Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная концентрация: монопольная власть и доминирующее положение фирмы

Поиск

Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения

Концентрация продавцов отражает относительную величину и количество фирм, действующих в отрасли. Чем меньше число фирм, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе фирм на рынке, чем меньше отличаются они друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации.

Уровень концентрации влияет на поведение фирм на рынке – чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы зависят друг от друга. Влияет данный показатель и на склонность фирм к сотрудничеству – чем меньше фирм на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость.

Чтобы определить концентрацию продавцов на рынке нужно сначала определить границы рынка. Они могут быть: продуктовые, географические, временные. Экономист сам выбирает границы рынка, в которых будет проводить анализ, но, выявив границы рынка, необходимо определить соотношение между отраслью и рынком. Используются 2 показателя:

1. показатель специализации – доля объема продаж товара Х к общему объему реализации предприятий, отнесенных нами к отрасли Х;

2. показатель охвата – доля объема продаж товара Х предприятиями, отнесенных нами к отрасли Х, к общему объему реализации товара Х.

Показатели концентрации основаны на сопоставлении размера фирмы с размером рынка, на котором она действует. Существует 4 основных показателя, характеризующие размер фирмы:

1. доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;

2. доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;

3. доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке;

4. доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

Уже сам по себе размер крупнейших фирм может служить характеристикой концентрации на рынке. Именно этот критерий лежит в основе определения монопольной ситуации в России (контроль не менее 35% рынка). Рассмотрим показатели концентрации.

1. Индекс концентрации – измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

где Yi – размер фирмы, k – количество фирм, для которых рассчитывается показатель.

Достоинство показателя в том что, он измеряет сумму долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа крупнейших фирм, чем больше индекс, тем дальше рынок от идеала совершенной конкуренции. Возможность выбрать интересующие исследователя фирмы локального рынка - еще одно достоинство этого показателя.

Недостаток индекса: он не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку k, а также об относительной величине фирм из выборки. Таким образом, субъективизм исследователя способен существенно исказить результаты расчётов.

2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана – определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

Он принимает значения от 0 (в идеальном случае совершенной конкуренции, когда на рынке бесконечно много продавцов, каждый из которых контролирует ничтожную долю рынка) до 1 (когда на рынке действует только 1 фирма, производящая 100% выпуска). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Значение этого индекса прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке, так что:

где - показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный , n – число фирм на рынке.

Индекс HHI предполагает наличие данных обо всех фирмах, работающих на рынке, что часто затруднительно бывает получить.

3. Индекс Холла – Тайдмана – показатель рыночной концентрации, рассчитываемый на основе сопоставления относительных рангов фирм на рынке. Дает возможность учитывать информацию о степени значимости отдельных фирм на рынке наряду с информацией об их количестве и долях на нем. Эта специфика делает оценки, полученные на основе использования HT- индекса, более комплексными по сравнению с оценками, получаемыми при задействовании других показателей.

, где Ri - ранг i-гo предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг 1); si - доля продаж i-го предприятия на рынке.

Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), минимальное 1 / n (n - число предприятий в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом Герфиндаля-Гиршмана, однако к достоинствам коэффициента Холла-Тайдмана следует отнести возможность учета соотношения размеров предприятий - крупных продавцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структуры отрасли.

4. Дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей: и . Оба показателя имеют один и тот же экономический смысл – неравномерности распределения долей между участниками рынка, - различаясь лишь размерностью и значениями. Чем больше неравномерность распределения долей, тем при прочих равных условиях более концентрированным является рынок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.009 с.)