Определение потребности в запасных частях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение потребности в запасных частях



Качество и эффективность функционирования системы снабжения запасными частями характеризуются рядом показателей: объемом недостающих запасных частей; количеством удовлетворенных заявок с первого предъявления; временем выполнения плановых и срочных заказов; удельной величиной запасов запасных частей на единицу продукции или относительной величиной сверхнормативных запасов; уровнем издержек обращения и т.д.

Наличие сверхнормативных запасов или недостаток запасных частей обусловливают увеличение простоев, а в ряде случаев эксплуатацию автомобилей в неисправном состоянии из-за отсутствия запасных частей; нерациональное использование свободного времени трудящихся; иммобилизацию средств в запасах; необходимость дополнительных транспортно-заготовительных расходов на маневрирование запасных частей и т.д.

Для повышения качества обеспечения потребителей запасными частями и материалами при рациональном уровне затрат проводят систематическую и целенаправленную работу по уточнению потребности в них в первую очередь по номенклатуре и составлению заявок на запасные части с учетом фактических остатков на складах СТОА, на базах и в магазинах товаропроводящей сети.

На повышение эффективности системы обеспечения запасными частями и материалами влияют следующие факторы: изготовление значительной номенклатуры потребляемых деталей большим числом заводов; наличие колебаний в потребляемой номенклатуре в зависимости от географических районов эксплуатации автомобилей; случайный характер потребления запасных частей; применение складов при головных автомобильных заводах в качестве концентраторов потока запасных частей по маркам автомобилей; использование распределительных территориальных складов, обслуживающих районы с одинаковыми условиями эксплуатации автомобилей, в качестве концентраторов потока запасных частей по всем маркам и моделям.

В случае организации сети складов повышается качество снабжения запасными частями в результате сокращения числа случаев образования дефицита и снижения сверхнормативных запасов у потребителей. При этом целесообразны классификация запасных частей по частоте спроса и приведение в соответствие с этим сроков поставок запасных частей для поддержания уровня их запасов в нужном интервале.

Определение необходимого количества запасных частей на любой расчетный период с достаточной точностью возможно только при механизации и автоматизации учета. Нормы расхода деталей должны учитывать множество факторов: техническое состояние и рост эксплуатируемого парка автомобилей, его рассредоточение по регионам с различными условиями эксплуатации, изменение конструкции или технологии изготовления, возможности товаропроводящей сети, финансовые возможности потребителей, использование деталей для ремонта других автомобилей или иной техники и ряд других.

Уже накоплен достаточный опыт расчета производства запасных частей на основе точного автоматизированного учета их расхода за истекший период. Особенность такого расчета в том, что большинство факторов, влияющих на спрос, автоматически учитывается в фактическом расходе запасных частей за истекший период. Электронно-вычислительный комплекс рассчитывает по заранее разработанным программам отклонения, связанные с конъюнктурными изменениями, корректирует на этой основе объем расхода за истекший период (год) и с учетом остатков и страхового запаса выдает с высокой точностью объем производства запасных частей на планируемый период (год). Расчет потребности на основе такой методики производится вычислительным центром в течение нескольких часов на любой перспективный период.

Наиболее эффективно задачи, связанные с управлением запасами, могут быть решены путем разработки и внедрения автоматизированных систем управления материально-техническим снабжением (АСУ МТС). При этом разрабатываемые для автосервиса АСУ МТС должны быть увязаны с АСУ, внедряемыми на головных заводах.

Целевые функции АСУ «Запасные части» (ЗЧ) и направления их реализации представлены рис. 2.6.

 

Направление реализации целевых функций
Планирование по расходу и контроль отгрузки по потребностям ЗЧ
Формирование программы производства ЗЧ
Формирование портфеля заказов по потребителям
Определение потребности в ЗЧ на планируемый период в целом и по потребителям
Оптимизация материальных потоков и запасов товаропроводящей сети по этапам ее развития
Сводный учет расхода ЗЧ на парк автомобилей
Выявление отклонений в балансе мощностей производства и потребности в ЗЧ
Номенклатурный учет поступления и расхода ЗЧ в пунктах реализации
Создание мощностей по складированию и переработке ЗЧ
Развитие товаропроводящей сети
Балансирование спроса и объемов производства ЗЧ
Развитие системы учета и распределения ЗЧ
Ликвидация затоваривания
Снижение уровня запасов
Ликвидация дефицита
Целевые функции управления ЗЧ

Рис. 2.6. Целевые функции АСУ «Запасные части» (ЗЧ)
и направления их реализации

 

При внедрении АСУ МТС предусматриваются создание дополнительных мощностей по производству запасных частей и восстановлению изношенных деталей, реорганизация товаропроводящей сети (система автоматизированных складов разного уровня), организация системы учета и планирования на базе вычислительной техники. Успешное решение всех задач, связанных с использованием этой системы, должно основываться на единой ответственности за такие показатели, как норматив оборотных средств, удовлетворение спроса населения.

Обобщение отечественного и зарубежного опыта позволило сформулировать основные принципы и методы определения потребности в запасных частях при оптимизации их распределения.

При планировании объема и номенклатуры запасных частей валовой объем их производства определяется размером парка, темпами его роста, средним «возрастом» и распределяется достаточно стабильно в течение ряда лет по узлам, агрегатам, механизмам и видам работ. Номенклатура и объем потребных запасных частей и материалов достаточно тесно связаны с объемом выполненных ремонтных работ, которые тщательно учитываются и анализируются. Знание номенклатуры выполняемых работ позволяет достаточно точно прогнозировать потребность в запасных частях и материалах.

Взаимосвязь номенклатуры и стоимости запасных частей и контроль их запасов целесообразно определять по методу ABC, который позволяет выделить немногочисленные по номенклатуре, но важные по расходу и стоимости детали и материалы, на которые приходится большая часть денежных средств, вложенных в запасы (группа А). Этой группе во всех звеньях системы снабжения уделяется основное внимание. Детали и материалы группы С многочисленны по номенклатуре, но их суммарный расход невелик. Группа В включает детали средней частоты спроса.

Обработка исходных данных включает определение и контроль номенклатуры, объема неснижаемого запаса, объема поставок, а также прогнозирование. Обработанные данные являются основанием для определения перспектив развития товаропроводящей сети. При расчетах товаропроводящей сети запасных частей необходимо постоянно согласовывать издержки на хранение запаса с издержками, возникающими в результате нехватки запаса, исходя из того, что необходимый уровень обслуживания потребителя запасных частей должен быть достигнут при минимальных затратах на создание запасов.

Потребность в запасных частях для выполнения работ по ТО и ремонту легковых автомобилей определяется с учетом специфики работы предприятий автотехобслуживания, которая характеризуется сложившейся структурой работ по ТО и ремонту различных по сроку службы автомобилей, сезонностью загрузки, выборочным по усмотрению владельца перечнем работ и т.п. Обеспечение производственного процесса на участках ТО и ремонта необходимыми запасными частями создает условия для ритмичной работы СТОА, а также более полного и качественного обслуживания автомобилей.

Потребность станции технического обслуживания легковых автомобилей, принадлежащих населению, в запасных частях рассчитывается как произведение планируемого числа автомобилей для обслуживания на СТОА Ап и планируемой удельной потребности в запасных частях каждого наименования q з.ч:

.

Удельная потребность в запасных частях в общем виде определяется отношением количества используемых запасных частей Q p.п к числу обслуживаемых на рабочих постах автомобилей

.

Различают нормативную и фактическую удельные потребности в запасных частях. Под нормативной удельной потребностью понимается принятое по номенклатурным тетрадям количество запасных частей Q н.з.ч на 100 автомобилей Ан:

.

Под фактической удельной потребностью понимается отношение полученного по заказам-нарядам фактического количества запасных частей Q ф. з.ч к фактическому числу обслуженных автомобилей Аф:

.

Коэффициент использования запасных частей на СТОА определяется как отношение фактической удельной потребности к нормативной:

Значения η позволяют установить границы использования запасных частей. Учитывая, что существующий на СТОА норматив оборотных средств в среднем составляет 25 % годового объема запасных частей, коэффициент использования находится в пределах 0,75 £ η£ 1,25. Однако возможны варианты, когда η может быть больше 1,25 или меньше 0,75.

Применение коэффициента позволяет управлять расходом запасных частей на СТОА. Доказано, что если η£1,25, то полученную при расчете потребность в запасных частях не следует уменьшать, чтобы не создать на СТОА дефицита. Если же фактический расход более высокий (η > l,25), то необходимо рассмотреть соотношение номенклатуры запасных частей одного и того же наименования, но разной комплектности, устранить причины, вызывающие повышенный расход, и после анализа окончательно определить требуемое количество запасных частей с учетом пропускной способности рабочего поста. Коэффициент можно планировать и без уменьшения, а для запасных частей малой и средней стоимости его можно даже увеличить, чтобы снизить расход крупных узлов и агрегатов.

После проверки возможных значений коэффициентов при выполнении ТО и ремонта устанавливается плановая величина, которая и используется при определении потребности СТОА в запасных частях.

Гаражи-стоянки

Одна из первых проблем, с которой сталкивается владелец после приобретения автомобиля – это его хранение. Для хранения автомобиля нужен гараж. Но индивидуальными гаражами обеспечены не все автомобили, и это характерно не только для России, но и для развитых стран Европы, Америки, Азии. Поэтому во всем мире широко внедряются противоугонные приспособления и системы, которые обеспечивают сохранность автомобиля. Этой же цели служат такие предприятия автосервиса как охраняемые гаражи-стоянки.

ПТБ этих предприятий, ее состав и стоимость зависят от типа гаража-стоянки, определяемого способом хранения автомобилей. На рис. 2.7 представлена классификация предприятий по хранению автомобилей. Можно выделить два основных типа предприятий подобного рода; платные охраняемые стоянки на открытых огороженных площадках; гаражи, представляющие собой наземные или подземные одно- или многоэтажные сооружения.

Наиболее простыми в строительстве и экономичными являются платные стоянки, т.к. они не имеют капитальных сооружений и вся их ПТБ состоит из площадки с твердым покрытием, ограждения, ворот и помещения из облегченных конструкций для сторожа-приемщика. Относительно недорогими являются и одноэтажные гаражи-стоянки. Именно за счет создания таких предприятий в последние годы идет развитие рынка услуг но хранению автомобилей.

Наиболее сложную и дорогостоящую ПТБ имеют многоэтажные механизированные гаражи, в которых подъем-опускание автомобиля осуществляется при помощи лифтов, горизонтальное перемещение к месту хранения – при помощи катучих шахт лифта, а установка на место – при помощи транспортеров.

В России нет большого опыта в проектировании и строительстве гаражей такого типа, но данные сооружения могут оказаться актуальными для центра крупных городов, где существует дефицит в участках под застройку. Механизированные гаражи фактически не имеют ограничений на количество этажей, почти в два раза сокращают удельную площадь помещения стоянки на один автомобиль и в несколько раз (при большой этажности в десятки раз) уменьшают площадь земельного участка.

Как уже отмечалось, в нашей стране предпочтение в развитии предприятий по хранению автомобилей отдается открытым платным стоянкам. Их преимущество заключается не только в экономичности строительства и быстрой окупаемости. Они могут быть максимально близко расположены к месту жительства автовладельцев, что существенно повышает удобство пользования транспортными средствами, снижает загрузку общественного транспорта.


 

аемом

Рис. 2.7. Типы гаражей-стоянок для легковых автомобилей

 


Основная часть автомобилей сосредоточена в городах,следовательно, администрация должна направлять и контролировать развитие рынка услуг по хранению автомобилей (лицензирование, льготное кредитование и др.). Проблема хранения транспортных средств является проблемой каждого города.

Создание в городе рациональной системы гаражей-стоянок имеет и экологический аспект. Расположение таких стоянок вблизи жилья позволяет сократить время проезда до них. Это способствует снижению загрязнения воздуха выхлопными газами. Кроме того, отпадает необходимость ставить на ночь автомобиль под окнами дома, что также улучшает микроклимат в жилом районе.

Помимо основной услуги по хранению автомобилей большинство стоянок предоставляетряд дополнительных услуг. Комплексность автосервиса повышает качество обслуживания клиентов и увеличивает прибыль предприятия. Для многих предприятий автосервиса дополнительные услуги играют роль стабилизирующего фактора, повышают ритмичность и сглаживают сезонные "провалы" в работе.

В качестве сопутствующих услуг в гаражах-стоянках, в первую очередь, оказываются услуги, связанные с подготовкой автомобилей к выезду. Это ежедневно повторяющиеся работы небольшой трудоемкости и несложные в технологическом отношении, поэтому большинство из них может предоставляться также в режиме самообслуживания за умеренную плату. Многие услуги носят сезонный характер и выполняются на летних постах ТО. Для удобства клиентов на многих стоянках размещаются магазины по продаже мелких запчастей и автопринадлежностей, а также киоски по продаже сигарет, прохладительных напитков, газет, журналов.

Ниже представлен возможный перечень услуг в гаражах-стоянках.

Основные услуги:

- хранение автомобилей;

- хранение автомобилей в зимнее время в комфортных условиях.

Дополнительные услуги:

- мойка автомобиля;

- антикоррозийная обработка днища кузова;

- полировка кузова;

- подкраска автомобиля;

- дозаправка маслом и спецжидкостями;

- ремонт стекол;

- подкачка шин;

- ремонт амортизаторов и стоек;

- замена масла в двигателе и фильтрующих элементов;-

- установка противоугонных систем и автомузыки;

- замена колес;

- зарядка АКБ;

- демонтаж-монтаж шин;

- продажа запасных частей и автопринадлежностей;

- балансировка колес;

- продажа прохладительных напитков сигарет, газет и журналов.

- местный ремонт покрышек;

- ремонт камер.

Более 50 % платных стоянок оказывают дополнительных услуги. Наиболее распространенными дополнительными услугами являются: шиномонтаж (35,3 % стоянок), зарядка АКБ (14,7 %), мойка автомобилей (8,9 %), ремонт амортизаторов и стоек (3 %), ремонт стекол (3 %).

На рис. 2.8 в соответствии с «Правилами оказания услуг автостоянок» приведена организационно-технологическая схема оказания услуг на платной стоянке. Хранение автомобилей может осуществляться при мотелях и кемпингах.

Рис. 2.8. Организационно-технологическая схема оказания услуг
на платной стоянке

2.6. Предприятия автосервиса по внешнему уходу
за легковыми автомобилями

К предприятиям данного типа относятся станции мойки и пункты антикоррозионной обработки автомобилей. Это специализированные предприятия, занимающиеся выполнением узкого перечня операций по внешнему уходу за легковыми автомобилями. Внешний уход за автомобилем входит как часть в ЕО (уборка, мойка, обтирка, дозаправка), а также заключается впериодической полировке кузова и антикоррозионной обработке. Его назначение состоит в придании автомобилю чистого и опрятного внешнего вида, в защите лакокрасочного покрытия кузова, продлении срока службы самого кузова, а также в подготовке автомобиля к выполнению ТО и Р.

Работы по внешнему уходу за автомобилем технологически несложны, небольшой трудоемкости; их можно отнести к так называемому «быстрому сервису». Автовладельцы могли бы полностью своими силами выполнять эти операции, однако ряд обстоятельств заставляет их обращаться за услугами в специализированное предприятие. К таким обстоятельствам относятся: особые экологические требования к постам мойки; сложность технологии в частиприменения специальных материалов, процессов полировки кузова и антикоррозионной обработки; нежелание состоятельных автовладельцев заниматься не очень чистой работой.

 

Станции мойки

На станциях мойки легковых автомобилей в качестве основных процессов выполняются уборка салона, наружная мойка, обтирка (сушка), дозаправка маслом и спецжидкостями. Оказывается и ряд других услуг по внешнему уходу за автомобилем, которые рассмотрены ниже. Все эти работы выполняются и на комплексных СТОА, а также в качестве сопутствующих при гаражах-стоянках, мотелях и кемпингах. Но все-таки по большей части они выполняются на специализированных станциях мойки.

Возможный перечень услуг станций мойки приведен ниже.

Основные:

- уборка салона;

- гидролощение;

- мойка стекол;

- химчистка салона;

- сушка автоматическая;

- мойка арок колес;

- чистка пластика + полировка;

- дозаправка эксплуатационными жидкостями;

- санитарная обработка фургонов;

- мойка кузова механизированная;

- мойка днища;

- полировка кузова.

- мойка двигателя;

- мойка кузова (ручная).

Дополнительные:

- антикоррозийная обработка;

- восстановление цвета кузова;

- предпродажная подготовка;

- подкраска пластика, стеклоочистителей, бампера.

- промывка радиатора.

Кроме того, на крупных станциях мойки, как и на других предприятиях автосервиса, может быть организована продажа мелких запчастей и автопринадлежностей, а также ряд других услуг для самих клиентов (продажа сигарет, прохладительных напитков, газет, журналов, организация отдыха и др.). На рис. 2.9 показана примерная организационно-технологическая схема станции мойки. Ряд услуг может предоставляться в форме самообслуживания.

 

Рис. 2.9. Организационно-технологическая схема станции мойки

 

Развитие ПТБ данных предприятий сопряжено с проблемами экологического и организационно-экономического характера. Экологический аспект проблемы заключается в недостатке таких предприятий.

Недостаток моечных станций приводит к тому, что владельцы автомобилей прибегают к их мойке в неположенных местах: во дворе, на даче, на берегах водоемов в зеленой зоне города. При этом все загрязнения, а вместе с ними вредные вещества, смываемые с поверхности кузова и шасси, попадают в почву и воду рек и озер.

Наибольшую экологическую опасность представляет тетраэтилсвинец (1мг/л убивает все живое в воде) и нефтепродукты. Как показывают ориентировочные расчеты, из-за неорганизованной мойки только легковых автомобилей (не считая транзитных) ежегодно в почву и водоемы попадает около 380 кг нефтепродуктов и до 230 г тетраэтилсвинца.

Сокращение расхода воды на мойку автомобилей является еще одной стороной экологического аспекта рассматриваемой проблемы. На специализированных предприятиях за счет более совершенных технологий и оборудования, применения современных моечных средств и бессточных систем с повторным использованием воды, ее расход может быть снижен в 5-10 раз.

Основным направлением решения поставленной проблемы для каждого города является значительное расширение рынка услуг по УМР легковых автомобилей путем создания сети специализированных станций мойки.

При этом лучше иметь два кольца защиты города от загрязнений, смываемых с автомобилей:

- внешнее – сеть станций мойки на въездах в него (обслуживание транзитных автомобилей и автомобилей владельцев, проживающих на окраинах);

- внутреннее – станции мойки внутри города (обслуживание городских автомобилей).

Однако на пути реализации подобных проектов лежат серьезные трудности экономического и организационного характера, которые связаны с тем, что, как и всякое экологическое мероприятие, организация специализированных постов мойки является в основном убыточной.

На рис. 2.10 приведена структура затрат на мойку легкового автомобиля для городской станции.

Из представленной диаграммы следует, что наибольшее влияние на стоимость услуг по мойке автомобилей оказывают:

- затраты на воду (46%), в том числе на очистку повторно используемой воды (16%);

- плата за канализационные стоки (24%);

- стоимость электроэнергии, потребляемой технологическим оборудованием (19%).

В силу этих причин стоимость услуг по УМР, при которой их оказание будет прибыльным для предпринимателя, будет высокой. При таких ценах большинство владельцев автомобилей не поедет на станции мойки. Снижение же цен на услуги до приемлемых автоматически ведет к убыточности таких предприятий.

Рис. 2.10. Структура затрат на мойку легкового автомобиля:
1 – электроэнергия; 2 – оборотная вода; 3 – техническая вода;
4 – питьевая вода; 5 – тепло; 6 – канализационные стоки;
7 – обслуживание очистных сооружений; 8 – заработная плата;
9 – прочие затраты

 

Расширение сети станций мойки для города может быть осуществлено в рамках муниципальной программы и взаимодействия города с предпринимателями от автосервиса. При этом для последних должны предусматриваться льготы по местным налогам, беспроцентные кредиты, передача помещений, пригодных для организации станций мойки, дотирование части затрат на УМР идр.

Таким образом, расширение рынка услуг по мойке автомобилей будет способствовать уменьшению загрязнения улиц, почвы и водоемов за счет того, что автовладельцы больше будут пользоваться пунктами мойки, на которых централизованно собираются и утилизируются продукты загрязнений сточных вод после мойки автомобилей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.08 с.)