Предприятия по обеспечению автомобилей топливом, смазочными материалами и специальными жидкостями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предприятия по обеспечению автомобилей топливом, смазочными материалами и специальными жидкостями



Для обеспечения автомобилей топливом, смазочными материалами, охлаждающей жидкостью и другими специальными жидкостями и автоэксплуатационными материалами используются такие предприятия автосервиса, как автозаправочные станции (АЗС).

По роду топлива АЗС подразделяются на АЗС для раздачи жидких игазообразных топлив: бензиновые, дизельные, комбинированные (бензин + дизельное топливо), газонаполнительные (АГНС) и газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) (сжатый природный газ).

По месту расположения АЗС делятся на городские и дорожные. АЗС всех типов могутбыть стационарными и передвижными. Их мощность определяется пропускной способностью. Для городских станций она составляет 150-1000 заправок в сутки. Дорожные АЗС располагаются на автодорогах и, как правило, предназначены для заправки автомобилей всех типов. Мощность таких АЗС обычно составляет 1000-1500 и более заправок в сутки.

АЗС могут быть совмещены со СТОА, но городские заправочные станции редко совмещаются с другими предприятиями автосервиса ввиду сложности проектирования и осуществления таких проектов. Дорожные АЗС, напротив, рациональнее совмещать со СТОА, так как в этом случае предприятие (его ПТБ) окупается значительно быстрее.

На АЗС кроме топлива могут продаваться различные смазочные материалы и специальные жидкости, как-то: моторные и трансмиссионные масла, пластичные смазки, тосол, тормозные жидкости и др. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что удобно для клиентов и выгодно для владельцев АЗС оказывать ряд несложных в технологическом отношении дополнительных услуг по обслуживанию автомобилей, а также самих клиентов. К таким услугам относятся: мойка автомобиля, протирка стекол, замена масла в двигателе и агрегатах трансмиссии, подкачка шин, хранение автомобилей (небольшая платная стоянка). Кроме того, наличие пунктов питания (баров, кафетериев и т.п.) и отдыха способствуют привлечению большого числа клиентов.

Дополнительные услуги могут оказываться и в форме самообслуживания с предоставлением клиенту постов с соответствующим оборудованием (эстакада, емкости для слива масел, воздухораздаточные колонки и др.). Такие услуги чаще всего носят сезонный характер, оказываются, в основном, в теплое время года на летних постах ТО. Особенно актуально оказание указанных выше дополнительных услуг для дорожных АЗС.

ПТБ стационарной АЗС для раздачи жидких топлив состоит из следующих основных объектов:

- хранилища топлива (чаще всего несколько подземных резервуаров);

- площадки для заправки автомобилей (в современных проектах под навесом) с рядами колонок по видам и маркам топлива;

- системы трубопроводов;

- системы противопожарной безопасности (чаще всего с огневыми предохранителями);

- служебного здания, в котором размещаются пост оператора-кассира, бытовые помещения, магазин по продаже смазочных материалов и спецжидкостей, фасованных в легкую тару, масляных фильтров и других сопутствующих мелких запчастей и автопринадлежностей;

- очистные сооружения для дождевых стоков.

АЗС для раздачи дизельного топлива дополнительно имеют емкости для 10-дневного отстоя топлива. В зависимости от видов дополнительных услуг, оказываемых АЗС, их ПТБ может также включать посты ТО, оборудованные эстакадами или подъемниками; компрессорные отделения и воздухораздаточные колонки, платные стоянки на 5-15 автомобиле-мест, помещение кафетерия.

АГНКС в соответствии с технологическим процессом производства, хранения и распределения газомоторного топлива включает следующие сооружения:

- аккумуляторы – сосуды для хранения газа;

- газопровод подключения к газовым сетям;

- наружно установленное оборудование для подготовки газа (сепараторы, фильтры);

- производственно-технологический корпус;

- автозаправочные боксы с навесом и газозаправочными колонками.

Сосуды, аккумуляторы газа устанавливаются вне производственно-технологического корпуса станции в грунте ниже зоны его промерзания.

Основное технологическое оборудование размещается в производственно-технологическом корпусе, который включает компрессорное отделение, воздушную компрессорную, отделение охлаждения воды или антифриза, насосную, трансформаторную подстанцию, вентиляционную камеру, отделение запорно-регулирующей арматуры, щитовую, бытовые помещения и операторскую.

АЗС, АГНС и АГНКС является довольно сложными объектами для проектирования из-за предъявления к ним повышенных технических, санитарно-гигиенических, противопожарных и экологических требований.

Для разработки проектов таких объектов необходима специальная подготовка проектировщиков со знанием тонкостей технологических процессов приемки, хранения и раздачи жидких и газообразных топлив, а также ряда нормативных документов, регламентирующих процесс их проектирования.

В последние 3-5 лет в данной группе предприятий, на первый взгляд, неожиданно появились специализированные центры по экспресс-замене масел и спецжидкостей в агрегатах и системах автомобилей.

Есть объективные причины того, что такие ранее считавшиеся простыми операции, как замена масла в двигателе, прокачка тормозов и др. на современных моделях автомобилей необходимо выполнять в сервисном центре.

Основной из них является забота фирм-изготовителей автомобилей о том, чтобы заложенные высокие характеристики надежности агрегатов (многие двигатели современных автомобилей имеют ресурс до 500 тыс. км пробега) были реализованы в эксплуатации. Это возможно при строгом соблюдении рекомендаций заводов по периодичности замен и применении только назначенных марок масел и спецжидкостей, поэтому, не доверяя пользователям автомобилей, производители предприняли ряд мер, которые не позволяют приспособленными средствами, как это было раньше, выполнять эти операции.

Например, на многих легковых автомобилях последних серий отсутствуют сливные пробки картера двигателя. Масло можно заменить только на автосервисе высокого уровня, который имеет специальные установки для его откачки через отверстия под масляный щуп.

Все это побуждает автовладельцев выполнять вышеуказанные операции в специальных центрах, а работников автосервиса превратить их проведение в весьма прибыльное дело. А поскольку эти услуги относятся к «быстрому сервису», то проводятся в форме экспресс-замены. Современное высокопроизводительное оборудование позволяет это сделать за минуты.

 

Предприятия автосервиса придорожного комплекса

Значительной частью автосервиса является придорожное обслуживание водителей, пассажиров и автомобилей. Необходимость сети предприятий такого обслуживания определяется тем, что в длительном пути возникает необходимость в отдыхе и питании водителей и пассажиров, заправке и ремонте неисправных автомобилей.

Простейшая система обслуживания состоит из придорожных площадок отдыха. Они обычно устраиваются в затененных местах, оборудуются туалетами, укрытиями от дождя и солнца, некоторые из них имеют эстакады для осмотра и ремонта автомобилей. На автомобильных магистралях с большой интенсивностью движения площадки отдыха (по зарубежному опыту) на 3-5 автомобилей предусматриваются через 5-10 км на каждой стороне дороги. Более крупные стоянки оборудуются через 25-30 км.

Состав объектов автосервиса и их размещение на автомобильных дорогах в России определяются РСН 62-86.

Развитая придорожная система обслуживания водителей и их автомобилей включает дорожные СТОА, АЗС, мотели и кемпинги. Рассмотрим подробнее данные типы предприятий, исключая АЗС.

Дорожные СТОА

Дорожные СТОА предусмотрены для оказания технической помощи всем видам автотранспортных средств, находящихся в пути. Обычно их мощность составляет от одного до пяти рабочих постов, они универсальны по типам и маркам обслуживаемых автомобилей, но ограничены в перечне оказываемых услуг. На дорожных СТОА в основном выполняются моечные, смазочные, крепежные и регулировочные работы; устраняются мелкие отказы и неисправности, возникшие в пути путем замены узлов и деталей; производится заправка автомобилей топливом, маслами и специальными жидкостями. Они также оказывают техническую помощь на дороге передвижными мастерскими и, в случае необходимости, осуществляют буксировку автомобилей, потерявших способность к передвижению собственным ходом.

Как уже отмечалось выше, целесообразно совмещать дорожные СТОА с АЗС. На схеме (рис. 2.14) показаны возможные состояния автомобиля, находящегося в пути, и услуги, оказываемые дорожной станцией с АЗС.

Для сокращения времени ожидания на дорожных СТОА широко используется принцип самообслуживания. Например, проверку давления в шинах и подкачку воздуха, заправку, шиномонтаж, иногда и более сложные работы водители могут выполнить сами. Для этого оборудуются посты самообслуживания с соответствующим подъемно-осмотровым и технологическим оборудованием.

Большинство дорожных СТОА имеют в своем составе магазины по продаже мелких запчастей и автопринадлежностей,кафе (буфеты) с горячей пищей и комнаты отдыха для водителей автомобилей.

 

Рис. 2.14. Возможные состояния автомобиля в пути
и схема оказания услуг дорожной СТОА с АЗС

Принятые обозначения: УОС – устранение отказа собственными силами; УОН – устранение отказа на месте специалистами техпомощи; Б – буксировка на СТОА; ПС – прибытие на СТОА собственным ходом; М – мойка; МС – мойка самообслуживанием; З – заправка; УО – устранение отказа на СТОА; УОСО – устранение отказа па СТОА самообслуживанием; СО– самообслуживание; ПСТ – услуги платнойстоянки

 

 

2.11.2. Мотели и кемпинги

Для длительногоотдыха водителей автомобилей и автотуристов вблизи дорог и местах отдыха размещаются мотели и кемпинги.

Мотели – специальные гостиницы для автомобилистов. Oт обычных гостиниц они отличаются тем, что при них имеются гаражи-стоянки для автомобилей. Автомобиль содержится в непосредственной близости от владельца, при этом учитывается не только психология автовладельца, но и удобство использования. Кроме хранения, при мотелях могут оказываться некоторые другие мелкие услуги по обслуживанию автомобиля, например, мойка.

Наиболее распространенной схемой мотеля является одноэтажное здание, все номера которого имеют наружные двери, а за ними под навесом или в боксах устанавливаются автомобили. В связи с этим большинство мотелей имеют планировку с большим периметром. Число мест в мотелях редко превышает 100. Считается целесообразным иметь при мотелях рестораны.

Кемпинги – лагери-стоянки для автотуристов. Имеют такое же назначение, как и мотели, но с гораздо большим набором удобств и услуг. Они организуются в местах летнего отдыха, а также вблизи городов и на их территориях.

Имеется несколько видов кемпингов. Простейший кемпинг представляет собой территорию вокруг санитарного узла. Он может быть оборудован в любом соответствующем требованиям экологии месте: в поле, на опушке леса, у реки или озера. Простейшие кемпинги являются временными.

В зависимости от предоставляемых услуг кемпинги подразделяются на категории. Кемпинги высоких категорий имеют проезды и стоянку с твердым покрытием. Их территория делится на зоны: обслуживания людей, жилых прицепов, палаток, автомобилей, в которых спят туристы, туристических автобусов. Многие кемпинги имеют отдельные домики легкого типа, расположенные около стоянок автомобилей. В различном сочетании кемпинги могут иметь: туалеты, умывальники, бани, кухни, помещения бытового обслуживания, пункты (проката различных бытовых приборов и аппаратуры, продовольственные и промтоварные магазины, киоски, кинотеатры, рестораны, буфеты, танцплощадки, бассейны, АЗС и СТОА. Обычно кемпинги рассчитаны на 100-200 автомобиле-мест.

В нашей стране система придорожного обслуживания только начинает развиваться. В последнее время появилось множество пунктов питания (шашлыки, напитки), АЗС, пунктов по ремонту колес; но пока мало дорожных СТОА, слабо организована техпомощь в пути и эвакуация отказавших автомобилей. В этом отношении рассматриваемая область автосервиса является перспективной для предпринимателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.024 с.)