Роль и место бюджета в системе государственных финансов; принципы организации и структура бюджетной системы РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль и место бюджета в системе государственных финансов; принципы организации и структура бюджетной системы РФ.



Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджет - это общее понятие, объединяющее различные финансовые документы, которые отражают планируемые доходы и государственные расходы в течение определенного периода.

Бюджет содержит финансовые документы, условно разделяемые на две группы:

-основные документы;

-дополнительные документы.

Функции бюджета:

1) перераспределение национального дохода и ВВП; 2) государственное регулирование и стимулирование экономики; 3) финансовое обеспечение социальной экономики; 4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Федеративное устройство России основано на принципах:

-государственной целостности, которая означает, что РФ - единое государство;

-единства системы государственной власти, т.к. предполагает наличие общефедеральных органов власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны;

-разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.

В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:

-государственный бюджет;

-бюджеты членов федерации;

-местные бюджеты.

Как главная форма бюджетного планирования бюджет — это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и использованию центрального, регионального бюджета.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

-составление проекта бюджета (Министерство финансов);

-рассмотрение и утверждение бюджета;

-исполнение бюджета;

-составление отчета об исполнении бюджета.

Принципы бюджетного устройства

1. Единство бюджетной системы обеспечивает единую правовую базу, использование единой бюджетной классификации. 2. Полнота означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме. 3. Реальность означает правдивость бюджетных показателей. 4. Гласность требует публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определить направления их использования.

Государственный бюджет в распределении и перераспределении национального дохода.

Государственный бюджет представляет собой центральное звено финансовой системы. Через государственный бюджет образуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств. Именно через государственный бюджет государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.

В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости национального дохода, распределяемого используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Распределение части национального дохода через государственный бюджет обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между экономическими районами страны: государственного регулирования денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.

Доходы и расходы бюджета, их состав и структура.

Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями (объе­динениями), организациями и гражданами в процессе формирова­ния бюджетного фонда страны.

Налоговые доходы:

-федеральные налоги;

-региональные налоги;

-местные налоги.

К неналоговым доходам относятся доходы:

-от использования, продажи имущества, находящегося в госу­дарственной или муниципальной собственности;

-от платных услуг, оказанных государственными и муниципаль­ными органами власти;

-средства, полученные в результате применения мер гражданс­ко-правовой, административной и уголовной ответствен­ности (штрафы, сборы, конфискации и т.д.);

-финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Формы расходов бюджетов:

-оплата по государственным (муниципальным) контрактам;

-трансферты населению;

-ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти, и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;

-бюджетные кредиты юридическим лицам;

-субвенции и субсидии юридическим лицам;

-бюджетные суды (дотации), субвенции и субсидии бюджетам других уровней, небюджетным фондам, кредиты иностранным государствам;

-средства на обслуживание и погашение долговых обязательств;

-содержание органов государственной власти;

-регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

-погашение и обслуживание государственного долга;

-другие расходы, предусмотренные в федеральном бюджете.

Сбалансированность бюджета.

Сбалансированность бюджета – количественное соответствие бюджетных расходов источникам их финансирования. Призвана обеспеч. норм. функц-е органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшие части бюджета ведет к задержке финансирования гос. и мун. заказов, к сбоям в системе сметно-бюдж. фин-я, порождая неплатежи в народном хозяйстве.

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.007 с.)