Гендерные различия в сексуальном реагировании



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерные различия в сексуальном реагировании



Хотя в циклах сексуального реагирования мужчин и жен­щин имеется много общего, Мастере и Джонсон выявили так­же и многие различия. Наиболее впечатляющим и важным из них является различие, связанное со стадиями оргазма и раз­рядки. Как у мужчин, так и у женщин после оргазма следует разрядка, когда сексуальное напряжение резко снижается и сек­суальные структуры возвращаются в свое невозбужденное со­стояние (обозначаемое также термином «детумесценция»). Мастере и Джонсон обнаружили, что мужчина в течение этого периода переживает рефрактерное состояние, при котором он физически не способен испытывать повторный оргазм вне за­висимости от типа или количества получаемой им стимуляции. Этот рефрактерный период может длиться от нескольких ми­нут до нескольких часов или даже дней и, как правило, увели­чивается с возрастом мужчины.

Мастере и Джонсон выяснили, что у женщин, видимо, не существует рефрактерного периода и что при эффективной сти­муляции вслед за первым оргазмом они способны испытать еще один или несколько оргазмов без какой-либо потери сексуаль­ного возбуждения. Во время этого процесса женщины, в про­тивоположность мужчинам, «способны сохранять оргазмиче-ское переживание на протяжении относительно длительного периода времени» (р. 131).

Хотя возможность множественного оргазма и не явилась новостью для многих женщин, она не была широко известна. До появления работы Мастерса и Джонсон, как правило, счи­талось, что мужчина обладает большими оргазмическими спо­собностями. Таким образом, этот вывод, как и многие другие

данные Мастерса и Джонсон, имели далеко идущие последствия в плане воздействия на культурные и социальные установки, касающиеся мужской и женской сексуальности. Здесь необхо­димо отметить, что хотя женщины физиологически и способ­ны к множественным оргазмам, не все женщины стремятся или даже желают их. На самом деле многие женщины никогда не переживали множественных оргазмов и при этом полностью удовлетворены своей сексуальной жизнью. Также многие жен­щины, которые имели множественные оргазмы, находят, что обычно они бывают удовлетворены одним. Важным моментом является тот факт, что между людьми существуют большие раз­личия в том, что касается физически и эмоционально удовлет­ворительной сексуальности. Мастере и Джонсон попытались определить целый ряд физиологических особенностей.

КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Критические выступления по адресу ранних исследований Мастерса и Джонсон касались в основном произвольного ха­рактера выделенных ими четырех стадий сексуального реаги­рования, а также того факта, что они уделяли мало внимания обсуждению когнитивных и эмоциональных аспектов сексуаль­ности. Оба направления критики попадают несколько мимо цели, поскольку Мастере и Джонсон занимались этими вопро­сами в своих предшествующих работах.

Как уже упоминалось выше, авторы вполне сознавали про­извольный характер разделения цикла на четыре стадии, но оно было полезным для исследований и объяснения сложного про­цесса сексуального реагирования. Другие исследователи в те­чение ряда лет предлагали различные теории. Например, Хелен Сингер Каплан (Helen Singer Kaplan) предложила трехстадий-ную модель, включающую желание, вазогиперемию (наполне­ние гениталий кровью) и мышечные сокращения (оргазм). Эти стадии отражают убеждение Каплан в том, что анализ сексу­ального реагирования следует начинать с сексуального жела­ния, возникающего еще прежде, чем начинается какая-либо сексуальная стимуляция, и она предполагает, что нельзя и нет необходимости проводить границу между возбуждением и пла­то. Ее акцентирование аспекта желания ведет к другому из

основных направлений критики первоначального исследова­ния Мастерса и Джонсон: по поводу игнорирования ими пси­хологических факторов.

И вновь Мастере и Джонсон подчеркнули, что исследова­ние таких факторов не было целью их проекта. Они, однако, убеждены, что полное понимание физиологической стороны сексуального поведения — абсолютно необходимая предпосыл­ка полноценной и приносящей наслаждение сексуальной жиз­ни. И они продемонстрировали справедливость этого своего убеждения в последующих работах, посвященных психологи­ческим и эмоциональным аспектам нашей сексуальности.

Наконец, за время, прошедшее после появления первой кни­ги Мастерса и Джонсон, было проведено несколько исследова­ний, поставивших под сомнение применимость некоторых из полученных ими данных ко всем людям. Например, было по­казано, что небольшой процент женщин могут переживать реф­рактерный период, во время которого они не способны испы­тывать дополнительные оргазмы, а небольшой процент муж­чин могут быть способны к множественным оргазмам, с небольшим или даже совсем без рефрактерного периода между ними. Далее, в то время как считалось, что эякуляция бывает только исключительно у мужчин, существуют некоторые не вполне подтвержденные и вызывающие много споров данные, на основании которых предполагают, что некоторые женщины (опять-таки небольшой процент) могут иногда эякулировать во время оргазма (см. обсуждение этого вопроса: Strong and DeVault, 1997)

ВЫВОДЫ

Вы помните из начала данного обсуждения, что главной це­лью исследования Мастерса и Джонсон был поиск путей раз­решения проблем сексуальной неадекватности и помощи лю-

дям, страдающим сексуальными расстройствами. Не вызывает сомнений, что они достигли своей цели. Фактически вся тера­пия сексуальных нарушений, будьте проблемы с эрекцией, по­давленный оргазм, преждевременная эякуляция, трудности с возбуждением или любые другие нарушения, основывается на результатах исследования Мастерса и Джонсон. Невозможно переоценить вклад этих исследователей в наше понимание и изучение человеческой сексуальности. В любом современном учебнике по сексологии вы обнаружите больше ссылок на ис­следование Мастерса и Джонсон, чем на работы любых других исследователей. Но помимо этого, Уильям Мастере и Вирджи­ния Джонсон на протяжении почти 30 лет со времени публика­ции Human Sexual Response продолжали исследовать и приме­нять полученные данные, помогая людям обрести полноцен­ную сексуальную жизнь. Через четыре года после публикации своей первой книги они опубликовали Human Sexual Inadequacy (1970), работу, явившуюся продолжением их первого исследо­вания и направленную непосредственно на разрешение сексу­альных проблем. Неизменный интерес Мастерса и Джонсон к избранной области научных изысканий легко продемонстри­ровать списком их последующих публикаций: The Pleasure Bond (1970); Homosexuality in Perspective (1979); Human Sexuality, 5th ed. (1995); Crisis: Heterosexual Behavior in the Age of AIDS (1988); Masters and Johnson on Sex and Human Loving (1986); Heterosexuality (1998).

СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ

Невозможно перечислить все публикуемые ежегодно рабо­ты со ссылками на раннее исследование Мастерса и Джонсон по человеческой сексуальности. В число этих публикаций вхо­дят работы самого разного плана: от фундаментальных науч­ных монографий и учебников по сексологии (например: Rathus, Nevid and Fichner-Rathus, 1997; Strong and DeVault, 1997) до уз­коспециальных статей в психологических и сексологических журналах. Чтобы продемонстрировать это широкое влияние, рассмотрим следующие примеры недавних исследований, ссы­лающихся на работу

Мастерса и Джонсон, опубликованную в 1966 году. Два из них, используя первопроходческую работуМастерса и Джонсон, развенчивают некоторые распростра­ненные мифы о сексуальности в связи со старением. В иссле­довании, проведенном в Швеции, оценивались сексуальные установки и сексуальная активность у 319 мужчин в возрасте от 50 до 80 лет (Helgason et al., 1996). Исследователи нашли, что свыше 80% этих мужчин расценивали секс как важную сторону их жизни. Более того, почти 75% из них все еще были способны достигать эрекции и испытывать оргазм. Эти дан­ные лишь подтвердили то, что пожилым мужчинам уже было известно, но что не признавалось молодыми взрослыми людь­ми: люди остаются сексуальными существами на протяжении всей своей жизни.

Другое недавнее исследование было посвящено сексуально­сти в связи со старением у женщин (Gelfand, 2000). Его автор, отмечая, что на рубеже XXI века средняя продолжительность жизни женщин равняется 75 годам, утверждает, что секс для стареющей женщины является интегральной составляющей ка­чества ее жизни. Признавая неизбежные связанные с возрас­том физические изменения, обусловленные снижением гормо­нальной активности и некоторыми общими болезнями, автор доказывает, что сексуальная сторона качества жизни пожилых женщин должна играть центральную роль, когда дело касается принятия медицинских решений.

Оба этих исследования были прямо адресованы представи­телям медицинских профессий; которым приходится прини­мать клинические решения, связанные с лечением различных заболеваний и отклонений в состоянии здоровья у своих по­жилых пациентов. Эти два исследования, как и многие другие, произвели большое впечатление на врачей и других специали­стов, чьи профессии связаны с сохранением здоровья людей, продемонстрировав тот факт, что секс не может игнорировать­ся при оказании медицинской помощи взрослым пациентам, вне зависимости от их возраста.

В одном важном и интересном исследовании, основанном на модели Мастерса и Джонсон, сексуальные реакции женщин с повреждениями спинного мозга сравнивались с реакциями женщин без таких повреждений (Whipple, Gerdesand Komisaruk, 1996). Посредством физиологических измерений и самоотче-

тов оценивались сексуальное возбуждение и оргазм у испытуе­мых во время самостимуляции вагины, шейки матки и гипер-сензитивной зоны. В прошлом большинство исследователей по­лагали, что женщина с повреждением спинного мозга не мо­жет испытывать оргазм. В данном исследовании, однако, женщины с повреждениями спинного мозга испытывали со­стояние сексуального возбуждения, и некоторые из них сооб­щали, что они переживали оргазм. Более того, в период прове­дения исследования большее число женщин с повреждениями спинного мозга, чем без таких повреждений, сообщали о пере­живании оргазма! Таким образом, эти женщины, а возможно и все люди, способны, по-видимому, к переключению источ­ника сексуального удовольствия на другие зоны тела, когда структуры, в норме ассоциированные с таким переживанием удовольствия, более не способны посылать соответствующие сигналы в мозг.

ЛИТЕРАТУРА

Gelfand, M. (2000). Sexuality among older women. Journal of

Women's Health and Gender-Based Medicine, 9(Suppl. 1), SI 5—

S20. Helgason, A., Adolfson, J., Dickman, P., Arver, S., Fredrickson, M.,

Gothberg, M., & Steinect, G. (1996). Sexual desire, erection,

orgasm, and ejaculatory functions and their importance to elderly

Swedish men: A population-based study. Age and Ageing, 25(4),

285-291. Kaplan, H. S. (1974). The new sex therapy. New York: Brunner/

Mazel. Rathus, S., Nevid, J., & Fichner-Rathus, L. (1997). Human sexuality

in a world of diversity. Boston: Allyn & Bacon. Strong, В., & DeVault, C. (1997). Human Sexuality (2nd ed.).

Mountain View, CA: Mayfield. Whipple, В., Gerdes, C., & Komisaruk, B. (1996). Sexual response

to self-stimulation in women with complete spinal-cord injury.

Journal of Sex Research, 33(3), 231-240.

 

 

Я могу прочитать все по вашему лицу!

Базовые материалы:

Ekman P. & Friesen W. V. (1971). Constants across cultures in the face

and emotion. Journalof 'Personality andSocialPsychology, 17,124—129.

Представьте себе что-нибудь забавное. Каким будет выра­жение вашего лица? Теперь припомните что-либо печальное из вашего прошлого. Ваше лицо изменилось? По всей вероятно­сти, да. Разумеется, для вас не является секретом, что опреде­ленные выражения лица соответствуют тем или иным специ­фическим эмоциям. И чаще всего вы, вероятно, можете по вы­ражению лица человека определить, какие эмоции и чувства он испытывает. Теперь давайте рассмотрим такой вопрос: с оди­наковым ли успехом вы можете определить эмоциональное состояние людей, принадлежащих к различным культурам, — скажем, граждан Румынии, Суматры или Монголии? Другими словами, считаете ли вы, что выражения эмоций являются уни­версальными? Большинство людей полагают, что да, являют­ся, — до тех пор, пока не задумаются и не вспомнят о том, сколь сильно отличаются другие культуры от их собственной. Поду­майте о множестве межкультурных различий в жестах, особен­ностях личного пространства, правилах этикета, религиозных убеждениях, установках и т. д. Учитывая все эти различия, вли­яющие на поведение, нас удивило бы существование хоть ка­ких-нибудь человеческих характеристик, включая и эмоцио­нальные выражения, абсолютно идентичных во всех культурах.

Пол Экман считается ведущим исследователем в области изучения лицевой экспрессии. В его ранней работе обсужда­ются результаты исследования, целью которого было продемон­стрировать универсальность лицевых выражений эмоциональ­ных состояний. Во введении к этой статье признается, что не­которые исследователи нашли определенные свидетельства в пользу детерминации лицевой экспрессии культурно обу­словленными факторами научения. Однако доказывается и то, что эти данные недостаточно убедительны и что выражения основных эмоций эквивалентны во всех культурах.

За несколько лет до рассматриваемого ниже исследования Экман и Фризен проводили другую работу, показывая фотогра­фии человеческих лиц людям, окончившим колледжи, в Арме-

нии, Бразилии, Чили, Японии и США. Все испытуемые из всех этих стран успешно идентифицировали выражаемые на фото­графиях эмоциональные состояния. Исследователи предъяви­ли свои данные в качестве доказательства универсальности этих выражений. Однако, как отмечали и сами авторы, эти данные были уязвимы для критики, поскольку представители культур, принимавшие участие в исследовании, имеют вполне достаточ­ный опыт восприятия интернациональных масс-медиа (кино­фильмы, журналы, телевидение), которые изобилуют самыми разнообразными выражениями эмоций. Для доказательства универсальности эмоциональной экспрессии было необходи­мо найти такую культуру, которая бы не соприкасалась со все­ми этими вещами. Представьте себе, насколько трудно (или не­возможно!) было бы найти в наше время такую культуру. Что ж, это было нелегко и в 1971 году.

Экман и Фризен отправились в Новую Гвинею, где и прове­ли свое исследование среди людей из племени фор, представ­лявшего собой в то время изолированное сообщество как бы из каменного века. Многие из этих людей имели мало или не име­ли вовсе контактов с западными или восточными современны­ми культурами. Таким образом, у этих людей не было опыта вос­приятия эмоциональной лицевой экспрессии, характерной для каких-либо других культур, кроме своей собственной.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Исследование Экмана и Фризена основывалось на теории, предполагавшей, что специфические выражения лица, соответ­ствующие основным эмоциям, универсальны. Экман и Фри­зен сформулировали свои основные посылки довольно просто:

Цель данной работы — проверить гипотезу о том, что представители культуры, еще даже не знающей пись­менности, которая была выбрана для обеспечения максимальной изоляции от более развитых культур, будут идентифицировать по соответствующим выра­жениям лиц те же самые эмоции, что и представи­тели современных западных и восточных культур (р. 125).

МЕТОД

Наиболее изолированной подгруппой племени являлась юж­ный фор. Люди, выбранные для участия в исследовании, не смотрели кинофильмов, не говорили ни на английском языке, ни даже на ломаном английском, не работали на фирмы или компании с Запада и никогда не жили ни в каком из подвер­женных влиянию Запада поселений региона. Для участия в ис­следовании было выбрано 189 взрослых и 130 детей из общей по­пуляции жителей южного фора, составляющей около 11 000 че­ловек. Для сравнения были выбраны также 23 взрослых человека, имевших наибольший опыт контактов с западным обществом через кинофильмы благодаря жизни в западных по­селениях и посещению миссионерских школ.

Путем проб и ошибок исследователи нашли наиболее эф­фективный способ получения ответов на интересующие их во­просы. Они показывали участникам исследования три фото­графии с различными выражениями лица и читали краткое опи­сание эмоциональной сцены или эмоционально насыщенную историю, которая соответствовала одной из трех фотографий. Затем испытуемому достаточно было просто указать, какое из трех выражений лучше всего соответствовало прочитанной истории. Истории выбирались очень тщательно, чтобы гаран­тировать, что каждая из них связана только лишь с одним эмо­циональным состоянием и что она вполне понятна людям этого племени. В табл. 6.3 приведены шесть историй, придуманных Экманом и Фризеном. Авторы поясняют, что описание сцены, вызывающей страх, было сделано более подробным для того, чтобы испытуемые не путали его с удивлением или гневом.

Сорок фотографий разных людей, включая мужчин, жен­щин, мальчиков и девочек, были использованы как образцы вы­ражения шести эмоциональных состояний. Эти фотографии предварительно оценивались представителями различных дру­гих культур. Каждая фотография была идентифицирована по меньшей мере 70% участников исследования из по меньшей мере двух цивилизованных западных или восточных культур, с тем чтобы сделать их репрезентативными в отношении выра­жения эмоций. Сам эксперимент проводился командами, со­стоящими из одного члена исследовательской группы и одного члена местного племени, который объяснял испытуемым зада


 

чу и переводил истории. Каждому из взрослых испытуемых по­казывали три фотографии (одна адекватная и две не адекватны предлагаемой истории), рассказывали историю, соответствую­щую одной из них, и просили выбрать фотографию, на кото­рой выражение лица лучше всего соответствует истории. Точно такая же процедура использовалась и в экспериментах с деть­ми, за исключением того, что им предлагалось выбрать одну «правильную» фотографию не из трех, а из двух вариантов. Каж­дый испытуемый имел дело с разными наборами фотографий, так что ни одна фотография не демонстрировалась для сравне­ния дважды.

Переводчики прошли тщательную подготовку, с тем чтобы они никаким образом не могли повлиять на испытуемых. Им было сказано, что не существует абсолютно правильного отве­та и что они не должны подсказывать испытуемым. Кроме того, их обучали тому, как переводить истории каждый раз точно тем же самым образом и не поддаваться искушению сделать их бо­лее развернутыми или приукрасить. С целью избежать ненаме-

ренной предвзятости исследователи избегали смотреть на ис­пытуемых и просто фиксировали их ответы.

Напомним также, что это были фотографии эмоциональных выражений лиц людей, принадлежащих западной культуре. Та­ким образом, вопрос состоит в том, смогут ли люди из племени фор правильно идентифицировать эмоции на фотографиях, учитывая, что у них никогда не было возможности видеть лица представителей западной культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Прежде всего авторы интересовались вопросом, есть ли раз­личия между мужчинами и женщинами или между взрослыми и детьми. Оказалось, что взрослые женщины больше колеба­лись по поводу участия в исследовании, и считалось, что они реже мужчин могли контактировать с людьми западной куль­туры. Однако никаких существенных различий в способности правильно идентифицировать эмоции по фотографиям между любыми из этих групп обнаружено не было.

В табл. 6.4 и 6.5 представлены процентные показатели пра­вильных ответов для шести эмоций. Эти ответы получены от взрослых (табл. 6.4) и детей (табл. 6.5), в наименьшей степени испытавших влияние западной культуры. Не каждому испытуе­мому демонстрировались фотографии со всеми видами эмоций, и иногда предлагали фотографии с одними и теми же эмоцио­нальными выражениями не один раз. Таким образом, число испытуемых, указанное в таблицах, не равняется общему числу участников исследования. Все результаты были статистически значимыми, за исключением ответов, когда требовалось отли­чить страх от удивления. В этих случаях ошибки были частыми, и в одной из групп, например, удивление называлось в 67% от­ветов, в то время как в данной истории описывался страх.

Были сопоставлены результаты, полученные у взрослых уча­стников исследования, испытавших влияние западной культу­ры, с теми участниками, которые не соприкасались с ней. Ни­каких значимых различий по числу людей, выбравших фото­графии, соответствующие эмоциональным историям, между этими группами обнаружено не было. Не обнаружилось также различий между младшими и старшими детьми.

 

281

Таблица 6.4

Количество взрослых испытуемых (%),



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.034 с.)