Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Поиск

В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственно­стью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических обстоятельств.

В качестве важнейших периодов можно выделить следующие: 1) распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (ХУ1-ХУП вв.); 2) преобладание схоластической философии (XVII - первая половина XVIII вв.); 3) распространение филосо­фии просвещения (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.); 4) распространение народно-демократической идеологии (вторая половина XIX в.); 5) гегемония марксистско-ленинской идеологии (20-80-е гг. XX в.).

Начало распространения идей ренессансного гуманизма связано, с деятельностью Франциска Скорины (около 1490-1541). В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Возможности улучшения жизни людей Ско­рина связывал с распространением духа человеколюбия. Важное значение он придавал вопросам права. Он различал законы "прироженые" (естественные) и "писаные". Естественный закон "на­писан есть в сердце каждого человека", согласно ему нужно "того не чинити иным, чего сам не хощеш от иных имети". Поскольку некото­рые злоупотребляли отсутствием писаных законов, пришлось учре­дить таковые для "людей злых, абы боячися казни, усмирили сме­лость свою".

С середины XVI в. на территории Великого княжества Литовско­го развернулось движение Реформации, оказавшее значительное вли­яние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений Реформации - антитринитаризма ' - был Сымон Будный (1533-1593). По существу, он занялся пересмотром и критикой Священного Писания. Он от­верг догмат о божественной природе Христа, называя "вздором со­фистов" утверждения, будто Бог мог родиться из своего собственного естества. Христос, по мнению С. Будного, выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу, и догмат о Троице несостоятелен. Наряду с этим С. Будный отрицал догмат о бессмертии души. Далее он пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Взгляды С. Будного стали предметом полемики в среде западноевро­пейских реформаторов.

Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629-1680). Полоцкий полагал, что мир создан Богом. Мир основан на двух началах - материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Подобно Аристотелю, С. По­лоцкий выделял ступени бытия: бытие вообще присуще всем вещам и существам, все существуют, но растения, кроме того, обладают еще и жизнью, животные обладают сверх того еще и чувствительностью, а человеку присуща сверх того еще и разумность. О познании Полоц­кий высказывал мысли, близкие к западноевропейскому сенсуализ­му: ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи от­сутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна кни­ге, которую человеку следует изучать; бытие Бога недоступно чув­ственному восприятию, значит, Бога нельзя познать, но в него нужно верить. С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни лю­дей, полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жиз­ни, помогает правителям мудро управлять державой.

Идеи просветительской философии стали распространяться в Великом княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Вид­ным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738-1807). Принимая пози­цию деизма, он стремился к освобождению философии от схоласти­ки и богословия. Вместе с тем он полагал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество К. Нарбут при­держивался теории общественного договора.

Просветительские воззрения на историю развивал Адам Нарушевич (1733-1796). Он родился в Пинском повете, был препо­давателем в Виленской академии и в Варшавском иезуитском кол­легиуме. По предложению польского короля А. Нарушевич напи­сал "Историю польского народа", отображающую также историю Великого княжества Литовского. Он представил историю как де­яния не только господ, но и простого народа. Главным двигателем свершающегося прогресса он считал человеческий разум.

В1817-1823г. в Виленском университете действовала тайная организация "Общество филоматов "(любителей наук). В состав руководящего ядра общества входили: Юзеф Ежовский, Томаш Зан, Адам Мицкевич, Ян Чечет, Францишек Малевский, Казимир Пясецкий, Михаил Рукевич, Онуфрий Петрашкевич, Теодор Ло­зинский. Своей целью члены общества объявили самосовершенствова­ние и подготовку молодежи к деятельности на благо отечества. Основным препятствием на пути прогресса филоматы считали крепостничество и самодержавие как противоречащие есте­ственному праву и разуму установления. Вслед за И. Лелевелем филоматы рассматривали историю человечества как закономер­ный процесс борьбы за прогресс и свободу. Филоматы готовили доклады и обсуждали их на заседаниях. Они ориентировали свою деятельность на реальные потребности общественной жиз­ни, стремились изучать характер народа, его обычаи, чтобы вы­работать соответствующие принципы своей деятельности. Фи­ломаты под влиянием идеологии романтизма высоко ценили на­родное творчество. Ян Чечет в своих сочинениях стал пользо­ваться белорусским языком наряду с польским. Общество фило­матов оказало значительное влияние на последующее развитие общественной мысли в Беларуси и Литве.

В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (И. В. Канчевский, 1896-1923) "Адвеч-ным шляхам". В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам нужны "свои белорусские формы жизни", но при этом следует из­бегать "белорусского мессианизма". В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. "Ис­тинной основой жизни может быть только творчество". Свобод­ная, непринудительная кооперация должна служить ориентиром формирования человеческих отношений.

В философских исследованиях 70-80-х гг. видное место зани­мают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 1934), специа­листа в области теории познания, Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), Николай ОнуфриевичЛосский(1870-1965), Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) и т. д.

32Основные направления и типологические характеристи­ки русской философии.

Русскую философию следует рассматривать как часть мирово­го философского процесса, обладающую при этом значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием.

Особенно очевидным предлагаемый принцип анализа русской философской мысли стал к концу XX столетия, когда новое про­чтение текстов русских мыслителей показало, что они принадле­жат к общей традиции неклассического европейского философ­ствования. При этом обнаружилось, что во многих случаях имен­но русские мыслители обозначили и инициировали ключевые философские направления, идеи и ходы мысли философских по­исков последних двух столетий. Не имея здесь возможности под­робно остановиться на отдельных течениях и ключевых фигурах русской философии, мы попытаемся дать не столько историчес­кий, сколько логический ее срез, обозначив некоторые ее ключе­вые особенности и их воплощение в творчестве конкретных мыс­лителей на определенных исторических этапах.

Историю русской религиозной мысли В. В. Зеньковский делит на 4 периода:

1. Пролог к русской философии:

а) до Петра Великого,

в) XVIII - ый век.

2. Первый период - до возникновения систем (XIX - ый век - до 70-ых годов).

3. Второй период - возникновение систем (конец XIX-го века - первые два десятилетия ХХ - го века).

4. Третий период – ХХ - ый век (после 1917-го года).

Характерными чертами русской философии являются:

• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);

• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;

• большая роль проблем морали и нравственности;

• конкретность;

• широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Современный этап развития духовной культуры России ха­рактеризуется возрождением национальной философской тра­диции, которая, будучи выраженной на философском языке ру­бежа ХХ-ХХ1 вв., оказывается чрезвычайно созвучной переход­ному характеру национальной и мировой истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.013 с.)