Макроэкономика. Микроэкономика. Мировая экономика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макроэкономика. Микроэкономика. Мировая экономика.



Макроэкономика. Микроэкономика. Мировая экономика.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ.

Понятие и элементы экономической системы.

Экономическая система состоит из:

- хозяйствующих субъектов (потребителей, производителей, фирм, компаний, организаций), осуществляющих экономический выбор направлений использования ограниченных ресурсов для удовлетворения определенного(ограниченного) набора потребностей;

- связей, отношений, между хозяйствующими субъектами, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

Функционирующая экономическая система представляет собой систему взаимодействующих и осуществляющих экономический выбор хозяйствующих субъектов. Осуществление экономического выбора взаимодействующими хозяйствующими субъектами требует от них ответа на 4 основных вопроса.

· Что производить?

· Как производить?

· Кто должен производить?

· Для кого производить?

При ответе на каждый из указанных вопросов хозяйствующие субъекты и экономическая система в целом руководствуются определенными принципами:

-альтернативная стоимость (1 вопрос)

-экономическая эффективность и эффективность производства (2 вопрос)

- принцип сравнительных преимуществ (3 вопрос)

-эффективность в распределении (4 вопрос)

Типы экономических систем, их краткие характеристики.

 

  Рынок (стихийный порядок) Командно-административная система (иерархия) Традиционная система(общинный уклад)
Тип собственности Частная Общегосударственная (от имени всех выступает государство) общая
Норма соц. взаимодействия Взаимное признание индивид. прав Принцип господства и подчинения Групповая солидарность
Процедуры принятия решения Каждый субъект действует самостоятельно, на свой страх и риск Каждый действует по инструкции выше стояшей инстанции Путем общего обсуждения до достижения всеобщего согласия
Способ распределения Субъекты обмениваются продуктами на взаимно эквивалентной основе Субъекты получают блага в соответствии с тем местом, которое они занимают на иерархической лестнице Безвозмездное наделение благами субъектов общины

В большинстве современных стран существует смешанная экономика, отличающаяся многообразием форм собственности, сочетающая элементы всех трех рассмотренных моделей. Экономика смешенного типа регулируется и рынком, и государством, и в какой-то степени традициями, хотя в разных странах на разных этапах развития преобладает тот или иной вид отношений. Существуют разные типы смешанной экономики. Они отличаются тем, какая модель экономической системы лежит в основе данного типа смешанной экономики (например, командно-административная система – основа социалистического общества в СССР и других бывших социалистических стран Восточной Европы, либо рыночная экономика с элементами постиндустриального информационного общества в качестве основы функционирования современных развитых стран). Каждая из рассмотренных нами экономических моделей по сути является инструментом познания реальных экономических систем.

Большое значение в качестве экономической и правовой основы функционирования экономической системы любого типа принадлежит отношениям и правомочиям собственности. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Собственность как экономическая и юридическая категория.

Со́бственность —

Экономическая категория — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности.

Юридическая категория — наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества.[2] В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности[3], при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность[4].

Экономическая теория прав собственности

Одно из важнейших ответвлений неоинституционализма составляет экономическая теория прав собственности У ее истоков стояли два известных экономиста – Р.Коуз и А.Алчиан. Итак, теория прав собственности исходит из представления, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий. Такая трактовка предполагает, что чем шире набор правомочий, закрепленных за ресурсом, тем выше его ценность. К основным элементам пучка прав собственности обычно относят:

1) право на исключение из доступа к ресурсу других агентов;

2) право на пользование ресурсом;

3) право на получение от него дохода;

4) право на передачу всех предыдущих правомочий.

Каналом, по которому передаются права собственности, служат контракты. Это еще один ключевой термин теории прав собственности. Контракты фиксируют, какие именно правомочия и на каких условиях подлежат передаче. Тем самым они ограничивают будущее поведение сторон, причем эти ограничения принимаются ими добровольно. Контракт тем сложнее, чем сложнее вовлеченные в обмен блага и чем сложнее структура относящихся к ним трансакционных издержек.

С помощью теоремы Коуза были сделаны важные теоритические и практические выводы. Во-первых, она позволила полнее раскрыть экономический смысл прав собственности. Согласно Коузу, внешние эффекты возникают только тогда, когда права собственности недоопределены. Когда они четко специфицированы, все экстерналии «интернализуются» (внешние издержки становятся внутренними). Отсюда следовало, что путь к преодолению внешних эффектов лежит через создание прав собственности на них. Во-вторых, теорема Коуза выявила ключевое значение трансакционных издержек. Когда они высоки, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства. В-третьих, она продемонстрировала, что ссылки на внешние эффекты – недостаточное основание для государственного вмешательства. В случае низких трансакционных издержек такое вмешательство излишне, в случае высоких далеко не всегда оправдано: поскольку действия государства также не обходятся без издержек.

Принцип эффективности в распределении.

Отвечая на вопрос: «Для кого производить?», экономическая система стремится к достижению эффективности в распределении.

Эффективность в распределении - ситуация оптимума в распределении экономических благ, когда невозможно путем перераспределения существующих экономических благ удовлетворить желание, потребность одного субъекта более полно, не нанося при этом ущерба удовлетворению желаний, потребностей другого субъекта.

Для достижения эффективности в распределении экономическая система должна найти оптимальное соотношение в осуществлении двух основных принципов:

- предоставлять экономические блага тому, кто платежеспособен и/или согласно месту потребителя на пирамиде власти;

- распределять экономические блага согласно принципа социальной справедливости (все члены общества должны иметь достойные для человека условия существования).

 

Принцип сравнительных преимуществ.

Разделение труда способствует росту производства и, следовательно, увеличению экономического благосостояния, является основой одного из фундаментальных принципов экономической науки - теории сравнительных преимуществ (comparative advantage).

В основе разделения труда, специализации производителей лежит принцип сравнительных преимуществ - способность хозяйствующего субъекта производить товар с наименьшими по сравнению с другими производимыми им товарами альтернативными издержками.

 

Равновесная цена.

Равнове́сная цена или сбалансированная цена —это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом. Равновесная цена, это:

-цена, при которой спрос и предложение равны;

-цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

-цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Функции рынка.

1. Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

2. Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

3. Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

4. Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

5. Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

6. Социальная – рынок дифференцирует доходы участников рынка.

 

Понятие эластичности.

Эластичность - степень реакции одной экономической величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменяется одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1%.

Методы определения эластичности (по дуге и в точке).

Выделяют два метода подсчета эластичности:

1. Дуговая эластичность - примерная (ориентировочная) степень реакции спроса или предложения на изменения цены, дохода и других факторов.

Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды, соединяющей две точки. В действительности применяются средние для дуги значения цены и объема спроса или предложения.

Дуговая эластичность спроса используется в случаях с относительно большими изменениями цен, доходов и других факторов.

2. Точечная эластичность - эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения; является постоянной величиной повсюду, вдоль линии спроса и предложения.

Точечная эластичность представляет собой точный показатель чувствительности спроса или предложения к изменениям цен, доходов и т. д. Точечная эластичность отражает реакцию спроса или предложения на бесконечно незначительное изменение цены, доходов и других факторов. Нередко возникает ситуация, когда необходимо знать эластичность на определенном участке кривой, соответствующем переходу от одного состояния к другому. В данном варианте обычно функция спроса или предложения не задана.

 

Законы Госсена.

Законы Госсена — основные принципы теории предельной полезности.

Формулировка:

1. Первый закон Госсена. При последовательном потреблении полезность каждой последующей единицы продукта ниже предыдущей.

2. Второй закон Госсена.. При наличии определённого количества различных продуктов индивидуум в течение данного ограниченного периода времени может потребить их в разных комбинациях, одна из которых должна быть наиболее выгодной, приносящей максимум наслаждения, что достигается при установлении равенства предельных полезностей всех продуктов. Следующая степень приближения учитывает условия товарного хозяйства. Цена товаров и количество денег — главные факторы, ограничивающие потребление. Оптимальным будет тот вариант потребления, при котором достигается равенство между предельными полезностями, получающимися от последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.

Кривые безразличия.

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющие для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности. Аналогом понятия кривой безразличия для производителя является изокванта — кривая, изображающая комбинации из двух факторов производства (как правило, труда и капитала). Кривые безразличия обладают следующими свойствами. 1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя. 2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему. 3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения. 4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое. 5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Бюджетное ограничение.

Предпочтения не объясняют полностью поведения потребителя. На индивидуальный набор влияют также бюджетные ограничения, которые с помощью цен на различные товары и услуги ставят пределы потреблению людей. Поскольку каждый товар в наборе имеет разную цену, а бюджет потребителя ограничен, то и выбор потребителя становится ограниченным. Возможный выбор для потребителя отражает бюджетная линия. Бюджетная линия – это набор товаров, который потребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах. Бюджетная линия указывает на все сочетания товаров, при которых общая сумма затрат равна доходу.

Бюджетная линия зависит от дохода и цен на товары. Однако доходы и цены часто меняются. Что происходит при этом с бюджетной линией? При неизменности цен на товары потребительского набора и изменении дохода (росте или уменьшении) покупатель может увеличить или уменьшить закупки товаров. При стабильности дохода и изменении цен на рынке ситуация складывается в зависимости от того, меняется ли цена одного товара или всех, входящих в набор. Если цена одного товара меняется (растет или падает), а другого остается без изменения, то потребитель может уменьшить или увеличить закупки товара, цена которого изменилась. Если меняются цены на все товары, но соотношение цен остается неизменным, то покупательная способность потребителя может увеличиться (при снижении цен) или снизиться (при росте цен). Это доказывает, что покупательная способность определяется не только доходами, но и ценами.

Итак, кривая безразличия показывает, что покупатель хотел бы купить, а бюджетная линия – что потребитель может купить.

Эффект дохода и замещения.

Воздействие изменения цены Воздействие изменения цены на требуемое при спросе количество товаров или услуг выражается в эффекте замещения и эффекте дохода. Эффект замещения представляет собой изменение потребления определенных товаров, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетворения (или реальный доход) остается неизменным Эффект дохода представляет собой изменение потребления определенных товаров, вызванное ростом покупательной способности при неизменных ценах. Поскольку эффект дохода может быть положительным или отрицательным, изменение цены может воздействовать на требуемое при спросе количество как в небольшой, так и в значительной степени.

 

ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.

Понятие издержек.

Издержки производства — затраты, связанные с производством товаров. В бухгалтерской и статистической отчетности отражаются в виде себестоимости. Включают в себя: материальные затраты, расходы на оплату труда, проценты за кредиты

Альтернативные издержки.

Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей— упущенная выгода в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив.

Пример: Если имеется два варианта инвестиций, А и Б, причем варианты взаимоисключающие, то при оценке доходности варианта А необходимо учитывать неполученный доход от непринятия варианта Б, как стоимость упущенной возможности, и наоборот.

Понятие прибыли.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными расходами предприятия. Прибыль или убыток предприятия – главный показатель, отражающий финансовый результат.

1. Валовая прибыль - равна разнице между выручкой от продажи товаров (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров (в торговле себестоимость равна покупной стоимости товаров).

ВП = ВДр – Себ/сть.

2. Прибыль от продаж определяется как разница между валовой прибылью и суммой издержек обращения. Пр=ВП-ΣИО.

3. Прибыль (убыток) до налогообложения определяется следующим образом: к прибыли от продаж прибавляют операционные доходы и вычитают операционные расходы. К полученному результату прибавляют внереализационные доходы и вычитают внереализационные расходы.

 

Операционными доходами являются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; и т.д.

Операционные расходы:

- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

Внереализационными доходами являются:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов.

Внереализационные расходы:

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- возмещение причиненных организацией убытков;

- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;

4. Прибыль от обычной деятельности.

Прибыль от обычной деятельности определяется как разница между прибылью до налогообложения и налог на прибыль и другие обязательные платежи (санкции за нарушение налогового законодательства).

5. Чистая (нераспределенная прибыль).

Чистая прибыль — часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.

Методы конкурентной борьбы.

Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.

1) «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровне издержек или даже еще ниже, отказываясь от прибыли.

2) «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели. Завоевывая их симпатии, фирма захватывает определенную «рыночную нишу» – сегмент рынка покупателей с особыми запросами. Эта стратегия применяется, например, производителями модных товаров, когда высокая цена становится обязательным атрибутом престижного потребления.

3) «Соединяющая» стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы»). В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений.

4) «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством (по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь многое сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), трудно оценить даже вероятность успеха.

Варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде.

При совершенной конкуренции отдельная фирма является ценополучателем, поэтому в своем поведении на краткосрочном временном интервале приспосабливается(адаптируется) к рыночной цене. При этом она сталкивается с двумя ситуациями:

Первая ситуация – рыночная цена выше ее средних общих издержек (P>ATC), следовательно, фирма может получать прибыль и выбирает соответствующую стратегию: максимизация прибыли путем поставки на рынок оптимального количества своего продукта.

Вторая ситуация- рыночная цена устанавливаетcя ниже средних общих издержек фирмы (ATC>P), следовательно, фирма не может получать прибыль, она несет убытки. Единственная разумная цель для фирмы в этих условиях- минимизация убытков. В зависимости от соотношения уровня рыночной цены и средних переменных издержек (AVC) фирма осуществляет различные стратегии минимизации своих убытков:

А). Если, AVC<P<ATC, то фирма выбирает стратегию минимизации убытков путем поставки на рынок оптимального количества товара.

Б). Если, AVC>P<ATC, то фирма выбирает стратегию минимизации убытков путем закрытия предприятия(прекращения поставок товара на рынок)

Правила долгосрочного и краткосрочного равновесия фирмы (выбора оптимального объема производства).

Для того, чтобы фирмы находились на рынке совершенной конкуренции в состоянии долгосрочного равновесия требуется выполнение следующих условий:

Фирмы не имеют краткосрочных побудительных мотивов к изменению объемов выпуска, наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде максимизирует свою прибыль(или минимизирует свои убытки), производя оптимальный объем продукции, при котором MR=SMC(краткосрочным предельным издержкам), или поскольку рыночная цена тождественна предельному доходу, P=SMC.

Фирмы не имеют долгосрочных стимулов к выходу из отрасли. Не существует побудительных мотивов к вхождению в данную отрасль для других фирм. Рыночные силы спроса и предложения настолько сильны, что фирмы не способны извлекать больше выручки, чем это необходимо для покрытия их общих издержек, т.е. экономическая прибыль фирм равна нулю. Это означает, что P=SATC ( краткосрочным средним общим издержкам).

Фирмы отрасли не имеют долгосрочных стимулов к изменению размеров предприятия, не могут в долгосрочном периоде снижать совокупные средние издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это означает, что для получения нормальной прибыли типичная фирма должна производить объем продукции, соответствующий минимуму средних долгосрочных совокупных издержек (LATC), т.е. Р= LATC.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции:

- если краткосрочное равновесие фирмы допускает получение экономической прибыли, то долгосрочное равновесие – только получение нормальной прибыли (т.е. только окупаемость издержек: P= SATC);

- долгосрочное равновесие фирмы поддерживается рыночным механизмом саморегулирования.

Характеристика несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции

Монополия —исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами; на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; на рынке есть условия для входа и выхода.

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.

Методы конкурентной борьбы.

Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.

1) «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровне издержек или даже еще ниже, отказываясь от прибыли.

2) «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели.

3) «Соединяющая» стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы»). В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений.

4) «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством (по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь многое сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), трудно оценить даже вероятность успеха.

РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ФАКТОРНЫХ ДОХОДОВ.

Понятие з/п.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Функции заработной платы:

1. Мотивационная (Основана на мотивации труда — процессе побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов: человек осознает свои потребности; выбирает наилучший способ получения определенного вознаграждения; получение вознаграждения; удовлетворение своей потребности.)

2.Воспроизводственная (уровень з/п должен обеспечивать воспроизводство;обеспечивает длительную трудоспособность;обеспечение семьи)

3. Стимулирующая (побуждение работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда

4.Статусная(Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника)

5. Регулирующая(Воздействует на отношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование коллектива, обеспечение его занятости

6. Производственно-долевая (Определяет меру участия каждого работника в совокупных затратах на производство)

Номинальная и реальная з/п.

Номинальная заработная плата - установленная, зафиксированная в расчетной ведомости или в иных документах величина заработной платы в денежном выражении, характеризующая уровень оплаты труда вне связи с ценами на товары и услуги и денежными расходами работника. В отличие от номинальной реальная заработная плата учитывает покупательную способность денег.

Реальная заработная плата - заработная плата, учитывающая покупательную способность денег.

Реальная заработная плата - заработная плата, исчисленная в виде количества благ, потребительских товаров и услуг, которые можно на нее приобрести. Реальная заработная плата определяется размером номинальной заработной платы и уровнем цен на потребительские товары и услуги, а также налогов, выплачиваемых из заработной платы.

Цена земли.

Цена земли – представляет собой дисконтированную стоимость всей суммы рентных платежей, т.е. является капитализированной земельной рентой. Чем выше земельная рента с данного участка земли, тем выше его цена.

Земельная рента – представляет собой цену услуг земли за один год.

Понятие процента.

Процент - это плата (цена) за право располагать ресурсами в настоящий момент вместо того, чтобы ожидать, подчас длительное время, когда будут заработаны деньги, на которые можно будет приобрести ресурсы, которые могли бы начать «работать» значительно раньше. Иначе говоря, процент - это плата за возможность распоряжаться в своих интересах определенными ресурсами.

Дисконтирование

Дисконтирование - это процесс определения сегодняшней (т.е. текущей) стоимости денег, когда известна их будущая стоимость.

Дисконтирование дохода применяется для оценки будущих денежных поступлений (прибыль, проценты, дивиденды) с позиции текущего момента. Инвестор, сделав вложение капитала, должен руководствоваться следующими положениями. Во-первых, происходит постоянное обесценение денег. Во-вторых, желательно периодическое поступление дохода на капитал, причем в размере не ниже определенного минимума. Инвестор оценивает, какой доход он может получить в будущем и какую максимально возможную сумму финансовых ресурсов допустимо вложить в данное дело.

Внутренняя норма доходности

Внутренняя норма доходности (англ. internal rate of return, общепринятое сокращение — IRR (ВНД)) — это процентная ставка, при которой чистая приведённая стоимость (NPV) равна 0. NPV рассчитывается на основании потока платежей, дисконтированного к сегодняшнему дню.

Иначе говоря, для потока платежей CF, где — платёж через лет () и начальной инвестиции в размере внутренняя норма доходности рассчитывается из уравнения:

или

При принятии инвестиционных решений ВНД используется для расчёта ставки альтернативных вложений. При выборе из нескольких проектов с разными ВНД выбирается проект с максимальным значением ВНД. Данный критерий не используется, если денежные потоки несколько раз за рассматриваемый период меняют знак.

 

Проблема внешних эффектов.

Внешние эффекты (экстерналии) - это воздействие экономических субъектов, участвующих в данной сделке, на третьих лиц, не принимающих участия в сделке; факторы, которые не учитываются при определении валового национального продукта, но оказывают влияние на благосостояние людей. Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) - это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.

Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.

Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения индивидуальных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности. Решение проблемы внешних эффектов состоит в достижении равенства предельных общественных издержек и предельной общественной полезности:

MSC = MSB.

Теорема Стиглера-Коуза.

Теорема Коуза-Стиглера гласит: при нулевых транзакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны.

Иначе говоря, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на данные ресурсы; достаточно лишь, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, осуществление переговоров и обеспечение соглашения по перераспределению этих прав были бы не столь велики. В итоге таких переговоров все не учтенные ранее в рыночных расчетах ресурсы получают денежную оценку и их собственником становится (или остается) тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.

Когда правами собственника обладает источник отрицательных внешних эффектов, плата получателя внешнего эффекта за сокращение объема производства, порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения общественного оптимального его количества будет выше в сравнении с разницей между предельной полезностью и индивидуальными предельными издержками производителя такого продукта.

Когда правами собственника обладает получатель отрицательных внешних эффектов, плата источника внешнего эффекта за доведение объема производства, порождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения общественно оптимального его количества будет вы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.118 с.)