать его недопустимо. Современная зарубежная философия не только не избежала подобной абсолютизации, но использовала методологическую проблематику как средство замещения, а в дальнейшем и полного вытеснения из философии гносеологической проблематики. Конечно, в жизни бывает, когда человек умеет делать нечто или знает, как нужно действо­вать, чтобы получить желаемый результат, но не знает, что происходит в действительности, какова природа тех вещей и явлений, с которыми он оперирует. Однако утверждать и даже настаивать на том, что он может лишь научиться пользоваться природными или социальными процесса­ми, но не в состоянии узнать ничего достоверного о них - это уступка агностицизму. Познание, даже относительное, было и остается неотъемлемым и осно­вополагающим фактором и условием всей культурной деятельности че­ловечества.

Нормы, ценности и идеалы, чтобы быть воспринятыми людьми как жизненные установки, требуют своего обоснования, и фило­софия должна такое обоснование дать. Человек не удовлетворится про­стыми ссылками на то, что люди просто согласились их принять в силу сложившейся социальной практики. Он обязательно будет спрашивать, почему они соглашаются принять именно эти, а не другие нормы, ценно­сти, стандарты мышления и жизни. Даже в возникновении мифологии, как первой формы сознательного отношения человека к миру, опреде­ляющую роль играет стремление узнать и объяснить: как устроен мир, почему он такой, каким его видит человек и каково его место в этом мире. Перед человечеством стоит сейчас столько острейших проблем, касающихся самого его дальнейшего существова­ния, что игнорировать их не может ни один мыслитель, считающий себя гуманистом.

ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЧЕТВЕРТОГО МОДУЛЯ

 

1. Проблема человека: поиск единыхоснований и характеристик человеческого бытия; определение места человека в космосе, природе, обществе, истории; духовное и телесное, биологическое и социальное в человеке; обоснование идеи уникальности человеческой личности, ее структуры; человек и свобода; человек и Бог; новые качества и новые меры человека; обязанность и ответственность; смысл жизни; отчуждение человека; личность и индивидуальность.

 

2. Проблема ценностей: понятие ценности; обоснование самоценности человеческой жизни; ценности культуры и ценности цивилизации; должное и сущее; цель и средство; релятивизация и кризис абсолютных ценностей; подлинное и неподлинное бытие человека; свобода как ценность и условие бытия человека ХХI века.

3. Проблема человеческой деятельности: жизнь, деятельность, творчество; духовно теоретическая и духовно практическая деятельность; опредмечивание, объективация, отчуждение деятельности; созидательное и расточительное, конструктивное и деструктивное в человеческой деятельности; культура и цивилизация; национальное, региональное и глобальное в истории и культуре.

4. Проблемы науки и научно-технического прогресса: кризис научного рационализма, его причины и пути выхода; наука и культура; наука и цивилизация; свойства информационно технологического мира, его сфера и границы; научный смысл глобальных проблем современности.

 

5. Проблема языка: язык науки и язык культуры, их единство и различие; анализ языка: знак, значение, смысл; язык и общение; язык и социальное развитие; язык и социальная гигиена.

6. Проблема метода: философия и метод; исторические и логические методы, их единство и различие; научные и социокультурные, конструктивные и деконструктивные методы познания и деятельности; метод как содержательная основа понятий и конструктивного мышления; методология познания самоорганизующихся систем.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ К ПРОГРАММЕ ЧЕТВЕРТОГО МОДУЛЯ

Первоисточники

1. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. СПБ., 1994.

2. Бергсон А. Творческая эволюция. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1992.

3. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

4. Виндельбанд В. Дух и история. Избранное. М., 1995.

5. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994.

6. Гадамер X. Г. Истина и метод. М., 1988.

7. Гартман Н. Эстетика. Киев, 2004.

8. Грамши А. Избранные произведения. М., 1980.

9. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Мн., М., 2000.

10. Делез Ж Логика смысла. М., 1995.

11. Деррида Ж.Позиции. Киев, 1996.

12. Джемс В. Прагматизм. СПБ., 1992.

13. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1992.

14. Камю А. Бунтующий человек. М., 1993.

15. Камю А. Творчество и свобода. Избранное. М., 1993.

16. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971.

17. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / В кн. "Проблема человека в западной философии". М., 1993.

18. Кун Т.С. Структура научных революций. М., 2002.

19. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / В кн. "Структура научных революций" М., 2002.

20. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции / В кн. "Структура научных революций". М., 2002.

21. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.

22. Льотар Ж.-Ф.Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // На путях постмодернизма. М.,1995.

23. Маритен Ж. Ответственность художника / В кн. "Самосознание европейской культуры ХХ века". М.,1991.

24. Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002

25. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы / В кн.: "Проблема человека в западной философии". М., 1988.

26. Мах Э. Познание и заблуждение. М., 1996.

27. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

28. Пестель Э. За пределами роста. М., 1988.

29. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

30. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1993.

31. Поппер К. Предположения и опровержения. М., 2004.

32. Пригожин И.Р. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / В соавторстве с И. Стенгерс. М., 1986.

33. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985.

34. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

35. Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.

36. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПБ., 1991.

37. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПБ., 1993.

38. Сартр Ж..-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2002.

39. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. В кн. "Сумерки богов". М., 1989.

40. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. М., 2002.

41. Тойнби Дж. Постижение истории. М.,1991.

42. Уайтхед А.Приключения идей. Наука и современный мир // Избранные работы по философии. М., 1990.

43. Фейерабенд П. Против метода. М., 1998.

44. Франкл В. Человек в поисках смысла. Духовность, свобода и ответственность. М., 1990.

45. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я". В кн.: "Я" и "Оно". Т.1. М., 1991.

46. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. М., 1993.

47. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, М., 2000.

48. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

49. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

50. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.

51. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / В кн.: "Время и бытие". М., 1993.

52. Хайдеггер М. Время и бытие. Европейский нигилизм. М., 1993.

53. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. М. Спб., 1997.

54. Шелер М. Положение человека в космосе / В кн. "Проблема человека в западной философии". М., 1988.

55. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. М., 1993.

56. Юнг К. Человек и его символы. Древние мифы и современный человек. СПБ., 1996.

57. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Духовная ситуация времени. М., 1994.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.26 (0.01 с.)