Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Элейская философия – 470 г.до н.э.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Парменид (р. ок. 540 до н. э.) - основатель элейской школы. Его философские рассуждения строятся вокруг понятия бытия и противостоящего ему понятия небытия. Парменид утверждал: "То, что высказывается и мыслится, необходимо должно быть сущим, ибо есть - бытие, а ничто - не есть". Из тезиса о несуществовании небытия он делает вывод о том, что бытие должно быть единым и неподвижным. Единство бытия доказывается тем, что разделить бытие на части могло бы лишь небытие, но его нет. Вывод о неподвижности бытия основан на том, что движение, понимаемое в самом широком смысле как возникновение и исчезновение, для бытия невозможно: ведь бытие могло бы возникнуть только из небытия, но его нет; бытие могло бы кануть только в небытие, но его нет. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Основатели атомистического учения - Левкипп и Демокрит (около 460-370 гг. до н. э.). Атомисты попытались преодолеть вытекающее из философии элеатов недоверие к чувственно воспринимаемой реальности. Для этого они выдвинули два принципиальных положения: 1) деление до бесконечности невозможно, существует предел делимости вещества, и его они называли словом "атом" (греч. atomos - неделимый), атомы и есть "подлинное" бытие, они существуют вечно и неизменно; 2) существует также и "небытие" - пустота, в которой движутся атомы. Демокрит полагал, что атомы различаются формой, положением в пустоте, величиной. Невидимые из-за своих малых размеров, они, имея неровную поверхность, способны сцепляться друг с другом и образовывать видимые вещи. Из вихрей движущихся атомов возникает бесчисленное множество миров и подобных нашему, и совсем на него не похожих. В некоторых мирах нет ни солнца, ни луны, в других же их множество, некоторые не имеют влаги и жизни, одни миры только возникают, другие находятся в расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом. Утверждая, что существуют только атомы и пустота, атомисты тем самым отвергают существование какого-нибудь "мирового ума", управляющего миром. Все события происходят путем взаимодействия атомов, их столкновения, сцепления или разъединения. В своей теории познания Демокрит в отличие от элеатов не только различает видимый и невидимый (умопостигаемый) миры, но и стремится объяснить связь между ними. Чувственное познание возможно благодаря тому, что из вещей истекают атомы и, проникая через поры в тело человека, возбуждают атомы души. Атомы, отделяющиеся от вещей, доставляют душе их образы, или подобия. Чувственный опыт, однако, сам по себе может дать лишь "темное", то есть неполное и недостоверное знание, поскольку видимая нам вещь "вторична", производна от составляющих ее атомов. Однако ум, опираясь на наблюдения, постигает в процессе размышления невидимые и невоспринимаемые первичные сущности. Демокрит первым охарактеризовал человека как "микрокосм" ввиду того, что он, как и большой мир, состоит из атомов. Разница между ними заключается в том, что в человеке выше концентрация тепла и огня, состоящего из особенно малых, округлых и подвижных атомов. Они составляют человеческую душу. Огненные атомы имеются также и в воздухе. При выдохе атомы души выходят наружу и рассеиваются, при вдохе втягиваются вновь. Выдох без последующего вдоха означает смерть - понижение концентрации огнеподобных атомов в теле, уравновешивание со средой. Таким образом, атомисты не признают бессмертия души. Существование богов, однако, ими не отвергается. Боги - это особые соединения огненных атомов; они мало подвержены распаду, но все же не вечны. Боги могут благотворно или зловредно воздействовать на человека, а также подавать людям те или иные знаки. Важное место в учении Демокрита отводится вопросам социальной жизни и этики. Он полагал, что люди возникли естественным путем "без всякого творца и разумной цели". Опыт борьбы за выживание научил людей собираться в стада. В целях общения им пришлось создать язык. Таким образом, общество с его законами, язык и искусства не даны человеку от природы, а возникли "по установлению". Наилучшей формой государственного устройства Демокрит считал демократический полис. Необходимым условием сохранения демократии являются нравственные качества граждан, создающиеся воспитанием и поучением. В этике Демокрита высшим благом провозглашается блаженное состояние духа - эвтюмия. Впоследствии Демокрита стали считать зачинателем "материалистической линии в философии". Атомистической концепции мира в дальнейшем придерживались также эпикурейцы. Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля. Философия Сократа Сократ(469—399 до н. э.). Излагает свои философские учения в форме беседы, диалога, спора, что является элементами диалектического мышления. Он разработал специфическую концепцию диалектики как искусство исследования понятия с целью постижения истины в основе метод индукции. Сократ руководствовался принципом «познай самого себя». Он рассматривал знания с целью реализации их в искусстве жизни. Он являлся первым моральным философом, где за свои идеи, моральные принципы пошёл на смерть, но не отказался от философских взглядов. Значение Сократа для будущего всей европейской культуры выразил испанский философ Х. Ортега-и-Гассет «однажды на афинской площади Сократ открыл разум». В центре учений Сократа человек и поэтому философия называется началом первого антропологического поворота в истории философской мысли. Познание природы – дело Богов, человек должен познать самого себя. Главное в беседах Сократа – постижение добродетелей. Основные добродетели: сдержанность, мужество, справедливость, разум, нравственность в своей основе тождественны. Сократ являлся основателем моральной философии и отдельные стороны учения Сократа нашли свое отражение в сократических школах. Свой метод диалога между собеседниками он называл майевтикой, то есть повивальным искусством, помогающим рождению истины. Философия Платона Платон (428/427 до н. э. - 348/347). Основатель собственной школы-академии, которая просуществовала в Афинах до 529 г.н.э. Наследи Платона включает 34 диалога, где главной фигурой выступает в беседе Сократ. Наиболее известными диалогами являются «Пир», «Федон», «Государство», «Законы». Разрабатывал учение об эйдосах (идеях) и концепцию объективного идеализма. В своей онтологии – учении о бытии, Платон утверждает, что чувственно воспринимаемый мир, в котором мы живем не есть единственный мир. Впервые открыто говорит о невещественности этого подлинного мира, который постигаем только умом в основе находится эйдос. Учение об идеях является концептуальным ядром платоновской философии. Идеи (эйдосы) - это прообразы, сущности и гипотезы вещей, предел, к которому вещи стремятся в своем становлении, но сами эйдосы не вещи, и их невозможно воспринимать органами чувств. Например, чтобы усмотреть в какой-нибудь вещи красоту, нужно уже заранее располагать идеей прекрасного как такового. Таким образом, идея выступает принципом осмысления вещи, благодаря которому текучая реальность не расплывается перед нашим взором в бесформенную массу, но представляется в виде множества определенных вещей. Идеализм – учение первопричиной идеального по отношению к материальному, первичного сознания по отношению к бытию. Идея вещи предшествует сомой вещи, и не какая вещь не может возникнуть, если нет идеи. Материал есть средство для осуществления вещи. Каждая вещь имеет третью природу: идея, материал и сама вещь. При этом вещи причина, материал – средство, а вещь – следствие взаимодействия идеи и материи. Каждая вещь внутренне противоречит материально и идеально одновременно при этом идеальность как бы испорчены материальностью. Какими свойствами обладает идея? 1Идея- смысл вещи, познать идею вещи, это означает, чем одна вещь отличается от другой; 2Идея вещи есть целостность всех отдельных вещей и проявление; 3Идея вещи является законом возникновения единых проявлений вещей; 4Идея вещи сама по себе не вещественна; 5Идея вещи обладает собственным существованием. Идея, как такова, не рождается, не умирает, идеи живут вечно в мире. Учение об идеи является концептуальным ядром философии Платона. Душа, по Платону, имеет три способности, или части: разум, волю и вожделение. Каждая часть души имеет свое назначение и каждая может быть добродетельна, если соответствует своему назначению. Добродетель заключается для разумной части - в мудрости, для волевой - в отваге, для вожделеющей - в самообладании. Гармоничное сочетание этих добродетелей образует четвертую добродетель - справедливость. Эта справедливость, мудрое равновесие способностей души, является для Платона основным этическим принципом. Социально-политический вопрос Платон использует в трактате «Государство», «Законы», диалоге «Политика». Платон выделяет такие формы государства: тимократия, олигархия, демократию, тиранию. Разработал концепцию идеального государства. В идеальном государстве правят философии, основной принцип Дике, то есть справедливость. В идеальном государстве первое и второе сословия: философы и войны, не имеют частной собственности и семьи, а служат во благо отечества. Философия Аристотеля Аристотель (384-322 гг. до н. э.) ученик Платона и учитель Александра Македонского. Аристотель отрицает идеалистические учения Платона в словах «Платон мне друг, но истина дороже», «Нет никакого мира эйдоса, идея вещи находится в самой вещи». Принципы всякой вещи: 1Форма – суть всякого бытия, нет никакой вещи без формы; 2Материя – потенциальная предпосылка или возможность осуществления вещи, материального состояния вещи; 3Движущая причина – процесс осуществления возможного в действительности; 4Целесообразность или цель вещи. Каждая вещь представляет собой единство материального и идеального. Вечная сущность – причина всех вещей или первопричина есть абсолют или Бог. Абсолют составляет сущность всего, включает собственную материю, является перводвигателем и имеет целевую причину – человека. Аристотель провел классификацию наук и выделяет знания теоретические (математика, философия, физика), практические (этика и политика), создательные (искусство, ремесло, прикладные науки). Разрабатывает учение о духе – психологию. Социально-политические аспекты развития общества излагает в работе «Политика». Основу государства составляет семья. Формирует патриархальную концепцию государства. Выделяет 3 правильные формы правления: аристократия, монархия, полития (сочетание аристократии и демократии). Выделяет 3 неправильные формы правления: тирания, демократия, олигархия. Аристотель разрабатывает формальную логику и является самым великим ученым античности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.01 с.) |