Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Автотранспортных предприятий↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Киров 2011 Министерство сельского хозяйства российской федерации ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА
П.Е. Щинов
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию
4-е издание, переработанное и дополненное
Киров 2011 УДК 629.113.004.5.001.2 (075.8) Щинов П.Е. Проектирование автотранспортных предприятий: Учебное пособие по курсовому и дипломному проектированию. – 4-е изд., переработанное и дополненное. – Киров: Вятская ГСХА, 2011. – 83с. Рецензенты: зав. кафедрой эксплуатации машинно-тракторного парка Вятской ГСХА доктор техн. наук, профессор Р.Ф. Курбанов; зав. кафедрой тракторов и автомобилей Вятской ГСХА доктор техн. наук, профессор А.А. Лопарев. Утверждено на заседании кафедры эксплуатации машинно-тракторного парка в качестве учебного пособия. Рекомендовано к печати методической комиссией инженерного факультета (протокол №7 от 9 марта 2011 г.) Учебное пособие содержит основные методические положения и нормативные требования для разработки технологической части на строительство новых, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение действующих автотранспортных предприятий и технико-экономическую оценку проектов. © Вятская государственная сельскохозяйственная академия, 2011 © Щинов Павел Егорович, 2011 Расчет производственной программы по Техническому обслуживанию
Производственная программа рассчитывается на год и базируется на цикловом методе расчета. Ресурсный пробег Lр и периодичности ТО-1 и ТО-2 Li для конкретного АТП определяются с помощью коэффициентов, учитывающих категорию условий эксплуатации К1, модификацию подвижного состава К2 и климатический район К3, т.е.
Lр = Lp(H) К1 К2 К3; L i = L i(H)К1 К3,
где Lp(H) - нормативный ресурсный пробег автомобиля, км; Li(H) - нормативная периодичность ТО i-го вида (ТО-1 или ТО-2), км.
Нормативный расчетный пробег до капитального ремонта Lк определяется как Lp. Согласно нормативам, периодичности ТО должны быть кратны между собой, а ресурсный пробег кратен периодичности ТО. Допускаемое отклонение от нормативов периодичности ТО составляет ±10%. Расчеты в записке приводятся по одной модели подвижного состава, а по остальным – в табличной форме.
Таблица 1 – Нормативы ресурсного пробега и периодичности ТО
Определение числа списаний и ТО на один автомобиль за цикл
Число технических воздействий на один автомобиль за цикл определяется отношением циклового пробега Lц (или Lр) к пробегу до данного вида воздействия. Ежедневное обслуживание (ЕО), согласно ОНТП, подразделяется на ЕОс, выполняемое ежедневно при возврате подвижного состава, и ЕОт, выполняемое перед ТО и ТР. Число списаний (Nс), ТО-2 (N2), ТО-1 (NТ1), ЕОс (NЕОс) и ЕОт (NЕОт) за цикл на один автомобиль
Nс = L ц / L р = L р / L p = 1;
N2 = L р / L2 - Nс = L р / L2 - 1;
N1 = L р / L1 - (Nс + N2) = L р (1/L1 - 1/L2);
N ЕОс = L р / l cc; N ЕО т = (N1 + N2) 1,6,
где l cc - среднесуточный пробег автомобиля, км; 1,6 - коэффициент, учитывающий выполнение NЕО т при ТР. Если за цикл принят пробег автомобиля до КР Lк, расчеты аналогичны, но при этом вместо пробега L р принимается пробег Lк.
Таблица 5 - Трудоемкости ЕО, ТО и ТР
Таблица 6 – Годовые объемы работ ЕО, ТО и ТР
Распределение объема ТО и ТР по производственным зонам и участкам Объем ТО и ТР распределяется по месту его выполнения по технологическим и организационным признакам. ТО и ТР выполняются на постах и производственных участках. Работы по ЕО и ТО-1 выполняются в самостоятельных зонах. Постовые работы по ТО-2 и ТР обычно производятся в общей зоне. В ряде случаев ТО-2 выполняется на постах линии ТО-1, но в другую смену. Работы по диагностированию Д-1 проводятся на самостоятельных постах (линиях) или совмещаются с работами, выполняемыми на постах ТО-1. Диагностирование Д-2 обычно выполняется на отдельных постах. Для формирования объемов работ, выполняемых на постах зон ТО, ТР и производственных участках, а также для определения числа рабочих по специальности производится распределение годовых объемов работ ТО-1, ТО-2 и ТР по их видам в процентах [1], а затем в человеко-часах. Таблица 7 – Распределение годовых объемов работ ЕО, ТО и ТР по их видам
Расчет численности производственных рабочих Технологически необходимое число рабочих
Р т = Т г / Ф т,
где Тг - годовой объем работ по зонам ТО, ТР или участку, чел × ч; Фт - годовой (номинальный) фонд времени технологически необходимого рабочего при 1-сменной работе, ч. Для профессий с нормальными условиями труда установлена 40-часовая неделя, а для вредных условий - 35-часовая. Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего (в часах) для 5-дневной рабочей недели
Ф т = 8 (Д к.г - Д в - Д п),
где 8 - продолжительность смены, ч; Д к.г - число календарных дней в году; Д в - число выходных дней в году; Д п - число праздничных дней в году. Принимают Ф т = 2070 ч для производств с нормальными условиями труда и 1830 ч для производств с вредными условиями. Штатное число рабочих
Р ш = Т г / Ф ш,
где Ф ш - годовой (эффективный) фонд времени штатного рабочего, ч.
Ф ш = Ф т - 8 (Д от + Д у.п), где Д от - число дней отпуска для данной профессии рабочего; Д у.п - число дней невыхода на работу по уважительным причинам.
Согласно ОНТП, годовой (эффективный) фонд времени “штатного” рабочего для маляров составляет 1610 ч, а для всех других профессий рабочих - 1820 ч.
Таблица 8 – Численность производственных рабочих
Таблица 9 – Численность вспомогательных рабочих
Таблица 10 – Количество моечных постов ЕОс
Расчет числа постов ТР
Для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ ТР. Для учета колебаний при расчете постов ТР вводится коэффициент неравномерности поступления автомобилей j на посты. Другой особенностью расчета постов ТР является меньшее число одновременно работающих на постах ТР по сравнению с постами ТО (1-2,5 чел.). Потери рабочего времени учитываются коэффициентом использования рабочего времени поста hп, который при наилучшей организации труда принимается равным 0,85- 0,90, в средних условиях - 0,80 - 0,85 и в худших условиях организации технологического процесса и снабжения постов 0,75- 0,80. Число постов ТР по видам работ
ХТР= ,
где Т - годовой объем работ данного вида, выполняемых на постах ТР, чел×ч; Фп - годовой фонд времени поста, ч; Рп - число рабочих на посту; Драб.г - число рабочих дней в году для постов ТР.
При работе постов ТР в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчет числа постов производят для наиболее загруженной смены. В этом случае число постов ТР
Хтр = ,
где Ктр - коэффициент, учитывающий долю объема работ, выполняемых на постах ТР в наиболее загруженную смену (50-60 % объема работ), т.е. Ктр= 0,5-0,6. При числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР более пяти их специализируют по видам выполняемых работ [1].
Таблица 11 – Количество постов ЕО, ТО, и ТР
ОБОРУДОВАНИИ Технологическое оборудование по производственному назначению подразделяется на основное (станочное, демонтажно-монтажное и др.), комплектное, подъемно-осмотровое и подъемно-транспортное, общего назначения (верстаки, стеллажи и др.) и складское. Число единиц основного оборудования по трудоемкости работ
Qоб = ,
где Тоб - годовой объем работ по данной группе или виду работ, чел×ч; Фоб - годовой фонд времени рабочего места (единицы оборудования), ч; Роб - число рабочих, одновременно работающих на данном виде оборудования; Драб.г - число рабочих дней в году; Тсм - продолжительность рабочей смены, ч; С - число рабочих смен; hоб - коэффициент использования оборудования по времени.
Для условий АТП hоб = 0,75-0,90.
По степени использования и производительности оборудования, например, может быть определено число механизированных моечных установок
Му = NЕО jЕО / (Nу Т hу),
где NЕО - число автомобилей, подлежащих мойке за сутки; jЕО - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на мойку; Nу - производительность моечной установки, авт./ч; Т - продолжительность работы установки в сутки, ч; hу - коэффициент использования рабочего времени установки.
Количество оборудования, которое используется периодически, т. е. не имеет полной загрузки, устанавливается комплектом по табелю оборудования для данного участка, например, табели оборудования карбюраторного, аккумуляторного и электротехнических участков. Количество подъемно-осмотрового и подъемно-транспортного оборудования определяется числом постов ТО и ТР и линий ТО, их специализацией по видам работ с учетом кран-балок, тельферов и других средств механизации. Количество производственного инвентаря (верстаков, стеллажей и т. п.) определяют по числу работающих в наиболее загруженной смене. Количество складского оборудования определяется номенклатурой и объемом складских запасов. При подборе оборудования пользуются “Табелем технологического оборудования и специализированного инструмента для АТП”, каталогами, справочниками. РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ПОМЕЩЕНИЙ
Расчет площадей зон ТО и ТР
Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на три основные группы: производственно-складские, для хранения подвижного состава и вспомогательные. В состав производственно-складских помещений входят зоны ТО и ТР, производственные участки ТР, склады, а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные и т.п.). Для малых АТП при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены. В состав площадей зон хранения (стоянки) подвижного состава входят площади стоянок (открытых или закрытых) с учетом площади, занимаемой оборудованием для подогрева автомобилей (для открытых стоянок), рамп и дополнительных поэтажных проездов (для закрытых многоэтажных стоянок). В состав площадей административно-бытовых помещений предприятия входят: санитарно-бытовые помещения, пункты общественного питания, здравоохранения (медицинские пункты), культурного обслуживания, управления, помещения для учебных занятий и общественных организаций. В зависимости от стадии выполнения проекта площади зон ТО и ТР рассчитывают двумя способами: - по удельным площадям - на стадии технико-экономического обоснования и выбора объемно-планировочного решения, а также при предварительных расчетах; - графическим построением на стадии разработки планировочного решения зон.
Площадь зоны ТО и ТР Fз = f а Xз Kп,
где f a -площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; Хз -число постов; Кп -коэффициент плотности расстановки постов. При одностороннем расположении постов КП= 6-7. При двусторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания КП = 4-5.
Таблица 13 – Площадь зон ЕО, ТО, ТР и ожидания
Расчет площадей производственных участков Площадь участка
Fу = fоб Кп,
где fоб - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2; Кп -коэффициент плотности расстановки оборудования.
На основе ведомости оборудования участка и каталогов определяется его суммарная площадь fоб по участку. Если в помещениях предусматриваются рабочие посты, то к расчетной площади необходимо добавить площадь, занятую постами в соответствии с нормативами. Значение коэффициента КП для соответствующих производственных участков принимается согласно ОНТП и изменяется в пределах 3,5-5,0. В отдельных случаях для приближенных расчетов площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену Fу = f1+ f2 (Рт - 1),
где f1 - площадь на одного работающего, м2; f2 -то же на каждого последующего работающего, м2; Рт - число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.
Таблица 14 – Площадь производственных участков
Таблица 15 – Площадь складов
Расчет площадей вспомогательных и технических помещений
Площади вспомогательных и технических помещений принимаются, соответственно, в размере 3% и 5-6% (5 для АТП грузовых автомобилей и автобусов и 6% для легковых автомобилей) от общей производственно-складской площади. В таблице 16 приведена примерная структура и распределение этих площадей в процентах. Уточняются площади в каждом отдельном случае по соответствующим нормативам в зависимости от устанавливаемого оборудования и принятой системы электроснабжения, отопления, вентиляции и водоснабжения.
Таблица 16 – Распределение площадей вспомогательных и технических помещений
Таблица 17 – Общая производственно-складская площадь
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАНИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОН И УЧАСТКОВ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УЧАСТКИ
В соответствии с ОНТП для выполнения отдельных видов работ ТР с учетом их противопожарной опасности и санитарных требований следует предусматривать отдельные помещения для следующих групп работ (или отдельных видов работ, входящих в группу): а) агрегатных, слесарно-механических, электротехнических и радиоремонтных работ, работ по ремонту инструмента, ремонту и изготовлению технологического оборудования, приспособлений и производственного инвентаря; б) испытания двигателей; в) ремонта приборов системы питания карбюраторных и дизельных двигателей; г) ремонта аккумуляторных батарей; д) шиномонтажных и вулканизационных работ; е) таксометровых работ; ж) кузнечно-рессорных, медницких, сварочных, жестяницких и арматурных работ; з) деревообрабатывающих и обойных работ; и) окрасочных работ.
Расстановка оборудования на участках должна выполняться с учетом необходимых условий техники безопасности, удобства обслуживания и монтажа оборудования при соблюдении нормативных расстояний между оборудованием, между оборудованием и элементами зданий. Агрегатный, слесарно-механический, электротехнический и радиоремонтный участки могут размещаться отдельно или в общем помещении. В ряде случаев в составе агрегатного участка выделяется помещение для мойки агрегатов, узлов и деталей. На крупных АТП при организации отдельного участка по ремонту двигателей в нем выделяется отдельное помещение для обкатки и проверки двигателей после ремонта. Данная группа участков может иметь стены или перегородки не на всю высоту помещения и благодаря этому сообщаться между собой и постами ТР с помощью тельферов или кран-балок. Участки по ремонту приборов системы питания размещаются отдельно для средних и больших АТП или вместе для малых АТП. Аккумуляторный участок размещается отдельно и включает помещения для ремонта аккумуляторов, их заряда, хранения кислоты и приготовления электролита. Шиномонтажный и вулканизационный участки могут размещаться в общем или отдельных помещениях. Кузнечно-рессорный, медницкий, сварочный, жестяницкий и арматурный участки относятся к группе “горячих цехов” и могут размещаться отдельно или в общем блоке помещений, располагаемых в основном производственном корпусе или вспомогательном (специальном) здании. Окрасочный участок размещается в изолированном помещении независимо от типа подвижного состава и размеров АТП. В составе окрасочного участка следует предусматривать помещения для подготовительных работ, окраски и сушки, кладовой лакокрасочных материалов и краскоприготовительной. Складские помещения предусматриваются для хранения: – двигателей, агрегатов, узлов, непожароопасных материалов, металлов, инструмента, ценного утиля; – автомобильных шин (камер и покрышек); – смазочных материалов; – лакокрасочных материалов; – твердых сгораемых материалов (бумага, картон, ветошь).
Складское помещение должно иметь как внутреннее, так и наружное сообщение для загрузки и выдачи материалов. При удобных свободных подъездах к складу можно ограничиваться только внутренним сообщением (кроме склада масел). ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН И ОБЩАЯ ПЛАНИРОВКА ПОМЕЩЕНИЙ Основные требования к планировке
При планировке должно быть учтено влияние следующих факторов: – назначение, мощность и состав предприятия; – численность, тип и характеристика подвижного состава; – климатические условия; – производственная программа и организация технологического процесса; – характеристика и размеры земельного участка; – применяемые строительные конструкции и материалы. В каждом конкретном случае выбору планировочного решения должны предшествовать анализ указанных факторов и их влияние на планировку АТП. Положения и требования, которые следует учитывать при разработке планировочных решений (технологические требования): – взаимное расположение зон и участков в соответствии с технологическим процессом; – отсутствие в местах интенсивного движения автомобилей пересечений их потоков; – возможность в перспективе изменения технологических процессов и расширения производства без существенной реконструкции здания. Технологической основой планировочного решения предприятия служат функциональная схема и график производственного процесса ТО и ТР автомобилей.
КПП
Зона ЕО Д-1 Зона ожидания Д-2
ТО-1 ТР ТО-2
Стоянка автомобилей
Рисунок 2 - Схема производственного процесса АТП: - основные маршруты; - - - - - - возможные маршруты Количественную характеристику этого процесса, т. е. мощность суточных потоков, проходящих различные этапы производства (в единицах подвижного состава), отражают графиком производственного процесса. Схема технологического процесса и график определяют ряд технологических маршрутов, которые устанавливаются для автомобиля в зависимости от его технического состояния, плана ТО и режима работы. Основные и наиболее часто возникающие варианты маршрутов приведены на рисунке 2.
Вз О ЕО Х Вп Вз О ЕО О ТР Х Вп
Вз О ЕО О Д Х Вп
Вз О ЕО О Д О ТР О Д Х Вп
Вз О ЕО О Д О ТР О ТО О Д Х Вп
Вз О ЕО О Д О ТР О ТО О ТР О Д Х Вп
Вз - возврат О - ожидание Х - хранение Вп - выпуск
Д - диагностирование (Д-1, Д-2) ТР - текущий ремонт ЕО - ежедневное обслуживание ТО - техническое обслуживание
Рисунок 3 - Технологические маршруты (варианты)
Рациональная планировка предприятия должна по возможности обеспечивать независимое прохождение автомобилем любого самостоятельного маршрута. Это достигается в первую очередь соответствующим взаимным расположением зон и организацией движения между ними (рисунок 4).
ТР ТО-2 ТО-1 Диагностирование Ожидание ЕО
Рисунок 4 - Взаимное расположение производственных зон (вариант)
Генеральный план
Генеральные планы разрабатываются в соответствии с требованиями СНиП 11-89-80 “Генеральные планы промышленных предприятий”, СНиП 11-60-75 “Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов” и ОНТП. Основными требованиями, предъявляемыми к участкам при их выборе являются: – оптимальный размер участка (желательно прямоугольной формы с соотношением сторон от 1:1 до 1:3); – относительно ровный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия; – близкое расположение к проезду общего пользования и инженерным сетям; – возможность обеспечения теплом, водой, газом и электроэнергией, сбросом канализационных и ливневых вод; – отсутствие строений, подлежащих сносу; – возможность резервирования площади участка с учетом перспективы развития предприятия. Перед разработкой генплана предварительно уточняют перечень основных зданий и сооружений, размещаемых на территории предприятия, площади их застройки и габаритные размеры в плане. На стадии технико-экономического обоснования и при предварительных расчетах площадь участка предприятия в га
Fуч = (Fз.пс + Fз.аб + Fоп)/(Кз 100),
где Fз.пс- площадь застройки производственно-складских зданий, м2; Fз.аб -площадь застройки административно-бытовых зданий, м2; Fоп -площадь открытых площадок для хранения подвижного состава, м2; К3 -плотность застройки территории, %.
Минимальная плотность застройки территории АТП, согласно СНиП 11-89-80, принимается в зависимости от типа предприятия и числа автомобилей. При объединенной застройке все основные производственные помещения располагаются в одном здании, а при разобщенной - в отдельно стоящих зданиях. Административно-бытовое здание, как правило, должно располагаться вблизи от главного входа на территорию АТП и находиться в пристройках к производственным зданиям. На территории АТП следует предусматривать две функциональные зоны - эксплуатационную и производственную. Движение автомобилей по территории предприятия с количеством 10 и более постов ТО и ТР или 50 и более мест хранения следует предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков. Ширина проезжей части наружных проездов должна быть не менее 3 м при одностороннем и не менее 6 м при двустороннем движении. Основными показателями генерального плана являются площадь и плотность застройки, коэффициент использования и озеленения территории. Минимальная величина плотности застройки установлена СНиП 11-89-80 [1].
Объемно-планировочное решение зданий
Под таким понятием подразумевается сочетание планировочного решения с конструкцией здания, при этом предусматривается индустриализация строительства. Это обеспечивается конструктивной схемой здания на основе применения унифицированной сетки колонн. Размеры пролетов и шаг колонн, как правило, должен быть кратным 6 м, допускается применять пролеты 9 м. Одноэтажные производственные здания АТП в основном проектируются каркасного типа с сеткой колонн 18 12 и 24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.86.160 (0.014 с.)