Характеристика системы автотехобслуживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика системы автотехобслуживания



Под эксплуатацией машин понимают стадию их жизненного цикла, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается их качество. Жизненный цикл включает стадии разработки, изготовления, продажи, эксплуатации и утилизации машин.

Техническая эксплуатация автомобилей в широком понимании определяет методы управления техническим состоянием автомобиля с целью бесперебойной доставки пассажиров и грузов при соблюдении требований безопасности движения, охраны труда, окружающей среды и при минимальных материальных, трудовых и финансовых затратах. Совершенствование технической эксплуатации как подсистемы автомобильного транспорта диктуется увеличением количества автомобилей и повышением их роли в транспортной системе страны, необходимостью экономии топлива при перевозках и обеспечения эксплуатационной надежности автомобилей.

Решение проблемы технического обслуживания и ремонта транспорта, принадлежащего гражданам, принципиально отличается от ТО и ТР автомобилей общего пользования и ведомственного, так как легковой автомобиль находится у владельца, у которого либо нет, либо имеются в ограниченной степени материальные средства и трудовые навыки для обслуживания и ремонта своего автомобиля. Например, ежедневное обслуживание автомобилей, т.е. мойка, уборка, заправка топливом, дозаправка маслом, жидкостями, сжатым воздухом, выполняется владельцем, причем трудоемкость ежедневного обслуживания (ЕО) по действующим нормативам находится в пределах 1 чел.-ч и зависит, помимо прочего, также от умения, знаний и навыков владельца. Владелец автомобиля в большинстве случаев умеет управлять автомобилем и делать работы в объеме ЕО. Для проведения ТО и ТР многие владельцы не имеют достаточных трудовых навыков и технической базы.

Для государственного же автомобильного транспорта эксплуатация легковых автомобилей характеризуется единством, т.е. автомобильный парк и производственно-техническая база представляют собой автотранспортное предприятие, которое располагает квалифицированными кадрами водителей, рабочих.

Влияние водителя на показатели технической эксплуатации и надежности автомобиля проявляется в режимах работы автомобиля, в умении своевременно замечать признаки приближающихся отказов, неисправностей и принимать меры к их предупреждению (самому или с привлечением специалистов), в заинтересованности применять правильные режимы работы агрегатов и постоянно следить за техническим состоянием автомобиля. Эти факторы характеризуют профессиональное мастерство водителя.

Владелец, выполняя контроль технического состояния автомобиля, проверяет его комплектность, внешний вид, действие приборов сигнализации и тормозов, детали крепления, давление воздуха в шинах, люфт рулевого управления, наличие топлива, масла, жидкостей. Особая ответственность на владельца возлагается при контроле за техническим состоянием автомобиля перед выездом и при его возвращении, что в условиях государственного автотранспортного предприятия выполняется специальным работником.

Влияние профессионального мастерства ремонтных рабочих характеризуется разрядом, производительностью их труда при выполнении регулировочных и ремонтных операций и уровнем знания конструктивных особенностей автомобиля. Влияние профессионального мастерства водителей и ремонтных рабочих на эффективность технической эксплуатации при прочих равных условиях проявляется через показатели эксплуатационной надежности автомобилей. Такие показатели, как наработка на неисправность или отказ, расход запасных частей, ресурс работы автомобиля до капитального ремонта, зависят от водителя и ремонтного рабочего, а продолжительность простоя в ремонте – только от ремонтного рабочего.

Ориентировочная оценка совокупного влияния водителей и ремонтных рабочих на уровень технической готовности автомобиля и затрат на ТО и ремонт показывает, что на долю водителя приходится 33–36 %, а ремонтного рабочего – 64-67 %.

Для обеспечения работы СТО решаются и другие задачи, направленные на удовлетворение социально-культурных и бытовых потребностей заказчиков и работников предприятий автотехобслуживания. Выполняются работы по предпродажной подготовке и обслуживанию автомобилей по гарантийным условиям заводов-изготовителей. Однако полностью проблема обеспечения автомобилей ТО и ТР пока не решена. Спрос на некоторые виды ремонта и на ТО, особенно в весенне-летнее время, превышает предложение. Это связано, в первую очередь, с недостатком производственных мощностей и запасных частей.

Планы развития сети автотехобслуживания строятся с учетом надежности транспортных средств и, в первую очередь, их срока службы. Стабильность конструкций автомобилей, нормативов технической эксплуатации, дорожных условий, производственно-технической базы, продолжительный срок службы предопределили и длительную эксплуатацию многих моделей автомобилей. На личном автомобильном транспорте издавна сложилась практика замедленного списания автомобилей, имеющих большой пробег с начала эксплуатации и, как следствие, значительную продолжительность нахождения в эксплуатации определенных моделей автомобилей, достигающую 10–35 лет.

Стабильный и устойчивый по составу парк дает столь же постоянный поток отказов и неисправностей, что является первоисточником формирования устойчиво действующей системы обслуживания и ремонта. Процесс омоложения парка легковых автомобилей является сложным технико-экономическим и социальным мероприятием, затрагивающим интересы народного хозяйства и, прежде всего интересы населения, покупающего автомобили.

С начала эксплуатации автомобиль подвергается техническим воздействиям в соответствии с положениями планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта, которая учитывает конструктивные особенности автомобиля и особенности его эксплуатации в различных условиях.

Техническая эксплуатация автомобиля обеспечивает устойчивость эксплуатационных показателей путем выполнения комплекса технических, экономических и организационных мероприятий при соответствующих затратах финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Эффективность технической эксплуатации автомобилей обеспечивают их владельцы и предприятия по автотехобслуживанию.

Эффективность технической эксплуатации автомобилей и срок службы определяются при производстве (выпуске) автомобилей и зависят от качества и надежности агрегатов, узлов, деталей. Экономичность, производительность, комфортабельность, динамичность, безопасность и другие показатели, определяющие качество автомобилей, изменяются в процессе работы автомобиля. Интенсивность изменения качества зависит от квалификации водителя (владельца) и персонала, обслуживающего автомобиль. Совершенствуя методы и средства обеспечения работоспособности автомобиля, можно управлять показателями свойств путем их поддержания и восстановления.

Практическая реализация методов восстановления работоспособности автомобиля (ремонт) подкреплена изучением закономерностей изменения его технического состояния. Совокупность взаимосвязанных закономерностей, аксиом и допущений, позволяющих объяснить процессы изменения технического состояния автомобиля и установить количественные зависимости технико-экономических параметров состояния автомобиля от пробега или времени работы, является теоретической основой технической эксплуатации автомобилей.

Управление техническим состоянием автомобиля возможно при наличии информации о его состоянии, возможности планировать изменение этого состояния с применением средств управления по определению требуемых технических воздействий. Необходимо предвидеть износ изделий и возможные отказы, используя технологические оценки состояния объекта в заданных эксплуатационных условиях.

В характеристику условий эксплуатации при определении периодичности ТО также включены модель автомобиля, дата выпуска, пробег с начала эксплуатации. Режим ТО, являясь основой технологического процесса, предусматривает безотказную работу автомобиля в промежутках между обслуживанием. В основу разработки режимов ТО приняты агрегаты, механизмы, узлы, техническое состояние которых обеспечивает безопасность движения, надежность и экономичность работы автомобиля, а также его внешний вид.

Однако режимыТО, принятые для стандартных условий эксплуатации, корректируются в зависимости от конкретных дорожных и природно-климатических условий, технического состояния автомобиля. От упомянутых условий зависят также трудоемкость ТО и удельные затраты на поддержание работоспособности автомобиля, которые складываются из расходов на запасные части, материалы и труд ремонтного персонала.

В связи с увеличением среднего «возраста» автомобиля увеличилась потребность в работах по ремонту и окраске кузовов, ремонту агрегатов с заменой быстро изнашиваемых и базовых деталей, противокоррозионной защите. Повышение объема ремонтных работ способствовало росту потребности в запасных частях к различным агрегатам, механизмам, узлам. Возросла потребность в запасных частях для кузовов и для обеспечения качества сборочных операций, выполняемых после разборки и ремонта (уплотнители, прокладки, сальники, подшипники и т.п.).

Совершенствование профессионального мастерства вождения владельцами легковых автомобилей – один из путей уменьшения потребности в ремонте, который позволяет сократить возникновение поломок в пути почти в 2 раза. Своевременное проведение ТО при соблюдении требуемого качества позволяет снизить потребность в ремонте в 2 раза и более. Выполнение диагностических работ при проведении ТО сдерживает перерастание небольших неисправностей (малозаметных при движении автомобиля) в значительные, в том числе и отказы (поломки в дороге), что снижает число ремонтных воздействий и их объем. Правильное хранение автомобиля позволяет уменьшить требуемый объем обслуживания и ремонта на 40 %.

Поддержание транспортных средств, принадлежащих гражданам, в технически исправном состоянии – главная цель деятельности СТО и предусматривает комплексный характер услуг, включающий и процессы, связанные с продажей автомобилей, запасных частей и принадлежностей.

Особенность услуг по ТО и ремонту автомобилей, оказываемых СТО, состоит в том, что в отличие от других отраслей материального производства, где созданный продукт может существовать в виде запаса и потребляться в будущем, производство и использование услуг совпадают по времени исполнения и получения их [26].

Применительно к отрасли можно сказать, что услуга автотехобслуживания – это труд работников, выраженный в виде деятельности по обслуживанию транспортных средств, принадлежащих населению. Масштаб этой работы зависит от спроса. Спрос же – это потребности, существующие в условиях товарного производства и обмена, т.е. потребности, которые ограничены, с одной стороны, производством, с другой – доходами потребителей.

Различают производственную и техническую эксплуатацию машин.

Производственная эксплуатация – это использование автомобилей по назначению.

Техническая эксплуатация автомобилей – это комплекс технических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих поддержание автомобилей в работоспособном и исправном состоянии, предупреждение их простоев из-за технических неисправностей. Техническая эксплуатация включает: обкатку, техническое обслуживание, заправку, хранение, технические осмотры и диагностирование, устранение неисправностей (т.е. неплановый ремонт) и плановый ремонт.

Обкатка – период работы автомобиля после его изготовления или ремонта при определенной постепенно увеличивающейся нагрузке в целях хорошей приработки трущихся деталей, обеспечивающей их длительный срок службы.

Техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля при его использовании, хранении или транспортировании. Операции технического обслуживания выполняют в обязательном порядке на протяжении всего периода эксплуатации. Виды технического обслуживания, периодичность и условия проведения устанавливает разработчик – изготовитель автомобиля на основании действующих стандартов.

Заправка автомобилей включает операции заполнения емкостей в соответствии с установленными правилами, выполнение которых обеспечивает сохранность автомобилей до использования по назначению.

Технический осмотр автомобилей – комплекс контрольных операций, проводимых перед началом напряженных работ в целях проверки готовности автомобилей к их использованию.

Диагностирование автомобилей – процесс определенияих технического состояния с определенной точностью.

Ремонт автомобилей – комплекс операций по восстановлению их исправности или работоспособности, что характеризуется восстановлением ресурса составных частей.

Техническая эксплуатация автомобилей проводится владельцами техники и предприятиями технического сервиса. Большую часть работ по технической эксплуатации выполняют владельцы автомобилей. Фирменный и специализированный технический сервис состоит в оказании услуг владельцам автомобилей непосредственно силами завода-изготовителя и посредников – центров технического сервиса, ремонтно-обслуживающих и других предприятий.

Технический сервис включает: изучение спроса потребителя; своевременную информацию об автомобилях; предпродажную подготовку, доставку, сборку, монтаж и наладку оборудования; обучение персонала; своевременное обеспечение потребителей ремонтно-технологическим оборудованием, запасными частями, сменными узлами, инструментом и материалами; прокат и аренду техники; транспортные услуги, проведение технического обслуживания и ремонта; обеспечивает гарантию и ответственность партнеров за выполнение работы.

Как область практической деятельности техническая эксплуатация (ТЭА) – это комплекс взаимосвязанных технических, экономических, организационных и социальных мероприятий, обеспечивающих:

1. Поддержание автомобильного парка в работоспособном состоянии при:

• рациональных затратах трудовых и материальных ресурсов;

• нормативных уровнях дорожной и экологической безопасности;

• нормативных условиях труда персонала.

2. Своевременную передачу службе перевозок или внешней клиентуре находящихся в работоспособном состоянии автомобилей необходимой номенклатуры, количества и в нужное время.

ТЭА определяет пути и методы управления техническим состоянием автомобилей и парков с целью обеспечения:

• регулярности и безопасности перевозок при наиболее полной реализации технико-эксплуатационных свойств автомобилей;

• заданных уровней работоспособности и технического состояния;

• оптимизации материальных и трудовых затрат;

• сведения к минимуму отрицательного влияния автомобильного транспорта на население, персонал и загрязнение окружающей среды.

Эффективность ТЭА обеспечивается инженерно-технической службой (ИТС), которая реализует цели и задачи ТЭА.

Техническая эксплуатация является одной из подсистем автомобильного транспорта, который включает:

• подсистему коммерческой эксплуатации (КЭ) или службу перевозок;

• подсистему технической эксплуатации (ТЭ);

• подсистему управления (У).

В зависимости от вида предприятий и рода их деятельности техническая эксплуатация организационно и экономически может выступать в качестве:

• производственной структуры (подсистемы) конкретного предприятия или их объединений (транспортная компания, коммерческое автотранспортное предприятие), осуществляющие наряду с перевозкой поддержание парка в работоспособном состоянии;

• независимого хозяйственного субъекта, оказывающего за плату услуги владельцам разнообразных автотранспортных средств всех форм собственности, включая индивидуальную коммерческую.

Во втором случае, широко распространённом в рыночных условиях, техническая эксплуатация трансформируется в сервисную систему (автосервис).

Сервис (сервисная система) – совокупность средств, способов и методов, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством исполнителем по предоставлению юридическим и физическим лицам – владельцам автотранспортных средств ( потребителям) платных услуг по приобретению, эффективному использованию, обеспечению работоспособности, экономичности, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств в течение всего срока их службы.

Техническая эксплуатация и сервис обычно включают в различной для конкретного предприятия комбинации следующие основные виды работ и услуг:

• подбор необходимых для предприятия или клиента автотранспортных средств, оборудования, запасных частей и материалов;

• куплю и продажу новых и подержанных автотранспортных средств и агрегатов, их оценку;

• предпродажное обслуживание и гарантийный ремонт;

• продажу запасных частей, материалов, комплектующих изделий и принадлежностей;

• предоставление автотранспортных средств в прокат и лизинг;

• заправку, мойку, уборку и хранение;

• техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в течение их эксплуатации;

• инструментальный технический осмотр;

• техническую помощь на линии, буксировку;

• модернизацию, переоборудование и дооснащение автомототранспортных средств, тюнинг;

• сбор и утилизацию отходов, образующихся при эксплуатации автомототранспортных средств, включая приём и направление на переработку списанных изделий;

• информационное обеспечение владельцев автотранспортных средств;

• обучение и консультацию персонала автотранспортных предприятий, предпринимателей, физическихлиц владельцев автотранспортных средств.

В связи повышением технического уровня эксплуатируемых отечественных и зарубежных автомобилей, требований к дорожной, экологической безопасности, экономичности и надёжности перевозок увеличивается роль технической эксплуатации и сервисной системы в обеспечении работоспособности растущего автомобильного парка и удовлетворении соответствующих потребностей владельцев транспортных средств всех форм собственности.

Эксплуатация автомобилей сопровождается процессами изнашивания, следствием которых является ухудшение технико-экономических показателей их использования. Для поддержания показателей в установленных пределах необходимо управлять техническим состоянием машин. Управление осуществляется путем проведения эксплуатационной обкатки, рационального использования, технического обслуживания, ремонта и хранения. У каждой машины измеряют параметры состояния, сравнивают с допустимыми или предельными значениями, определяют остаточный ресурс, назначают вид и объем ремонтно-обслуживающих воздействий, а затем выполняют установленные работы. Управление техническим состоянием автотранспорта осуществляется на основе научно обоснованной системы технического обслуживания и ремонта.

Под системой технического обслуживания и ремонта понимается слаженное функционирование взаимосвязанных технических средств, документационного сопровождения и профессиональных исполнителей, обеспечивающих поддержание и восстановление качества автомобилей.

Структура системы ТО и ремонта легковых автомобилей (рис. 1.1) от производства их до списания предполагает периодическое техническое воздействие ТО и ТР (при предпродажной подготовке, в гарантийный и послегарантийный период эксплуатации), которые и являются основой автотехобслуживания.

К техническим средствам относятся: технологическое оборудование, приспособления, приборы, инструмент, материалы и запасные части, необходимые для выполнения операций технического обслуживания (ТО) и ремонта.

Нормативно-техническая документация – документы, которые регламентируют периодичность, технологию выполнения операций, технические требования на восстановление параметров состояния и др. Система ТО и ремонта успешно функционирует лишь при наличии высококвалифицированных специалистов, выполняющих операции обслуживания и ремонта (мастера-наладчики, диагносты, слесари и др.).

При осуществлении ТО и ремонта автомобилей используются три стратегии. Согласно первой стратегии ремонт проводится по потребности – после случайного отказа (замена свечи зажигания, ремня привода вентилятора, лампы фары и т.д.).

Вторая стратегия регламентирована (в зависимости от наработки) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживающих воздействий. Работы выполняются периодически без учета состояния машины или оборудования. К таким работам относятся ежесменноеТО, замена картерного масла, ТО оборудования нефтескладов и др.

При третьей стратегии работы по ТО и ремонту выполняются с учетом технического состояния машины с периодическим или непрерывным контролем. Контроль (диагностирование) автомобилей осуществляется в плановом порядке для установления технического состояния.

 

Рис. 1.1. Структура и содержание системы ТО и ТР легковых автомобилей, принадлежащих гражданам

 

Вторая и третья стратегии носят планово-предупредительный характер. Плановость обусловливается тем, что автомобиль ставят на ТО и ремонт в плановом порядке с учетом принятой периодичности. Предупредительность заключается в своевременном выполнении операций ТО и ремонта до появления отказов. Параметры технического состояния при ТО и ремонте восстанавливают, если их значения превышают допустимую величину.

Система технического обслуживания и ремонта автомобилей характеризуется видом, периодичностью и циклом ТО и ремонта.

Вид ТО (ремонта) – это комплекс операций ТО (ремонта), установленных для автомобилей определенного типа, выполняемых с заданной периодичностью.

Периодичность ТО (ремонта) характеризуется интервалом времени или наработки между данным видом ТО (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности.

Цикл ТО (ремонта) характеризуется интервалом времени или наработки, в течение которого в определенной последовательности выполняются все установленные виды ТО (ремонта).

Системой технического обслуживания и ремонта автомобилей предусмотрены текущий и капитальный ремонт автомобилей. Вид ремонта и объем ремонтных работ определяют после диагностирования автомобилей (сборочной единицы) по ресурсным параметрам.

Текущий ремонт выполняют для обеспечения или восстановления работоспособности автомобилей. Он заключается в замене или восстановлении отдельных составных частей автомобиля и является основным при эксплуатации. Предусмотрены плановые и неплановые текущие ремонты. Плановый ремонт проводят в плановом порядке с учетом установленной периодичности. Неплановый осуществляют без предварительного назначения для устранения отказов, выявленных при использовании автомобиля или при ТО.

Капитальный ремонт выполняют для восстановления исправности и полного или близкого к полному ресурса автомобиля с заменой или восстановлением любых ее составных частей, в том числе и базовых.

Структура ремонтного цикла – это число, периодичность и последовательность проведения ремонтно-обслуживающих воздействий до капитального ремонта.

Вид и порядок чередованияТОи ремонтов устанавливаются по каждому типу автомобилей отдельно.

В настоящее время для автомобилей используются следующие виды ТО и ремонта: ежедневное обслуживание (ЕО); техническое обслуживание по талонам сервисной книжки; сезонное техническое обслуживание (СТО); текущий и капитальный ремонт; технический осмотр. Периодичность проведения ТО автомобилей зависит от условий их эксплуатации, которые определяются состоянием дорог, рельефом местности и природно-климатическими особенностями.

Допустимое отклонение периодичности ТО от нормативов составляет +10 %.

Сезонное техническое обслуживание отдельно не планируется, а совмещается с очередным ТО.

Текущий ремонт автомобилей не регламентируют определенным пробегом, его выполняют для обеспечения работоспособного состояния автомобиля при ТО. На текущий ремонт направляют автомобили, у которых при диагностировании выявляют неисправности, требующие трудоемких ремонтных работ, и автомобили с заявками на ремонт.

Капитальный ремонт автомобилей проводят через установленные нормы пробега (в километрах), зависящие от условий эксплуатации, модификации подвижного состава (базовый автомобиль, седельный тягач, автомобили-самосвалы) и организации работы (автомобиль с прицепом, автомобиль-самосвал с прицепом и т. д.).

Парк легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, выполняет значительный объем пассажирских перевозок. Условиям его эксплуатации присущи специфические особенности (табл. 1.1), которые влияют на формирование потоков требований (заявок) по его техническому обслуживанию и ремонту, обусловливают структуру системы автотехобслуживания, ее производственно-техническую базу.

Таблица 1.1

Сравнительный анализ условий эксплуатации и обслуживания автомобилей общего и индивидуального пользования

Легковые автомобили индивидуального пользования Легковые автомобили общего пользования
СХОДСТВА
Объект эксплуатации и обслуживания – легковой автомобиль Система обслуживания – планово-предупредительная, предусматривающая периодическое обслуживание автомобилей1 Поступление автомобилей на ТР – неравномерное2 Потребляемые трудовые и материальные ресурсы – государственные Издержки экологические и от дорожно-транспортных происшествий – общесоциальные
РАЗЛИЧИЯ
Условия хранения и эксплуатации автомобилей
Большая часть парка не имеет утепленных стоянок Хранение часто бесконтрольно Эксплуатация автомобилей осуществляется в основном водителями-любителями с низкой квалификацией Интенсивность эксплуатации автомобилей имеет сезонный характер со спадом в зимнее время Условия эксплуатации (климатические и дорожные) разнообразны и ее режимы часто не могут быть скорректированы из-за некомпетентности владельцев автомобилей в этих вопросах Большинство автомобилей хранится в утепленных крытых гаражах или на открытых площадках с обогревом Сохранность гарантируется Эксплуатация автомобилей осуществляется водителями-профессионалами Автомобили эксплуатируются круглый год в среднем равномерно интенсивно Условия и режимы эксплуатации определяются специалистами-эксплуатационниками
Система обслуживания
ТО И ТР автомобилей в большинстве случаев осуществляются на СТОА на основе заявки владельца Допускается самообслуживание СТОА не имеет определенной сферы обслуживания и закрепленной клиентуры ТО и ТР автомобилей осуществляются силами автотранспортных предприятий (АТП) или на договорных началах на базах централизованного технического обслуживания (БЦТО) в установленном порядке За автообслуживающим подразделением АТП закреплено строго определенное количество конкретных автомобилей
Планово-предупредительная система обслуживания рекомендует и частично регламентирует владельцам автомобилей периодичность ТО, но не предусматривает их ответственность за несоблюдение этих указаний Частично осуществляется благодаря системе техосмотров ГАИ и применению сервисных книжек Владелец пользуется правом на выборочное проведение операций по ТО и ТР Капитальный ремонт автомобилей не производится (только агрегатов) Планово-предупредительная система обслуживания носит принудительный характер и предусматривает ответственность АТП за своевременность выполнения ТО Проведение ТО планируется и строго выполняется Объемы работ по ТО строго регламентированы, и АТП несет ответственность за их полноту, а также своевременность проведения ТР Предусмотрено проведение капитальных ремонтов автомобилей на авторемонтных заводах (АРЗ)
Система расчетов за услуги и планирование запасов запасных частей
Расходы на ТО, ремонт и эксплуатацию автомобиля несет его владелец Количество необходимых для каждой СТОА запасных частей определяется по методикам, учитывающим специфику спроса на них на автотранспорте индивидуального пользования Действует система страхования Предусмотрен бесплатный предпродажный и гарантийный сервис Расходы на ТО, ремонт и эксплуатацию автомобилей несет АТП Количество запасных частей, необходимых для АТП, планируется по нормам, соответствующим климатическим и дорожным условиям эксплуатации автомобилей Действует система гарантийных обязательств Система гарантийных обязательств действует только на БЦТО и АРЗ

1Сходство частичное, так как для автомобилей индивидуального пользования обязательность планово-предупредительного обслуживания (по талонам сервисных книжек) распространяется только на период действия заводских гарантий.

2Для автомобилей индивидуального пользования неравномерность менее предсказуема.

Из данных табл. 1.1 видно, что в эксплуатации и организации ТО и ремонта автомобилей индивидуального пользования имеются специфические особенности, которые необходимо учитывать при определении необходимого комплекса профилактических и ремонтных работ для поддержания их в технически исправном состоянии.

Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии обеспечивается путем своевременного проведения ТО и ремонта, за полноту объема и качество которых ответственны предприятия системы автотехобслуживания: СТОА, спецавтоцентры (САЦ).

Техническое обслуживание призвано обеспечить постоянную техническую готовность и безопасность движения автотранспорта.

Основным техническим воздействием при эксплуатации подвижного состава являются плановые профилактические работы технического обслуживания. Сюда относятся уборочно-моечные, смазочные, крепежные, контрольно-регулировочные и другие виды работ. Необходимость их обусловливается, например, тем, что своевременная и качественная смазка сопряжений на 10-15 % увеличивает межремонтный пробег автомобиля. Регулировочные работы обеспечивают восстановление номинальных зазоров между трущимися деталями.

Согласно системе все операции технического обслуживания делятся на две составные части: контрольную и исполнительскую.

Контрольную часть операций выполняют в плановом и принудительном порядке (через определенные пробеги или промежутки времени), а исполнительскую – по потребности.

Техническое обслуживание проводят в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с машин агрегатов, узлов и деталей, за исключением тех из них, техническое состояние которых проверяют на специальных стендах и установках.

Техническое состояние подвижного состава, его агрегатов и узлов определяют без разборки с помощью контроля (диагностирования), являющегося технологическим элементом технического обслуживания и ремонта.

Стремясь поддержать в допустимых пределах эксплуатационную надежность подвижного состава на заданном уровне и сократить затраты времени и средств величины периодичности, а также трудоемкости технического обслуживания корректируют в соответствии с условиями эксплуатации.

Нормативы трудоемкости технического обслуживания и удельной трудоемкости текущего ремонта подвижного состава приведены в табл. 1.2. Нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 даны без учета трудоемкости ЕО.

Нормативы трудоемкости СО составляют от трудоемкости ТО: 50 % для районов с очень холодным и очень жарким сухим климатом, 30 % для районов с холодным и жарким сухим климатом, 20 % для прочих районов.

 

Таблица 1.2

Нормативы трудоемкости технического обслуживания
и текущего ремонта подвижного состава выпуска

 

Подвижной состав ЕО ТО-1 ТО-2 Текущий ремонт, нормо-ч на 100 км
нормо-ч на одно обслуживание
Легковые автомобили:
малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1150 кг) 0,30 2,3 9,2 3,4
среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от 1150 до 1500 кг) 0,35–0,50 2,5–2,9 10,5–11,7 3,6–3,9
среднего класса полноприводные 0,40 1,7 8,5 7,9
Автобусы:
особо малого класса (длина до 5 м) 0,50 4,0 15,0 5,4
малого класса (6,0–7,5 м) 0,70 5,5 18,0 6,4–6,6
среднего класса (8,0–9,5 м) 0,80–0.95 5,8–6,0 24,0–25,8 7,8–8,3
большого класса (10,5–12,0 м) 1,00–1,15 7,5–7,9 31,5–32,7 8,2–8,4
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т:
oт 0,3 до-1,0 0,20 2,2 7,2 3,4
от 1,0 до 3,0 0,30–0,55 1,4–2,9 7,6–10,8 3,5–4,8
от 3,0 до 5,0 0,42–0,57 2,2–2,6 9,1–10,3 4,5–4,7
от 5,0 до 8,0 0,45–0,60 2,5–3,8 10,6–16,6 4,3–7,2
от 8,0 и более 0,30–0,50 3,2–3,5 12,0–14,7 7,0–10,2
Прицепы грузоподъемностью, т:        
одноосные грузоподъемностью до 3,0 0,1 0,4 2,1 0,48
двухосные грузоподъемностью до 8,0 0,2–0,3 0,8–1,0 4,4–5,5 1,4–1,7
двухосные грузоподъемностью от 8,0 и более 0,3–0,4 1,3–1,6 6,0–6,1 2,2–2,4
Полуприцепы, т 0,2–0,3 0,8–1,0 4,2–5,0 1,3–1,8

 

Нормативы, приведенные в табл. 1.2, не учитывают затрат на вспомогательные работы, величина которых принимается в пределах до 30 % к суммарной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта обслуживаемого (эксплуатируемого) подвижного состава.

В состав вспомогательных работ входят: техническое обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри производственных помещений; хранение, приемка и выдача материальных ценностей, доставка их к рабочим местам, а также отходов производства к местам сбора и утилизации; уборка производственных помещений для технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Текущий ремонт призван обеспечить работоспособное состояние подвижного состава путем восстановления или замены отдельных его агрегатов, узлов и деталей (кроме базовых), достигших предельно допустимого состояния. В результате проведения текущего ремонта безотказная работа отремонтированных агрегатов, узлов и деталей автомобиля, характеризующаяся величиной пробега, должна быть не меньше, чем до очередного ремонта.

Общая продолжительность нахождения подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте не должна превышать данных в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Продолжительность нахождения подвижного состава

в техническом обслуживании и ремонте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.87 (0.084 с.)