Тонкие телесные практики для управления внутренними состояниями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тонкие телесные практики для управления внутренними состояниями



Тонкие телесные практики предоставляют нам инструменты для управления состояниями ума и эмоциями. Они позволяют преодолеть субъективность и прямо соотнестись с непосредственной энергетической составляющей ваших состояний.

Субъективное беспокойство (верхне-левый квадрант) иногда мешает вам действовать. В то же время, если вы сможете сменить энергетический рисунок беспокойства на энергетический рисунок спокойствия, ваше состояние тоже изменится, открывая возможность новых выборов; в этом случае вы, вероятно, будете действовать более естественно и сознательно.

Например, женатые люди знают, что ведут себя с супругами совершенно по-разному, в зависимости от того, в хорошем они настроении или в плохом. Ваш муж может вести себя абсолютно одинаково два дня подряд, но вы будете реагировать на него совсем иначе в соответствии с вашим внутренним состоянием.

Давайте представим, что он приходит домой полный жалоб и тревоги, изливает их на вас, требует внимания. Если вы выспались, поупражнялись и хорошо поработали, вы, скорее всего, будете сострадательны и чувствительны к нему. Вы поможете ему успокоиться и посмотреть на его ситуацию с разных точек зрения.

Если же вы не выспались или недостаточно поупражнялись, только что получили нагоняй на работе и застряли в пробке, вы, скорее всего, накричите на него в ответ и уж точно не сможете полноценно поддержать его.

А что, если в один такой кошмарный день вы сможете изменить своё состояние так, чтобы оно больше походило на состояние после удачного дня? Как это повлияет на ваш брак? На ваши решения? На всю вашу жизнь?

Последовательная практика тонких энергий даёт возможность овладеть именно этими навыками.

Неважно, на какой стадии вы находитесь, ваши эмоциональные и умственные состояния перетекают из одного в другое постоянно. Ваше текущее состояние – как субъективное, так и энергетически-телесное – поможет определить, в лучшей или худшей своей форме вы находитесь, а также наивысшую доступную (и наиболее низкую) для вас ступень. Когда жизнь бросает вам вызов, вашу реакцию в гораздо большей степени будет определять состояние, в котором вы находитесь, чем стадия вашего развития.

Обучаясь управлять внутренними состояниями посредством практик, таких как сознательное дыхание и управление интенсивностью, вы сможете реагировать на эти вызовы с наиболее высокого из доступных вам уровней интегрального сознания.

 

Дышите и чувствуйте. Всегда

Дыхание – это, пожалуй, одна из наиболее естественных практик. Каждый вдох – это возможность насладиться жизнью. Дыхание – это естественная чувственная связь между телом и сознанием. Посредством дыхания, через сердечное чувствование, мы естественным образом включаем процесс интеграции тела и разума, головы и хары.

Когда мы дышим, сознательно или нет, мы открываемся и получаем питание, и также отпускаем и освобождаем то, в чём больше не нуждаемся. Мы вновь и вновь утверждаем основной цикл жизни – принятие и отпускание. Мы постоянно дышим – сознательно или бессознательно. Мы можем сознательно участвовать в каждом цикле принятия и отпускания или можем не участвовать.

Врачи холистического направления говорят, что сознательное дыхание – целительная практика № 1. Духовные учителя говорят, что это духовная практика № 1. Неважно, на чём сосредоточено наше внимание – на внутреннем или внешнем измерении, – вы не можете уйти от того, что то, как мы дышим, оказывает огромное влияние на наше здоровье, сознание и благополучие.

Дыхание и чувства неразрывно связаны. Сердечный центр расположен непосредственно между лёгкими, и один из наиболее естественных способов пробудить способность к чувствованию сердца – это сознательное дыхание.

Если посредством дыхания вы привносите сердечное чувствование в целостное тело, вы повышаете уровень энергии всего вашего существа – от пальцев ног до макушки. Это касается всего спектра тонких энергий – эфирной, астральной, психической, супраментальной.

 

 

Остановитесь и вдохните!

Подумайте вот о чём:

● Каждый раз, когда вы хотите быть более чувствительным и присутствующим в настоящем моменте, лучший способ добиться этого – глубоко, прочувствованно вдохнуть.

● Каждый раз, когда вы пугаетесь или злитесь, чувствуете себя связанным, зажатым или застывшим, первое и наиболее эффективное, что вы можете сделать, – это глубоко, прочувствованно вдохнуть.

● Каждый раз, когда вы теряете почву под ногами или застреваете в голове, первое и наиболее эффективное, что вы можете сделать, – это глубоко, прочувствованно вдохнуть.

 

Большое сердце = Большой ум = Интегральное чувствование-сознавание

Дыхание тесно связано как с чувствами, так и с сознаванием, которые связаны более тесно, чем вам может показаться. Практики дзен знают, что простое японское слово шин (или китайское шен) иногда переводится как «сердце», а иногда как «ум». А на самом деле оно означает что-то вроде сердце-ум.

Это отражает весьма важную истину. Свободное сознание не разобщено с сердцем или умом. Оно и думает, и чувствует. У него нет недостатка в чувствах, но нет недостатка и в различающей мудрости. Чувствование – это и есть сознавание. Сознавание – это и есть чувствование.

Таким образом, буддийская практика осознанности более точно может называться «чувствованием-сознаванием». Свидетельствующее сознание, возможно, более точно будет называть «чувствующее свидетельствующее сознание». Свободные чувства (вместо привязанности к мышлению, как обычно бывает) – это естественное измерение различающей мудрости. Ясное мышление – это вопрос глубоких чувств.

Чувства неразрывно связаны с интеллектом. Открытый, свободный ум не отделён от открытого, свободного сердца. Неполезно и неумно избегать мышления или сопротивляться ему. Более адекватно будет мыслить посредством целостного сознания тело-разум, высвобождая мысли и выражая их как можно более полно и свободно.

Что действительно полезно и умно – это взращивание, практика и развитие чувственного интеллекта. Мы делаем это посредством всей практики интегральной жизни, в каждый её момент.

И один из лучших способов начать эту основную практику – это, вы, наверное, догадались, вдохнуть полной грудью, прочувствованно и осмысленно, прямо сейчас.

 

Пребывая в причинном теле

По мере того как мы привыкаем к нашему грубому и тонкому телам и интегрируем соответствующие внутренние состояния, начинает происходить нечто особенное – мы начинаем более глубоко ощущать причинное тело и, естественно, более прочно укореняемся в непреходящем, вечно сущем сознавании. Хотя это серьёзное продвижение, оно весьма тонкое (вспомните другое название «причинного» – «очень тонкое»). Фактически поначалу вы можете его даже не заметить. Тогда как грубые и тонкие ощущения часто бывают многогранными и динамичными, опыт переживания причинного тела непохож на «переживания», но скорее на состояние ничего не происходит. Это «не-бытие» и есть природа причинного тела: спокойствие, тишина и пустота медитативного сознания и глубокого сна без сновидений.

Мы более глубоко обсудим медитативные практики в духовном модуле в следующей главе, а здесь покажем другой способ тренировки причинного тела – старомодный глубокий сон.

 

Спать для пробуждения

Хотя рассмотрение сна в качестве практики не так очевидно, как упражнения и питание, он столь же важен для укрепления и повышения жизнеспособности всех трёх тел.

Невероятная активность во время бодрствования требует, чтобы её сбалансировали периодами отдыха и восстановления. И если такого баланса в вашей жизни нет, это имеет свои последствия. Недостаток сна ухудшает мыслительные способности, способность справляться со стрессом и беспокойством, способность медитировать, поддерживать отношения с окружающими, управлять эмоциями, ухудшает координацию движений, снижает иммунитет. Это не всё, конечно, но мы обойдёмся без кровавых подробностей, и так ясно: недостаток отдыха имеет самые плачевные последствия.

Необходимое количество сна зависит от многих факторов, таких как возраст, диета, медитация. Тем не менее специалисты рекомендуют взрослым в среднем спать от 7 до 9 часов в сутки (хотя вам может требоваться больше или меньше). Некоторые могут поддерживать невероятно высокий уровень активности при продолжительности сна всего в несколько часов. Другим необходимо гораздо больше. Вы поймёте, достаточно ли спали, по вполне очевидным признакам: чувствуете ли вы себя отдохнувшим утром? Вы засыпаете, когда пытаетесь медитировать? Хочется ли вам подремать днём?

Несмотря на недвусмысленные рекомендации исследователей сна, регулярный, здоровый, приносящий отдых сон оказывается для многих одной из самых сложно достижимых вещей. Примерно 3/4 взрослых американцев испытывают те или иные проблемы со сном несколько ночей в неделю, почти 40 % спят меньше 7 часов в сутки и больше чем треть взрослых американцев так хотят спать днём, что это мешает их повседневной деятельности.

Как вы можете улучшить свои привычки? Вот восемь практик для лучшего сна:

● Ложитесь и вставайте в одно и то же время, в том числе и по выходным.

● Установите постоянный расслабляющий ритуал отхода ко сну.

● Создайте благоприятные для засыпания условия в вашей спальне: темно, тихо, комфортно и тепло (но не слишком жарко).

● Обзаведитесь удобными и комфортными матрасом и подушкой.

● В спальне только спите и занимайтесь любовью.

● Ешьте не позже чем за 2–3 часа до отхода ко сну.

● Тренируйтесь регулярно, но заканчивайте ваши физические упражнения не позже чем за несколько часов до отхода ко сну.

● Избегайте употребления кофеина, никотина и алкоголя непосредственно перед отходом ко сну.

Но сон – это больше, чем просто достаточное его количество. Переход от сновидений к состоянию глубокого сна – это также наше ежедневное путешествие по грубым, тонким и причинным реальностям. Это возможность привнести чувствующее сознавание в этот переход не только для здоровья тела, но и для сознания, которое будет полностью присутствовать в этих мирах.

Один из опытов, которые отмечают медитирующие со стажем (20 лет и более) – это способность поддерживать свидетельствующее сознавание в сновидениях и состоянии глубокого сна. Для многих это покажется невозможным. Но вам может показаться знакомым опыт осознанных сновидений, когда вы «просыпаетесь» во сне (или явно понимаете, что спите) и даже бываете способны управлять сновидением. Что, если вы сможете распространить эту пробуждённость за пределы сновидения? Что, если вы сможете взрастить такое пробуждённое состояние сознания даже в состоянии глубокого сна без сновидений? Какие реальности откроются вам там?

Это нечто, что считается наиболее типичным определением наивысших духовных состояний. Сознание стабилизируется; фазы перестают сменять друг друга. Пробуждённость чистого неизменного сознания (включённого на уровне причинного тела) становится самоосознающей и стабильной. Она присутствует во всех трёх состояниях и областях опыта – грубого, тонкого и причинного.

В конце концов, сознание замечает свою нераздельность со всем, что в нём возникает, – оно пробуждается к пониманию своей нераздельности с целостным танцем опыта. В конце концов, оказывается, что ничто не разделяет сознание от всего, что находится внутри или за пределами игры опыта.

Наиболее высокие стадии духовной реализации начинаются с того, что причинное тело больше не затеняется грубым и тонким. Оно начинает сознавать себя. В высокой недвойственной реализации (иногда называемой турийя или турийятита) перспектива причинного тела становится столь устойчивой, что её не может поколебать никакой опыт и, конечно же, она пронизывает весь опыт.

Таким образом, о некоторых из наивысших стадий духовного пути можно думать как о третьем виде телесных практик. Это упражнения для причинного тела, тела чистого, недвижимого сознания – Свидетеля. Это тело можно упражнять посредством Бытия Собой – полностью затмевая всё возникающее.

 

Постоянное сознавание

 

То, что не присутствует в глубоком сне без сновидений, – нереально.

Рамана Махарши

Это немного шокирующее заявление, потому что в состоянии глубокого сна нет буквально ничего. Именно об этом и говорит Рамана. Он также говорит, что окончательная реальность, или Дух, не может быть чем-то, что возникает в сознании, а потом исчезает из него. Это должно быть что-то постоянное, вечное или, если говорить более техническим языком, что-то, что, будучи вневременным, полностью присутствует в любой момент времени. Таким образом, окончательная реальность должна присутствовать и в состоянии глубокого сна без сновидений, и всё, чего там нет, не является окончательной реальностью.

Это радикальное заявление приводит к невероятно волнующим выводам. Те из нас, у кого имеется опыт переживания состояния, подобного сатори в дзен (мощное состояние, в котором мы ощущаем единство со всем сущим), в бодрствующем состоянии, признают, как важно было бы для них сохранять это состояние в сновидениях и в глубоком сне без сновидений. То, о чём мы больше всего переживаем, существует в бодрствующем состоянии, которое непостоянно. Мы входим в него и выходим из него каждый день. И в то же время, согласно некоторым великим мудрецам, существует что-то, что всегда находится в сознании, – то есть в буквальном смысле сознательно или сознающе всё время и во всех состояниях: бодрствующем, сновидений, глубокого сна. Это всегда присутствующее сознавание – Дух в нас. Это лежащий в основе поток постоянного сознания (или недвойственного сознавания) – это прямой и непрерывный луч чистого Духа как он есть. Это наша связь с Богом и Богиней, наш прямой путь к Источнику.

Таким образом, высочайшие состояния единства с Духом позволяют отдаться этому потоку постоянного сознания, следовать ему через все меняющиеся состояния бодрствования, сновидения, глубокого сна. Это 1) освободит нас от постоянного отождествления с одним из этих состояний (телом, разумом, эго, душой) и 2) позволит нам распознать постоянное – или вневременное – сквозь все состояния, а именно сознание само по себе (другими словами, вневременный Дух) и объединиться с ним.

Затем пробуждённость будет с нами в сердце любого опыта, весь день и всю ночь, даже тогда, когда тело и разум проходят через состояния бодрствования, сновидения и глубокого сна. Эта пробуждённость непоколебима в самом сердце изменений; нет того, что можно поколебать; есть только непоколебимое пустое сознание, сияющий зеркальный ум, Свидетель, единый со всем, что он свидетельствует. Сознание просто становится Я ЕСМЬ каждого момента и более или менее стабильно пребывает в этом состоянии. Бытие само по себе, а также простота, сознание, бытийность становятся более интенсивными. Тишина звучит громче и громче, пока не станет оглушительной. И когда она становится такой оглушительной, что сотрясает бытие, она растворяется в обыденном, оставляя его в совершенной ясности и безукоризненной чёткости.

Упражнения для причинного тела развивают причинные мышцы. Причинное тело становится всё более сильным, стабильным и проявленным. Это интенсивность сознательного бытия.

Когда вам станет очевидным это постоянное недвойственное сознание, посреди проявленного мира вам откроется новая судьба. Вы откроете собственный ум Будды, своё собственное Божество, свою собственную бесформенную, бесконечную, вневременную, безграничную Пустоту, ваш собственный Атман, который и есть Брахман, свой Кетер, своё сознание Христа, сияющую Шехину – другими словами, Один вкус, единственное качество любого опыта, великого и малого, и также То, что за пределами всякого опыта. Это и есть ваша подлинная сущность – безупречная пустота или безупречное, не поддающееся оценкам сознание как таковое; таким образом, вы освобождаетесь от страха и мучений, которые неотъемлемо присущи идентификации с маленьким субъектом в мире маленьких объектов.

Как только вы обнаружите ваше единство с умом Будды, с Атманом, с безупречным Духом, с божественной природой, вы получите постоянное, недвойственное, непреходящее сознание и снова войдёте в меньшие состояния, тонкий ум и грубое тело и оживите их своим сиянием. Вы не останетесь просто бесформенным и пустым. Вы опустошите себя от пустоты: вы изольётесь в разум и мир, и создадите их в процессе, и войдёте в них всех, но особенно и в отдельности в те конкретные разум и тело, которые зовутся вашим именем. И это малое «я» станет сосудом Духа, которым вы являетесь.

И затем всё, включая ваш маленький разум и тело, чувства и мысли, возникнет в безграничной пустоте, которая есть вы, и они будут самовысвобождаться в свою подлинную природу по мере их возникновения именно потому, что вы больше не отождествляетесь ни с чем, но позволяете им играть, позволяете им возникать в пустоте и открытости, которая теперь есть вы. Вы пробудитесь к окончательной свободе, пропоёте песни сияющего освобождения, излучая бесконечность, слишком очевидную, чтобы её увидеть, и выпивая океан наслаждения. Вы посмотрите на луну как на часть своего тела и склонитесь перед солнцем, как перед своим сердцем, и всё это именно так. Ибо навечно и навсегда, навечно и навсегда есть только это.

 

 

Модуль «Дух»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.032 с.)