Вы таков, какой вы есть «от природы»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вы таков, какой вы есть «от природы»?



Базовые материалы:

Bouchard Т., Lykken D., McGue M., Segal N. & Tellegen A. (1990). Sources of human psychological differences: The Minnesota study of twins reared apart. Science, 250, 223—229.

Эта работа отражает относительно недавно возникшее и все продолжающееся изменение представлений психологов о че­ловеческом поведении в самом широком смысле этого слова. Для того чтобы понять, как вы относитесь к этим переменам, вы должны на минуту задуматься и задать себе вопрос: «Кто вы?» Этот вопрос может показаться большим и сложным, но вам не нужно углубляться в философские и метафизические дебри. Просто подумайте немного о своих индивидуальных особен­ностях: ваших чертах характера. Вы спокойны или взвинчен-ны? Вы застенчивы или общительны? Вы ищете приключений или стремитесь к комфорту и безопасности? С вами легко ла­дить или вы неприветливы? Вы склонны оптимистически или пессимистически оценивать грядущие события?

Вы уверены в себе или нерешительны? Вы работящи или ленивы? Подумайте о себе, задаваясь этими или другими по­добными вопросами. Не спешите... Закончили? Тогда ответьте

а один, более важный сейчас вопрос: «Почему вы тот, кто ть?» Другими словами, какие факторы повлияли на фор-мир'ошшие вашей личности?

Если вы рассуждаете, как большинство людей, вы сошле-на воспитание, которое дали вам родители, на ценности, и приоритеты, которые они вам внушили. Вы также мо­жете вспомнить влияние братьев, сестер, бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и друзей, которые играли ключевые роли в формировании вашего характера. Некоторые сошлются на учи­телей и других преподавателей, которые научили вас чему-то и привили вам желание и решимость следовать определенным жизненным путем. Другие сосредоточат внимание на поворот­ных моментах судьбы, таких как болезнь, потеря любимого че­ловека, решение поступить в определенный колледж и выбор учебного курса, которые привели к тому, что вы такой, какой вы есть. Конечно, это далеко не полный список факторов, о которых вы можете подумать, если попытаетесь проанализи­ровать силы, которые сформировали вашу личность. Но все они имеют одну общую особенность: это все — явления окружаю­щей среды. Вряд ли найдется человек, который ответит на воп­рос «Почему ты тот, кто ты есть?» следующим образом: «Я та­кой от рождения, это все мои гены».

Все согласятся с тем, что физические признаки, такие как рост, цвет волос и глаз, тип сложения, передаются по наслед­ству. Все больше и больше людей понимают, что склонность ко многим заболеваниям, таким как рак, сердечно-сосудистые бо­лезни, гипертония, также генетически обусловлена. Но почти никто не думает о том, что гены — это главная сила, формиру­ющая нашу психологию. Это, возможно, несколько неожидан­но, но в действительности существуют вполне понятные при­чины нашей избыточной сосредоточенности на средовых фак­торах.

Прежде всего, в период второй половины XX века в психо-огии доминировала теория бихевиоризма. Согласно этой тео-и, поведение человека полностью контролируется фактора-окружающей среды. Классические бихевиористы считают,что внутреннюю, психическую работу человеческого разума не невозможно изучить научными методами, но такое изу-е требуется для объяснения человеческого поведения.

Не столь важно, насколько формальная теория бихевиоризма была воспринята и понята массовой культурой. Более важно то что под ее влиянием сформировались популярные представле­ния о том, что опыт — это главный архитектор человеческой природы.

Другая понятная причина объяснения поведения факто­рами окружающей среды состоит в том, что генетические и биологические факторы не дают очевидного свидетельства своего влияния. Очень просто сказать: «Я стал писателем, по­тому что меня вдохновил мой учитель по литературе в седь­мом классе». Вы помните влияния такого рода, вы видите их; они являются частью вашего прошлого и настоящего созна­тельного опыта.

Вам будет труднее признать влияние биологических факто­ров и сказать: «Я стал писателем, потому что моя ДНК содер­жит ген, который проявляется во мне как талант литератора». Вы не можете увидеть, ощутить и запомнить влияние ваших ге­нов, и вы даже не знаете, в какой области вашего тела они мо­гут быть расположены!

И наконец, многим людям неприятно думать, что они явля­ются продуктом активности генов и не выбирают свою судьбу сами. Такие идеи отдают детерминизмом и непризнанием «сво­боды воли». Большинство людей очень не любят теории, кото­рые каким-то образом ограничивают их возможность сознатель­но выбирать свою судьбу. Поэтому генетические причины, влияющие на поведение и характер человека, старательно игнорируются или отрицаются. На самом же деле при форми­ровании личности происходит взаимодействие генетических факторов и факторов окружающей среды, и вопрос только в том, какие из них доминируют. Обычно этот вопрос задается в бо­лее простой формулировке: «Что важнее: воспитание или ха­рактер?».

Статья Томаса Бошарда (Thomas Bouchard), Давида Ликке-на (David Lykken) и их коллег из Университета штата Миннесо­та в Миннеаполисе представляет собой обзор исследований, начатых в 1979 году с целью выяснения степени влияния генов на индивидуальные психологические особенности человека. Основной задачей исследования была разработка научного ме­тода разделения влияния генов (природных задатков) и факто-

ров ружаюшей среды (воспитания) на поведение человека и а ° ирование его личности. Это не такая простая задача, если ^°Р что все мы (если не были приемными детьми) росли и взвивались под непосредственным воздействием наших гене­тических доноров (наших родителей). У вас может быть такое же чувство юмора, как у вашего отца, потому что вы его унасле­довали (природные задатки) или потому, что научились у него (воспитание). Получается, что невозможно разделить влияние этих двух факторов, не так ли?

Но Бошард и Л иккен с этим не согласились. Они нашли спо­соб определить с достаточной степенью достоверности, какие психологические характеристики определяются преимуще­ственно генетическими факторами, а какие — факторами окру­жающей среды.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Это очень просто. Все, что вам нужно сделать, это взять двух генетически идентичных людей, разделить их при рож­дении и воспитывать в разных условиях. Далее вы должны признать, что те черты характера и поведения, которые будут одинаковы у этих людей в зрелом возрасте, обусловлены ге­нетически. Но как найти пару генетически идентичных людей (не говорите о клонировании, оно еще невозможно!)? Даже если их можно найти, будет ли это этичным — воспитывать их в разных условиях? Вы, наверное, уже догадались, что ис­следователям не пришлось это делать. Это за них сделало об­щество. Однояйцевые близнецы имеют один и тот же набор генов. Они называются монозиготными, поскольку начинают развиваться из одной оплодотворенной яйцеклетки, называ­емой зиготой, и затем разделяются на два идентичных эмбри­она. Разнояйцевые близнецы развиваются из двух яйце клеток, плодотворенных двумя сперматозоидами, и называются ди-зиготными близнецами. Разнояйцевые близнецы генетически одны не более, чем просто родные братья или сестры. К со-дит НИЮ' близнецов иногда разделяют, отдают приемным ро-лениЛЯМ' И °НИ растут в Разных семьях. Агентства по усынов-нец0Ю СТараются не Разделять братьев и сестер, особенно близ-в. но более важным считают найти для них хороший дом,

даже если это связано с их разделением. Таким образом, За многие годы тысячи однояйцевых и разнояйцевых близнецов росли и воспитывались у разных приемных родителей в раз­ных или даже контрастных условиях, часто даже не зная, что они близнецы.

В 1983 году Бошард и Ликкен начали искать и воссоединять пары разлученных близнецов. Статья, написанная в 1990 году, сообщает о результатах изучения 56 пар монозиготных разлу­ченных близнецов (МЗР) из США и семи других стран. Эти пары согласились участвовать в недельной сессии психологи­ческих и физиологических тестов и измерений (интересно, что исследование было проведено в Миннеаполисе, «городе-близ­неце», и это не осталось без внимания). Разлученные близне­цы сравнивались с монозиготными близнецами, воспитывав­шимися вместе (МЗВ). Удивительные результаты этих иссле­дований до сих пор продолжают обсуждаться биологами и психологами.

МЕТОД

Участники

Первой задачей проекта было найти пары монозиготных близнецов, разделенных в раннем детстве, проживших большую часть жизни отдельно и воссоединившихся в зрелом возрасте Большинство участников были найдены через средства массо­вой информации, когда новости о проводящемся эксперимен­те стали распространяться. Сами близнецы или их друзья и род­ственники связывались с исследовательским институтом, Цен­тром изучения близнецов и усыновления в штате Миннесота, иногда в качестве посредников выступали работники службы усыновления, или с центром связывался один из близнецов, ра­зыскивавший своего брата или сестру. Перед началом работы исследователи удостоверились, что близнецы были действи­тельно монозиготными.

Процедура

За неделю пребывания близнецов в Центре исследователи стремились получить максимальное количество данных. Ка*' дый из близнецов прошел 50 часов тестирования по всем воз-

можным направлениям. Они выполнили четыре методики на определение личностных черт, три — на профессиональные склонности и два интеллектуальных теста. Кроме того, участ­ники составили списки домашних вещей (например, инстру­ментов, приборов, произведений искусства, полных словарей) для того, чтобы можно было оценить сходство их семейных ре­сурсов, и заполнили специальный тест на оценку семейной ат­мосферы и отношений с приемными родителями. Они расска­зывали о своей жизни, психологических проблемах, любовных отношениях. Все интервью проводились индивидуально, так чтобы один из близнецов не мог повлиять на ответы другого. В результате многочасового тестирования была создана огром­ная база данных. Здесь мы обсудим наиболее важные и неожи­данные результаты.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В табл. 1.1 представлены данные о степени сходства неко­торых характеристик разлученных монозиготных близнецов (МЗР) и такие же данные для монозиготных близнецов, воспи­тывавшихся вместе (МЗВ). Степень сходства выражена в таб­лице величиной корреляции «/?». Чем больше величина кор­реляции, тем больше сходство. По логике вещей, если окру­жающая среда обусловливает индивидуальные различия, близнецы МЗВ, которые жили в одинаковых условиях, долж­ны иметь значительно больше сходства, чем близнецы МЗР (разлученные). Как вы можете видеть, исследователи получи­ли другие результаты.

В последней колонке табл. 1.1 приведен итоговый коэффи­циент сходства между МЗР и МЗВ, полученный путем деления величины корреляции Л(МЗР) на величину корреляции /?(МЗВ) для каждой характеристики. Если величины корреляции по кон­кретной характеристике совпадают, то коэффициент сходства будет равен 1,00; если же величины корреляции различны, ко­эффициент может быть даже близок к нулю. Внимательно изу­чив колонку 4 в таблице, вы обнаружите, что величины корре­ляции для всех характеристик были очень сходны, и, соответ­ственно, итоговый коэффициент сходства пар близнецов МЗР и МЗВ близок к 1 и не меньше чем 0,700.

48

Таблица 1.1

Сравнение величин корреляций (А) по некоторым



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.013 с.)