Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Озз как наука и область практической деятельности. Задачи↑ Стр 1 из 29Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОЗЗ как наука и область практической деятельности. Задачи Названия, раскрывающие разнонаправл-ть и многоаспектность дисциплины: соц гигиена, обществ здоровье, соц мед-на, обществ здравоохран-е, соц гигиена и орг здравоохран-я, ОЗЗ, Public health. ОЗЗ-наука, изучающая возд-е соц условий и факторов внешней среды на здоровье насел-я, а также организацию мед помощи населению. ОЗЗ это: учебная дисциплина + научная дисциплина + практическая деят-ть (организатор здравоохран-я). Объект изучения: коллектив, соц группа, общество в целом + система здравоохран-я Предмет изучения: -здоровье населения в целом, отдельных коллективов, соц групп в зависимости от условий внешней среды;-комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья;-деятельность организаций здравоохранения. Задачи: -изучение состояния здоровья населения и влияния на него соц факторов;-разработка методик и методологии изучения здоровья населения(Методика – последовательность приемов собираний данных об изучаемых явлениях.Методология – совокупность методик, методов, подходов к оценке изучаемых явлений); -теоретическое обоснование соц политики гос-ва в области охраны здоровья и разработка организации принципов здравоохранения в стране; -разработка и практическая реализация организационных форм и методов работы мед учреждений;-подготовка и воспитание мед работников как организаторов здравоохранения; Структура дисциплины: история +теоретические проблемы здравоохранения и мед-ны + мед статистика + здоровье населения и методы его изучения + организация мед помощи населению + экономика, планирование, финансирование здравоохранения + управление здравоохранением (маркетинг, менеджмент, право). Актуальные проблемы, изучаемые современной социальной гигиеной (область практической деятельности ОЗЗ): 1) изучение теоретических и организационных основ з/о (ЗО) 2) изучение влияния социальных условий и образа жизни на здоровье населения 3) разработка критериев оценки общественного здоровья 4) разработка научных прогнозов в области охраны здоровья населения 5) исследование проблем народонаселения и их связей с ОЗЗ 6) исследование процессов урбанизации 7) изучение экологии человека 8) исследование социальных, экономических и медицинской значимости з/о как общественной системы и разработка рациональных путей ее развития 9) изучение правовых и этических основ з/о. 10) изучение потребностей населения в медицинской помощи и вариантов ее в амбулатории и стационаре 11) разработка санитарных и эпидемиологических аспектов з/о 12) разработка социально-экономических и медицинских мероприятий профилактики 13) разработка комплекса программ снижения и ликвидации наиболее распространенных и тяжелых заболеваний (туберкулез, сахарный диабет, СПИД) 14) разработка вопросов планирования и управления лечебно-профилактической помощью населения. 15) разработка проблем экономики з/о и его финансирования 16) разработка мероприятий по пропаганде и реализации здорового образа жизни, гигиеническому обучению и воспитанию 17) разработка мероприятий и действий при стихийных бедствиях и других экстремальных ситуациях Основные методы исследований в ОЗЗ. Характеристика Методы: – статистический (санитарно-статистический)(позволяет а) количественно измерять показатели здоровья населения и деятельности медицинских учреждений; б) выявить влияние факторов среды на здоровье; в) определить эффективность лечебных и оздоровительных мероприятий; д) оценить динамику показателей ЗО и прогнозировать их; выявить необходимые данные для разработки новых нормативов здравоохранения); – исторический (необходимо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее); – метод эксперимента и моделирования (изыскание и разработка наиболее рациональных организационных форм работы); – метод экспертных оценок (используется для изучения качества и результативности медицинской помощи, ее планирования и др.; служит дополнением к статистическому, основной задачей которого является определение косвенным путем тех или иных поправочных коэффициентов); – метод экономических исследований (дает возможность установить влияние экономики на ЗО и наоборот); – социологический (медико-социологический) (выявление отношения населения к своему здоровью, влияния условий труда и быта на здоровье); – медико-географический; – эпидемиологический (важное место занимает эпидемиологический анализ, который представляет собой совокупность методов изучения особенностей эпидемического процесса с целью выяснения причин, способствующих распространению данного явления на данной территории, и разработки практических рекомендаций по его оптимизации.); – метод системного анализа. Основы законодательства РБ о здравоохранении А. Конституция РБ Б. Законы РБ в области ЗО: 1. «О здравоохранении» (1993 г.) 2. «О лекарственных средствах» (2006 г.) 3. «О безопасности генно-инженерной деятельности» (2006 г.) 4. «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» (2002 г.) 5. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1999 г.) 6. «О трансплантации органов и тканей человека» (1997 г., изменения 2007 г.) 7. «О донорстве крови и ее компонентах» (1995 г.) 8. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (1994 г.) 9. «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» (1993 г.) 10. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г.) и др. В. Указы и декреты Президента РБ в области ЗО: 1. Указ «Об объявлении 2008 года Годом здоровья» 2. Указ «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» 3. Указ «О совершенствовании материального стимулирования отдельных категорий врачей» 4. Указ «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» и др. Г. Постановления Совета Министров РБ в области ЗО: 1. «О некоторых вопросах бесплатного и льготного обеспечения лекарственными средствами и перевязочными материалами отдельных категорий граждан» 2. «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь» 3. «Об утверждении Государственной программы обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь на 2007 - 2010 годы» 4. «Об утверждении Положения об осуществлении государственного санитарного надзора в Республике Беларусь» и др. Д. Постановления МЗ РБ: 1. «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к оздоровлению» 2. «Об утверждении порядка льготного обеспечения аптеками отдельных категорий граждан перевязочными материалами по рецептам врачей» и др. Е. Приказы МЗ РБ: 1. «О платных медицинских услугах» 2. «Об утверждении форм первичной медицинской документации в организациях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь» Ж. Постановления Главного государственного санитарного врача РБ Обеспечение прав граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание Статья 4 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года №2435-XII о Здравоохранении (В редакции Законов Республики … 10.07.2012 г. №426-З) Граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается: – предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения; – предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь; – доступностью лекарственных средств; – осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения. Полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области здравоохранения Статья 8 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года №2435-XII о Здравоохранении (В редакции Законов Республики … 10.07.2012 г. №426-З) Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области здравоохранения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения: – обеспечивает проведение единой государственной политики; – обеспечивает развитие международного сотрудничества; – обеспечивает разработку и реализацию государственных программ; – не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь; – осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения: – проводит единую государственную политику; – организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи; – организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь; – организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь; – организует проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику; – координирует и (или) контролирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц; – определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием; – определяет порядок присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинским (фармацевтическим) и иным работникам здравоохранения; – определяет сроки, порядок организации и прохождения интернатуры, критерии, в соответствии с которыми организации здравоохранения могут являться базами для прохождения интернатуры, а также категории лиц, которым предоставлено право сдачи квалификационного экзамена без прохождения интернатуры, и условия сдачи ими указанного экзамена; – осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, реализуют государственную политику в области здравоохранения в пределах своей компетенции. Права пациентов Статья 41 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года №2435-XII о Здравоохранении (В редакции Законов Республики … 10.07.2012 г. №426-З) Пациент имеет право на: – получение медицинской помощи; – выбор лечащего врача и организации здравоохранения; – участие в выборе методов оказания медицинской помощи; – пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства; – уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения; – получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи; – выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья; – отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом; – облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, всеми методами оказания медицинской помощи с учетом лечебно-диагностических возможностей организации здравоохранения; – реализацию иных прав в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. При оказании медицинской помощи в стационарных условиях пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, а также на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает правил внутреннего распорядка для пациентов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований. Предоставление пациенту указанных в настоящей статье прав не может осуществляться в ущерб здоровью других пациентов и нарушать их права и свободы. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой к должностным лицам организации з/о, в которой ему оказывается медицинская помощь, а также к должностным лицам государственных органов или в суд. Обязанности пациентов Статья 42 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года №2435-XII о Здравоохранении (В редакции Законов Республики … 10.07.2012 г. №426-З) Пациент обязан: – заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению; – уважительно относиться к работникам здравоохранения и другим пациентам; – выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи; – сообщать медицинским работникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами; – информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, об обращениях за медицинской помощью, а также об изменениях в состоянии здоровья; – соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов, бережно относиться к имуществу организации здравоохранения; – выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. ВкЛ и РП. В условиях нарастания с конца ХII – начала XIII вв. экспансии монголо-татар и европейских рыцарей-крестоносцев славяне (в большинстве своем православные) и балты (в большинстве своем язычники), жившие на западных рубежах Руси, вынуждены были пойти на создание совместного государственного образования — Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Начавшееся в конце XV в. противостояние с московским государством, привело к объединению ВКЛ с польским королевством, юридически оформленном в 1569 г. в г. Люблине. Люблинская уния означала создание федеративного государства Речи Посполитой, ориентацию белорусских земель на достижения западноевропейской католической цивилизации и постепенную полонизацию белорусской политической элиты. Развитие медицины Беларуси в эпоху Великого княжества Литовского и Речи Посполитой проходило на фоне периодически распространявшихся эпидемий (в основном чумы и оспы). В середине ХIV в. по всему европейскому континенту (в том числе и по белорусским землям), прокатилась пандемия «черной смерти» — чумы. Именно борьба с эпидемиями подстегивала развитие медицинских знаний на белорусских землях. Великие князья литовские, в центре деятельности которых стояла война, не обращали на развитие системы здравоохранения пристального внимания. Оказание медицинской помощи населению белорусских земель было прерогативой служителей культа. До конца XIV в. (Кревской унии 1385 г.) оказание медицинской помощи населению было фактически сосредоточено в руках языческих волхвов-знахарей. Да и сами православные монахи, занимавшиеся врачеванием, использовали в своей практике в основном знания народной медицины. В монастырях находились, т.н. манускрипты, которые представляли собой своеобразные средневековые медицинские справочники, в которых, наряду с описаниями самых различных растений, минералов и животных, приводились рекомендации для лечения всех известных тогда болезней, причем «в рецептах указывались растения, минералы и животные продукты именно как средства терапии». Теоретической основой развития медицинских знаний на белорусских землях являлись учения Гиппократа, Галена и Ибн Сины (Авиценны), признанных основополагающими обеими христианскими церквями. Их следовало читать и комментировать, но запрещалось в чем-либо сомневаться и за что-либо критиковать и исправлять. Начало нового времени (эпоха Возрождения и Барокко) в развитии общеевропейской медицины ознаменовалось переходом от знахарства к алхимии и тесно связанной с ней астрологии. Для белорусских земель оно также характеризовалось созданием сети лечебных стационаров (т. н. «шпиталей»), переходом в оказании хирургической помощи от волхвов-знахарей к ремесленникам-цирюльникам и появлением высококвалифицированных светских врачей. Создание сети стационаров, совмещавших в себе функции медицинских учреждений и социальных приютов, — «шпиталей» относится к концу ХV в. Впервые они упоминаются в 1495 и 1503 гг., когда в Бресте местным еврейским кагалом и церковным братством св. Николая были основаны два шпиталя. К 1780 г. их общее число на белорусских землях достигло 370. Строительство шпиталей и их содержание осуществлялось за счет пожертвований со стороны великих князей литовских и королей польских, политической элиты того времени (магнатов и средней шляхты), а также городских магистров, церковных братств (православных, католических, униатских), религиозных общин (евреев, протестантов), цехов цирюльников при учреждениях культа (православных и католических приходах и монастырях, синагогах, зборах). Несмотря на развитие шпитальной системы, она не стала основой оказания медицинской помощи населению белорусских земель. В эпоху Великого княжества Литовского и Речи Посполитой оказанием медицинской помощи основной массе населения белорусских земель занималась специальная категория ремесленников — цирюльники, составлявшие особый цех. Цирюльник занимался не только стрижкой, бритьем бороды, педикюром и маникюром, но и проводил различного рода хирургические (срезание мозолей, вправление вывихов, ампутация конечностей, камнесечение) и стоматологические (удаление зубов) операции. Официальное разграничение обоими христианскими церквями хирургии (которую не считали медициной) и терапии (собственно медицины) привел к тому, что оказанием хирургической помощи населению занимались исключительно цирюльники. Начиная с ХV в. функция оказания медицинской помощи монархам и аристократии Великого княжества Литовского переходит от монахов к светским врачам, получившим высшее образование на медицинских факультетах ведущих европейских университетов Европы. Первым известным белорусским доктором медицины является знаменитый уроженец Полоцка, выдающийся представитель белорусского Возрождения, один из основателей восточнославянского книгопечатания Франциск Скорина. Примерно в это же время на белорусские земли начали приезжать врачи из других стран, такие ка Николло Бучелло и Пьеро Симоне. С их именами связан первый случай документально зафиксированного анатомического вскрытия тела умершего на белорусских землях. Среди врачей-итальянцев, работавших при белорусских магнатских дворах, своим талантом выделялся Джорджо Бьяндрата, которыйпривез в несвижскую библиотеку белорусского магната сочинения своего учителя Мигеля Сервета, в том числе описание малого круга кровообращения. Сымон Будный в своем «Катехизисе» связывал возможность зачатия с попаданием мужского семени в матку, а диагностику беременности — с отсутствием у женщин месячных. Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Ситниянович-Петровский) (уроженец г. Полоцка) — один из основателей российского высшего образования, основатель Славяно-греко-латинской академии, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, поэт и мыслитель. В сочинении «Жезл правления» он разъяснял процесс зачатия и внутриутробное развитие ребенка, рассматривая эти вопросы с идеалистической точки зрения. Эпоха Просвещения, охватившая весь европейский континент во второй половине XVIII в., принесла очередной виток секуляризации общества и стала рубежом окончательного выхода медицины из-под «опеки» религии. Постепенно государство начинает забирать у Церкви функции управления системой здравоохранения. Не стали исключением в этом процессе и белорусские земли. В 1775 г. с целью упорядочения управления системой здравоохранения Сейм Речи Посполитой учредил т. н. «Шпитальные комиссии», отдельные для королевства Польского и Великого княжества Литовского, но с единым уставом. Согласно этому уставу декларировалось создание централизованного государственного управления системой здравоохранения. Эта эпоха характеризуется окончательным признанием хирургии органической частью медицинской науки, а не видом ремесленной деятельности, и внедрением в европейских университетах клинического преподавания, направленного на обучение специалистов, обладающих не только знаниями доктора медицины, но и навыками готового к лечебной практике врача. Белорусская земля может по праву гордиться своим уроженцем, происходившим из рода пинской шляхты, Рафалом Юзефом Червяковским (1743–1816)7 — основателем польской хирургической науки, первым профессором анатомии, хирургии и акушерства Краковского университета. Среди врачей-хирургов, занимавшихся медицинской практикой на белорусских землях, нельзя не упомянуть имя придворного хирурга Радзивиллов Фредерика Теодора Эме (ум. 1818) — фактического основателя хирургической и урологической науки в Беларуси. Одним из первых в Восточной Европе изданий, посвященных изучению рака, стала докторская диссертация уроженца Вильно Михаила Людвига Кноблоха. Вторым достижением в развитии медицины XVIII в. является внедрение в университетское образование клинического преподавания, направленного на обучение специалистов, обладающих не только знаниями доктора медицины, но и навыками готового к лечебной практике врача. Инициатором в проведении реформы медицинского образования стал медицинский факультет Венского университета. Во главе этих планов стал молодой белорусский магнат Антоний Тизенгауз. Возникла необходимость открытия медицинской академии (школы). Для этого из Франции был приглашен известный ученый и врач Жан-Эммануэль Жилибер (1741–1814), которому было суждено войти в историю медицины Беларуси как первому руководителю высшего медицинского учебного заведения. Место для медицинской академии Антоний Тизенгауз выбрал в г. Гродно. В 1776 г. она приняла первых студентов. Для медицинской диагностики Ж.-Э. Жилибер впервые на белорусских землях предложил применять микроскоп. Неудача эксперимента А. Тизенгауза с организацией мануфактурного производства в Гродно и Поставах, их финансовый крах, привели к его отставке и свертыванию всех проектов. Как результат, после пяти лет успешной дидактической и научной работы в 1781 г. Гродненская медицинская академия была закрыта и вскоре послужила основой для создания медицинского отделения при Главной школе ВКЛ в Вильно. Российская империя. В результате трех разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 гг.) белорусские земли вошли в состав Российской империи.В условиях существования строго централизованного государства российское правительство проводило политику, направленную на установление государственного контроля над всеми сферами жизни общества. Вопросы развития системы здравоохранения на территории всей империи были подчинены медицинской коллегии, созданной в 1763 г. В рамках реформы системы государственного управления 1802 г. медицинская коллегия была включена в состав Министерства внутренних дел и переименована в медицинский департамент. На местах (в губерниях) функции управления системой здравоохранения, согласно реформе местного управления и суда 1775 г., были поручены губернским приказам общественного призрения, подчинявшихся медицинской коллегии. В 1796–1797 гг. новым российским императором Павлом I (1796–1801) была проведена реорганизация структуры органов государственного управления системы здравоохранения. Согласно Врачебному уставу от 19 (30) января 1797 г., система здравоохранения была изъята из ведения губернских приказов общественного призрения (за которыми оставалась только функция благотворительного строительства больниц) и подчинена губернским врачебным управам. Ключевой момент в организации медицинской помощи населению — создание сети медицинских стационаров. Губернские врачебные управы постепенно начали строительство больниц, первоначально ограничиваясь губернскими городами. Так, в 1799 г. губернская больница была открыта в Минске, в 1802 г. — в Могилеве, в 1804 г. — в Витебске. Врачи, работающие на белорусских землях в конце XVIII – начале XIX вв., не остались в стороне от планирования создания государственной системы здравоохранения. В 1797 г. Ф. Лефлер представил в Медицинскую коллегию докладную записку под названием «Некоторые практические примечания и начертания о госпиталях». В ней он предлагал мероприятия по улучшению обустройства больниц, разработал правила организации обслуживания больных, ведения истории болезни непосредственно у постели больного, режима в больницах. После создания больниц в губернских городах, губернские врачебные управы приступили к созданию сети стационаров на местах: в уездных городах и больших селениях. Однако на практике распоряжения правительства оставались только декларацией намерений. Врачей катастрофически не хватало. Такая же критическая ситуация была и с лекарственным обеспечением населения. Система здравоохранения по-прежнему оставалась в ведении губернских врачебных управ и регламентировалась положением «Об устройстве врачебной части в селениях тех губерний, в коих не введено Положение о земских учреждениях» 1868 г. Согласно данному нормативно-правовому акту, на каждый участок до 7 тыс. душ населения в уезде должен был приходиться один сельский врач, один фельдшер и 3 повивальные бабки. Эпидемиологическое положение белорусских земель в конце XVIII – начале ХХ вв. оставалось тяжелым. Рубеж XVIII–ХIХ вв. в развитии медицинской науки был ознаменован величайшим открытием — нахождением вакцины против оспы — сделанным в 1798 г. английским врачом Э. Дженнером. С 1801–1802 гг. врачи Беларуси стали активно применять предложенный им метод. С целью организации и проведения оспопрививания российское правительство распорядилось о создании на местах губернских и уездных оспенных комитетов. Но несмотря на самоотверженную работу медиков на белорусских землях, масштабы вакцинации не приобрели массового характера, носили нерегулярный характер и оживлялись только во время очередной эпидемии. Нуждаемость в высококвалифицированных врачах обусловила в рамках проведения образовательной реформы 1802–1804 гг. создание медицинских факультетов при российских университетах. Подготовкой врачей для белорусских земель должен был заниматься медицинский факультет Виленского университета. На протяжении 29 лет дидактической и научной деятельности медицинского факультета (1803–1832 гг.) в Вильно была создана одна из ведущих медицинских научных школ, представленная плеядой выдающихся врачей и исследователей — уроженцев Беларуси. После закрытия в 1832 г. Виленского университета медицинский факультет был преобразован в медико-хирургическую академию. Но она просуществовала недолго. В 1842 г. в связи с антиправительственными настроениями, господствовавшими среди профессорско-преподавательского состава и студентов, Виленская медико-хирургическая академия была ликвидирована. Ее материально-техническое оборудование было передано в Киевский университет, что позволило открыть там медицинский факультет. Центр подготовки высококвалифицированных медицинских кадров для белорусских земель переместился в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию. Несмотря на проблемы, связанные с организацией системы здравоохранения, XIX век для развития медицины на белорусских землях стал периодом активного становления физиологической, терапевтической, хирургической, акушерской и гинекологической отраслей медицинской науки. РАЗДЕЛ II Младенческая смертность Младенч смерт-ть = ×1000 Однако при вычислении годового показателя младенческой смертности следует иметь в виду, что умершие в данном календарном году в возрасте до 1 года относятся по периоду рождения к двум смежным годам —текущему и предыдущему. Поэтому расчет коэффициента младенческой смертности можно производить по следующей формуле: Маденч смертн-ть = ×1000 Эксперты ВОЗ оценивают этот показатель следующим образом: низкий уровень — менее 30 ‰, средний — от 30 до 50 ‰ и высокий —свыше 50 ‰. В РБ В РБ в 2012 млад смертность – 3,4 на 1000 родившихся, скаждым годом она снижается. (3,9 в 2011). С 1990 г по 2009 она снизилась почти в 3 раза, снизилось мертвоождение и снизилась смертность в первые 7 суток. Структура млад смертности: отдельные состояния, возникшие в перинат периоде (родов травмы, гемолитич бол-нь и др) 43,3%, врожд пороки 22,2%, внешние причины 11%, симптомы, признаки, отклонения от нормы 7%. Неонатальная смертность. Поскольку наибольшее число детей первого года жизни умирает в период новорожденности, рассчитывается показатель неонатальной смертности, т. е. смерти детей в первые 27 дней жизни ребенка. В свою очередь, в неонатальной смертности выделяют раннюю неонатальную смертность — на первой неделе жизни (0–6 дней, т. е. 168 часов жизни) и позднюю — в оставшиеся 7–27 дней первого месяца жизни. Показ-ль неонат смертн = ×1000 В РБ в 2010 году 1,7, тенденция к снижению. Основные причины неонатальной смертности в РБ: синдром дыхательных расстройств, врожденные аномалии, асфиксия в родах, внутриутробные инфекции. Перинатальная смертность. Показ-ль перинат смертн-ти = ×1000 Смертность детей до 5 лет Коэф смертн детей в возр до 5 лет = ×1000 Материнская смертность Материнская смертн = ×100000 В РБ снизилась с 22 случаев на 100тыс в 1990 году до 1 в 2009. В 2011 – 0,9. В РБ самый низкий ур-нь смертн среди стран СНГ. В мире – тенденция к снижению, но очень медленными темпами. Причины: кровотечения, инфекции, повышение АД, небезопасные аборты, затруднит роды.
Моментная пораженность Моментальная пораж-ть = × 1000
3) Распределение осмотренных по группам здоровья: Распредел-е осмотренных по группам здоровья = × 100 Регулярное проведение медицинских осмотров позволяет характеризовать заболеваемость на момент осмотра и ее изменение между осмотрами (в динамике). Факторы, влияющие на уровень заболеваемости, по данным медицинских осмотров: 1) Результаты медицинского осмотра могут быть субъективными, т. к. во многом зависят от квалификации врача и от обеспеченности специалистами, осуществляющими медицинские осмотры (не всегда имеется возможность обеспечить осмотр специалистами узкого профиля, что отражается на полноте выявления заболеваний). 2) Выявляемость заболеваний при проведении профилактических осмотров зависит от оснащенности современной диагностической техникой. 3) Эффективность медицинского осмотра зависит от четкой организации и контроля за качеством его проведения (так как нередко осуществление медицинских осмотров носит формальный характер).
Летальность Смертность 3) Частота смерт-ти от заболев-я = × 1000 Смертность от туберкулеза рассчитывается на 100.000 населения!!!!!!! 4) Структура причин смерти = × 100 Структура причин смерти населения в целом или отдельных его групп (половых, возрастных, профессиональных и др.) позволяет установить наиболее тяжело протекающие и серьезные заболевания, которые привели к смертельному исходу. РАЗДЕЛ IV Противоэпидемическая работа поликлиники. Роль поликлиники в профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники, задачи. Связь в работе с Центром гигиены и эпидемиологии. Каб инф заболев-структурное подраздел-е поликл-ки. Руководство-заведующий. Численность врачей-инфекционистов для оказ-я амбулат-поликлинич помощи: 0,022 на 1000 жителей. Кабинет инфекционных заболеваний размещается в помещениях полностью отвечающих утвержденным санитарным правилам и нормам, требованиям эксплуатации и техники безопасности. Основная задача кабинета -работа по предотвращ-ю распростр-я инфекц и паразитарн болезней. Врач-инфекционист - специалист с высшим медицинским образованием, получивший специальность «лечебное дело» или «педиатрия», прошедший подготовку по инфекционным болезням. Функции каб-та инф заболев:- координ-я работы врачей-терапевтов участковых и врачей-специалистов поликл-ки, а также взаимодействие с ЦГиЭ по вопросам профил-ки инф заболев и предупр-я их дальнейшего распростр-я; -работа по повышению знаний врачей, ведущих амбулат прием, по вопросам клиники, ранней диагн-ки, леч-я и диспансериз инфекц заболеваний, организ-я конференций по разбору всех случаев несвоевременно выявленных пациентов.-консультативная помощь врачам поликлиники с целью уточнения д-за, назнач-е леч-профилактич меропр и решения вопроса о госпитализ пациентов; -ведение амб приема пациентов с подозрением на нал-е инф заболев-я; -обеспеч-е своевр диагн-ки и при необх-ти изоляции и госпитализации инфекц больных, организ-я провед-я сан-гиг и противоэпидемич меропр в очагах; -леч-е лиц с инф; -контроль за полным выздоровлением; -дисп наблюд-е и санация реконвалесцентов, лиц с хрон инфекц заболев-ми, бактерио- и паразитоносит; -провед-е целевых мед осмотров для выявл-я отдельных инфекционных и паразит заболеваний; -учет больных инфекц заболев-ми, бактерионосит, паразитоносит; -ан-з работы по провед-ю профилакт прививок; -анализ динамики инфекц заболев-ти и смертности, кач-ва и эфф-ти диагностич и леч мероприятий, диспансеризации; -пропаганда мед знаний по профил-ке инф заболеваний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.77.51 (0.014 с.) |