Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических обстоятельств. В качестве важнейших периодов можно выделить следующие: 1) распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (ХУ1-ХУП вв.); 2) преобладание схоластической философии (XVII - первая половина XVIII вв.); 3) распространение философии просвещения (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.); 4) распространение народно-демократической идеологии (вторая половина XIX в.); 5) гегемония марксистско-ленинской идеологии (20-80-е гг. XX в.). Начало распространения идей ренессансного гуманизма связано, с деятельностью Франциска Скорины (около 1490-1541). В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Возможности улучшения жизни людей Скорина связывал с распространением духа человеколюбия. Важное значение он придавал вопросам права. Он различал законы "прироженые" (естественные) и "писаные". Естественный закон "написан есть в сердце каждого человека", согласно ему нужно "того не чинити иным, чего сам не хощеш от иных имети". Поскольку некоторые злоупотребляли отсутствием писаных законов, пришлось учредить таковые для "людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость свою". С середины XVI в. на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации, оказавшее значительное влияние на общественную мысль. Видным идеологом одного из течений Реформации - антитринитаризма ' - был Сымон Будный (1533-1593). По существу, он занялся пересмотром и критикой Священного Писания. Он отверг догмат о божественной природе Христа, называя "вздором софистов" утверждения, будто Бог мог родиться из своего собственного естества. Христос, по мнению С. Будного, выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу, и догмат о Троице несостоятелен. Наряду с этим С. Будный отрицал догмат о бессмертии души. Далее он пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Взгляды С. Будного стали предметом полемики в среде западноевропейских реформаторов. Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629-1680). Полоцкий полагал, что мир создан Богом. Мир основан на двух началах - материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Подобно Аристотелю, С. Полоцкий выделял ступени бытия: бытие вообще присуще всем вещам и существам, все существуют, но растения, кроме того, обладают еще и жизнью, животные обладают сверх того еще и чувствительностью, а человеку присуща сверх того еще и разумность. О познании Полоцкий высказывал мысли, близкие к западноевропейскому сенсуализму: ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна книге, которую человеку следует изучать; бытие Бога недоступно чувственному восприятию, значит, Бога нельзя познать, но в него нужно верить. С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни людей, полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жизни, помогает правителям мудро управлять державой. Идеи просветительской философии стали распространяться в Великом княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738-1807). Принимая позицию деизма, он стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он полагал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество К. Нарбут придерживался теории общественного договора. Просветительские воззрения на историю развивал Адам Нарушевич (1733-1796). Он родился в Пинском повете, был преподавателем в Виленской академии и в Варшавском иезуитском коллегиуме. По предложению польского короля А. Нарушевич написал "Историю польского народа", отображающую также историю Великого княжества Литовского. Он представил историю как деяния не только господ, но и простого народа. Главным двигателем свершающегося прогресса он считал человеческий разум. В1817-1823г. в Виленском университете действовала тайная организация "Общество филоматов "(любителей наук). В состав руководящего ядра общества входили: Юзеф Ежовский, Томаш Зан, Адам Мицкевич, Ян Чечет, Францишек Малевский, Казимир Пясецкий, Михаил Рукевич, Онуфрий Петрашкевич, Теодор Лозинский. Своей целью члены общества объявили самосовершенствование и подготовку молодежи к деятельности на благо отечества. Основным препятствием на пути прогресса филоматы считали крепостничество и самодержавие как противоречащие естественному праву и разуму установления. Вслед за И. Лелевелем филоматы рассматривали историю человечества как закономерный процесс борьбы за прогресс и свободу. Филоматы готовили доклады и обсуждали их на заседаниях. Они ориентировали свою деятельность на реальные потребности общественной жизни, стремились изучать характер народа, его обычаи, чтобы выработать соответствующие принципы своей деятельности. Филоматы под влиянием идеологии романтизма высоко ценили народное творчество. Ян Чечет в своих сочинениях стал пользоваться белорусским языком наряду с польским. Общество филоматов оказало значительное влияние на последующее развитие общественной мысли в Беларуси и Литве. В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (И. В. Канчевский, 1896-1923) "Адвеч-ным шляхам". В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам нужны "свои белорусские формы жизни", но при этом следует избегать "белорусского мессианизма". В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. "Истинной основой жизни может быть только творчество". Свободная, непринудительная кооперация должна служить ориентиром формирования человеческих отношений. В философских исследованиях 70-80-х гг. видное место занимают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 1934), специалиста в области теории познания, Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), Николай ОнуфриевичЛосский(1870-1965), Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) и т. д. 32Основные направления и типологические характеристики русской философии. Русскую философию следует рассматривать как часть мирового философского процесса, обладающую при этом значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием. Особенно очевидным предлагаемый принцип анализа русской философской мысли стал к концу XX столетия, когда новое прочтение текстов русских мыслителей показало, что они принадлежат к общей традиции неклассического европейского философствования. При этом обнаружилось, что во многих случаях именно русские мыслители обозначили и инициировали ключевые философские направления, идеи и ходы мысли философских поисков последних двух столетий. Не имея здесь возможности подробно остановиться на отдельных течениях и ключевых фигурах русской философии, мы попытаемся дать не столько исторический, сколько логический ее срез, обозначив некоторые ее ключевые особенности и их воплощение в творчестве конкретных мыслителей на определенных исторических этапах. Историю русской религиозной мысли В. В. Зеньковский делит на 4 периода: 1. Пролог к русской философии: а) до Петра Великого, в) XVIII - ый век. 2. Первый период - до возникновения систем (XIX - ый век - до 70-ых годов). 3. Второй период - возникновение систем (конец XIX-го века - первые два десятилетия ХХ - го века). 4. Третий период – ХХ - ый век (после 1917-го года). Характерными чертами русской философии являются: • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; • специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; • большая роль проблем морали и нравственности; • конкретность; • широкое распространение в массах, понятность простому народу. Современный этап развития духовной культуры России характеризуется возрождением национальной философской традиции, которая, будучи выраженной на философском языке рубежа ХХ-ХХ1 вв., оказывается чрезвычайно созвучной переходному характеру национальной и мировой истории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.013 с.) |