Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни и линии: множество путей, одна вершина

Поиск

Давайте сделаем шаг назад и посмотрим на картину в целом. Существует ли общий знаменатель между всеми этими линиями развития и их уровнями? Существует ли общее между развитием по одной линии и развитием по всем остальным? Согласно AQAL, существует. Общий знаменатель развития внутреннего личного – это сознание само по себе, и существует примерное соответствие всех уровней развития – это их высота.

Представьте высокую гору со, скажем, десятью тропинками, представляющими линии развития. Конечно, гора выглядит немного по-разному в зависимости от того, по какой тропинке мы поднимаемся, – и эти уникальные пути нельзя приравнивать друг к другу. Но вы можете сказать, что ко всем этим путям применимы одни и те же показатели высоты – 3 тысячи футов, 5 тысяч, 7 и так далее. Сами по себе отметки высоты (4 тысячи футов, 8 тысяч) не имеют никакого содержания – они «пусты», как и сознание само по себе, – но каждый путь (линия развития) можно измерить в терминах его высоты над уровнем моря. «Фут» или «высота» означает уровень развития – это другой способ сказать о «величине» глубины и сложности, которую может вобрать в себя сознание.

Применение высоты как универсального маркера уровня развития позволяет нам видеть сходство различных линий. Но, повторим, высота, как «футы» или «дюймы», не обладает собственным содержанием – она пуста. Никто не скажет: «Я должен прекратить строить дом, потому что превысил количество дюймов». Или: «Да, мне надо пойти купить несколько футов». Это просто абстрактные единицы измерения, но при этом чрезвычайно полезные. Точно также и с «сознанием», которое используется таким образом. Это не вещь или явление. У него нет описания. Сознание – это не линия среди других линий, но пространство, в котором разворачиваются все линии и эмерджентно возникают все уровни.

Как мы можем это представить? Можно сделать это по-разному. Мы выбрали последовательность цветов, представленных в соответствии с их порядком в радужном спектре, – систему условных обозначений для лёгкого запоминания (см. рис. 5.12).

 

Рис. 5.12

Каждый цвет представляет соответствующий описанным выше линиям общий уровень, или высоту, сознания[15]. Каждая линия здесь по-прежнему разворачивается относительно независимо, и ваша интегральная психограмма может представлять собой набор высоких, средних и низких высот – бирюзовый уровень развития когнитивной линии может сочетаться в человеке с янтарными ценностями, зелёными потребностями, красным моральным развитием, пурпурными кинестетическими способностями, изумрудным эмоциональным интеллектом и оранжевой духовностью (гениальный социопат, фундаменталист-паралитик, к примеру!).

Цвета дают нам простой и удобный язык для понимания уровней развития в отношении каждой конкретной линии. Так, с какой высоты вы отвечаете на жизненные вопросы? Каждый раз, когда возникает ситуация, в которой подразумевается ответ на жизненный вопрос, вы говорите с той высоты линии развития, на которой находитесь. Большинство отвечает на этот вопрос автоматически: Что будет правильным сделать? – янтарный ответ; Что мне нужно? – оранжевый ответ; Что для меня ценно? – зелёный ответ; Как мы должны взаимодействовать? – красный ответ и так далее.

Сознавание уровней и линий открывает возможность выбора, хотя бы небольшую. Понимание вашей психограммы предоставляет вам немного больше пространства для измерения привычных реакций и ответов с немного более высокого уровня. И чем чаще вы это делаете, тем легче это получается. В конце концов, вы приобретаете постоянную черту характера. Чем чаще вы реагируете с более высокого уровня, тем дальше вы развиваетесь и тем глубже вы проходите через каждую волну и поток.

Первый шаг здесь – это осознать, что линии существуют! Следующий – начать при помощи ваших самых развитых способностей рассматривать самые слабые линии развития, которые могут замедлять вас. Возможно, вы гениальны в когнитивной и духовной областях, но ограничены в эмоциональной области и во взаимоотношениях. Как ваша эмоциональная и межличностная динамика мешает вам полностью погрузиться в жизнь со всей её сложностью? Для придания направления вашей практики и достижения максимальных результатов иногда достаточно просто выявить модель реагирования.

 

 

Линии AQAL и модули ПИЖ

Практика в модулях ПИЖ стимулирует рост во многих независимых (и связанных) линиях развития. Модули – это не то же самое, что линии, но они взаимосвязаны.

Например, телесный модуль развивает не только кинестетическую линию. «Семья и воспитание детей» включает в себя несколько линий во всех квадрантах. Множество практик во всех модулях поддерживают рост когнитивной и связанных с ней линий развития.

Практика в каждом модуле ПИЖ естественно побуждает и стимулирует развитие определённых возможностей и, таким образом, способствует росту в группе линий развития. Когда вы практикуете все основные модули одновременно, возникает эффект перекрёстной интегральной тренировки. Это оказывает особенно мощный эффект, потому что целое оказывается больше простой суммы своих частей. Между модулями возникает синергия, невероятно ускоряющая рост множества основных линий развития. Вот почему ПИЖ поддерживает интегральное развитие.

 

 

Спектр мировоззрений

При помощи цветовых обозначений – пурпурный, красный, янтарный и так далее – проще говорить о различных уровнях сознания. Во время разговора гораздо проще обозначить уровень коротким цветовым кодом, чем его техническим наименованием. В то же время необходимо помнить, что цвета обозначают высоту и могут относиться к любой линии развития. Поэтому в большинстве случаев естественно будет упомянуть, о какой именно линии развития вы говорите.

Особенно полезна линия мировоззрения, потому что она содержит основные предположения человека или культуры об окружающем мире[16]. Поскольку мы живём не в предзаданном мире, который воспринимался бы всеми одинаково, существуют различные мировоззрения или различные способы категоризации, представления, восприятия и организации нашего опыта. На личном мировоззрении основывается то, как человек ориентируется в своём окружении и какое значение придаёт своему существованию.

 

Рис. 5.13. Основные мировоззрения

Каждая основная высота сознания обладает своим уникальным мировоззрением, своим собственным способом интерпретации и порождения смыслов. По мере своего развития каждое следующее мировоззрение включает в себя немного больше сознательности и сложности, мудрости и сострадания. Все мировоззрения, описанные на рис. 5.13, истинны… но фрагментарны. А каждый шаг на более высокую ступеньку открывает нам более истинный и менее фрагментарный вид. Эти мировоззрения обычно проявляются как сложные гибриды, поскольку индивидуумы и группы постоянно учатся, развиваются и переходят к новым перспективам. У всех у нас есть мировоззренческий «центр тяжести», опираясь на который мы действуем большую часть времени, но иногда мы действуем с более высокого или более низкого уровня. Давайте посмотрим на естественные и крайние проявления основных цветов спектра мировоззрений. Эти описания в некотором смысле карикатурны, никто на самом деле не ведёт себя в точном соответствии с ними. Они не стремятся охватить всей сложности каждой структуры. В то же время вы, скорее всего, узнаете многие из приведённых здесь характеристик в знакомых или даже в самом себе.

В личном развитии все начинают с первой ступеньки. Инфракрасное мировоззрение – это мировоззрение младенцев на всём земном шаре, до тех пор, пока они не дорастут до пурпурного, красного, янтарного и, надеемся, далее. Знаете ли вы кого-то с пурпурным мировоззрением (маленького ребёнка?), или зелёным мировоззрением (профессора-гуманитария?), или бирюзовым мировоззрением (дзенского бизнес-консультанта)? Читая наши описания, попробуйте распознать эти уровни в знакомых вам людях, а также в самом себе. Напомним, это делается не для оценки кого-либо, а для лучшего понимания различий и повышения эффективности коммуникации.

«Нельзя решить проблему, оставаясь на том же уровне сознания, на котором она возникла».

– Альберт Эйнштейн

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.006 с.)