Родился первым - родился более сообразительным?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родился первым - родился более сообразительным?



Базовые материалы:

Zajonc R. В. & Markus G. В. (1975). Birth order and intellectual

development. Psychological Review, 82, 74—88.

У вас есть братья или сестры? Какой вы ребенок по счету? Родились вы первым, последним или где-то в серединке? Воз­можно, вы уже много слышали о том, что порядок рождения как-то повлиял на ваше развитие. На самом деле, в книжных магазинах найдется множество изданий, объявляющих, что ваша личность целиком и полностью зависит от того, какой по счету вы ребенок в семье. Совершенно ясно, что имеется пре­увеличение степени влияния очередности рождения на разви­тие, но все же некоторые исследования показали, что перво­рожденный ребенок в семье часто имеет определенные харак­теристики. Перворожденные дети вербально более развиты (раньше начинают разговаривать и лучше это делают), менее импульсивны, более активны, лучше учатся в школе, с боль­шей вероятностью поступают в университет и у них больше стремления достичь чего-то в жизни (см. подробное обсужде­ние у Ernst & Angst, 1983). В одном часто цитируемом примере указывается, что из первых 23 американских космонавтов 21 были перворожденными. Важно помнить, что эти выводы

исследователей отражают общие тенденции и, конечно, не от­носятся ко всем членам всех семей.

Одним из наиболее часто получаемых результатов является связь между порядком рождения и интеллектом. В целом, ис­следования показали, что первые дети чаще демонстрируют бо­лее высокие результаты при проведении теста на интеллекту­альное развитие, чем дети, появившиеся в семье позже.

И если действительно дети, появившиеся на свет раньше своих братьев и сестер, имеют больше интеллектуальных спо­собностей, чем позже рожденные дети, то одним из интерес­нейших вопросов является то, почему это происходит. Один из возможных ответов — какие-то генетические изменения, кото­рые возникают у плода в связи с порядком рождения и зависят от таких биологических факторов, как возраст матери или хи­мические изменения в ее организме, вызванные предыдущими рождениями детей. Однако ученые отказались от этих есте­ственных объяснений в пользу теорий воспитания, подчерки­вающих влияние факторов среды.

Совершенно очевидно, что окружение, в котором развивает­ся ребенок, может сильно повлиять на его интеллектуальные спо­собности и возможности (см. в этой книге данные исследования Розенцвейга (Rosenzweig et al., 1972) , а также Розенталя и Дже-кобсон (Rosenthal& Jacobson, 1968).

Один из факторов окружения заключается в возможностях развития всех детей с учетом порядка рождения. Чтобы понять потенциальную важность данного фактора, вспомним, что пер­венец входит в мир, который состоит для него только (обычно) из родителей, двух взрослых людей. Теперь сравните это с ок­ружением второго ребенка, который входит в мир, состоящий из двух взрослых и одного, часто маленького, ребенка. Даже при условии что все другие влияния одинаковы, условия развития второго ребенка в значительной степени уже другие, просто из-за присутствия второго ребенка. Эти отличия возрастают и всту­пают во взаимодействие с рождением каждого последующего ребенка.

Основываясь на этой идее, Роберт Зайонц (Robert Zajonc) один из самых выдающихся исследователей в истории психо­логии, и его коллега Грегори Маркус (Gregory Markus) предста­вили оригинальную теорию для объяснения связи между по-

рядком рождения и интеллектом. Их статья была и все еще ос­тается одной из основополагающих публикаций в литературе о порядке рождения. Исследование было необычным, потому что ученые не контактировали с какими-либо испытуемыми, не на­блюдали их и никогда не просили что-то сделать. На самом деле можно сказать, что у них вообще не было никаких испытуемых. Вместо этого они прилагали свою теорию к данным, которые были собраны и опубликованы другими исследователями, или, вернее, они применяли данные других исследователей для со­здания своей теории.

В конце 1960-х и в начале 1970-х годов в Голландии осуще­ствлялся крупный исследовательский проект. Предполагалось исследовать влияние недостаточного питания на интеллекту­альные способности детей, родившихся в конце Второй миро­вой войны. Как часть этого исследования проводился тест Ра-вена на интеллектуальное развитие (Raven test). Тест выполни­ли свыше 350 000 голландских мужчин в возрасте 19 лет. Двое из исследователей, работавших над этим проектом, позднее сооб­щили об открытии, которого не ожидали. Они обнаружили в по­лученных данных тесную связь между «порядковым номером» рождения этих мужчин в семье и результатами теста Равена (см.: Belmont & Marolla, 1973). Удивительным было то, что результаты становились более низкими по мере того, как увеличивалась се­мья тестируемого, и в зависимости от «номера очереди» рожде­ния. Данные голландского исследования представлены на рис. 5.2.

Зайонц пишет: «Бельмонт и Маролла, имея в своем распо­ряжении большой набор данных, могли не принимать во вни­мание социоэкономический статус в качестве значимого фак­тора воздействия порядка рождения, но они не выделили фак­торы или процессы, которые могли бы объяснить полученные ими любопытные результаты» (р. 76). Такое объяснение пред­ложили в своей статье Зайонц и Маркус.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Авторы предположили, что дети будут иметь более высокие ин­теллектуальные возможности, если вырастут в окружении, в боль­шей степени стимулирующ100

 


 

* Средний показатель интеллекта при условии, что ребенок остался единственным в семье

Рис. 5.2.Средние показатели интеллекта по тесту Равена

и порядок рождения применительно к семьям разной величины

(Из: Belmont & Marolla, 1973, p. 75)

дователи настаивали, что такое стимулирование развития частич­но происходит вследствие комбинированного интеллектуально­го воздействия детей и родителей (эти совместные и взаимные вли­яния были названы confluences (слияния)). Ключевым моментом данной теории было то, что показатель интеллектуальности се­мейного окружения может быть подсчитан усреднением интел­лектуальных вкладов всех членов семьи. Бол ее того, этот средний показатель обязательно изменяется по мере развития детей и ко­гда в семье рождается еще один ребенок. Таким образом, можно подумать, что чем больше семья, тем выше интеллектуальное окружение. Это предсказывало бы, что дети, родившиеся позже других, будут обладать большими интеллектуальными умениями. Однако из голландского исследования следует совершенно дру-

roe. Чтобы объяснить полученные результаты, Зайонц и Маркус предложили теорию, согласно которой, по мере того как растет семья, общий интеллектуальный климат семьи становится хуже.

Более конкретно, их рассуждения были следующими. Ког­да пара заводит первого ребенка, интеллектуальный климат се­мьи создается двумя взрослыми и одним маленьким ребенком.

Для того чтобы получить реальную среднюю оценку интел­лектуального климата этой семьи, следует оценить интеллек­туальные возможности всех членов семьи. Если считать, что каждый взрослый имеет условную оценку 100 пунктов, а но­ворожденный ребенок — ноль (0), то средний интеллектуаль­ный уровень семьи = 67 (100 + 100 + 0 = 200/3 = 67). Не за­будьте, что это не показатели IQ, а простые произвольные оцен­ки. Теперь давайте предположим, что вклад ребенка в интеллектуальный климат семьи каждый год увеличивается на 5 пунктов. Если в этой семье через два года после рождения пер­венца появляется второй ребенок, первый ребенок вносит в об­щий показатель 10 пунктов, но общий средний уровень семьи падает до 52,5 (100 + 100 + 10 + 0 = 210/4 = 52,5). Если еще через два года рождается третий ребенок, общесемейный ин­теллектуальный уровень упадет до 46 (100 + 100 + 20 + 10 + 0 = = 230/5 = 46). Авторы были уверены, что этот подход хорошо объясняет данные, полученные Бальмонтом и Мароллой.

МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Таблица 5.2 суммирует результаты того, как интеллектуальный климат большой гипотетической семьи изменяется с течением лет в соответствии с моделью Зайонца и Маркуса, при предположе­нии, что между рождением детей каждый раз проходит два года.

Как можно понять, изучив третью колонку таблицы, средний интеллектуальный уровень семьи постоянно падает до рождения пятого ребенка, а затем начинает снова медленно расти. Если вы сравните это с данными рис. 5.2, то увидите, что в семьях с боль­шим количеством людей наблюдается уравнивание или даже уве­личение в показателях для более поздних в семье детей, за исключением показателей для самого последнего ребенка (они значительно снижаются). Авторы считали, что данные Бальмонта и Мароллы, по большей части, подтвердили их теорию. Таблица 5.2



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.146 (0.008 с.)