Линии и уровни воспитания детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Линии и уровни воспитания детей



Как вы, возможно, помните, человеческие существа развиваются через многие уровни и на различных линиях. Наиболее ярким примером служит драма взросления ребёнка. Родители одарены возможностью участвовать в самом явном виде эволюции сознания, который заметен невооружённым глазом, – развитии младенца во взрослого человека. Полная история эволюции сознания последовательно разворачивается в жизни каждого малыша. Всего за несколько лет новорождённый пройдёт несколько основных уровней (или высот) зрелости – от бежевого до янтарного и (надеемся) далее.

Вот что делает воспитание детей одной из величайших интегральных практик: каждый уровень развития ребёнка требует соответствующего уровня воспитания. Практика интегрального воспитания – это замысловатое танго на эволюционной танцплощадке в попытке идти в ногу со стремительно развивающимся человеческим существом.

В своей «Истории уровней и линий» Марк сначала не смог адаптировать свой способ воспитания к уровню развития Джейми. Ему пришлось научиться переводить своё желание общаться на тот язык, который Джейми был бы в состоянии понять. Множество проблем в детско-родительских отношениях происходят из неспособности родителей гибко подходить к уровням развития.

Иногда родители переоценивают способности своих детей, как это сделал Марк. Но ещё чаще они недо оценивают возможности ребёнка. На самом деле для детских психологов банальностью является тот факт, что родители оценивают уровень развития своих детей с запозданием примерно на год! Именно таким способом родители готовят почву для подростковой отчуждённости своих детей.

Обычно когнитивное развитие ребёнка опережает его развитие на линиях морали, ценностей и идентичности. Это дарит учителям и родителям благоприятную возможность побудить ребёнка обдумывать конкретные ситуации и самостоятельно находить из них выход. Зачастую это помогает ребёнку научиться использовать свои когнитивные навыки, чтобы разбираться в моральных и межличностных проблемах (там, где они больше всего оказывают влияние на окружающих).

История уровней и линий

Сюзанну всегда расстраивала манера её мужа Марка разговаривать заумными фразами с их сыном Джейми. Марк любил своего сына, но у него просто ничего не получалось. Он говорил простыми словами и смотрел сыну в глаза, но просто не понимал, где находится Джейми. Снова и снова он пытался объяснить ему абстрактные концепции. Он читал ему лекции. И снова и снова Джейми смотрел на него стеклянными глазами.

По счастью, подруга Сюзанны, Мэг, была специалистом в области психологии развития; она объяснила родителям, что Джейми находится на такой стадии развития, где лучше всего он понимает мифы и истории. С помощью Мэг Сюзанна и Марк придумали, как Марк мог бы донести до сына ту жизненную мудрость, которой он так неуклюже хотел с ним поделиться.

Вместе они нашли историю, которая передавала то, что хотел сказать Марк. Он поведал Джейми историю олимпийского спортсмена XX века Гленна Каннингэма.

В детстве Гленн пострадал от пожара, в результате которого он не только потерял несколько пальцев на ноге, но и полностью утратил чувствительность в ногах. Доктора сказали, что, скорее всего, он больше не сможет ходить. Путём длительных напряжённых усилий Гленн научился шевелить пальцами ног, затем ступнями, затем он начал вставать и в итоге ходить. Затем он научился бегать. Он упорно тренировался и бегал всё быстрее. Он даже начал участвовать в соревнованиях. Поначалу он не мог стать победителем. Но это не приводило его в уныние, и он продолжал практиковать. Через много лет Гленн Каннингэм, бывший «калека», стал самым быстрым бегуном в мире!

На этот раз взгляд Джейми не был стеклянным. Ему понравилась эта история. Он попросил отца рассказать её снова. И снова! И постепенно он понял, в чём её суть. У Марка мурашки побежали по спине, когда он увидел, как Джейми учится завязывать шнурки: они не слушаются, но малыш не сдаётся, и в конце концов у него всё получается.

Понимание уникальной психограммы вашего ребёнка крайне важно для интегрального воспитания. Если, например, у вашей дочери наблюдается высокий уровень эмпатии, заботы и эмоциональной чувствительности, вы можете укреплять эти её сильные качества. Вы можете вдохновлять её участвовать в деятельности, которая будет пробуждать и укреплять чуткость её сердца: например, просить её помочь отстающим в классе или ухаживать за домашними животными. Затем вы можете посоветовать ей рассказать о полученном опыте или вести дневник, помогая ей таким образом установить связь между разумом и сердцем и развивать лучшее понимание самой себя.

Ваша другая дочь может быть прирождённой спортсменкой: она любит танцевать, играть в волейбол, кататься на коньках; в этом случае вы можете принимать и ценить её кинестетические способности, играя с ней и сопровождая на спортивные мероприятия. Вы можете предложить ей научить младших детей или друзей тому, что она сама умеет, помогая ей развивать коммуникативные навыки, а также обучая её находить разумный баланс между соперничеством и сотрудничеством.

Мудрое сознавание линий и уровней помогает встретиться с ребёнком там, где он действительно находится, и в то же время создавать условия для его развития к более высоким уровням.

Дисциплина – это проявление вашей любви. Детям необходимы ясные правила, границы и структуры. И иногда они проверяют эти границы на прочность и расстраиваются, когда не могут их преодолеть. Но со временем они будут ещё больше расстроены и дезориентированы, если у них не будет ясности по отношению к своим ролям и ожиданиям. Опытный родитель устанавливает чёткие границы, меняя их по мере взросления ребёнка, когда старые педагогические приёмы теряют былую эффективность.

Не так легко установить границы для протестующих подростков, которые как раз находятся в процессе развития чувства независимости. Но они также ещё больше готовы взаимно создавать соглашения со своими родителями. На этой стадии родители могут добиться лучших результатов, если смогут выражать свои потребности и будут способны помочь, не посягая при этом на ответственность подростка за его или её выборы и последствия этих выборов.

 

Состояния практики

В самые невероятные моменты нашей жизни мы испытываем потрясающие состояния тела, ума и духа. Но такие моменты проходят, и уходят эти состояния. Следующий момент будет совсем иным. Если мы попробуем уцепиться за это высокое состояние, оно завянет в наших руках. Если, как говорит Уильям Блейк, мы «налету поцелуем» радость, то получим «утро вечности». А «удержать радость силою» не получится. Это один из главных уроков, который мы можем узнать о состояниях.

Разные состояния приходят и уходят в течение дня. Эмоции, колебание курсов ценных бумаг на бирже, разговоры, грипп приходят и уходят подобно погоде. Медитирующие испытывают разнообразные состояния сознания. Бизнес проходит через состояния прибыльности и убыточности. Художники наслаждаются состоянием вдохновения и сходят с ума во время тёмных периодов творческого застоя. Влюблённые испытывают слияние во взаимной привязанности, а в следующее мгновение ощущают себя разобщёнными и обиженными. Состояния отражают постоянные изменения и мимолётность проявленной реальности.

Кто удержит радость силою,

Жизнь погубит легкокрылую.

На лету целуй её —

Утро вечности твоё!

Уильям Блейк, «Песни неведения и познания» в пер. С.Я. Маршака

В сознательной сексуальной практике партнёры могут испытывать глубокое состояние трансцендентной открытости сердца и расширяющееся сознание блаженства. И всего одна негативная мысль, одна неуместная шутка может отбросить их обратно в состояние тревоги, страха и сожаления. Состояния случаются непредсказуемо и без предупреждения. Человек идёт через лес беспокойный и напряжённый в один момент, а затем внезапно переживает единство с окружающей его природой – внезапное и ясное единство с муравьями, птицами и деревьями – в трансцендентном состоянии природного мистицизма.

Или пример больше приближенный к реальности – отметьте, как ваши органы чувств запускают эмоционально насыщенные воспоминания почти ниоткуда: вот вы ощутили запах духов бывшего возлюбленного, услышали неприятный голос старого начальника, почувствовали вкус солёной океанской волны, прикоснулись к мягкой шерсти собаки, увидели покойного родителя, смотрящего на вас со старой фотографии.

И наконец, вспомните отношение родителя к своему маленькому ребёнку. С почти сверхъестественным умением малыш может в одно мгновение довести родителя до состояния крайнего раздражения, разочарования и гнева. Но одна улыбка или объятие – и родительское сердце тает и снова изливает на ребёнка поток любви.

Практика отношения к состояниям помогает справиться с парадоксом усилий и принятия. Сознательная жизнь требует сознавания и принятия всех преходящих состояний. Все состояния приходят, остаются на некоторое время и исчезают. Для осмысленной жизни естественно замечать эти эфемерные состояния и принимать неизбежные подъёмы и спады бесконечного потока жизни.

С относительной точки зрения одни состояния нравятся нам больше других. Политики стремятся к состоянию экономического благополучия. Экологи пытаются достичь состояния рационального использования природных ресурсов. Любящие в сознательных отношениях ищут состояния глубокого сердечного единения, взаимной уязвимости и заботы. Медитирующие пытаются достичь трансперсональных, то есть тонких и причинных состояний.

Практика интегральной жизни должна включать как принятие состояний, так и их тренировку. Практикующий руководитель может учиться на острых моментах: новый сотрудник оказался неудачным выбором, не выполнен план по доходам за квартал, стоимость акций упала на Уолл-стрит, а в выпускаемой продукции обнаружился брак и требуется отзыв всей её партии. С пониманием, полученным от переживания нежелательных состояний, он может более эффективно вести коммерческую деятельность, уделяя основное внимание духовной миссии, найму квалифицированных сотрудников, эффективной коммуникации, стратегическому планированию и качеству продукции.

Точно также художник может превратить свои страдания и прошлые неудачи в настоящее произведение искусства. Он знает, что творческое состояние сознания нельзя форсировать. Если вдохновения нет, то его нет! Но всё же во многих случаях простое принятие того, что есть, прокладывает путь к желаемым состояниям. Например, когда мы набираемся смелости глубоко и открыто воспринимать беспокойство или депрессию, мы просто будем проходить сквозь них. Точно также многие формы медитации учат тренировать трансперсональные состояния сознания посредством полного свидетельствования обычных состояний. Любовь к тому, что есть, может стать дорогой к тому, что может случиться.

Используя состояния для творчества

Практика творчества рождает нечто новое в жизни. Творческие идеи, методы, технологии, интерпретации и жизненная активность превосходят то, что было до них, вместе с тем вырастая из этого и включая это в себя. (Это в природе любого эволюционного приключения.) Великие изобретения не выскакивают сами собой из воздуха. Как сказал Исаак Ньютон: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

Изобретатели дают новую перспективу того, что уже существует. Они создают новые связи. Учёный из НАСА, чей прорыв помог починить телескоп Хаббл, творчески соединил высокотехнологичную космическую робототехнику с насадкой для душа из немецкой гостиницы. Кто бы мог подумать? Творческая практика включает в себя навык видеть значимые связи там, где другие их не видят. С этой точки зрения интегральная модель становится картой инноваций.

Описанная ниже четырёх ступенчатая практика может быть использована для развития ваших творческих способностей и тренировки состояний и восприятия перспектив в интегральном танце.

1. Впитывание. Как можно более полно изучите область, где вы хотели бы действовать творчески. Погрузитесь в неё с головой! Читайте книги, расспрашивайте специалистов или прямо участвуйте в определённой деятельности. Вы должны подружиться с гигантами, прежде чем сможете вскарабкаться им на плечи.

2. Инкубация. Теперь выбросьте из головы всё, чем вы были так поглощены, и займитесь чем-нибудь другим. Если вы последние 12 часов сидели в офисе с этой сложной задачей – идите домой. Если вы уже прочитали небольшую библиотеку по вашей технической проблеме – посмотрите кино. Если вы были поглощены проблемами взаимоотношений – отправьтесь путешествовать в одиночку. Сама по себе смена контекста изменит состояние вашего сознания и задействует другие измерения вашего разума и мозга.

Пойдите дальше: прикоснитесь к грубому, тонкому и причинному телам. Медитация, расслабление, сон, упражнения, игры и другие различные практики позволят вам прикоснуться к различным состояниям и телам, и, таким образом, другим перспективам. Действующая на заднем плане интегральная операционная система, отказ от старых перспектив и демонстрация новых рано или поздно даст искру, которая поможет разгореться огню вашего творчества.

3. Озарение. Творческое озарение может прийти неожиданно и в любое время. Исследователи творческих способностей обычно называют три места: ванная, спальня, автобус – места, где спонтанно возникли известные идеи. Все эти места способствуют возникновению изменённого (по сравнению с обычным бодрствующим) состояния сознания – так называемого состояния сна и соответствующие ему альфа и тета-волны мозговой активности. Поздняя ночь и раннее утро могут стать особенно вдохновляющими, потому что в эти периоды вы находитесь в гипнагогическом состоянии – [переходном состоянии] между сном и бодрствованием. Тонкое состояние сновидения освобождает нас от ограничений и показывает связи между, казалось бы, несвязанными вещами.

Когда к вам снисходит творческое озарение, уверенно записывайте всё это без промедления и какой-либо фильтрации. Позаботьтесь о том, чтобы небольшой блокнот и ручка были рядом с вами, и тогда вы точно не упустите ни одну творческую идею.

4. Оценка. Здесь вы можете более явно применять модель AQAL для выявления природы ваших творческих ассоциаций. Проанализируйте пришедшую в голову мысль с разных точек зрения (квадранты, уровни, линии, состояния, типы), пока не поймёте, как она работает и сочетается с общей картиной.

Продолжите критически оценивать свою идею. Посмотрите на недостатки, которые не приходили вам в голову раньше в процессе творчества. Задайте себе вопросы: осуществима ли идея? Полезна ли она? Как я могу ещё лучше развить её? Как можно применить её на практике?

 

Проживая ваши типы

Типы – это горизонтальные различия, такие как мужское и женское, или типы личности, описываемые эннеаграммой, типологией Майерс-Бриггс или другими подобными системами. Взаимоотношения – богатая область для исследования этих различий. Возьмём, к примеру, Тессу и Люка. Каждое воскресенье они устраивают еженедельную практику обсуждений (check-ons). По очереди они высказывают самое важное для себя на данный момент. Они могут поделиться всем, чем угодно, – яркими событиями прошедшей недели, трансперсональными переживаниями, эмоциональными проблемами, вопросами смысла, направления и цели. Даже после четырёх лет брака для них остаётся тайной, что возникнет, когда они начинают говорить.

Пока один делится своими мыслями с полной искренностью и подлинностью, задача другого – слушать с открытым сердцем и разумом. Ну, по крайней мере, таково должно быть намерение практики. Так случается не всегда.

Паттерн начинает запускаться, когда Тесса критикует действия Люка, а тот немедленно начинает защищаться и отстреливается продуманными логическими аргументами в оправдание своего поведения. Когда Тесса осознаёт происходящую динамику, она отражает защитные механизмы Люка так, чтобы он мог ясно видеть их в себе. Люк в конце концов замечает это, обдумывает и понимает, как подобные защитные реакции проявляются в остальных областях его жизни.

На следующий день Люк придумывает аффирмацию «Я открыт и уязвим в общении с теми, кому доверяю» и начинает проговаривать её каждый день.

В следующее воскресенье Тесса говорит, что её очень задело то, что Люк нарушил своё обещание. Люк открывает рот, чтобы начать защищаться, а затем внезапно останавливается. Мигают сигнальные огни, и аффирмация «Я открыт и уязвим в общении с теми, кому доверяю» возникает в его голове. Люк поймал сам себя, и он делает выбор – практиковать, а не реагировать по своему обычному сценарию. Включившись во всю полноту своего бытия, он смог встать на точку зрения Тессы и эмпатически почувствовать её боль, не сказав больше ни слова. Когда же он наконец отвечает, он говорит совсем с другой перспективы. И тогда беседа перетекает в пространство узнавания, взаимопонимания и любви.

Мужественный и женственный типы воплощают в себе наиболее фундаментальный и простой вариант типологии. Мужские и женские элементы почти всегда проявляются одновременно, перетекая друг в друга в любой момент, в каждой практике. Мужественное стремится к запланированным и структурированным делам: медитация каждый день в 6:00 утра, силовая тренировка по понедельникам, средам и пятницам после работы в 5:30 и (в нашем примере) еженедельные обсуждения по вечерам в воскресенье. Тесса и Люк остаются верными своей практике благодаря своей мужской энергии, и каждый воскресный вечер они проясняют отношения, сталкиваясь лицом к лицу с суровой правдой их совместной жизни.

Тесса исходит из своей мужественной части, когда она становится напористой и конфронтирует с Люком. Меч различающей мужской мудрости рассекает все сомнения. Честная и прямая обратная связь, проникающая в самую суть, – это вид мужского сострадания. Точно так же поднятие тяжестей с высокой интенсивностью и доведение дел до конца, следование новому плану питания, смелое столкновение лицом к лицу со своей тенью – всё это дары мужественности в жизненной практике.

Спонтанная и текучая природа этих [воскресных] обсуждений воплощает женственный аспект практики. Всегда открытая неожиданному женственность танцует с возникающими моментами практики, купаясь в тех дарах, которые неожиданно преподносит ей жизнь. Женственность стремится к более лёгкому, игривому и весёлому подходу к практике, улыбаясь и смеясь на протяжении всего пути к просветлению. Более женственный тип следует естественному разворачиванию своей творческой интуиции, его практика – в неожиданных разговорах, заботе о взаимоотношениях и естественных порывах. Женская энергия воплощается в динамическом движении и сияющей таинственности сочной живой практики.

Люк воплощает женственную сторону практики, когда открывается обратной связи Тессы. В этот момент он отпускает себя и позволяет себе быть уязвимым настолько, чтобы услышать её слова, позволить им проникнуть сквозь свою защиту прямо в глубину души.

Типологические системы, отражающие бо́льшую сложность, чем просто мужественное/женственное, отражают более тонкие качества. Некоторые типы уделяют больше внимания голове, сердцу или центру хара. Другие могут быть более или менее экстравертными или интровертными, или более или менее логичными или интуитивными. Некоторые больше сосредоточены на том, чтобы избегать ошибок, а другие обеспокоены тем, как бы не пропустить подходящие возможности, а третьи избегают отвержения или поглощения. Стиль вашей практики будет отличаться в зависимости от вашего типа.

Цель не в том, чтобы достичь идеального баланса всех возможных типов, но в том, чтобы укрепить таланты преобладающей ориентации и в то же время стараться воплотить сильные стороны менее развитых частей. С одной стороны, сильный женственный тип может сопротивляться тому, чтобы заниматься одной практикой в данный момент времени, желая постоянно менять практики или отвлекаться на другие вещи. С другой – сильный мужественный тип может принимать практику чересчур серьёзно и дать ей застыть, жёстко отказываясь адаптироваться к динамичному течению жизни.

Найти способы развивать способности, которые исключает ваш тип, – необходимая часть ПИЖ. Важно перерасти наши закреплённые паттерны. В то же время практика, которая больше соответствует типу вашей личности, даёт больший эффект и приносит больше удовольствия.

Например, лучшие менеджеры не занимаются слепым следованием новейшим тенденциям в управлении. Они развивают живой и уникальный стиль, исходящий из их естественной личной одарённости. Они делают это подходящим для себя, своих сотрудников и своей компании способом. Великие менеджеры могут иметь самые разные варианты типов личности: ощущающий или интуитивный, думающий или чувствующий, рассуждающий или воспринимающий – если для примера взять типологию Майерс-Бриггс. На работе, во взаимоотношениях с ребёнком или в постели одни и те же практики работают для одних людей лучше, чем для других. Почему? Одним из основных различий могут быть естественность и подлинность, которые становятся возможными, когда ваше поведение соответствует вашему типу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.022 с.)