Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерская и экономическая прибыль.

Поиск

Бухгалтерская прибыль = Совокупный доход фирмы - Бухгалтерские (Явные) издержки;

Экономическая прибыль = Совокупный доход – Совокупные экономические (Явные + Неявные) издержки

или

Экономическая прибыль = Бухгалтерская прибыль - Неявные издержки.

КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ.

Понятие конкуренции, ее типы.

Конкуренция – борьба (соперничество) старого с новым, состязательность в производстве, борьба старого неэффективного с новым эффективным. Формой существования конкуренции является право, нормы права, формальные и неформальные нормы права.

Суть конкуренции – постоянный поиск, предложения лучших условий для покупателя и продавца. Быть конкурентоспособным значит опережать своих соперников в привлекательности предложения, стремление быть впереди.

Виды конкуренции:

1. совершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть такое количество участников, когда ни один из них не может своим предложением цены повлиять решающим образом на установившуюся рыночную цену.

2. несовершенная конкуренция – конкуренция, при которой есть обстоятельство, ограничивающее конкуренцию, например ситуация монополии. Имеет разную природу (административная, криминальная и т.д.).:

-Ценовая конкуренция – ценовая дискриминация (угнетение, запрещение)

-Неценовая конкуренция – посредством усовершенствования качества продукции и условия ее продажи (улучшение продаж рекламы и т.д.)

Возможна конкуренция между товарами и товарами-заменителями.

Характеристика совершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции характеризуется следующими чертами:

· Количество экономических субъектов (продавцов и покупателей) на рынке неограниченно велико, а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта.

· Большое количество мелких производителей связано с тем, что минимальные издержки на производство продукции можно обеспечить только на предприятии малого размера.

· Продукция фирм однородна =>Неценовая конкуренция отсутствует.

· Свобода входа и выхода на рынке, что предполагает абсолютную мобильность всех ресурсов, свободу их перемещения территориально и из одного вида деятельности в другой.

· Совершенное знание всех субъектов рынка.

· Рыночный спрос(D) и спрос на продукцию отдельной фирмы(d) существенно различаются. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением.

· Кривые спроса(d), цены(Pe), предельного(MR) и среднего(AR) дохода фирмы в условиях совершенной конкуренции совпадают

Методы конкурентной борьбы.

Экономисты выделяют четыре основные стратегии конкурентной борьбы, которые применяют фирмы.

1) «Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, но прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на уровне издержек или даже еще ниже, отказываясь от прибыли.

2) «Нишевая» стратегия, когда фирма делает ставку на высокую потребительскую ценность своего товара, не считая нужным бороться за низкие цены (по принципу «дорого, но очень качественно»). Клиентами таких фирм становятся не массовые, а элитарные покупатели. Завоевывая их симпатии, фирма захватывает определенную «рыночную нишу» – сегмент рынка покупателей с особыми запросами. Эта стратегия применяется, например, производителями модных товаров, когда высокая цена становится обязательным атрибутом престижного потребления.

3) «Соединяющая» стратегия, если фирма стремится индивидуализировать свои товары, варьируя стандартную модель в соответствии с заранее собранными заявками клиентов (по принципу «клиент доплачивает, чтобы фирма решила его специфические проблемы»). В результате достигается сочетание унификации базовых характеристик товара с максимальным разнообразием его дизайна и особых приспособлений.

4) «Пионерная» стратегия, когда фирма ищет революционные технические и организационные решения, которые позволили бы привлечь покупателя и низкой ценой, и высоким качеством (по принципу «лучше и дешевле»). Этот путь многое сулит в случае успеха, но он весьма опасен, поскольку, приступая к научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам (НИОКР), трудно оценить даже вероятность успеха.

Варианты поведения фирмы в краткосрочном периоде.

При совершенной конкуренции отдельная фирма является ценополучателем, поэтому в своем поведении на краткосрочном временном интервале приспосабливается(адаптируется) к рыночной цене. При этом она сталкивается с двумя ситуациями:

Первая ситуация – рыночная цена выше ее средних общих издержек (P>ATC), следовательно, фирма может получать прибыль и выбирает соответствующую стратегию: максимизация прибыли путем поставки на рынок оптимального количества своего продукта.

Вторая ситуация- рыночная цена устанавливаетcя ниже средних общих издержек фирмы (ATC>P), следовательно, фирма не может получать прибыль, она несет убытки. Единственная разумная цель для фирмы в этих условиях- минимизация убытков. В зависимости от соотношения уровня рыночной цены и средних переменных издержек (AVC) фирма осуществляет различные стратегии минимизации своих убытков:

А). Если, AVC<P<ATC, то фирма выбирает стратегию минимизации убытков путем поставки на рынок оптимального количества товара.

Б). Если, AVC>P<ATC, то фирма выбирает стратегию минимизации убытков путем закрытия предприятия(прекращения поставок товара на рынок)

Правила долгосрочного и краткосрочного равновесия фирмы (выбора оптимального объема производства).

Для того, чтобы фирмы находились на рынке совершенной конкуренции в состоянии долгосрочного равновесия требуется выполнение следующих условий:

Фирмы не имеют краткосрочных побудительных мотивов к изменению объемов выпуска, наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде максимизирует свою прибыль(или минимизирует свои убытки), производя оптимальный объем продукции, при котором MR=SMC(краткосрочным предельным издержкам), или поскольку рыночная цена тождественна предельному доходу, P=SMC.

Фирмы не имеют долгосрочных стимулов к выходу из отрасли. Не существует побудительных мотивов к вхождению в данную отрасль для других фирм. Рыночные силы спроса и предложения настолько сильны, что фирмы не способны извлекать больше выручки, чем это необходимо для покрытия их общих издержек, т.е. экономическая прибыль фирм равна нулю. Это означает, что P=SATC ( краткосрочным средним общим издержкам).

Фирмы отрасли не имеют долгосрочных стимулов к изменению размеров предприятия, не могут в долгосрочном периоде снижать совокупные средние издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это означает, что для получения нормальной прибыли типичная фирма должна производить объем продукции, соответствующий минимуму средних долгосрочных совокупных издержек (LATC), т.е. Р= LATC.

Таким образом, в условиях совершенной конкуренции:

- если краткосрочное равновесие фирмы допускает получение экономической прибыли, то долгосрочное равновесие – только получение нормальной прибыли (т.е. только окупаемость издержек: P= SATC);

- долгосрочное равновесие фирмы поддерживается рыночным механизмом саморегулирования.

Характеристика несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции

Монополия —исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее: товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами; на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками; продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж; на рынке есть условия для входа и выхода.

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.14 (0.007 с.)