ТОП 10:

Расширяя область этической ответственности



Когда вы примете на себя стопроцентную этическую ответственность, вы заметите расширение ваших перспектив.

Например, в ответе ли я за поведение моей супруги? Не полностью. Но я отвечаю за то, чтобы вовлечь её, и я оказываю на неё некоторое влияние. У меня есть некоторая ответственность за выборы и поведение, которое мы демонстрируем как пара. Точно также у меня есть некоторая ответственность за поведение моих детей и домашних животных.

Ответствен ли я за поведение организации, в которой работаю? За государственные институты, к которым я принадлежу? За своё сообщество? Культуру в целом? Нацию?

Ясно, что у меня всё меньше и меньше способности лично определять поведение всё больших групп. И в то же время у этих групп нет других средоточий ответственности, чем каждый её участник. Если я не беру на себя ответственность, то никто и не будет. Так не пойдёт. Этого не избежать – у всех нас есть весьма реальная и важная ответственность.

В высших пробуждённых состояниях мы сознаём свою нераздельность с целым разворачивающимся Космосом. Поэтому пробуждённые люди часто чувствуют громадную ответственность за целый мир. Это не грандиозность, но скорее страстное и серьёзное обязательство. Парадоксально – это ведёт не к чрезмерной серьёзности, которая исключает юмор, игривость и наслаждение жизнью, но к вдохновению с ясным взором, открытым сердцем и прямой спиной. Это обязательство столкнуться с собственным лицемерием и вырасти из него. Оно проявляется как смелость и воля к творчеству (в самом деле), как ответственное участие плечом к плечу с другими в тяжёлой работе разворачивающего эволюционного приключения.

Это, конечно, глубокий коан (дзенская загадка, вопрос, с которым надо жить и у которого учиться, а не просто бойко отвечать на него). Ответственность за общество и мир особенно мучительна из-за тех невероятных вызовов, с которыми столкнулись человеческий мир и природа, и потому что наши общественные институты играют огромную роль в создании тяжелейших страданий и разрушений в глобальном масштабе. Все вместе мы стоим перед лицом таких проблем, у которых нет очевидных решений.

Как мы можем принять на себя ответственность за группы и системы, членами которых мы являемся? Как мы можем проявлять здоровую заботу о самих себе, расширяя этическую гражданскую ответственность на более широкое сообщество и мир? Это глубокие, сложные и важные вопросы.

По мере нашего взросления растёт и наша способность решать эти головоломки. Наше чувство ответственности за мир в конце концов становится более здоровым, сильным и целостным обязательством, совершенно отличающимся от наивного рвения революционеров-идеалистов. Выражение подлинного ощущения цели, миссии и служения другим и миру – это тот вид героизма, на который может вдохновиться каждый из нас. Гармоничное обязательство такого рода будет не только пробуждённым, но также укоренённым, трезвым и устойчивым. Несомненно, революционный идеализм очень ценен, но интегральная этика в то же время признаёт и мудрость реформ, постепенных изменений, диалога и практического идеализма.

 

Неважно, как далеко вы идёте, горизонт всегда перед вами

По мере нашего роста развивается и этическая практика. На каждой её стадии мы можем выделить три области:

1. Этические вопросы, за которые мы всегда в ответе. (Например, большинство из нас никогда всерьёз не задумаются о совершении убийства.)

2. Этические вопросы, за которые мы в ответе – часто, но не всегда. (Это та область, где мы практикуем и растём.)

3. Более сложные этические вопросы, которые мы только начинаем сознавать. (Это может включать в себя теневой материал, ненамеренное необдуманное поведение, такое как, например, перебивание других людей, неразумное поведение на дороге или выражение пассивной агрессии.)

Основная мысль здесь такова: у каждогоесть этическая практика с растущими перспективами . Искренний практикующий никогда не бывает морально удовлетворён.

Вот почему в записях величайших святых мы находим признания в эгоизме и постоянных отхождениях от Бога. В то же время мир, в котором все мы практикуем (включая и величайших святых), продолжает меняться , представляя нам всё более сложные задачи.

Чем глубже мы понимаем этическую практику, тем более мы смиренны, тем глубже мы сознаём бесконечное количество слоёв динамической этики. Парадоксально, но тем более простыми и лёгкими мы становимся и тем полнее принимаем себя.

Поскольку нельзя избежать этических дилемм (не говоря о некоторых ужасных внутренних течениях в нас самих), мы удивительным образом начинаем проще относиться к плаванию в мутных водах нашего широкого и иногда довольно странного мира и делаем всё от нас зависящее, чтобы оставаться по возможности целостными.

 

Лёгкость интегральной этики

Конвенциональная этика занимается тем, что обуздывает импульсы отдельного человека и подчиняет его более высоким предписаниям. Она создаёт естественную способность, которую можно назвать «моральными мышцами». Ранняя конвенциональная этика сосредоточена в основном на подчинении, тогда как более зрелая конвенциональная этика подчёркивает ответственность за ценности группы, к которой вы принадлежите.

Ранняя постконвенциональная этика уделяет основное внимание добродетели выбора, свободы, превосходства и независимого суждения. Индивидуумы, обладающие постконвенциональной этикой, не боятся стоять в стороне от толпы и освобождаются от давления и ограничений. Более зрелая постконвенциональная этика выстраивает заботливую чувствительность к другим людям, которая может развиться в руководство и служение.

Интегральная этика включает в себя мудрость и способности всехэтических уровней. Её дух светел и благороден, а не тяжёл и затенён виной. Несмотря на то что в этой главе много внимания уделяется непомерной цене неэтичного поведения и выражении разумной заботы в каждый момент, пожалуйста, не относитесь к этим указаниям по-детски, как будто они исходят из внутренних родительских «долженствований».

Заметьте, что интегральная этика – это возможность стать счастливым и свободным, это приглашение к началу этической практики с заботливым любопытством, умом и страстной жизненностью. Это не предмет переосмысления привычных чувства долга и покорности в более широких терминах. Позвольте вашей практике быть этичной в смысле сердечности, заботы и благородства, и пусть её направляет неистовый дух, выбирающий свободу и самовыражение. Будьте свободны в своей заботе, которая становится всё более и более полной. С радостью расширяйте область глубокой и постоянно растущей свободы и ответственности.

 

 

Жизнь как практика

 

Отношения, работа, воспитание детей, творчество и другие дополнительные модули

 

Плоть и кровь ПИЖ

Если вы ещё не поняли, ПИЖ – это не просто остроумная модель для организации набора упражнений. Это не просто великолепный список «что сделать». (Галочка, галочка, галочка, готово!) Живая практика требует сознательного направления многих волн, потоков и состояний жизни, текущих от момента к моменту. Она включает в себя желание учиться у жизни (это наша основная классная комната) всем радостным и болезненным урокам, которые она захочет нам преподать.

Поэтому если вы явились на занятия йогой, а потом медитировали – это не значит, что вы следовали ПИЖ. Практика происходит не только на коврике для медитации, в спортивном зале или додзё[36]. Всё гораздо проще – она происходит посреди самой жизни. Она становится особенно реальной и наполняется жизнью, когда мы опаздываем в офис, ссоримся с любимым, снова слышим детский плач или узнаём, что близкий человек болен. Несомненно, такие проверки и уроки, успехи и поражения, успешные собеседования и увольнения, романы и расставания, экстаз и трагедия и составляют внутреннюю сущность нашей жизни и нашей практики.

Живая практика требует принятия любых хитросплетений жизни, её благословений и вызовов как уважаемых учителей. ПИЖ предлагает вам видеть в каждом переживании уникальную возможность для практики и получения важного жизненного урока. Каждый момент несёт в себе кармический отпечаток предыдущих моментов, одновременно наполняясь своим собственным, прежде не виданным творческим содержанием. И поскольку каждое мгновение превосходит и включает в себя всё, что было раньше – продолжая некоторые аспекты прошлого, но и привнося что-то совершенно новое и живое, – постоянно возникают новые возможности для практики. Каждое сейчас – это новая возможность для практики.

Практика в моменты незапланированных и непредсказуемых жизненных поворотов требует ясного намерения и приверженности тому, чтобы жить сознательно. ПИЖ противоположна существованию на автопилоте – бессмысленному следованию привычкам.

Между жизненным стимулом и нашей привычной реакцией существует момент выбора . Это означает, что практика не является случайностью. Она выбирается снова и снова, момент за моментом, и проявляется посредством нас самих, нашего отношения к окружающим и тому, как мы ведём себя в мире.

Каждая область жизни может стать областью практики; и она становится особенно сложной и динамичной, когда в неё включаются отношения с другими людьми и системами . Этим областям уделяют своё внимание дополнительные модули ПИЖ, такие как работа , близкие отношения , семья , финансы , дружба , секс , служение . Мы перечисляем здесь не все дополнительные модули; на самом деле их бесчисленное множество.

Освещённые здесь модули важны и необходимы практически всем. Это общие для всех измерения бытия-в-мире, которые можно развивать посредством практики. Каждый – вне зависимости от пола, расы, мировоззрения, культурного багажа, места проживания и сексуальной ориентации – вовлекается в эти основные области жизни. Хотя конкретные способы взаимодействия с этими модулями и практики в них могут существенно различаться от человека к человеку.

В общем, основные модули ПИЖ сосредотачивают своё внимание на двух верхних квадрантах: личном росте и развитии. И, в общем, большинство дополнительных модулей работают в двух нижних квадрантах – там, где ваш рост и развитие выражаются в социальном взаимодействии и отношениях[37].

Центральные модули – это основа практики. Но жизнь – большая игра. Главную проверку на прочность мы проходим в самых близких взаимоотношениях, в семье и отношениях с детьми, на работе, в творческом самовыражении, в обращении с деньгами и во всей этой неразберихе остальных социальных областей жизни. Все практики – это предмет привнесения сознавания и заботы в каждый момент жизни, в которой нет незначительных моментов.

 

Каждому своё

Поддерживать постоянный рост и изменения нелегко. Практически каждый человек привык к определённым бессознательным шаблонам поведения. Врождённые качества взаимодействуют с ранним жизненным опытом, травмами и динамикой отношений, формируя уникальные для каждого человека вызовы. У вас может быть дисфункциональное поведение, идентификация с обусловленными субличностями или мы можем оказаться в ловушке повторяющихся циклов взаимоотношений (как, например, треугольник «жертва – преследователь – спасатель»). У всех что-нибудь найдётся.

 

Рис. 9.1. Личные практики и практики отношений

Наиболее ясно и болезненно наши проблемы проявляются в наших самодеструктивных паттернах. Часто люди расторгают неудавшийся брак только для того, чтобы вступить в точно такой же с другим человеком. На работе обнаруживается, что основными препятствиями к успеху являются наши собственные бессознательные убеждения, притворство и шаблоны эмоционального реагирования. Большинству кажется почти невозможным преодолеть эти ограничения, несмотря на годы попыток действовать из лучших побуждений.

Работа и взаимоотношения чаще всего оказываются самыми сложными областями практики, лакмусовой бумажкой зрелости. Это основные области, которые отражают наши модели поведения и где мы можем воочию увидеть значимые плоды практики, если у нас будет достаточно присутствия, сознательности и заботы, чтобы преодолеть свои привычки и изменить рабочую и личную жизнь.

Практика центральных модулей по-прежнему важна, поскольку она оказывает синергетическое влияние на все остальные области жизни. Трансформация вашего отношения к работе, близости, семье, деньгам или служению требует полной интегральной практики.

Необходимо проявить волю, чтобы увидеть свои слепые пятна, вытесняемые чувства, тайные желания (теневой модуль); ясно видеть и делать разумный выбор (модуль ума); жить в здоровом, чувствующем и интегрированном теле (телесный модуль); открывать своё сердце и сознавать вечную непреходящую Таковость каждого момента (духовный модуль). Это также требует принятия на себя обязательства заботиться о себе, других и Космосе (этический модуль).

Но практика одних только центральных модулей – это лишь первый шаг. Все развитые с её помощью способности приносят наиболее значимые плоды в столкновениях с беспорядочными требованиями повседневной жизни. Поэтому дополнительные модули крайне важны для большинства из нас, хотя они и не могут быть универсальными. Некоторые выбирают для себя целомудренный, аскетичный образ жизни, отказываясь от традиционной работы и близких отношений. Но это бывает нечасто, и для большинства интегральных практикующих несколько дополнительных модулей будут столь же необходимы, как и центральные.

Создавать жизнь, которая работает , очень важно почти для каждого, вне зависимости от того, считается ли это предметом практики. Практика интегральной жизни – это способ учесть все задачи и цели, исполнение которых жизненно важно для счастливой, функциональной жизни. Интегральная установка говорит «да» жизни на всех значимых (для ваших отношений, семьи, работы и успеха в традиционном понимании) уровнях, утверждая гармонию и постоянный рост.

Но ПИЖ рассматривает это скорее как продолжающуюся практику, а не как точку назначения . Духовные пути древности были основаны на понимании того, что самой прекрасной и благословенной человеческой жизни угрожают потери, болезни, старость и смерть. Они глубоко сознавали, что традиционный успех преходящ. Неважно, насколько хороша может быть ваша жизнь, моменты полноты пройдут. Это важное и непоколебимое понимание.

В то же время из этого не следует (хотя так обычно считалось в некоторых древних традициях), что вы должны отвергать все эти стремления. Хотя все мы, в конце концов, умрём, жить всё-таки лучше здоровым! Возможно сказать «да» жизни и пробуждению, которое превосходит смерть. Таким образом, интегральная установка включает в себя все аспекты жизни. ПИЖ помогает вам жить интегральной жизнью, приветствуя жизнь, но помня о том, что наши достижения не вечны.

В рамках интегральной практики совершенно естественно всем сердцем стремиться к целям, достижение которых обеспечит вам успешную карьеру и счастливые отношения. На самом деле это отражает весьма важную мысль: нет противоречия между жизнью и смертью. Нет противоречия даже между тем, чтобы жить полной жизнью и принимать то, что в конце пути мы неминуемо потеряем все наши достижения. Интегральный практикующий примиряется с этим парадоксом.

Так как насчёт создания полноценной жизни?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.240.35 (0.008 с.)