Гуманизм философской мысли Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманизм философской мысли Возрождения.



Переходным периодом к формированию новоевропейской философии от философии средневековья являлась эпоха Возрождения XIV – XVI вв. Дж. Вазари первым определил характерные черты эпохи Возрождения:

Антропоцентризм;

Гуманизм;

Реформация;

Возрождения античной культуры и ценности;

Индивидуализм личности.

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494), утверждал что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.

В рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499), Томмазо Кампанеллы (1568— 1639), Пико (1463—1494) и др. проявилась важнейшая характери­стика гуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

Таким образом, в целом культура эпохи Возрождения - это синтез христианства, античной и восточной культур. На основе смешения различных традиций в этот период рождалась новая западноевропейская цивилизация.

Следует отметить еще одну особенность обращения к античной мысли в эпоху Возрождения - это интерес к магии и мистике. Воз­вращаются к жизни не только философские идеи, но и древние греческие и восточные оккультные учения. Мыслители Возрожде­ния обращаются к магии и теургии, видя в них, прежде всего, воз­можность постижения божественных истин.

Религиозная философская мысль Возрождения создает новую пантеистическую (от греч. раn - все и theos - Бог) картину мира, тяготеющую к отождествлению Бога и мира, к обожествлению природы и человека.

Однако главной особенностью мышления ренессансной куль­туры был переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. На первый план здесь выдвигаются гуманисти­ческие мотивы. Человек не только становится важным объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным зве­ном всей цепи космического бытия.

15Социально-политические идеи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла).

В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен как политическая философия (или философия политики), хотя само превращение политики в самостоятельный институт - яв­ление более позднего времени. Причина формирования этого направления философской мысли заключается в том, что объяснение многих проблем человеческого общежития гумани­сты искали часто не в Божественном откровении, а исходя из природы и сути реального человека и его места в общественных отношениях.

Общественно-политические рассуждения знаменитого автора "Утопии" (1516) Томаса Мора также явились выводами из его трактовки сути реального человека, для которого частный интереc превыше всего. Видимо поэтому Мор, рисуя идеальное госу­дарство (названное, соответственно, Утопия - место, которого нет), предлагает устройство, которое избавило бы человека от его главного порока - эгоизма.

В Утопии все находится в общей собственности, ибо благополу­чие общества невозможно там, где существует собственность част­ная. Впервые в мировой литературе Мор описал социальное уст­ройство, основанное на коллективной собственности не только в сфере потребления, но и в сфере производства. В его сообществе индивидуальное подчинено общему. Утописты получают все не­обходимое от общины, однако то, что есть "необходимое" и "лиш­нее", "нужное" и "ненужное", определяет не сам индивид, а община. Подчеркивая гуманистический, даже эпикурейский дух "Утопии", надо признать, что черты уравнительности, аскетизма в социаль­ной философии Мора являются доминирующими.

В целом общественное учение Мора было само­критикой нарождавшейся социально-политической западноевро­пейской культуры, которая нашла свое воплощение в Новое время.

Томмазо Кам­панеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Дейст­вие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жите­ли — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

• отсутствует частная собственность;

• все граждане участвуют в производительном труде;

• результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

• труд совмещается с одновременным обучением;

• жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробно­стей, от подъема до отхода ко сну;

• солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, тру­дятся, едят, отдыхают, поют песни;

• большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ре­бенок забирается от родителей и воспитывается в специаль­ных школах, где обучается наукам и приучается к коллек­тивной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

• во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (из­бираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми зна­ниями своей эпохи и всеми профессиями.

Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрож­дения, были ответом на имевшую место социальную несправед­ливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

16 Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

В философии эмпиризма внешний мир природы предстает пе­ред нами как некая совершенно независимая от сознания факти­ческая данность. Для того, чтобы зафиксировать эту данность в ее непосредственной явленности, Бэкон предлагает тщательно очи­стить ум от всего, что может помешать ему созерцать чистый и ничем не замутненный источник истины - природу, как она суще­ствует сама по себе. Отсюда вырастает его знаменитая программа очищения сознания от заблуждений, или "идолов", которых он насчитывает четыре вида.

· Идолы рода - заблуждения, которые свойственны всем лю­дям, поскольку происходят из природы человека и выражаются в естественной ограниченности чувственного восприятия.

· Идолы пещеры - индивидуальные заблуждения, возникаю­щие из-за того, что каждый человек видит мир со своей точки зрения, как бы из пещеры, ограничивающей его поле зрения.

· Идолы рынка - заблуждения, возникающие из неточности на­шего языка, который не всегда ясно и однозначно обозначает ис­следуемый предмет.

· Идолы театра - это, с одной стороны, результат гипостазирования понятий (когда теоретический конструкт принимается за действительный объект, подобно тому, как иногда литературный герой принимается за реальную личность), а с другой - вера в лож­ные авторитеты.

Чтобы избавиться от "идолов", Бэкон требует строго руковод­ствоваться предлагаемым им экспериментально-индуктивным методом. Эксперимент должен дополнить чистое созерцание целе­направленным наблюдением исследуемого явления в специально созданных и многократно воспроизводимых условиях, благодаря чему преодолевается субъективность чувственного восприятия. Индукция должна заменить силлогизм, выводящий частное зна­ние из заранее имеющейся (априорной) всеобщей идеи, рассужде­нием, восходящим от непосредственной эмпирической данности к всеобщей идее, которая выступает как конечный результат, а не исходный пункт исследования.

Бэкон полагает, что умозрительное познание пригодно только в науках, которые мы сегодня называем гуманитарными. Но это только потому, что их главной задачей не является достижение истины.

Рационализм, составляющий вторую ветвь развития теорети­ческой мысли Нового времени, возникает на французской почве, охватывает своим влиянием Нидерланды, а затем Германию, где достигает максимального расцвета в учениях представителей не­мецкой классической философии. Основоположником рационали­стической традиции считается Рене Декарт (1596-1650).

Рационалисты исходили из того, что вся познаватель­ная деятельность должна быть организована в соответствии с не­кими фундаментальными "врожденными идеями", которые, со­ставляя априорное содержание нашего разума, выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания.

Свое "Рассуждение о методе" Декарт начинает с утверждения, что разумом все люди наделены в равной мере. Различие в сообра­зительности зависит не от "количества ума", которое у всех одина­ково, а от умения им пользоваться. Поэтому главная задача филосо­фии - научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает. Метод, который он искал, должен был обеспечить возможность разложения сложных и запутанных вопросов на простые и ясные положения, не вызываю­щие сомнений. Будучи превосходным математиком, Декарт пола­гал, что такой метод универсального анализа должен быть постро­ен по образу и подобию математического метода.

По Декарту вооруженный дедукцией и интуицией разум может достигнуть достоверного знания соблюдая четыре правила:

1Нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным;

2Делить исследуемую проблему на множество частей, подвергать ее тщательному анализу;

3Вести исследования от простого к сложному;

4Постоянно составлять детальные причины исследования, чтобы не упустить что-либо из вида.

Подобно Бэкону, Декарт начинает построение системы досто­верного знания с очищения разума от всего недостоверного и со­мнительного.

В составе мышления Декарт выделяет два компонента: мысля­щее и мыслимое - того, кто выступает основой (субъектом) мыш­ления, и то, что составляет содержание (объект) мысли. В резуль­тате бытие расщепляется на две самостоятельные субстанции: протяженную - телесную, но лишенную сознания, и мыслящую, обладающую сознанием, но лишенную протяженности.

Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания.

Декарт полагает, что его рассуждения неопровержимо доказы­вают абсолютную самодостоверность мышления. Все остальное может рассматриваться как истинно существующее, только если его бытие удостоверяется ясностью и отчетливостью



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.012 с.)