Расширяя область этической ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расширяя область этической ответственности



Когда вы примете на себя стопроцентную этическую ответственность, вы заметите расширение ваших перспектив.

Например, в ответе ли я за поведение моей супруги? Не полностью. Но я отвечаю за то, чтобы вовлечь её, и я оказываю на неё некоторое влияние. У меня есть некоторая ответственность за выборы и поведение, которое мы демонстрируем как пара. Точно также у меня есть некоторая ответственность за поведение моих детей и домашних животных.

Ответствен ли я за поведение организации, в которой работаю? За государственные институты, к которым я принадлежу? За своё сообщество? Культуру в целом? Нацию?

Ясно, что у меня всё меньше и меньше способности лично определять поведение всё больших групп. И в то же время у этих групп нет других средоточий ответственности, чем каждый её участник. Если я не беру на себя ответственность, то никто и не будет. Так не пойдёт. Этого не избежать – у всех нас есть весьма реальная и важная ответственность.

В высших пробуждённых состояниях мы сознаём свою нераздельность с целым разворачивающимся Космосом. Поэтому пробуждённые люди часто чувствуют громадную ответственность за целый мир. Это не грандиозность, но скорее страстное и серьёзное обязательство. Парадоксально – это ведёт не к чрезмерной серьёзности, которая исключает юмор, игривость и наслаждение жизнью, но к вдохновению с ясным взором, открытым сердцем и прямой спиной. Это обязательство столкнуться с собственным лицемерием и вырасти из него. Оно проявляется как смелость и воля к творчеству (в самом деле), как ответственное участие плечом к плечу с другими в тяжёлой работе разворачивающего эволюционного приключения.

Это, конечно, глубокий коан (дзенская загадка, вопрос, с которым надо жить и у которого учиться, а не просто бойко отвечать на него). Ответственность за общество и мир особенно мучительна из-за тех невероятных вызовов, с которыми столкнулись человеческий мир и природа, и потому что наши общественные институты играют огромную роль в создании тяжелейших страданий и разрушений в глобальном масштабе. Все вместе мы стоим перед лицом таких проблем, у которых нет очевидных решений.

Как мы можем принять на себя ответственность за группы и системы, членами которых мы являемся? Как мы можем проявлять здоровую заботу о самих себе, расширяя этическую гражданскую ответственность на более широкое сообщество и мир? Это глубокие, сложные и важные вопросы.

По мере нашего взросления растёт и наша способность решать эти головоломки. Наше чувство ответственности за мир в конце концов становится более здоровым, сильным и целостным обязательством, совершенно отличающимся от наивного рвения революционеров-идеалистов. Выражение подлинного ощущения цели, миссии и служения другим и миру – это тот вид героизма, на который может вдохновиться каждый из нас. Гармоничное обязательство такого рода будет не только пробуждённым, но также укоренённым, трезвым и устойчивым. Несомненно, революционный идеализм очень ценен, но интегральная этика в то же время признаёт и мудрость реформ, постепенных изменений, диалога и практического идеализма.

 

Неважно, как далеко вы идёте, горизонт всегда перед вами

По мере нашего роста развивается и этическая практика. На каждой её стадии мы можем выделить три области:

1. Этические вопросы, за которые мы всегда в ответе. (Например, большинство из нас никогда всерьёз не задумаются о совершении убийства.)

2. Этические вопросы, за которые мы в ответе – часто, но не всегда. (Это та область, где мы практикуем и растём.)

3. Более сложные этические вопросы, которые мы только начинаем сознавать. (Это может включать в себя теневой материал, ненамеренное необдуманное поведение, такое как, например, перебивание других людей, неразумное поведение на дороге или выражение пассивной агрессии.)

Основная мысль здесь такова: у каждого есть этическая практика с растущими перспективами. Искренний практикующий никогда не бывает морально удовлетворён.

Вот почему в записях величайших святых мы находим признания в эгоизме и постоянных отхождениях от Бога. В то же время мир, в котором все мы практикуем (включая и величайших святых), продолжает меняться, представляя нам всё более сложные задачи.

Чем глубже мы понимаем этическую практику, тем более мы смиренны, тем глубже мы сознаём бесконечное количество слоёв динамической этики. Парадоксально, но тем более простыми и лёгкими мы становимся и тем полнее принимаем себя.

Поскольку нельзя избежать этических дилемм (не говоря о некоторых ужасных внутренних течениях в нас самих), мы удивительным образом начинаем проще относиться к плаванию в мутных водах нашего широкого и иногда довольно странного мира и делаем всё от нас зависящее, чтобы оставаться по возможности целостными.

 

Лёгкость интегральной этики

Конвенциональная этика занимается тем, что обуздывает импульсы отдельного человека и подчиняет его более высоким предписаниям. Она создаёт естественную способность, которую можно назвать «моральными мышцами». Ранняя конвенциональная этика сосредоточена в основном на подчинении, тогда как более зрелая конвенциональная этика подчёркивает ответственность за ценности группы, к которой вы принадлежите.

Ранняя постконвенциональная этика уделяет основное внимание добродетели выбора, свободы, превосходства и независимого суждения. Индивидуумы, обладающие постконвенциональной этикой, не боятся стоять в стороне от толпы и освобождаются от давления и ограничений. Более зрелая постконвенциональная этика выстраивает заботливую чувствительность к другим людям, которая может развиться в руководство и служение.

Интегральная этика включает в себя мудрость и способности всех этических уровней. Её дух светел и благороден, а не тяжёл и затенён виной. Несмотря на то что в этой главе много внимания уделяется непомерной цене неэтичного поведения и выражении разумной заботы в каждый момент, пожалуйста, не относитесь к этим указаниям по-детски, как будто они исходят из внутренних родительских «долженствований».

Заметьте, что интегральная этика – это возможность стать счастливым и свободным, это приглашение к началу этической практики с заботливым любопытством, умом и страстной жизненностью. Это не предмет переосмысления привычных чувства долга и покорности в более широких терминах. Позвольте вашей практике быть этичной в смысле сердечности, заботы и благородства, и пусть её направляет неистовый дух, выбирающий свободу и самовыражение. Будьте свободны в своей заботе, которая становится всё более и более полной. С радостью расширяйте область глубокой и постоянно растущей свободы и ответственности.

 

 

Жизнь как практика

 

Отношения, работа, воспитание детей, творчество и другие дополнительные модули

 

Плоть и кровь ПИЖ

Если вы ещё не поняли, ПИЖ – это не просто остроумная модель для организации набора упражнений. Это не просто великолепный список «что сделать». (Галочка, галочка, галочка, готово!) Живая практика требует сознательного направления многих волн, потоков и состояний жизни, текущих от момента к моменту. Она включает в себя желание учиться у жизни (это наша основная классная комната) всем радостным и болезненным урокам, которые она захочет нам преподать.

Поэтому если вы явились на занятия йогой, а потом медитировали – это не значит, что вы следовали ПИЖ. Практика происходит не только на коврике для медитации, в спортивном зале или додзё[36]. Всё гораздо проще – она происходит посреди самой жизни. Она становится особенно реальной и наполняется жизнью, когда мы опаздываем в офис, ссоримся с любимым, снова слышим детский плач или узнаём, что близкий человек болен. Несомненно, такие проверки и уроки, успехи и поражения, успешные собеседования и увольнения, романы и расставания, экстаз и трагедия и составляют внутреннюю сущность нашей жизни и нашей практики.

Живая практика требует принятия любых хитросплетений жизни, её благословений и вызовов как уважаемых учителей. ПИЖ предлагает вам видеть в каждом переживании уникальную возможность для практики и получения важного жизненного урока. Каждый момент несёт в себе кармический отпечаток предыдущих моментов, одновременно наполняясь своим собственным, прежде не виданным творческим содержанием. И поскольку каждое мгновение превосходит и включает в себя всё, что было раньше – продолжая некоторые аспекты прошлого, но и привнося что-то совершенно новое и живое, – постоянно возникают новые возможности для практики. Каждое сейчас – это новая возможность для практики.

Практика в моменты незапланированных и непредсказуемых жизненных поворотов требует ясного намерения и приверженности тому, чтобы жить сознательно. ПИЖ противоположна существованию на автопилоте – бессмысленному следованию привычкам.

Между жизненным стимулом и нашей привычной реакцией существует момент выбора. Это означает, что практика не является случайностью. Она выбирается снова и снова, момент за моментом, и проявляется посредством нас самих, нашего отношения к окружающим и тому, как мы ведём себя в мире.

Каждая область жизни может стать областью практики; и она становится особенно сложной и динамичной, когда в неё включаются отношения с другими людьми и системами. Этим областям уделяют своё внимание дополнительные модули ПИЖ, такие как работа, близкие отношения, семья, финансы, дружба, секс, служение. Мы перечисляем здесь не все дополнительные модули; на самом деле их бесчисленное множество.

Освещённые здесь модули важны и необходимы практически всем. Это общие для всех измерения бытия-в-мире, которые можно развивать посредством практики. Каждый – вне зависимости от пола, расы, мировоззрения, культурного багажа, места проживания и сексуальной ориентации – вовлекается в эти основные области жизни. Хотя конкретные способы взаимодействия с этими модулями и практики в них могут существенно различаться от человека к человеку.

В общем, основные модули ПИЖ сосредотачивают своё внимание на двух верхних квадрантах: личном росте и развитии. И, в общем, большинство дополнительных модулей работают в двух нижних квадрантах – там, где ваш рост и развитие выражаются в социальном взаимодействии и отношениях[37].

Центральные модули – это основа практики. Но жизнь – большая игра. Главную проверку на прочность мы проходим в самых близких взаимоотношениях, в семье и отношениях с детьми, на работе, в творческом самовыражении, в обращении с деньгами и во всей этой неразберихе остальных социальных областей жизни. Все практики – это предмет привнесения сознавания и заботы в каждый момент жизни, в которой нет незначительных моментов.

 

Каждому своё

Поддерживать постоянный рост и изменения нелегко. Практически каждый человек привык к определённым бессознательным шаблонам поведения. Врождённые качества взаимодействуют с ранним жизненным опытом, травмами и динамикой отношений, формируя уникальные для каждого человека вызовы. У вас может быть дисфункциональное поведение, идентификация с обусловленными субличностями или мы можем оказаться в ловушке повторяющихся циклов взаимоотношений (как, например, треугольник «жертва – преследователь – спасатель»). У всех что-нибудь найдётся.

 

Рис. 9.1. Личные практики и практики отношений

Наиболее ясно и болезненно наши проблемы проявляются в наших самодеструктивных паттернах. Часто люди расторгают неудавшийся брак только для того, чтобы вступить в точно такой же с другим человеком. На работе обнаруживается, что основными препятствиями к успеху являются наши собственные бессознательные убеждения, притворство и шаблоны эмоционального реагирования. Большинству кажется почти невозможным преодолеть эти ограничения, несмотря на годы попыток действовать из лучших побуждений.

Работа и взаимоотношения чаще всего оказываются самыми сложными областями практики, лакмусовой бумажкой зрелости. Это основные области, которые отражают наши модели поведения и где мы можем воочию увидеть значимые плоды практики, если у нас будет достаточно присутствия, сознательности и заботы, чтобы преодолеть свои привычки и изменить рабочую и личную жизнь.

Практика центральных модулей по-прежнему важна, поскольку она оказывает синергетическое влияние на все остальные области жизни. Трансформация вашего отношения к работе, близости, семье, деньгам или служению требует полной интегральной практики.

Необходимо проявить волю, чтобы увидеть свои слепые пятна, вытесняемые чувства, тайные желания (теневой модуль); ясно видеть и делать разумный выбор (модуль ума); жить в здоровом, чувствующем и интегрированном теле (телесный модуль); открывать своё сердце и сознавать вечную непреходящую Таковость каждого момента (духовный модуль). Это также требует принятия на себя обязательства заботиться о себе, других и Космосе (этический модуль).

Но практика одних только центральных модулей – это лишь первый шаг. Все развитые с её помощью способности приносят наиболее значимые плоды в столкновениях с беспорядочными требованиями повседневной жизни. Поэтому дополнительные модули крайне важны для большинства из нас, хотя они и не могут быть универсальными. Некоторые выбирают для себя целомудренный, аскетичный образ жизни, отказываясь от традиционной работы и близких отношений. Но это бывает нечасто, и для большинства интегральных практикующих несколько дополнительных модулей будут столь же необходимы, как и центральные.

Создавать жизнь, которая работает, очень важно почти для каждого, вне зависимости от того, считается ли это предметом практики. Практика интегральной жизни – это способ учесть все задачи и цели, исполнение которых жизненно важно для счастливой, функциональной жизни. Интегральная установка говорит «да» жизни на всех значимых (для ваших отношений, семьи, работы и успеха в традиционном понимании) уровнях, утверждая гармонию и постоянный рост.

Но ПИЖ рассматривает это скорее как продолжающуюся практику, а не как точку назначения. Духовные пути древности были основаны на понимании того, что самой прекрасной и благословенной человеческой жизни угрожают потери, болезни, старость и смерть. Они глубоко сознавали, что традиционный успех преходящ. Неважно, насколько хороша может быть ваша жизнь, моменты полноты пройдут. Это важное и непоколебимое понимание.

В то же время из этого не следует (хотя так обычно считалось в некоторых древних традициях), что вы должны отвергать все эти стремления. Хотя все мы, в конце концов, умрём, жить всё-таки лучше здоровым! Возможно сказать «да» жизни и пробуждению, которое превосходит смерть. Таким образом, интегральная установка включает в себя все аспекты жизни. ПИЖ помогает вам жить интегральной жизнью, приветствуя жизнь, но помня о том, что наши достижения не вечны.

В рамках интегральной практики совершенно естественно всем сердцем стремиться к целям, достижение которых обеспечит вам успешную карьеру и счастливые отношения. На самом деле это отражает весьма важную мысль: нет противоречия между жизнью и смертью. Нет противоречия даже между тем, чтобы жить полной жизнью и принимать то, что в конце пути мы неминуемо потеряем все наши достижения. Интегральный практикующий примиряется с этим парадоксом.

Так как насчёт создания полноценной жизни?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.016 с.)