Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рациональная организация технологических процессов ТО и ремонта

Поиск

Под рационально организованным технологическим процессом понимается определенная последовательность работ, обеспечивающая высокое качество их выполнения при минимальных затратах.

Основная часть работ по ТО и ремонту автомобиля выполняется на рабочих постах производственной зоны. Кроме того, работы по обслуживанию и ремонту приборов системы питания, электротехнические, аккумуляторные, шиномонтажные, слесарно-механические и другие работы частично выполняются на специализированных производственных участках после снятия соответствующих узлов и агрегатов с автомобиля.

В основу организации технологического процесса положена единая функциональная схема: автомобили, прибывающие на СТОА для проведения ТО и ремонта, проходят участок уборочно-моечных работ и поступают далее на участки приемки, диагностирования, ТО и ТР (рис. 3.1).

 

 

Рис. 3.1. Функциональная схема СТОА

 

С целью рациональной организации технологического процесса на СТОА все посты (автомобиле-места) имеют определенные индексы, в которых первая цифра (до точки) обозначает принадлежность данного поста к определенному участку, а вторая цифра (после точки) – вид поста:

0 – автомобиле-место ожидания; 1 – рабочий пост со стационарным подъемно-транспортным оборудованием; 2 – рабочий напольный пост; 3 – вспомогательный пост; 4 – рабочий пост со стендом для проверки тормозов; 5 – рабочий пост со стационарным оборудованием для проверки и регулировки углов установки колес; 6 – рабочий пост с оборудованием для проверки приборов освещения и сигнализации, а также двигателя и его систем (возможна установка мощностного стенда).

Посты и производственные участки СТОА обозначаются следующими индексами:

1 – участок приемки и выдачи; 1.3 – пост контроля, приемки и выдачи (вспомогательный);

2 – участок мойки; 2.1 – пост мойки (рабочий); 2.3 – пост сушки (вспомогательный);

3 – участок диагностирования; 3.4 – рабочий пост со стендом для проверки тормозов; 3.5 – рабочий пост со стационарным оборудованием для проверки и регулировки углов установки колес; 3.6 – рабочий пост проверки двигателя, его систем и приборов освещения и сигнализации (может быть оснащен мощностным стендом);

4 – участок ТО; 4.0 – автомобиле-место ожидания; 4.1 – рабочий пост ТО со стационарным подъемным оборудованием; 4.2 – рабочий напольный пост ТО;

5 – участок ТР; 5.0 – автомобиле-место ожидания; 5.1— рабочий пост ТР со стационарным подъемным оборудованием;

6 – участок смазывания; 6.0 – автомобиле-место ожидания; 6.1 – рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием;

7 – участок ремонта и заряда аккумуляторных батарей; 7.0 – автомобиле-место ожидания;

8 – участок ремонта электрооборудования и приборов; 8.0 – автомобиле-место ожидания;

9 – участок ремонта приборов системы питания; 9.0 – автомобиле-место ожидания;

10 – агрегатно-механический участок; 10.0 – автомобиле-место ожидания;

11 – шиномонтажный участок; 11.0 – автомобиле-место ожидания;

12 – обойно-агрегатный участок; 12.0 – автомобиле-место ожидания;

13 – кузовной участок; 13.0 – автомобиле-место ожидания; 13.1 – рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием; 13.2 – рабочий напольный пост;

14 – окрасочный участок; 14.1 – рабочий пост со стационарным подъемным оборудованием; 14.2 – рабочий напольный пост; 14.3 – вспомогательный пост.

Для универсальных СТОА иного типоразмера или специализированных СТОА номенклатура постов и производственных участков может быть отличной от вышеприведенной, но принцип индексации сохраняется.

Закрепление автомобиле-мест ожидания за специализированными участками (7–12) носит условный характер, поскольку рассматриваемые виды специализированных работ в большинстве своем являются внепостовыми и могут быть выполнены, когда автомобиль находится на любом рабочем посту или автомобиле-месте ожидания. В основу условного закрепления автомобиле-мест ожидания за специализированными участками 7–12 положен принцип наибольшего приближения их к этим постам.

Типовые виды работ, выполняемые на СТОА, условно обозначаются индексами: ПР – приемка и проведение осмотренных работ; УМ – уборочно-моечные работы; Д – диагностические работы; ТО – техническое обслуживание (в том числе КР – крепежные работы; РГ – регулировочные работы; СП – работы по системе питания; СЭ – работы по системе электрооборудования; СМ – смазочные работы); ТР – текущий ремонт (в том числе внепостовые работы специализированных участков 7 – 12); КК – контроль выполненных работ; В – выдача автомобилей владельцам.

Учитывая право владельца автомобиля заказать на СТОА выполнение работ любого вида или выборочного комплекса работ, составлены наиболее характерные варианты сочетания видов и комплексов работ по ТО и ТР автомобилей и их рациональной организации:

Вариант 1 – ТО в полном объеме. Автомобиль поступает в зону ТО, где в определенной последовательности согласно технологическим картам выполняются работы (крепежные, регулировочные по системе питания, по системе электрооборудования, смазочные), предусмотренные объемы ТО-1 или ТО-2.

Вариант 2 – выборочные работы ТО. Автомобиль поступает в зону ТО, где выполняются выборочные виды или комплекс работ, согласованных с заказчиком.

Вариант 3 – ТО в полном объеме и ТР. Автомобиль поступает в зону ТР и на автомобиле-месте специализированных производственных участков (7–12), на кузовной (13) и окрасочный (14) участки. Из зоны ТР после диагностирования автомобиль поступает на ТО, которое проводится согласно технологическим картам.

Вариант 4 – выборочные работы ТО и ТР. Автомобиль поступает в зону ТР, а затем после диагностирования в зону ТО для проведения выборочных комплексов работ из объема ТО, которые заказаны владельцем автомобиля.

Вариант 5 – ТО в полном объеме и работы ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностировании. Автомобиль поступает на участок диагностирования, затем в зону ТР, после которой в зону ТО, где оно проводится в полном объеме.

Вариант 6 – выборочные работы ТО и работы ТР, необходимость проведения которых была выявлена при диагностировании. Последовательность выполнения работ такая же, как и при варианте 5, но на постах ТО выполняются только заявленные комплексы работ.

Вариант 7 – работы ТР по заявке владельца. Автомобиль поступает на участок ТР, где согласно технологическим картам выполняются заявленные владельцем работы.

Вариант 8 – работы ТР, необходимость проведения которых выявлена при диагностировании. После диагностирования и уточнения объема работ с заказчиком автомобиль поступает в зону ТР, где согласно технологическим картам выполняются необходимые виды работ.

В процессе проведения обслуживания может оказаться, что пост, на который должен направляться автомобиль для очередного воздействия, занят. В этом случае автомобиль ставится на автомобиле-место ожидания и по мере освобождения постов направляется на них согласно соответствующему варианту схемы.

При выполнении любого вида или комплекса работ автомобиль проходит приемочно-осмотровые и уборочно-моечные работы (последовательность выполнения этих работ зависит от планировочной схемы СТОА), а также диагностические работы по определению технического состояния узлов, агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения, а при необходимости и углубленное диагностирование. Затем автомобиль направляется на соответствующие посты или автомобиле-места ожидания для выполнения работ, предусмотренных данным вариантом.

После производства соответствующих технических воздействий по одному из перечисленных вариантов автомобиль проходит контроль полноты объема и качества работ (чаще всего на постах диагностирования и приемки-выдачи автомобилей), а затем выдается владельцу или поступает в зону ожидания.

В зависимости от числа постов, между которыми распределяют комплекс операций данного вида обслуживания и их оборудования, различают два метода организации работ: на универсальных или на специализированных постах [27].

Метод организации работ на универсальных постах предусматривает выполнение всех работ данного вида ТО одной бригадой рабочих всех специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации. Универсальные посты могут быть тупиковые и проездные. На участках ТО и ТР в основном применяют тупиковые посты, на уборочно-моечном участке – проездные посты.

Преимуществом организации работ на универсальных постах является возможность проведения на них различного объема работ, а недостатком – увеличение общего времени на обслуживание автомобиля и многократное дублирование одинакового оборудования. При наличии нескольких универсальных параллельно расположенных постов работы могут выполняться специализированными бригадами, которые после выполнения своей работы на одном посту переходят на другой. Таким образом, в результате более рационального распределения исполнителей по постам эффективнее используется рабочее время, однако из-за неравномерности поступления автомобилей и разного объема работ возникают организационные трудности.

Метод технического обслуживания на специализированных постах заключается в расчленении объема работ данного вида ТО и распределении его по нескольким постам. Посты оснащены специализированным оборудованием, а рабочие на них специализируются соответственно с учетом однородности работ или рациональной их совместимости. На типовых СТОА предусмотрены специализированные посты смазывания и диагностирования автомобилей. Возможна специализация и других видов работ. Специализированные посты могут быть организованы по поточному или операционно-постовому (тупиковые посты) методу.

При поточном методе организации работы каждого вида обслуживания проводят на нескольких последовательно расположенных постах, за каждым из которых закрепляют специализированные рабочие места для выполнения определенных операций. Совокупность постов составляет поточную линию обслуживания. Поточный метод эффективен в том случае, если сменная программа обслуживания достаточна для полной загрузки поточной линии, операции обслуживания четко распределяются по исполнителям, работы широко механизируются, имеются надлежащая материально-техническая база и резервный пост или скользящие исполнители для оперативной корректировки ритма линии и синхронизации загрузки постов. В этом случае производительность труда повышается до 20 %.

При операционно-постовом методе обслуживания автомобилей объем работ каждого вида обслуживания также распределяется по нескольким постам. После обслуживания на одном посту автомобиль перемещается на другой пост. Время пребывания на каждом посту обслуживания должно быть одинаковым. Организация работ операционно-постовым методом позволяет специализировать оборудование, механизировать технологический процесс и этим повысить качество работ и производительность труда. Однако при этом неизбежны потери времени на многократные установки и съезды автомобилей с постов и загрязнение атмосферы помещения отработавшими газами.

Учитывая неравномерный характер поступления индивидуальных автомобилей на СТОА, а также возможность выборочного проведения отдельных комплексов работ, оперативно-постовой метод обслуживания находит наибольшее распространение на типовых СТОА наряду с обслуживанием на универсальных и частично специализированных постах.

Ремонт автомобилей на СТОА осуществляют агрегатным или индивидуальным методом.

Агрегатный метод ремонта является более прогрессивным и заключается в замене неисправных агрегатов, узлов или деталей исправными, взятыми из оборотного фонда, или новыми, что позволяет сократить время простоя автомобилей на СТОА. Для успешного внедрения этого метода необходимо иметь достаточный фонд оборотных агрегатов и узлов.

Индивидуальный метод ремонта предусматривает установку агрегатов после ремонта на тот же автомобиль. В перспективе возможен комбинированный метод ремонта, при котором агрегат или узел заменяют на новый или взятый из оборотного фонда, а затем при повторном заезде заменяют на ранее снятый с этого же автомобиля и отремонтированный в договорный срок, т.е. метод проката агрегатов по согласованию с владельцем автомобиля и за соответствующую плату.

Организация ТО и ТР на СТОА включает применение технических, технологических и учетных документов, использование технических условий, технологических карт, других нормативных документов. Нормативно-техническая документация – документы, которые регламентируют периодичность, технологию выполнения операций, включают технические требования на восстановление параметров состояния и др.

В связи с тем, что в последнее время конструкция автомобилей усложняется, а следовательно, проведение ТО и ремонта наиболее сложных узлов и систем автомобиля происходит с применением нового оборудования и приборов, необходимо адаптировать техническую документацию для проведения ТО и ремонта любым исполнителем.

Нормативно-техническая документация играет важную роль в организации технологического процесса на АТП и СТО, так как в ней подробнейшим образом прописывается все работы и процессы, проводимые на предприятиях.

Для сохранения информации и организации разработанных технологических процессов последние должны быть задокументированы, т.е. соответствующим образом оформлены и записаны на бумаге. Основой технологической документации являются технологические карты.

Технологическая карта – форма технологического документа, в которой записан весь процесс воздействия на автомобиль или его агрегат, указаны в установленной последовательности операции, профессии и квалификация исполнителей, технологическое оборудование и оснастка, технические условия и указания, а также норма времени или трудоёмкости.

Технологические карты отражают порядок проведения операций, применение определенного оборудования, приспособлений и инструмента, необходимых материалов, выполнение работ исполнителями соответствующей профессии и квалификации и служат средством синхронизации загрузки рабочих постов. С их помощью можно корректировать технологический процесс путем перераспределения групп работ по постам с учетом их трудоемкости и специализации, расчленения некоторых групп работ на отдельные операции и совмещения их с другими операциями.

При ТО, ТР и диагностике автомобилей выделяют три вида карт:

– операционно-технологические;

– постовые;

– на рабочее место.

Иногда составляются ещё карты–схемы расстановки и перемещения исполнителей на постах ТО.

Операционно-технологические карты – документация общего уровня, она служит для разработки карт постовых и на рабочее место. Они содержат перечни операций по агрегатам и системам с указанием оборудования и инструмента, технических условий и трудоёмкости.

Постовые карты составляются на работы, выполняемые только на данном посту (наименование операций, количество исполнителей, их специальность, место выполнения, трудоёмкость).

На основании операционно-технологических и постовых карт разрабатываются карты на рабочее место. Эти карты являются наиболее подробными и содержат операции, выполняемые одним исполнителем, в их строгой технологической последовательности. В них указываются также инструменты и оборудование, технические условия и указания, трудоёмкость операций.

Форма технологических карт должна соответствовать требованиям ЕСТД и ОСТ.

Составление постовых карт и карт на рабочее место ведётся на основе ранее составленной карты схемы и установленного перечня операций технологического процесса. Обычно карты на рабочее место, чтобы не переписывать два раза одни и те же операции, совмещаются с постовыми.

В форму постовой карты из карты-схемы для соответствующего поста, начиная с первого (если обслуживание на универсальных постах, то пост (карта) будет один), по исполнителем берутся номера операций, и по ним находятся операции в общем перечне. Затем эти операции с названием, местом выполнения, оборудованием, техническими условиями и указаниями, трудоёмкостью записываются под новым порядковым номером в постовую карту по исполнителям в порядке их выполнения. И так по каждому исполнителю на каждом посту. В результате получается полностью записанный технологический процесс. Теперь, согласно данным технологическим картам, можно организовать выполнение ТО автомобиля.

Технологический процесс в целом оформляется в виде альбома или брошюры.

Примерное содержание документации по технологическому процессу:

– титульный лист с названием процесса и марки автомобиля;

– данные о разработчиках технологического процесса, согласования и утверждения;

– общие сведения (в связи, с чем разработан, для каких условий, на какие суточные программы, метод организации технологического процесса и т.д.);

– схема планирования поста (поточной линии);

– перечень оборудования, обеспечиваемый уровень работ;

– методы и результаты корректировки трудоёмкости некоторых операций;

– типовой перечень операции данного вида ТО (ТР, Д);

– карта–схема распределения операций и исполнителей по постам;

– постовые технологические карты с картами на рабочее место (исполнителя);

– схемы перемещения исполнителей и их взаимодействие;

– список литературы.

Текстовая форма изложения технологических работ не всегда эффективна с точки зрения психологического восприятия информации исполнителями (большой её объём, зачастую отсутствие у них специальной подготовки). В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм доведения технологии ТО, диагностики, ТР до рабочих мест исполнителя.

Важным принципом доступного изложения технологической документации для рабочих является её иллюстрированность.

Одним из таких направлений является оформление технологических карт на ТО, диагностику и ТР узлов, механизмов и систем автомобиля в виде иллюстрированных планшетов, вывешиваемых на рабочих местах. Такие блок-схемы разрабатываются, в первую очередь, на новые технологические процессы ТО и ремонт по наиболее сложным узлам и системам автомобилей с применением нового оборудования и приборов.

Другим направлением повышения восприятия информации на рабочих местах по ТО и ремонту является разработка иллюстрированных технологических карт на основе пиктограмм.

Пиктограммы представляют собой графические символы, обозначающие технологические действия. Главным требованием к пиктограммам является их читаемость и легкость запоминания. Поэтому они чаще всего изображают либо инструмент, которым выполняется работа, либо стереотип элемента объекта.

Система пиктограмм по операциям ТО, диагностики, ТР должна выполняться в едином ключе с учетом инженерно-психологических требований их проектирования и соответствовать современной технической эстетике. На рис. 3.2 показана система пиктограмм из 16 знаков.

При использовании пиктограмм словесная форма изложения комплекса работ ТО заменяется рисунками, символами, знаками.

Иллюстрированная технологическая карта ТО компонуется по известному принципу схемы смазки, т.е. в центре карты размещается (изображения объектов воздействия с набором пиктограмм) скелетный рисунок автомобиля, а по краям располагаются изображения объектов воздействия с набором пиктограмм, сформированных в отдельные ячейки. Установлено, что для наилучшего восприятия информации число ячеек по периметру карты должно быть постоянно и равно 16.

Рис. 3.2. Пиктограммы операций ТО автомобилей:
1 – проверить состояние; 2 – проверить давление; 3 – проверить в действии;
4 – проверить световую сигнализацию; 5 – отрегулировать; 6 – устранить люфт; 7 – закрепить; 8 – зашплинтовать; 9 – заменить, переставить; 10 – устранить негерметичность; 11 – очистить; 12 – промыть; 13 – слить;
14 – долить до уровня; 15 – смазать под давлением; 16 – смазать

 

Схема в центре карты указывает место расположения объекта воздействия на автомобиле, а ячейки содержат информацию по выполнению одной или нескольких (не более четырех) операций ТО, проводимых на данном агрегате (узле).

Информация по операциям, выполняемых на одинаковых узлах, но расположенных в разных местах автомобиля, сводится в одну ячейку. Пиктограммы операций располагаются в верхней части ячеек в последовательности их выполнения.

В ячейках, кроме рисунков объектов и пиктограмм, размещаются поясняющие подписи и технические условия выполнения операций. Все ячейки имеют нумерацию, которая используется при составлении схем расстановки исполнителей на постах и при выдаче им заданий.

Применение иллюстрированных на основе пиктограмм технологических карт повышает быстроту и лёгкость восприятия информации в необходимом объеме, облегчает обучение исполнителей, позволяет при необходимости более оперативно производить изменение технологической документации в целом. Всё это в конечном итоге способствует выполнению ТО автомобилей на более высоком организационно-техническом уровне.

Наибольшее применение при обслуживании и ремонте автомобилей получили три метода организации производства: метод специализированных бригад, метод комплексных бригад и агрегатно-участковый метод.

Метод специализированных бригад предусматривает закрепление всех работ ТО и ТР автомобилей за определенными бригадами рабочих. Применение этой прогрессивной формы организации труда возможно лишь при достаточно интенсивном поступлении автомобилей на СТОА, необходимом для обеспечения полной загрузки рабочих, и при наличии специализированных постов для проведения ТО и ремонта автомобилей. На крупных СТОА с поточными линиями ТО и зоной ТР создаются специализированные бригады, в остальных случаях – комплексные бригады.

Метод комплексных бригад заключается в выполнении каждой бригадой всего комплекса работ ТО и ТР автомобилей. Бригады укомплектовывают исполнителями различных специальностей, необходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ. Преимуществом комплексных бригад является их полная ответственность за качество работ. Наличие в бригаде рабочих всех специальностей позволяет оперативно корректировать выполнение различных работ по времени. Бригадир может переводить рабочих, занятых на ТО, на ремонт автомобилей и наоборот. Однако комплексная бригада требует более высокой квалификации рабочих, а производительность труда рабочих в этой бригаде, как правило, ниже, чем в специализированной.

Агрегатно-участковый метод состоит в том, что все работы по ТО и ремонту распределяются между специализированными производственными участками, полностью ответственными за качество и результаты своей работы. Эти участки являются основными звеньями производства. Каждый из производственных участков выполняет работы по всем видам ТО и ТР одного или нескольких агрегатов, узлов, систем, механизмов, приборов. При таком методе организации устанавливается четкая ответственность за качество выполненных работ. Высокая специализация позволяет эффективно применять высокопроизводительное оборудование, механизировать и автоматизировать работы и на этой основе повышать их качество. Недостатком этого метода является трудность маневрирования автомобиля по специализированным постам, что ведет к излишним затратам времени и тем самым ограничивает его применение на практике.

Метод организации производства выбирают в зависимости от уровня концентрации и специализации предприятия. На СТОА для обслуживания автомобилей одной марки, имеющих высокую техническую оснащенность, создаются специализированные бригады для каждого вида обслуживания и ремонта автомобилей, но могут быть и комплексные бригады.

Организация технологических процессов ремонта в значительной мере зависит от качества подготовки производства и оснащенности СТОА современным оборудованием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.218 (0.015 с.)