Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 5.Основы поведения субъектов рыночной экономики

Поиск

ТЕМА 5.Основы поведения субъектов рыночной экономики

21. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.

22.Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.

23. Производственная сетка и изокванта. Изокоста.

24. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.

25. Издержки производства. Классификация издержек. Эффект масштаба.

26. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы.

Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.

Фирма (предприятие) — организация, владеющая одним или несколькими дочерними предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

Классификация предприятий

По характеру деятельности предприятия делятся на производственные и непроизводственные.

По сферам предпринимательской деятельности — на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, транспортные, рекламные, юридические и т.д.

По формам собственности — государственные, частные и совместные.

По количеству видов производимой продукцииспециализированные (выпускающие ограниченное количество продукции) и многопрофильные (производящие много видов продукции).

По целям хозяйственной деятельностикоммерческие и некоммерческие (бюджетные). Предприятия, целью которых является извлечение прибыли, называются коммерческими. Некоммерческие предприятия создаются для обеспечения занятости населения, оказания социальных услуг. 

По размерам капитала и производствакрупные, средние и малые. Основными критериями классификации предприятий по данному признаку могут быть численность работников, объем капитала, объем производства или продаж. В мировой практике, как правило, малым считается предприятие с численностью работающих до 100 человек, а крупным — с числом работников более 500 человек. В соответствии с законодательством РБ к малым относятся предприятия в промышленности с числом работников до 200 человек, в строительстве — до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

По организационно-правовой форме различают:

1)унитарные предприятия;

2)хозяйственные товарищества (партнерства);

3)хозяйственные общества;

Производственные кооперативы.

Всеониразличаются по количеству собственников, способу распределения прибыли и убытков, формам управления и источникам имущества.

1)Унитарные предприятия (УП) - коммерческие предприятия, принадлежащие одному владельцу. Создаются государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

2)Хозяйственное товарищество (партнерство) — коммерческое предприятие, созданное на основе договора и путем объединения капиталов двух и более физических и юридических лиц. Количество участников товарищества не ограничено, а их ответственность может быть различной.

3)Хозяйственные общества:

- общества с ограниченной ответственностью (ООО);

- общества с дополнительной ответственностью (ОДО);

- акционерные общества (АО).

ООО — это общество, созданное двумя или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, величина которых отражена в учредительных документах. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

ОДО создается также на долевой собственности. Но здесь ответственность его участников значительно расширена. Они солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

АО — это предприятие, капитал которого образуется за счет выпуска и продажи акций. Акции - это ценные бумаги, подтверждающие, что их владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части прибыли, которая называется дивидендом. Создаются в форме открытых акционерных обществ и закрытых акционерных обществ (ОАО, ЗАО).

Производственные кооперативы (артели) — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт, выполнение работ, оказание услуг, торговля и др.), основанной на личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

Потребительские кооперативы в отличие от производственных считаются некоммерческими организациями. Потребительский кооператив — это добровольное объединение физических и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

 

 

Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.

Факторы производства фирмы

Для осуществления любой производственной деятельности фирма использует природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Реально вовлеченные в процесс производства ресурсы называют факторами производства. Подробнее об этом уже было в 5 вопросе «Ресурсы и факторы производства»

При создании каждого блага необходимо обязательное использование какого-либо определенного числа факторов производства.

Факторы, применяемые в производстве, подразделяются на постоянные)фиксированные) и переменные.

Постоянными факторами производства называют те, количественные масштабы применения которых, нельзя изменить на данном временном отрезке. Как правило, большинство производственных факторов являются постоянными только в краткосрочном периоде. Это такой период времени, в течении которого некоторые производственные факторы фирмы не могут быть изменены.

Так, производственные мощности фирмы (оборудование, станки, машины, механизмы) в определенном временном периоде остаются неизменными, т.е. постоянными, но объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего количества живого труда, сырья и других ресурсов.

Переменными факторами производства называют такие, количественный состав которых может быть изменен на данном временном отрезке (сырье, материалы, рабочая сила).

Продолжительность временных периодов в различных фирмах разная. Так, видимо, швейной фабрике достаточно дл я изменения всех факторов производства 5-6 месяцев, а тракторному заводу 3-5 лет.

Производственная функция фирмы

Объем произведенных благ зависит, прежде всего, от количества вводимых факторов производства. Причем, между количеством используемых факторов производства и количеством выхода продукции существует непосредственная зависимость. Эта зависимость описывается следующей производственной функцией:

Q = f (x1, x2,.., xn),

где Q – количество произведенного продукта;

x1, x2,.., xn - используемые факторы производства.

Как правило, в микроэкономическом анализе используется двухфакторная функция (земля обычно в расчет не принимается), которая имеет следующий вид:

Q = f (L, K),

где L – затраты труда;

K – затраты капитала.

Производственная функция отражает возможный максимальный объем выпуска продукции (Q) при определенном сочетании производственных факторов, обеспеченных минимальными затратами.

Производственная функция строится для конкретной технологии. Изменение технологии приводит к новой производственной функции. Для каждого производства существует своя производственная функция. Современная национальная экономика – это миллион производственных функций. Для каждой фирмы определение своей производственной функции заключается в нахождении оптимального сочетания факторов производства для данного объема производства. Производственная функция предполагает существование бесконечного числа комбинаций, в которых могут сочетаться между собой факторы производства.

Фирма должна находить такое сочетание факторов производства, при котором эффективность производства будет максимальной. Она никогда не будет применять ту комбинацию факторов производства, которая снизит выпуск продукции или приведет к нерациональному использованию ресурсов.

Гласит следующее: если количество рабочих, обслуживающих данное оборудование брать за переменный фактор, и оно будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить все медленнее, по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству.

Производственная функция предприятия в долгосрочном периоде может быть изображена в виде таблицы, которую называют производственной сеткой или графической кривой - изоквантой,что в нашем случае означает количество мебели, которое фабрика может произвести при различных комбинациях труда и капитала в течение месяца, шт.

 

Таблица. Производственная сетка (изокванта) мебельной фабрики

Затраты труда (человек) L Затраты капитала К (машин)
           
             
             
             
             
             
             

 

Производственная сетка показывает каким будет объем выпуска мебели при определенных затратах труда и капитала. Например, если использовать в процессе производства 300 человек и 50 машин, то максимальный объем производства мебели при данной технологии будет равен 97 единицам.

 

 

На основании данных производственной сетки графически изобразим производственную функцию для 57 единиц мебели. Их можно произвести с помощью следующих комбинаций труда и капитала:

1) 100 L и 60 К

2) 200 L и 30 К

3) 300 L и 20 К

4) 600 L и 10 К

Если указанные различные варианты сочетания труда и капитала соединим непрерывной линией, то получим кривую, которая называется

изоквантой производства 57 единиц мебели.

 
 

 

 


График 1. Изокванта

Изокванта (isoguant – от слов «iso» – тот же самый и «guant» – количество) – это кривая, определяющая все возможные варианты сочетания ресурсов, которые могут быть использованы для производства данного объема продукции. На графике точка А соответствует самому высокомеханизированному капиталоемкому способу производства мебели. В точке D фирма применяет более трудоемкое производство.

Аналогичным образом, используя производственную сетку, можно построить и другие изокванты, например, для производства 78, 97 и 114 единиц мебели в месяц (см. график 2).

 

 

 

 


График 2. Карта изоквант

 

Изокоста — линия, показывающая все имеющиеся варианты сочетания двух факторов производства, при которых совокупные расходы на их приобретение будут равны, т.е. линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег.

Изокосты являются одновременно и линией бюджетного ограничения и линией равных издержек фирмы.

Изокосту можно описать уравнением:

B = PK × K + PL × L

где B — бюджет фирмы для покупки факторов производства;
PK — цена единицы капитала;
K — количество капитала;
PL — цена единицы труда;
L — количество труда.

На рис. 1 видно, как поведет себя изокоста в случае изменения суммы бюджета фирмы, предназначенного для приобретения факторов производства. В нашем случае, сумма бюджета была увеличена с величины В1 до величины B2,вследствии чего изокоста сдвинулась вверх.

Рис. 1. Сдвиг изокосты в результате изменения суммы бюджета на факторы производства
Рис. 2. Сдвиг изокосты в результате изменения цены одного из факторов

 

Затраты переменного фактора

Поскольку переменным фактором является труд, то формула

примет следующий вид:

АРL = = TPL

L

Средний продукт показывает, какой продукт произведен одним работником за определенное время, т.е. характеризует среднюю производительность труда.

Предельный продукт (MP) переменного фактора — это добавочный продукт, полученный в результате увеличения данного фактора на одну дополнительную единицу при неизменной величине остальных факторов производства.

Предельный продукт переменного фактора можно определить по следующей формуле: зачитать

МР= _____дельтаТР_____________________

Понятие издержек

Любое производство связано с издержками на него т.е. с затратами ресурсов на производство товаров. Ресурсы задействованные в производстве мы в 5 вопросе назвали факторами производства, следовательно издержки производства можно определить также как затраты факторов производства.

Классификация издержек

Экономические издержки подразделяются:

Общие издержки.

Средние общие издержки.

Предельные издержки.

Общие издержки.

Общие издержки - сумма постоянных и переменных издержек.

 

5. Средние общие издержки -равны общим издержкам, деленным на произведенное количество продукции: (так же рассчитываются средние постоянные и средние переменные издержки). Динамика средних издержек (график кривой) имеет большое значение для предпринимателя, поскольку позволяет определить, при каком объеме производства издержки на единицу продукции будут минимальными.

Предельные издержки.

Для того чтобы определить, следует увеличивать или уменьшать выпуск продукции, фирма использует понятие предельных издержек.

Предельные издержки - это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Они показывают, во что обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу, или какую сумму можно сэкономить в случае сокращения объема производства на эту последнюю единицу. Из этого следует, чтобы минимизировать издержки, фирма может увеличивать объем производства до тех пор, пока предельные издержки не станут равны средним.

Эффект масштаба

Фирма, определяя объемы производства продукции, соизмеряет сумму предельного дохода и предельных издержек каждой последующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход от которой превышает ее предельные издержки, следует производить, потому что на каждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от ее продажи, чем она прибавляет к издержкам, производя эту единицу продукции. И наоборот, если предельные издержки превышают предельный доход, фирме следует прекратить производство, ибо она добавляет больше к издержкам, чем к доходу, такая единица продукции не будет окупаться.

Экономическое содержание прибыли и ее классификация. В экономической теории существуют различные взгляды на сущность прибыли и определение факторов ее роста.

Марксистская теория исходит из того, что прибыль представляет собой не что иное, как превращенную форму прибавочной стоимости, продукт переменного капитала. Выступает как разница между выручкой от реализации товара и затратами капитала на его производство.

Бухгалтерская прибыль - разность между валовым доходом и суммой явных издержек (исключительно внешних).

Экономическая прибыль -разность между валовым доходом фирмы и ее издержками (явными и неявными – внешние плюс внутренние, включая нормальную прибыль).

В случае равенства между доходами и экономическими издержками фирма получает нулевую экономическую прибыль. Основной источник такой прибыли – предпринимательство, а именно: внутренние (неявные) издержки стоимость услуг, факторов производства, которые используются, но не являются покупными (ресурсы, принадлежащие владельцу фирмы).

Оказывая производительную услугу, предприниматель получает вознаграждение - нормальную, нулевую прибыль.

Когда фирма получает нулевую экономическую прибыль, она покрывает свои издержки. Понятие нормальная прибыль - это прибыль, от которой владельцы фирмы отказываются, используя свои собственные ресурсы в своей фирме, но которую они могли бы получить, вложив свои ресурсы в иное дело. Нормальная прибыль представляет альтернативную стоимость использования поставляемых собственниками фирмы ресурсов. Она предстает как прибыль, необходимая, чтобы побудить людей к организации и управлению фирмой и иметь доход, необходимый, чтобы удержать капитал в деле.

В отечественной практике прибыль представляет собой форму чистого дохода предприятия и отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда. Определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и полными издержками на ее производство. Выступает в форме балансовой, расчетной и чистой прибыли.

Балансовая прибыль представляет собой общую сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), иных материальных ценностей (от реализации основных фондов) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям и т.д. Расчетная прибыль образуется у предприятия после отчисления из балансовой прибыли сумм, предназначенных для расчета с государственным и местным бюджетом, банком и вышестоящими органами управления в виде налогов и различных платежей.

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, поступающая в их полное распоряжение.

Вариант 1

Выбирая максимизирующий прибыль выпуск, предприятие сравнивает предельные издержки и предельный доход для каждой дополнительной единицы товара. Когда предельный доход превышает предельные издержки, производство дополнительной единицы товара увеличит прибыль. Когда предельный доход падает ниже предельных издержек, производство дополнительной единицы товара будет понижать прибыль. Следовательно, фирма, максимизирующая прибыль должна увеличивать свое производство пока предельные издержки меньше предельного дохода и прекратить увеличивать производство при равенстве этих предельных величин.

Вариант 2

Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки - это издержки всех факторов производства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

· а) когда валовой доход (TR) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);

· б) когда предельный доход (MR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (MR) - это изменение в валовом доходе, получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска.

 

Вариант 3

Во всех рыночных структурах предполагается, что фирмы стремятся получить максимальную прибыль, то есть: максимизировать разницу между совокупным доходом (TR) и совокупными издержками (TС).
Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация убытков достигается тогда, предельные издержки (МС) равны предельному доходу (МR). MR приносит дополнительная единица продукции.
MR = дельта TR / дельта Q
MC = дельта ТС / дельта Q
Если MR больше МС – целесообразно увеличивать объем реализации, так как каждая дополнительная единица увеличивает прибыль фирмы.
Если MR меньше MC – необходимо снижать объем реализации до тех пор, пока MC не будут равны MR, так как каждая дополнительная единица снижает прибыль фирмы.
Когда MR равен MC объем реализации оптимальный, дающий максимальную прибыль. При тех затратах, которые имеет сегодня фирма, большей прибыли получить уже нельзя.
MR=MC – правило максимизации прибыли на основе предельных величин.

 


 

ТЕМА 5.Основы поведения субъектов рыночной экономики

21. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.

22.Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.

23. Производственная сетка и изокванта. Изокоста.

24. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.

25. Издержки производства. Классификация издержек. Эффект масштаба.

26. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.1 (0.009 с.)