ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ



Хобсон и Мак-Карли продолжили вести исследования, под­тверждающие их революционную гипотезу о сновидениях. Их новое осмысление не было принято широким кругом ученых, однако без упоминания о нем ни одна психологическая дискус­сия не будет считаться полноценной.

Двенадцать лет спустя после появления статьи Хобсона и Мак-Карли о модели активации и синтеза Алан Хобсон опуб-

 


 

Рис. 2.2.Сравнение психоаналитического подхода и гипотезы активации-синтеза

ликовал книгу с простым названием «Сон». В этой работе он дает объяснение своей теории о сновидениях, используя обоб­щенные и в значительной степени упрощенные термины.

Он также высказывает собственный взгляд на то, какое вли­яние может оказать данная теория на истолкование содержа­ния снов.

Хобсон признает, что сны не лишены смысла, однако истол­ковывать их следует более простым способом. Он утверждает собственную, отчасти компромиссную, точку зрения:

Несмотря на всю свою кажущуюся абсурдность, сны имеют ясный и глубоко личный смысл. Я утверждаю, что содержание сновидений возникает из необходи­мости для мозга во время REM-сна влиять на содер­жащуюся в нем информацию в соответствии с уже имеющимися данными. Поэтому мне хотелось бы упо­мянуть о психоанализе в той его части, благодаря ко­торой мы можем обнаружить в сновидении глубоко скрытую информацию о нас самих, но не обращаясь к концепции о маскировке и цензуре или к широко известным фрейдовским символам. Я склонен при-

писывать абсурдность снов дисфункции мозга, а их смысл — компенсирующей попытке мозга воссоздать порядок из хаоса. Этот порядок зависит от нашего личного взгляда на мир, наших текущих занятий, на­шей памяти, чувств и убеждений вот и все (Hobson 1989, р. 166).

Другой исследователь в области сновидений развил идеи Хобсона. Фулкс (Foulkes) (1985), выдающийся ученый, зани­мающийся так называемыми «вещими снами», также присо­единяется к мнению, что сновидения порождаются спонтанной активностью мозга во время сна. Он считал, что поскольку в снах не содержится скрытых подсознательных сообщений, от, могут снабжать нас обширнейшей психологической информацией фулкс указывает, что способ, посредством которого наща ког­нитивная система наделяет формой и содержанием беспо­рядочные импульсы в мозге, заключается в обнаружении ин­формации, касающейся важности некоторых наших воспоми­наний. Он также верит в то, что сны служат для различных полезных целей. Например, сновидения о событиях, не про­исшедших с нами наяву, способны помочь человеку подгото­виться к новым или непредвиденным обстоятельствам; тем са­мым создается своеобразная когнитивная репетиция, человеку как бы задается вопрос: «А что бы я сделал, если...?» Другая возможная функция сновидений, согласно Фулксу, заключает­ся в том, что поскольку наши сны в основном повествуют 0 нас самих, они могут способствовать углублению нашего самопо­знания.

Исследования в данной области продолжаются. Авторы мно-гочисленных трудов не только обращаются к концепции Хоб­сона л Мак-Карли о происхождении и функциях сновидений, но также и оспаривают ее. В одной из таких работ сравнивают­ся познавательные характеристики людей (их мысли) и эмоци­ональное восприятие событий, происшедших с ними недавно во сне или наяву (Kalian, LaBerge, Levitan & Zimbardo, 2000). Возможно, полученные результаты удивят вас. Ученые обнару­жили, что «знания человека во время сна в большей степени тохож^ на знания бодрствующего человека, чем это считалось юнее, а также то, что различия между этими двумя формами

сознания скорее количественные, чем качественные» (Kahan etal.,2000, p. 132).

Иными словами, по мнению ученых, наше знание о собы­тиях, увиденных во сне, в значительной степени совпадает со знанием о событиях, происшедших с нами наяву; в связи с этим авторы задаются вопросом: «Как так может быть, чтобы снови­дения включали в себя только беспорядочные вспышки элект­рической активности мозга?»

Еще одно исследование продемонстрировало продолжение научной дискуссии между теоретиками сна и сновидений. При­держивающееся принципов Фрейда психоаналитическое сооб­щество продолжает выражать досаду по поводу того, что в сво­ей теории Хобсон и Мак-Карли вышли за пределы весьма узкой точки зрения, что сны — это послания из области подсознания. В журнале, посвященном психоанализу Фрейда, Мансиа (Mancia) (1999) раскрывает основные различия между психо­аналитическим представлением о сновидениях и теорией, пред­ложенной Хобсоном и Мак-Карли, которую часто относят к «неврологическому» подходу. Мансиа предельно ясно описы­вает столкновение между этими двумя основополагающими взглядами:

В то время как неврологи заинтересованы в изучении структур, участвующих в производстве, формировании и изложении сновидений, при психоанализе внимание концентрируется на содержании снов и на помеще­нии их в определенный контекст (при совместной работе клиента с психоаналитиком) в соответствии с эмоциональной историей человека, видящего сон. ...Интересующие неврологов структуры и функции мозга... не имеют никакого отношения к психоанали­тическому пониманию (Mancia, 1999, р. 1205).

Несомненно, Хобсон и Мак-Карли нашли бы, что ответить. Однако для этой важной дискуссии, пожалуй, требуется другое время и место.

В конечном итоге данное увлекательное исследование об­рело новый вид, обратясь к изучению наиболее частых сюже­тов снов (Hartmann, 2000). Задачей исследования было опреде­лить, занимаются ли люди и во сне чтением, письмом и ариф-

метическими вычислениями. Ученые проанализировали 456 письменных отчетов и попросили 240 человек, часто видя­щих сны, заполнить анкеты, указав, как часто они видят во сне вышеперечисленные действия. Ни в одном из 456 описаний сновидений не были указаны чтение и письмо и только в од­ном упоминался счет. Более того, из всех участников опроса 90% ответили, что они «никогда» или «почти никогда» не про­изводили эти действия во сне, хотя наяву уделяли чтению, пись­му и счету в среднем по 6 часов в день. В полученных результатах можно увидеть вызов модели Хобсона и Мак-Карли, изложен-нойвданной главе. Ведь если сны -это результат «бессмыслен­ных импульсов статического электричества», почему же тогда эти бессмысленные импульсы последовательно не вызывают активность, отвечающую за чтение, письмо и счет?

Заключение

Вы можете согласиться или нет со столь неромантичным взгля­дом на сновидения, предложенным Хобсоном и Мак-Карли, од­нако он дает прекрасный пример того, насколько психологам,' как и ученым вообще, необходимо оставаться открытыми для новых возможностей, несмотря на существование порядка, установлен­ного втечение десятилетий. Нет сомнения в том, что модель акти­вации и синтеза внесла значительные изменения в психологию. Этот факт вовсе не означает, что все тайны сновидений разгада­ны, чего, возможно, не произойдет никогда. Однако исследова­ния в данной области обещают быть весьма интересными.

ЛИТЕРАТУРА

Foulkes, D. (1985). Dreaming: A cognitive-psychological analysis

Hillsdale, NJ: Erlbaum. Hartmann, E. (2000). We do not dream the 3 R's: Implications for

the nature of dreaming memtation. Dreaming, 70(2), 103—110 Hobson, J. A. (1989). Sleep. New York: Scientific'American Library. Kahan, Т., LaBerge, S., Levitan, L., & Zimbardo, P. (2000).

Similarities and differences between dreaming and waking

cognition: An exploratory study. Consciousness and Cognition 6( 1)

Mancia, M. (1999). Psychoanalysis and the neurosciences: A topical debate on dreams, hernational Journal of 'Psychoanalysis, 80(6), 1205-1213.

Поведение в гипнозе

Базовые материалы:

Spanos, N. P. (1982). Hypnotic behavior: A cognitive, social, psycho­logical perspective. Research Communications in Psychology, Psychiatry, and Behavior, 7,199-213.

Наиболее известные нам деформации в сознании связаны со сном и сновидениями В предыдущих трех статьях обсуждались несколько исследований, оказавших наибольшее влияние на изучение данной темы. Другим феноменом, связанным с изме­ненным состоянием сознания, является гипноз. Гипноз обычно считают неким мистическим и могущественным процессом кон­тролирования человеческого сознания. Расхожие фразы и слова о гипнозе, такие как отключение (go under) и транс, показывают, что он считается отдельным, уникальным состоянием сознания, отличным от сна и бодрствования. Многие психологи соглаша­ются с данной точкой зрения. Николас Спанос (Nicholas Spanos), однако, придерживается другого мнения, считая, что гипноз на самом деле — это не более чем состояние повышенной мотива­ции к определенным действиям и его легко можно объяснить, не обращаясь к трансу и измененным состояниям.

Первые случаи применения гипноза относят к середине XVIII века, времени, когда ученые впервые пришли к заключе­нию, что причины умственных расстройств скорее психоло­гические, нежели органические. Одной из наиболее ярких лич­ностей, которые помогли вывести психологию из области кол­довства, был Франц Антон Месмер (1733-1815). Он считал истерические нарушения результатом дисбаланса в универсальном магнетическом потоке в теле человека. Во время необыкновен­ных сеансов в своей лаборатории Месмер включал мягкую музы­ку, гасил огни и, одетый как волшебник, вынимал из бутылочек с различными химическими веществами погруженные туда же­лезные стержни и прикасался ими к пораженным болезнью ча­стям тела пациентов. Он верил, что это поможет передать так

называемый животный магнетизм через химические вещества в тела пациентов и тем самым избавиться от симптомов болезни. Интересно, что во многих случаях подобное лечение действитель­но помогало. Именно от Месмера появилось слово месмеризм, и многие верят, что его лечение предполагало использование опре­деленных техник, которые мы сейчас связываем с гипнозом.

В истории психологии гипнозу (названному в честь Гипно-са, греческого бога сна) придавалось важное значение, особен^ но в лечении психологических расстройств; гипноз был основ^ ным компонентом в психоаналитической технике Фрейда. Эр­нест Хилгард (Ernest Hilgard) был среди первых современных исследователей, поддержавших мнение, что гипноз является из­мененным состоянием сознания (Hilgard, 1978). Описания гип­нотических состояний Хилгардом, а также другими исследова­телями включали такие характеристики, как усиление чувстви­тельности к внушению, неосознанность действий, улучшение возможностей вспоминать, повышенная интенсивность визу-1 ального воображения, диссоциация (способность концентри­роваться на определенных событиях, при этом не видя ничего другого) и анальгезия (пониженная чувствительность к боли). До недавнего времени мнение, что гипноз способен вызывать мысли, идеи и действия, которые в другом случае были бы не­возможны, что и является измененным состоянием сознания, было неоспоримо.

Однако именно ученые должны критически оценивать «статус кво» и ставить под сомнение даже кажущиеся верными общепри­нятые убеждения. Так, Хобсон и Мак-Карли (Hobson and McCarley) предложили новый взгляд на сновидения, который ра­дикальным образом отличался от доминирующего, общеприня­того подхода. А социальный психолог Н иколас Спанос заявил, что основные положения теории гипноза, принятые Хилгардом и дру­гими, должны быть пересмотрены. В своей статье Спанос пишет: «Выделение каких-то особых процессов для описания гипноти­ческого поведения не только бесполезно, оно может ввести нас в заблуждение... Гипнотическое поведение в целом похоже на дру­гие социальные действия и, как и другое социальное поведение, может быть описано как имеющее определенную стратегию и це­ленаправленное» (р. 200). Другими словами, Спанос утверждает, что загипнотизированные люди совершают произвольные дейст-

вия для достижения желаемой цели. Далее он говорит, что так как данное поведение вызывается повышенной мотивацией, оно не предполагает изменения состояния сознания.

Теоретические основания

Н. Спанос полагал, что все действия, обычно приписывае­мые состоянию гипнотического транса, находятся в рамках Н°Р~ мальных человеческих возможностей произвольно1"0 характе­ра. Он считает, что единственная причина, по которой люди считают себя загипнотизированными, — интерпретация их собственного поведения как нахождения под гипнозом, что соответствует их ожиданиям в отношении гипноз^- Спанос счи­тает процесс гипнотизирования ритуалом, которыи в западных культурах имеет большое значение. Люди ждут того, что они потеряют контроль над своим телом, и когда процесс введения в гипнотическое состояние начинается, они, в свою очередь, начинают верить, что их добровольные действий становятся ав­томатическими и направляемыми. В качестве примера Спанос приводит то, что на раннем этапе введения человека в гипно­тическое состояние ему даются определенные указания для про­извольного выполнения, такие как «расслабьте ноги», при этом последующие указания носят уже характер внушения- «ваши ноги становятся мягкими и тяжелыми».

До 1982 года, когда была написана указанная статья Спано-са, его работы, в сотрудничестве с коллегами, в течение почти 10 лет демонстрировали, сколько эффектов, приписываемых со­стоянию гипнотического транса, могут быть объяснены так же просто (или же еще проще) и не столь мистически

МЕТОД

В этой статье говорится не о каком-то конкретном экспери­менте, в ней описываются многочисленные исследования, про­веденные Спаносом и коллегами до 1982 года- Целью этих ра­бот было подтвердить позицию, противоположную мнению Хилгарда (и общепринятому мнению), который полагал, что гипноз — это уникальное состояние сознания- Основная часть описанных результатов была взята из 16 исследований, в кото-

рых Спанос принял непосредственное участие; в них предла­гается альтернативная интерпретация гипнотического поведе­ния. И как и в предыдущей статье о сновидениях, результаты и обсуждение будут представлены совместно.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Спанос утверждает, что существуют два ключевых аспекта в отношении гипноза, благодаря которым люди считают его измененным состоянием сознания. Первый заключается в том, что люди интерпретируют свое поведение как вызванное чем-то другим, помимо них самих, и, соответственно, собственные действия представляются им непреднамеренными, непроиз­вольными. Вторым аспектом является убеждение, которое мы уже ранее обсуждали: ритуал гипноза создает определенные ожидания, мотивирующие человека к поведению в соответствии с данными ожиданиями. В своем исследовании Спанос кон­центрируется на изучении того, что вызвало появление этих часто высказываемых мнений в отношении гипноза.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.007 с.)