Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Главные проблемы и методы философии постмодернаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приступая к изучению программного материала четвертого модуля, следует иметь в виду не только особенности философского развития этого исторического периода, но и многозначность термина "постмодерн". Он широко используется в архитектуре, искусствоведении, культурологии первой половины ХХ века для обозначения духовных течений, идущих на смену модернизму. Под философией постмодерна, в данном пособии обозначена современная западноевропейская философия XX века с характерной для нее проблематикой и методологией. В этот период возникало, входило в моду и исчезало множество духовных течений, школ и направлений, полемизировавших друг с другом и с предшествующей новоевропейской философской традицией, которую условно многие авторы называют философией модерна. В этом контексте философия постмодерна выражает реакцию на философию модернизма. В ней отчасти продолжается и завершается традиция модернизма, а, начиная с 70-х годов ХХ века, она оформляется в духовное течение, претендующее на статус "новой рациональности", миропонимания человека информационного общества. Это поливариантное, неоднородное, многофункциональное духовное предприятие, предвосхищающее мировоззренческие тенденции и ценностные установки культуры, идущей на смену современной цивилизации. Его пестрота, на первый взгляд, исключает какую-либо унификацию. То, что образует его единство – это проблематика, которая как эстафета передается от школы к школе, от течения к течению и поэтому может быть основанием для классификации. В структурное основание данного пособия и положен этот принцип. Первой проблемой зарубежной философии XX века является проблема человека. Человек всегда был объектом исследования любого философского учения во все времена, но в XX веке философия становится философией человека. Причиной тому явилось разрушение ставших к тому времени традиционными ценностей гражданского общества, тотальный отказ от каких бы то ни было абсолютов: абсолютной истины, абсолютной социальной системы, абсолютных моральных и эстетических ценностей. Понятие абсолюта сохранило свое значение лишь применительно к богу и человеческой личности, человеку. Однако, в отличие от прежних периодов философии, где отмечалось родство человека с миром, природой, философы XX века, за редким исключением, в один голос представляют человека как существо, не имеющее ничего общего с ними. Мир, природа предстают в их философских картинах как чуждое, враждебное, загадочное, а человек – как биологически недостаточное существо, выпадающее из природы, и вследствие этого существенная связь человека с миром невозможна. Жизнь трактуется как уникальное во Вселенной явление. Сам человек в силу своей индивидуальности не может быть определен через другое, более общее, так как он не экземпляр рода. Подобная индивидуализация ведет к признанию неискоренимого одиночества человека. Даже живя среди людей, он чувствует себя предельно одиноким, отчужденным от мира социально и физически. Понятие "отчуждения" становится основной категорией для характеристики человека и его бытия в современном мире. Из одиночества и отчужденности человека миру вытекает признание неуничтожимой трагичности его существования. Разлад между пониманием ценности человеческой личности и бесперспективностью, беспомощностью человека перед бездушными общественными институтами и силами, нивелирующими и порабощающими индивидуальность, заставляет современных философов сосредоточить внимание на мрачных сторонах человеческого существования, придавать им абсолютное значение. В этой связи к проблеме человека органически примыкает проблема ценностей. Категория "ценности" вводится в современную философию неокантианцами Баденской школы. Они выдвинули тезис о том, что вся наша духовная деятельность: познавательная, религиозная, нравственная, художественная, подчинена принципу ценности. Это понятие приобрело синтезирующую функцию для выражения устойчивых элементов культуры и духовной жизни вообще, имеющих характер нормы. Кризисные процессы, сотрясающие жизнь людей XX века: упадок религии, разрушение основ христианской морали, релятивизация знания, сомнение в конечном торжестве прогресса, разложение искусства, несбывшиеся надежды на культурный прогресс вообще, ставят перед философией вопросы о новых формах сохранения религиозных ценностей, обоснования нравственных ценностей, ценностей науки, новых ответов на вопросы о смысле и ценностях истории, эстетических ценностях, о сохранении и обосновании культурных ценностей вообще. На этот социальный заказ появилась масса философских и социологических работ. Само понятие ценности стало предметом философского анализа. В результате возникла специальная философская дисциплина аксиология, в которой анализируются природа, структура, мировоззренческий статус, соотношение познавательного и оценочного в деятельности человека, факта и нормы, сущего и должного, науки и морали. Под влиянием научно-технического прогресса проблема соотношения науки и морали, производства и нравственной ответственности приобретает не только теоретическое, политическое, но и практическое значение. Создание оружия массового поражения, биохимических и психологических средств модификации поведения людей, их генетического кода объективно ставят вопросы мировоззренческого и морального обоснования деятельности такого рода. Отсюда органически вытекает третья проблема – проблема человеческой деятельности. Глубокое осознание того факта, что человек живет в мире, созданном им самим, очеловеченном мире, произошло только во второй половине XIX века. Неокантианцы, выделяя активную роль субъекта, его мыслительную деятельность, возводят принцип конструкции в основополагающий принцип интеллектуальной деятельности. В результате процесс познания превратился в процесс построения понятия о предмете, и даже построение самого предмета. В их философии теоретическая картина мира ничем не отличается от самого мира. Но не такое понимание деятельности стало типичным для философии постмодерна. Деятельность человека сейчас рассматривается как воля к жизни, власти, как свободное творчество, а познание – лишь средство усиления эффективности деятельности. Цель деятельности сводится к выработке наиболее благоприятных приспособительных реакций организма на окружающую среду, к решению встающих перед человеком жизненных проблем. Познание вовсе не есть отражение объективных процессов, а есть составление планов и проектов целесообразного действия. Познание совершается ради делания, критерием истинности знания является его результативность, эффективность применения. Главное внимание при анализе деятельности уделяется свободе выбора, эмоциональной тональности выбора той или иной альтернативы, решимости к действию как осуществлению выбора, другими словами, экзистенциальным моментам, идущих из глубин человеческой субъективности – непредсказуемой, недетерминированной, иррациональной по своей природе. Из разнообразных видов деятельности на первый план выходит наука. В наше время наука приобрела огромное социальное, практическое и теоретическое значение, как никакое другое духовное явление в истории человечества. Без науки сейчас невозможно материальное производство, а значит, функционирование любой экономической системы, отсюда влияние науки на сознание людей, на стиль мышления, на образ жизни каждого человека. Естественно, что любая философия вынуждена определять свое отношение к науке, научно-техническому прогрессу и его социальным последствиям в форме соответствующей проблематики. Своим содержанием философия науки охватывает: строение научного знания, структуру науки, характер научной истины, природу и логику научного открытия, структуру и логику научных революций, отношение философии и науки и др. Характерным для философии XX века стало противопоставление философии - науке, науки - мировоззрению. Истины науки и истины философии, с ее точки зрения, принадлежат разным мирам. В том виде, в каком они существовали до начала нашего века, нельзя служить людям руководством во все более усложняющейся жизни. Науки, абстрагируясь от всего субъективного, исключают человека как существо, свободно принимающее решение. Вернуть уважение и авторитет к науке и философии можно только на пути возвращения в объект их исследований человека. Гуманизация науки и философии ключевое звено в гуманизации человеческой деятельности и человеческих отношений. Поскольку общественные отношения реализуются посредством языка, то одной из центральных проблем философии XX века становится проблема языка. Сама проблема языка была предметом анализа философии с древних времен. Новым является место, отводимое языку в современной философии. Это объясняется успехами лингвистики, созданием символической логики, семиотики, созданием искусственных научных языков, усилением влияния печатного слова, средств массовой информации на население. Язык начинают рассматривать как первую и основную форму реальности, единственный предмет философии, как универсальное средство для объяснения всего мира духовной жизни. Мир человека, его бытие такие, каков его язык. Сохранение и развитие языка условие сохранения, развития бытия человека. И, наконец, последняя проблема, в которой как бы подытоживается сущность философии постмодерна, проблема метода. До второй половины XIX века философия все еще билась над вопросами: Что есть человек? Что он может знать? На что надеяться? Во что верить? Однако уже к началу XX века философам удалось повернуть призму общественного сознания в сторону вопроса "как?": Как стать и оставаться человеком? Как поверить? Как познать? Как делать? Как надеяться? Другими словами, от гносеологических вопросов философский анализ смещается в область методологии, которая как раз и призвана отвечать на эти вопросы. Различие между знанием "что" и знанием "как" необходимо и вполне правомерно, хотя абсолютизировать его недопустимо. Современная зарубежная философия не только не избежала подобной абсолютизации, но использовала методологическую проблематику как средство замещения, а в дальнейшем и полного вытеснения из философии гносеологической проблематики. Конечно, в жизни бывает, когда человек умеет делать нечто или знает, как нужно действовать, чтобы получить желаемый результат, но не знает, что происходит в действительности, какова природа тех вещей и явлений, с которыми он оперирует. Однако утверждать и даже настаивать на том, что он может лишь научиться пользоваться природными или социальными процессами, но не в состоянии узнать ничего достоверного о них - это уступка агностицизму. Познание, даже относительное, было и остается неотъемлемым и основополагающим фактором и условием всей культурной деятельности человечества. Нормы, ценности и идеалы, чтобы быть воспринятыми людьми как жизненные установки, требуют своего обоснования, и философия должна такое обоснование дать. Человек не удовлетворится простыми ссылками на то, что люди просто согласились их принять в силу сложившейся социальной практики. Он обязательно будет спрашивать, почему они соглашаются принять именно эти, а не другие нормы, ценности, стандарты мышления и жизни. Даже в возникновении мифологии, как первой формы сознательного отношения человека к миру, определяющую роль играет стремление узнать и объяснить: как устроен мир, почему он такой, каким его видит человек и каково его место в этом мире. Перед человечеством стоит сейчас столько острейших проблем, касающихся самого его дальнейшего существования, что игнорировать их не может ни один мыслитель, считающий себя гуманистом. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЧЕТВЕРТОГО МОДУЛЯ
1. Проблема человека: поиск единыхоснований и характеристик человеческого бытия; определение места человека в космосе, природе, обществе, истории; духовное и телесное, биологическое и социальное в человеке; обоснование идеи уникальности человеческой личности, ее структуры; человек и свобода; человек и Бог; новые качества и новые меры человека; обязанность и ответственность; смысл жизни; отчуждение человека; личность и индивидуальность.
2. Проблема ценностей: понятие ценности; обоснование самоценности человеческой жизни; ценности культуры и ценности цивилизации; должное и сущее; цель и средство; релятивизация и кризис абсолютных ценностей; подлинное и неподлинное бытие человека; свобода как ценность и условие бытия человека ХХI века. 3. Проблема человеческой деятельности: жизнь, деятельность, творчество; духовно теоретическая и духовно практическая деятельность; опредмечивание, объективация, отчуждение деятельности; созидательное и расточительное, конструктивное и деструктивное в человеческой деятельности; культура и цивилизация; национальное, региональное и глобальное в истории и культуре. 4. Проблемы науки и научно-технического прогресса: кризис научного рационализма, его причины и пути выхода; наука и культура; наука и цивилизация; свойства информационно технологического мира, его сфера и границы; научный смысл глобальных проблем современности.
5. Проблема языка: язык науки и язык культуры, их единство и различие; анализ языка: знак, значение, смысл; язык и общение; язык и социальное развитие; язык и социальная гигиена. 6. Проблема метода: философия и метод; исторические и логические методы, их единство и различие; научные и социокультурные, конструктивные и деконструктивные методы познания и деятельности; метод как содержательная основа понятий и конструктивного мышления; методология познания самоорганизующихся систем.
БИБЛИОГРАФИЯ К ПРОГРАММЕ ЧЕТВЕРТОГО МОДУЛЯ Первоисточники 1. Авенариус Р. Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы. СПБ., 1994. 2. Бергсон А. Творческая эволюция. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1992. 3. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994. 4. Виндельбанд В. Дух и история. Избранное. М., 1995. 5. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994. 6. Гадамер X. Г. Истина и метод. М., 1988. 7. Гартман Н. Эстетика. Киев, 2004. 8. Грамши А. Избранные произведения. М., 1980. 9. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Мн., М., 2000. 10. Делез Ж Логика смысла. М., 1995. 11. Деррида Ж.Позиции. Киев, 1996. 12. Джемс В. Прагматизм. СПБ., 1992. 13. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М., 1992. 14. Камю А. Бунтующий человек. М., 1993. 15. Камю А. Творчество и свобода. Избранное. М., 1993. 16. Карнап Р. Философские основания физики. М., 1971. 17. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры / В кн. "Проблема человека в западной философии". М., 1993. 18. Кун Т.С. Структура научных революций. М., 2002. 19. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / В кн. "Структура научных революций" М., 2002. 20. Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции / В кн. "Структура научных революций". М., 2002. 21. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. 22. Льотар Ж.-Ф.Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // На путях постмодернизма. М.,1995. 23. Маритен Ж. Ответственность художника / В кн. "Самосознание европейской культуры ХХ века". М.,1991. 24. Маркузе Герберт. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002 25. Марсель Г. К трагической мудрости и за ее пределы / В кн.: "Проблема человека в западной философии". М., 1988. 26. Мах Э. Познание и заблуждение. М., 1996. 27. Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999. 28. Пестель Э. За пределами роста. М., 1988. 29. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. 30. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1993. 31. Поппер К. Предположения и опровержения. М., 2004. 32. Пригожин И.Р. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / В соавторстве с И. Стенгерс. М., 1986. 33. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985. 34. Пуанкаре А. О науке. М., 1983. 35. Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997. 36. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПБ., 1991. 37. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПБ., 1993. 38. Сартр Ж..-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2002. 39. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. В кн. "Сумерки богов". М., 1989. 40. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. М., 2002. 41. Тойнби Дж. Постижение истории. М.,1991. 42. Уайтхед А.Приключения идей. Наука и современный мир // Избранные работы по философии. М., 1990. 43. Фейерабенд П. Против метода. М., 1998. 44. Франкл В. Человек в поисках смысла. Духовность, свобода и ответственность. М., 1990. 45. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого "Я". В кн.: "Я" и "Оно". Т.1. М., 1991. 46. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. М., 1993. 47. Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, М., 2000. 48. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 49. Фуко М. Воля к истине. М., 1996. 50. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. 51. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / В кн.: "Время и бытие". М., 1993. 52. Хайдеггер М. Время и бытие. Европейский нигилизм. М., 1993. 53. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. М. Спб., 1997. 54. Шелер М. Положение человека в космосе / В кн. "Проблема человека в западной философии". М., 1988. 55. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. М., 1993. 56. Юнг К. Человек и его символы. Древние мифы и современный человек. СПБ., 1996. 57. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Духовная ситуация времени. М., 1994.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.26 (0.01 с.) |