Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.



Фирма (предприятие) — организация, владеющая одним или несколькими дочерними предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

Классификация предприятий

По характеру деятельности предприятия делятся на производственные и непроизводственные.

По сферам предпринимательской деятельности — на промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, транспортные, рекламные, юридические и т.д.

По формам собственности — государственные, частные и совместные.

По количеству видов производимой продукцииспециализированные (выпускающие ограниченное количество продукции) и многопрофильные (производящие много видов продукции).

По целям хозяйственной деятельностикоммерческие и некоммерческие (бюджетные). Предприятия, целью которых является извлечение прибыли, называются коммерческими. Некоммерческие предприятия создаются для обеспечения занятости населения, оказания социальных услуг. 

По размерам капитала и производствакрупные, средние и малые. Основными критериями классификации предприятий по данному признаку могут быть численность работников, объем капитала, объем производства или продаж. В мировой практике, как правило, малым считается предприятие с численностью работающих до 100 человек, а крупным — с числом работников более 500 человек. В соответствии с законодательством РБ к малым относятся предприятия в промышленности с числом работников до 200 человек, в строительстве — до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

По организационно-правовой форме различают:

1)унитарные предприятия;

2)хозяйственные товарищества (партнерства);

3)хозяйственные общества;

Производственные кооперативы.

Всеониразличаются по количеству собственников, способу распределения прибыли и убытков, формам управления и источникам имущества.

1)Унитарные предприятия (УП) - коммерческие предприятия, принадлежащие одному владельцу. Создаются государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.

2)Хозяйственное товарищество (партнерство) — коммерческое предприятие, созданное на основе договора и путем объединения капиталов двух и более физических и юридических лиц. Количество участников товарищества не ограничено, а их ответственность может быть различной.

3)Хозяйственные общества:

- общества с ограниченной ответственностью (ООО);

- общества с дополнительной ответственностью (ОДО);

- акционерные общества (АО).

ООО — это общество, созданное двумя или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли, величина которых отражена в учредительных документах. Участники такого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

ОДО создается также на долевой собственности. Но здесь ответственность его участников значительно расширена. Они солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

АО — это предприятие, капитал которого образуется за счет выпуска и продажи акций. Акции - это ценные бумаги, подтверждающие, что их владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части прибыли, которая называется дивидендом. Создаются в форме открытых акционерных обществ и закрытых акционерных обществ (ОАО, ЗАО).

Производственные кооперативы (артели) — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт, выполнение работ, оказание услуг, торговля и др.), основанной на личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

Потребительские кооперативы в отличие от производственных считаются некоммерческими организациями. Потребительский кооператив — это добровольное объединение физических и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

 

 

Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.

Факторы производства фирмы

Для осуществления любой производственной деятельности фирма использует природные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Реально вовлеченные в процесс производства ресурсы называют факторами производства. Подробнее об этом уже было в 5 вопросе «Ресурсы и факторы производства»

При создании каждого блага необходимо обязательное использование какого-либо определенного числа факторов производства.

Факторы, применяемые в производстве, подразделяются на постоянные)фиксированные) и переменные.

Постоянными факторами производства называют те, количественные масштабы применения которых, нельзя изменить на данном временном отрезке. Как правило, большинство производственных факторов являются постоянными только в краткосрочном периоде. Это такой период времени, в течении которого некоторые производственные факторы фирмы не могут быть изменены.

Так, производственные мощности фирмы (оборудование, станки, машины, механизмы) в определенном временном периоде остаются неизменными, т.е. постоянными, но объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего количества живого труда, сырья и других ресурсов.

Переменными факторами производства называют такие, количественный состав которых может быть изменен на данном временном отрезке (сырье, материалы, рабочая сила).

Продолжительность временных периодов в различных фирмах разная. Так, видимо, швейной фабрике достаточно дл я изменения всех факторов производства 5-6 месяцев, а тракторному заводу 3-5 лет.

Производственная функция фирмы

Объем произведенных благ зависит, прежде всего, от количества вводимых факторов производства. Причем, между количеством используемых факторов производства и количеством выхода продукции существует непосредственная зависимость. Эта зависимость описывается следующей производственной функцией:

Q = f (x1, x2,.., xn),

где Q – количество произведенного продукта;

x1, x2,.., xn - используемые факторы производства.

Как правило, в микроэкономическом анализе используется двухфакторная функция (земля обычно в расчет не принимается), которая имеет следующий вид:

Q = f (L, K),

где L – затраты труда;

K – затраты капитала.

Производственная функция отражает возможный максимальный объем выпуска продукции (Q) при определенном сочетании производственных факторов, обеспеченных минимальными затратами.

Производственная функция строится для конкретной технологии. Изменение технологии приводит к новой производственной функции. Для каждого производства существует своя производственная функция. Современная национальная экономика – это миллион производственных функций. Для каждой фирмы определение своей производственной функции заключается в нахождении оптимального сочетания факторов производства для данного объема производства. Производственная функция предполагает существование бесконечного числа комбинаций, в которых могут сочетаться между собой факторы производства.

Фирма должна находить такое сочетание факторов производства, при котором эффективность производства будет максимальной. Она никогда не будет применять ту комбинацию факторов производства, которая снизит выпуск продукции или приведет к нерациональному использованию ресурсов.

Закон убывающей предельной производительности факторов производства

Гласит следующее: если количество рабочих, обслуживающих данное оборудование брать за переменный фактор, и оно будет увеличиваться, то рост объема производства будет происходить все медленнее, по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.009 с.)