Анализ факторов, влияющих на прибыль от реализации продукции: себестоимости, цен, объема, структуры ассортимента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ факторов, влияющих на прибыль от реализации продукции: себестоимости, цен, объема, структуры ассортимента.



На изменение прибыли от реалзации оказывают влияние следующие факторы:

1. Изменение объема реализованной продукции

2. Изменение структуры ассортимента

3. Изменение производственной себестоимости

4. Изменение коммерческих и управленческих расходов

5. Изменение цен на реализованные товары

 

показатели По плану По плану на факт V РП По отчету
Производственная с/с      
Коммерч расходы        
Управленческие расходы      
Полная с/с      
Выручка      
Прибыль от продаж      

Прибыль от продаж=Выручка-полная с/с=выручка – производственная с/с - ком.расх- упр.расх.

1.Объем реализации продукции может оказывать как (+), так и (-) влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, а убыточной продукции – к уменьшению.

Чтобы определить влияние этого фактора, необходимо плановую сумму прибыли умножить на % прироста или уменьшения объема реализации. Этот процент может быть рассчитан или через выручку (официально) или через полную себестоимость (более точно). При наличии структурных сдвигов эти проценты не будут совпадать, хотя в обоих случаях состав продукции один и тот же:

А) Выручка по плану на фактически реализованную продукцию делиться на выручку по плану и умножается на 100. Затем умножаем на прибыль от продаж по плану и делим на 100.

Б) полная с/с по плану на факт реализованную продукцию делим на полную с/с по плану и умножим на 100. Затем также как и в А-случае.

2.Структура товарной продукции может оказывать как (+), так и (-) влияние на сумму прибыли. Увеличение доли рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, а низкорентабельной или убыточной продукции – к уменьшению общей суммы прибыли.

Влияние этого фактора определяется сопоставлением плановой прибыли, пересчитанной на фактический объем и ассортимент РП, с плановой прибылью, пересчитанной только на фактический объем РП.

А) Прибыль от продаж по плану на фактический объем и ассортимент - (прибыль от продаж по плану * процент прироста или уменьшения реализации, определенный через выручку)/100

Б) Прибыль от продаж по плану на фактический объем и ассортимент - (прибыль от продаж по плану * процент прироста или уменьшения реализации, определенный через полную с/с)/100

Можно определить влияние структуры путем: (прибыль от продаж по плану на факт объем РП – прибыль от продаж по плану) – сумму влияния объема.

3. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

При расчете влияния на прибыль от продаж сравнивают факт с/с с плановой с/с при факт объем РП.

Отдельно можно определить влияние коммерческих расходов.

4.Изменение уровня среднереализационных цен и прибыль находятся в прямопропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

 

Определяется так: фактическая выручка – выручка по плану на факт объем РП.

Совокупное влияние на изменение прибыли от продаж: 1А+2А+3+4 либо 1Б+2Б+3+4

Влияние факторов на прибыль от продаж может быть обусловлена стратегией предприятий на рынке, ценовой политикой и работой службы сбыта (т.е. слабое знание спроса на рынке, стремление закрепиться на данном рынке, снижение качества продукции, ускорение оборачиваемости и т.д.).

Данная методика применима в том случае, если анализ проводиться на производственном предприятии, но чаще используется анализ динамики. Трудность заключается в построении второй графы, но методика таже.

Оптимальным считается вариант расчета процента динамики по натуральному измерителю.

Для того, чтобы пересчитать выручку в одинаковые цены, необходимо факт V РП (форма № 2 строка 10) разделить на индекс цен. Далее находиться процент выполнения плана.

Если в отчетности отдельно выделяются управленческие и коммерческие расходы, то анализ проводят или отдельно по каждой статье (трока 20,30,40 в форме №2) или управленческие плюс с/с (строка 20). с/с отражает прямые переменные расходы, т.е. они растут пропорционально V РП (продаж). Поэтому эту сумму умножают на индекс реализации.

Коммерческие и управленческие расходы относят к условно-постоянными и сохраняют на прежнем уровне. После определения полной себестоимости переходят к факторному анализу.

 

 

11. Анализ общей рентабельности производства.

Сущность показателей рентабельности, их группировка и порядок расчета.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направле­нии деятельности (производственной, коммерческом, инвести­ционной), окупаемость затрат и т.д.). Они более полно, чем при­быль, отражают окончательные результаты хозяйствования, поточу что их величина показывает соотношение эффекта с на­личными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвести­ционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его
частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность продукции (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов или чистой прибыли от основ­ной деятельности (ЧП), или суммы чистого денежною притока (ЧДП), включающею чистую прибыль и амортизацию отчет­ною периода, к сумме затрат по реализованной продукции (З):

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждою рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам про­дукции. Последний показатель точнее предыдущих отражает результаты деятельности предприятия, поскольку учитывает не только чистую прибыль, но и всю величину собственных зарабо­танных средств, поступающих в свободное распоряжение пред­приятия из оборота. При определении в целом по предприятию желательно учитывать вместе с реализационными и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестици­онных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли или чистого денежного положительного потока от проекта (Пид) от­носится к сумме инвестиций в данный проект (Из).

RI = Пид / ИЗ

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается де­лением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производст­венной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:

Рентабельность (доходность) совокупного капитала исчисляется отношением балансовой прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (KL)

Источники информации для анализа.(рентабельность производства)

Источники информации: финансовый план, форма №2, отчет о финансовом состоянии организации (П-3), баланс форма №1, форма №11-ОС, форма №5-З (затраты), данные бухгалтерского учета, форма №5.

 

Факторы, влияющие на изменение уровня общей рентабельности.

Факторы, влияющие на изменение уровня общей рентабельности.

Для оценки эффективности работы предприятия рассчитывают коэффициенты как общие, так и расчетные.

Расчетная рентабельность определяется аналогично общей, только в числителе чистая прибыль.

Общая рентабельность производства имеет вид:

Rп = П до н\о / (ср.год.ст. ОС в первонач оценке + ср.год.ст нормируемых оборотных средств (НОС)).

Таким образом, имеются 3 фактора первого порядка, которые оказывают влияние на общую рентабельность:

При увеличении прибыли до н/о рентабельность растет, а при увеличении стредногодовой стоимости ОС и нормируемых оборотных средств рентабельность снижается

 

Алгоритм расчета влияния факторов первого порядка (показателей, образующих формулу) и второго порядка (реализации на 1 рубль фондов и прибыли на 1 рубль реализации) на изменение общей рентабельности производства.

Общая рентабельность производства имеет вид:

Rп = П до н\о / (ср.год.ст. ОС в первонач оценке + ср.год.ст нормируемых оборотных средств (НОС)).

При анализе факт. рентабельность сравнивают с планом, с показателями прошлых лет, определяют ее изменение и рассчитывают влияние ее факторов.

Так как общая рентабельность характеризует эффективность работы предприятия в целом, то целесообразно ее представить в виде двух факторов второго порядка, которые характеризуют эффективность авансированных ресурсов (фондоотдача ОФ) и эффективность потребленных ресурсов (рентабельность продаж).

Формула следующая:

Rп = (РП / (ср.год.ст. ОС в первонач оценке + ср.год.ст нормируемых оборотных средств)) * (П до н / РП)

Расчет влияния факторов первого и второго порядка можно проводить способом цепных подстановок, абсолютных разниц и другими способами. Я же покажу алгоритм на основе цепных подстановок для факторов первого порядка и на основе абсолютных разниц для факторов второго порядка:

1. Rп по плану = П до н по плану / (ср.год.ст. ОС в первонач оценке по плану + ср.год.ст нормируемых оборотных средств по плану).

2. R’п ос = П до н по плану / (ср.год.ст. ОС в первонач оценке по факту + ср.год.ст нормируемых оборотных средств по плану).

3. R’п ос - Rп по плану = ∆ за счет ОС

4. R’’п нос = П до н по плану / (ср.год.ст. ОС в первонач оценке по факту + ср.год.ст нормируемых оборотных средств по факту).

5. R’’п нос - R’п ос = ∆ за счет НОС

6. Rп по факту = П до н по факту / (ср.год.ст. ОС в первонач оценке по факту + ср.год.ст нормируемых оборотных средств по факту).

7. Rп по факту - R’’п нос = ∆ за счет П до н

8. Итого влияние = 3+5+7

Влияние факторов второго порядка:

Rп = (РП / (ср.год.ст. ОС в первонач оценке + ср.год.ст нормируемых оборотных средств)) * (П до н / РП) = Фотд ос * Rпродаж

1. ∆Rп за счет Фотд = ∆Фотд ос * Rпродаж0

2. ∆Rп за счет Rпрод = Фотд ос 1 * ∆Rпродаж

3. Итого влияние = ∆Rп за счет Фотд + ∆Rп за счет Rпрод

 

Анализ рентабельности реализованной продукции и отдельных ее видов.

Рентабельность реализованной продукции - показатель, который показывает прибыль, полученную с каждого рубля реализованной продукции.

Рентабельность РП определяется по форме №2 как процентное отношение суммы прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованных товаров.

Рентабельность отдельных видов продукции исчисляется аналогично по каждому виду изделия.

При анализе фактические показатели рентабельности сравнивают с прошлыми, при возможности с показателями рентабельности других предприятий.

На рентабельность реализованной продукции оказывают влияние 3 фактора:

1. Изменение структуры ассортимента

2. Себестоимость реализованной продукции

3. Средние цены реализации

Для анализа рентабельности отдельных видов продукции в расчет берутся последние два фактора.

Расчет производится способом цепных подстановок.

показатели По плану q0z0p0 По плану на факт РП Q1z0p0 При факт с/с и плановых ценах Q1z1p0 По отчету Q1z1p1
Выручка        
Полная с/с        
Прибыль        
Рентабельность РП        
Структура ассорт-та Пл Ф Ф Ф
с/с Пл Пл Ф Ф
цены Пл Пл Пл Ф

1. Общее ∆ R = 4 -1

 

2. ∆Rасс = 2-1

3. ∆Rс/с = 3-2

4. ∆Rц = 4-3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 986; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.022 с.)