Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности рынка несовершенной конкуренции

Поиск

Выделяют следующие особенности несовершенной конкуренции:

-конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом и возможность манипулировать ценами;

- конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.;

-конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы;

-значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы.

Методы конкурентной борьбы.

Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.

1) «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровне издержек или даже еще ниже, отказываясь от прибыли.

2) «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели.

3) «Соединяющая» стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы»). В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений.

4) «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством (по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь многое сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), трудно оценить даже вероятность успеха.

Виды монополии (естественная и искусственная, закрытая и открытая).

Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и запретов (чаще всего это государственная монополия).

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на некоторое время, становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком.

Искусственная монополия -объединение предприятий, создаваемое ради получения сверхприбылей и установления рыночной власти.

 

Правила краткосрочного и длительного равновесия фирмы (выбора оптимального объема производства и цены)

МОДЕЛЬ РАВНОВЕСИЯ В МГНОВЕННОМ, КРАТКОСРОЧНОМ И ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДАХ – графическая модель, иллюстрирующая изменение положения точки равновесия в ответ на сдвиг кривой спроса вправо. В этой модели изменение равновесия рассматривается поэтапно; три этапа именуются соответственно мгновенным, коротким и длительным периодом.

Модель основана на том факте, что предложение значительно менее мобильно, чем спрос. Для увеличения объема предложения требуется время на выпуск дополнительных товаров, в то время как спрос может изменяться мгновенно, например, под влиянием моды.

МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД – очень короткий период времени после изменения спроса, при котором все факторы производства рассматриваются как постоянные, а объем производства не может быть изменен. В мгновенном периоде производители никак не могут повлиять на объем предложения в сторону увеличения (количество товаров на рынке не может увеличиться мгновенно), поэтому кривая предложения имеет фактически вертикальную (совершенно неэластичную) форму – при любом росте цены объем предложения будет прежним. Поэтому в мгновенном периоде после сдвига кривой спроса вправо точка равновесия переместится из прежнего положения вверх по вертикали до новой кривой спроса.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД – период, в котором неценовые факторы предложения считаются постоянными, но объем производства может изменяться. Кривая предложения при этом неизменна, и потому новая точка равновесия будет находиться на пересечении исходной кривой предложения и новой кривой спроса.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД – период, в котором факторы производства рассматриваются как переменные. В длительном периоде кривая предложения смещается вправо вслед за смещением кривой спроса, поскольку возросшая цена делает производство более привлекательным для инвестиций. При этом новая точка равновесия будет находиться на пересечении новой кривой предложения и новой кривой спроса.

РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ФАКТОРНЫХ ДОХОДОВ.

Рабочая сила как фактор производства.

Рабочая сила - способность человека к труду, совокупность физических и духовных способностей, которые человек использует в своей деятельности.

Спрос и предложение на рынке рабочей силы.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли-продажи. Продавцы - это работники, предла­гающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, кото­рые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабо­чую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и пред­ложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных ра­бочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.

Понятие з/п.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

Функции заработной платы:

1. Мотивационная (Основана на мотивации труда — процессе побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов: человек осознает свои потребности; выбирает наилучший способ получения определенного вознаграждения; получение вознаграждения; удовлетворение своей потребности.)

2.Воспроизводственная (уровень з/п должен обеспечивать воспроизводство;обеспечивает длительную трудоспособность;обеспечение семьи)

3. Стимулирующая (побуждение работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда

4.Статусная(Статусная функция оплаты труда предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника)

5. Регулирующая(Воздействует на отношение между спросом и предложением рабочей силы, на формирование коллектива, обеспечение его занятости

6. Производственно-долевая (Определяет меру участия каждого работника в совокупных затратах на производство)

Номинальная и реальная з/п.

Номинальная заработная плата - установленная, зафиксированная в расчетной ведомости или в иных документах величина заработной платы в денежном выражении, характеризующая уровень оплаты труда вне связи с ценами на товары и услуги и денежными расходами работника. В отличие от номинальной реальная заработная плата учитывает покупательную способность денег.

Реальная заработная плата - заработная плата, учитывающая покупательную способность денег.

Реальная заработная плата - заработная плата, исчисленная в виде количества благ, потребительских товаров и услуг, которые можно на нее приобрести. Реальная заработная плата определяется размером номинальной заработной платы и уровнем цен на потребительские товары и услуги, а также налогов, выплачиваемых из заработной платы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.250 (0.008 с.)