Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей

Поиск

Введение

 

Настоящие методические указания подготовлены на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030900.62 «Юриспруденция» утвержденного Приказом № 464 от 4 мая 2010 г. Министерства образования и науки РФ.

Цель дисциплины - сформировать знания в области прав потре­бителей при покупке товаров, при выполнении работ или оказании услуг, добиться осознанного применения закона РФ «О защите прав потребителем», показать роль государства в регулировании отношений с участием потребителей.

Задачи дисциплины: ознакомить студентов с законодательством в области защиты прав потребителем; добиться прочного усвоения важнейших нормативных актов по защите прав потребителей; выработать у студентов навыки решения проблемных вопросов, возникающих в процессе общения с изготовителем, исполнителем, продавцом; составления процессуальных документов, обобщения юридической практики на основе четкого представления прав и обязанностей участников данных правоотношений.

 

Требования к уровню освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные положения законодательства о защите прав потребителей, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в области защиты прав потребителей; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в области защиты прав потребителей; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

уметь: выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся защиты прав потребителей; свободно ориентироваться в вопросах, составляющих предмет курса; обосновывать свою точку зрения по вопросам защиты прав потребителей; применять юридические знания в практической работе;

владеть: навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области защиты прав потребителей; навыками прогнозирования путей его развития в современных условиях; навыками анализа исторического опыта защиты прав потребителей, проводить исторические параллели и аналогии, применять исторические знания в решении практических задач; правильного толкования нормативных актов и их использования.

Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины:

Знания конституционного права России; истории отечественного государства и права; гражданское право.

 

2. Тематический план

№ п\п Содержание разделов (модулей), тем дисциплины Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки Компе-тенции раздела (модуля)
Лек- ции ПР ЛР СР ИР
               
1. Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей   - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
2.   Развитие законодательства, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей -   -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
3. Право потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг и безопасность товаров   - -     ОК-1, ОК-3, ОК-7
4. Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)   - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
5. Защита прав потребителей при продаже товаров   -         ОК-1, ОК-3, ОК-7
6. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг - 0,5 -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
7. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей - 0,5 -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
8. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей - 0,5       ОК-1, ОК-3, ОК-7
9. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей   0,5       ОК-1, ОК-3, ОК-7
  Всего за курс            
    Всего 36 часа

3. Список рекомендуемых источников:

Основная литература:

1. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие (под ред. З.М. Фаткудинова). - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: «Юстицинформ», 2011.

2. Горохов, Б.А. Кнышев В.П., Потапенко С.В. Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: практ. пособие (под. ред. В.Н. Соловьева). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Издательство Юрайт», 2009.

3. Данилов Е.П. Справочник адвоката: консультации, защита в суде, образцы документов (под ред. Эппель О.П.). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт»; «Юрайт-Издат», 2010.

4. Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг. Справочник. - М.: «Проспект», 2010.

5. Кучерена А.Г. Собственность в вопросах и ответах. - М.: «Юстицинформ», 2008.

6. Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей. - М.: «Проспект», 2010.

7. Макаров Ю.Я. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству. - М.: «Проспект», 2009.

8. Практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации, части первой (под общ. ред. В.А. Белова). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт»; «Юрайт-Издат», 2011.

9. Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование (под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой). - М.: «Инфотропик Медиа», 2011.

10. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Компенсация морального вреда: комментарии, судебная практика и образцы документов (под ред. М.Ю. Тихомирова). - «Изд. Тихомирова М.Ю.», 2011

 

Нормативные правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 23 июля 2013г.).

12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 2 июля 2013г.).

13. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп. от 2 июля 2013г.)

14. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 23 июля 2013г.)

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: статья 23.49 (с изм. и доп. от 23 июля 2013г.).

  1. Закон РФ от 7 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 2 июля 2013г.)
  2. Федеральный закон от 27 декабря 2002г. № 184 Ф3 «О техническом регулировании».
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999г. № 52 Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

19. Постановление Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей»

20. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

21. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

22. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2012 г. № 283 «О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации»

  1. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

 

Дополнительная литература:

  1. Проблемы современной цивилистики: Сборник статей, посвященных памяти профессора С.М. Корнеева / отв. ред. Е.А. Суханов, М.В. Телюкина. М.: Статут, 2013.
  2. Сальков О.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов (постатейный). М.: Деловой двор, 2012.
  3. Слепенкова О.А., Агешкина Н.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». М.: ЭлКниги», 2012.
  4. Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2012.
  5. Сарнаков И.В. Потребительское кредитование в России: теория, практика, законодательство. М.: Юриспруденция, 2010.
  6. Кратенко М.В. Злоупотребление свободой договора: частноправовые и публично-правовые аспекты: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  7. Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг: Справочник. М.: Проспект, 2010.
  8. Кузнецова О.В. Возмещение морального вреда: Практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2009.

Содержание программы и методические указания к самостоятельной работе

по изучению дисциплины «Защита прав потребителя»

Вопросы для самоконтроля.

1. Каков порядок рассмотрения дел о нарушении прав потребителей и наложения штрафов за неисполнение предписаний антимонопольного органа?

2. Определите правовой статус и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3. Какие полномочия у органов по защите прав потребителей при местной администрации?

4. Какие полномочия у общественных организаций потребителей?

 

Литература: [1-3], [8], [27].

 

Варианты заданий контрольной работы.

 

Последняя цифра шифра
Предпоследняя цифра шифра                    
  1,36 2,37 3,38 4,39 5,40 6,41 7,42 8,43 9,44 10,45
  11,46 12,47 13,48 14,49 15,50 16,51 17,52 18,53 19,54 20,55
  21,56 22,57 23,58 24,59 25,60 26,61 27,62 28,63 29,64 30,65
  31,66 32,67 33,68 34,69 35,70 36,71 37,20 38,21 39,22 40,23
  41,24 42,25 43,26 44,27 45,28 46,29 47,30 48,31 49,32 50,33
  51,34 52,35 53,36 54,37 55,38 56,39 57,40 58,41 59,42 60,43
  61,44 62,45 63,46 64,47 65,48 66,49 67,50 68,1 69,2 70,3
  71,4 31,5 32,6 33,7 34,8 35,9 36,10 37,11 38,12 39,13
  40,14 41,15 42,16 43,17 44,18 45,19 46,20 47,21 48,22 49,23
  50,24 51,25 52,26 53,27 54,28 55,29 56,30 57,31 58,32 59,33

 

 


Примерный перечень вопросов

к зачету по дисциплине «Защита прав потребителей»

 

1. Понятие и действие российского законодательства о защите прав потребителей.

2. Основные понятия законодательства о защите прав потребителей.

3. Международные договоры РФ в области защиты прав потребителей.

4. Развитие законодательства, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей в РФ.

5. Правовое регулирование качества товаров, работ и услуг.

6. Способы определения качества товаров, работ и услуг.

7. Законодательство о стандартизации и сертификации товаров и услуг.

8. Право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья и имущества потребителей, а также окружающей среды.

9. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу).

10. Правила пользования товарами (работами, услугами).

11. Понятие информации о товаре, работе, услуге.

12. Общие требования, предъявляемые к предоставляемой потребителю информации.

13. Формы и способы доведения информации до потребителя.

14. Ответственность в случае непредоставления или предоставления недостоверной и неполной информации о продавце (изготовителе, исполнителе) товара (работы, услуги).

15. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

16. Компенсация морального вреда.

17. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.

18. Порядок обмена товаров ненадлежащего качества.

19. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг).

20. Сроки обнаружения недостатков в работе, услуге и предъявления потребителем требований по их поводу, сроки устранения недостатков в работе, услуге.

21. Право потребителя на расторжение договора о выполнении работы (оказании услуги).

22. Выполнение работы: из материала исполнителя, из материала (с вещью) потребителя.

23. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей.

24. Правовое регулирование статуса органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

25. Правовой статус и функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

26. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления.

27. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

28. Общее понятие и виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей.

29. Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем).

30. Судебная защита прав потребителей.

Введение

 

Настоящие методические указания подготовлены на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030900.62 «Юриспруденция» утвержденного Приказом № 464 от 4 мая 2010 г. Министерства образования и науки РФ.

Цель дисциплины - сформировать знания в области прав потре­бителей при покупке товаров, при выполнении работ или оказании услуг, добиться осознанного применения закона РФ «О защите прав потребителем», показать роль государства в регулировании отношений с участием потребителей.

Задачи дисциплины: ознакомить студентов с законодательством в области защиты прав потребителем; добиться прочного усвоения важнейших нормативных актов по защите прав потребителей; выработать у студентов навыки решения проблемных вопросов, возникающих в процессе общения с изготовителем, исполнителем, продавцом; составления процессуальных документов, обобщения юридической практики на основе четкого представления прав и обязанностей участников данных правоотношений.

 

Требования к уровню освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные положения законодательства о защите прав потребителей, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в области защиты прав потребителей; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в области защиты прав потребителей; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов;

уметь: выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся защиты прав потребителей; свободно ориентироваться в вопросах, составляющих предмет курса; обосновывать свою точку зрения по вопросам защиты прав потребителей; применять юридические знания в практической работе;

владеть: навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области защиты прав потребителей; навыками прогнозирования путей его развития в современных условиях; навыками анализа исторического опыта защиты прав потребителей, проводить исторические параллели и аналогии, применять исторические знания в решении практических задач; правильного толкования нормативных актов и их использования.

Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо студентам для изучения данной дисциплины:

Знания конституционного права России; истории отечественного государства и права; гражданское право.

 

2. Тематический план

№ п\п Содержание разделов (модулей), тем дисциплины Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки Компе-тенции раздела (модуля)
Лек- ции ПР ЛР СР ИР
               
1. Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей   - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
2.   Развитие законодательства, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей -   -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
3. Право потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг и безопасность товаров   - -     ОК-1, ОК-3, ОК-7
4. Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)   - -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
5. Защита прав потребителей при продаже товаров   -         ОК-1, ОК-3, ОК-7
6. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг - 0,5 -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
7. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей - 0,5 -   - ОК-1, ОК-3, ОК-7
8. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей - 0,5       ОК-1, ОК-3, ОК-7
9. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей   0,5       ОК-1, ОК-3, ОК-7
  Всего за курс            
    Всего 36 часа

3. Список рекомендуемых источников:

Основная литература:

1. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие (под ред. З.М. Фаткудинова). - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: «Юстицинформ», 2011.

2. Горохов, Б.А. Кнышев В.П., Потапенко С.В. Практика применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: практ. пособие (под. ред. В.Н. Соловьева). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Издательство Юрайт», 2009.

3. Данилов Е.П. Справочник адвоката: консультации, защита в суде, образцы документов (под ред. Эппель О.П.). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт»; «Юрайт-Издат», 2010.

4. Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг. Справочник. - М.: «Проспект», 2010.

5. Кучерена А.Г. Собственность в вопросах и ответах. - М.: «Юстицинформ», 2008.

6. Макаров Ю.Я. Доказательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей. - М.: «Проспект», 2010.

7. Макаров Ю.Я. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству. - М.: «Проспект», 2009.

8. Практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации, части первой (под общ. ред. В.А. Белова). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт»; «Юрайт-Издат», 2011.

9. Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование (под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой). - М.: «Инфотропик Медиа», 2011.

10. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Компенсация морального вреда: комментарии, судебная практика и образцы документов (под ред. М.Ю. Тихомирова). - «Изд. Тихомирова М.Ю.», 2011

 

Нормативные правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 23 июля 2013г.).

12. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. и доп. от 2 июля 2013г.).

13. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп. от 2 июля 2013г.)

14. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 23 июля 2013г.)

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: статья 23.49 (с изм. и доп. от 23 июля 2013г.).

  1. Закон РФ от 7 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. от 2 июля 2013г.)
  2. Федеральный закон от 27 декабря 2002г. № 184 Ф3 «О техническом регулировании».
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999г. № 52 Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

19. Постановление Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 412 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей»

20. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»

21. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

22. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2012 г. № 283 «О государственном докладе о защите прав потребителей в Российской Федерации»

  1. Приказ ГАК РФ от 20 мая 1998 г. № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

 

Дополнительная литература:

  1. Проблемы современной цивилистики: Сборник статей, посвященных памяти профессора С.М. Корнеева / отв. ред. Е.А. Суханов, М.В. Телюкина. М.: Статут, 2013.
  2. Сальков О.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов (постатейный). М.: Деловой двор, 2012.
  3. Слепенкова О.А., Агешкина Н.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». М.: ЭлКниги», 2012.
  4. Кирилловых А.А. Защита прав потребителей: вопросы правового регулирования. М.: Деловой двор, 2012.
  5. Сарнаков И.В. Потребительское кредитование в России: теория, практика, законодательство. М.: Юриспруденция, 2010.
  6. Кратенко М.В. Злоупотребление свободой договора: частноправовые и публично-правовые аспекты: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  7. Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг: Справочник. М.: Проспект, 2010.
  8. Кузнецова О.В. Возмещение морального вреда: Практическое пособие. М.: Юстицинформ, 2009.

Содержание программы и методические указания к самостоятельной работе

по изучению дисциплины «Защита прав потребителя»

Тема 1. Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей

Основные понятия законодательства о защите прав потребителей. Характеристика правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей и его значение для развития рыночных отношений в России. Международные договоры РФ в области защиты прав потребителей.

Методические указания:

Для наилучшего освоения данной темы, рекомендуется начинать изучение с ознакомления с учебной литературой, а также с нормативно-правовыми актами, на которые ссылаются авторы учебников.

После ознакомления с основной теорией, целесообразно изучить по своему выбору 2-3 источника дополнительной литературы из предложенного списка.

Завершив теоретическую подготовку, следует изучить судебную практику по рассматриваемым вопросам.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на гражданско-правовые нормы как основу законодательства о ЗПП. Внимательно изучите теоретический материал по основной и дополнительной литературе. Акцентируйте внимание на понятиях, закрепленных в Законе о защите прав потребителей и определите отношения, регулируемые законодательством о ЗПП.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение «потребитель»?

2. Дайте характеристику правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей и его значение для развития рыночных отношений в России?

3. Как международно-правовые акты регулируют отношения в области защиты прав потребителей?

 

Литература: [1], [24-25], [27], [30].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.17 (0.009 с.)