Финансовая политика государства, факторы ее определяющие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовая политика государства, факторы ее определяющие



Понятие финансовой политики, ее содержание и задачи.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.

По содержанию финансовая политика предполагает:

-разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;

-создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;

-управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.

Цель ФП: наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

Главная задача ФП: обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной гос. программы экономического или социального развития.

Задачи ФП:

1) Установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов,

2)Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии,3) Создание эффективной системы управления финансами.

Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:

1) налоговой политики;2) бюджетной политики;3) денежно-кредитной политики;4) ценовой политики;5) таможенной политики;6) социальной политики;7) инвестиционной политики;8) политики в области международных финансов.

Факторы,влияющие наФП: ФП государства зависит от многих внешних и внутренних факторов. Внешние: факторы зависимости государства от экономических отношений с другими государствами относительно поставок сырья, материалов, других ресурсов, обмена технологиями, экспортных возможностей самого гос-ва и т.п. Внутренние: форма собственности на средства производства, структура экономики, соц. состав населения, уровень благосостояния народа, интеллектуальный уровень населения, состояние развития экономики и организация денежного обращения, стабильность денежной единицы и т.п. На ФП государства влияют также др. факторы, которые диктуются теми экономическими условиями, которые сложились на этом этапе хозяйственного развития.

Методы воздействия на экономику:

1.Налоговый метод: характеризующимся уровнем налогового изъятия, системой налогов и льгот.

2.Бюджетное финансирование и субсидирование: государство предоставляет ресурсы предприятиям, в деятельности которых оно заинтересовано (пример: с/х). В условиях бюджетного дефицита метод сочетается с бюджетным кредитованием. Субсидия – это предоставление средств на безвозмездной и безвозмездной основе для целевого использования.

3.Гос. потребление: на случай чрезвычайных действий гос-во осуществляет запасы и резервы в натуральном и денежном выражении (медикаменты, зерно и т.д.). Потребляя или закупая определённые товары, гос-во формирует занятость в отраслях-производителях.

4. Гос. предпринимательство: гос-во инвестирует средства в отрасли, невыгодные для частного капитала в силу их медленной окупаемости, низкой рентабельности и высокой энергоёмкости. При этом данные отрасли обслуживают процесс воспроизводства в целом и имеют высокую общественную значимость (пример: водоснабжение, освещение, уборка улиц, канализация, угледобывающая, угольная промышленность).

5. Амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

6. Льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Для характеристики ФП гос-ва в целом на текущем этапе рассмотрим политику гос-ва по блокам:

1)бюджетная политика:её основные цели:

а) использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса (необходимо: использовать меры фискальной политики д/стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем; поддерживать реальный сектор экономики в условиях рецессии и посткризисного периода);

б) обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости;

в)повышение эффективности расходов бюджета (чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве полученных гражданами бюджетных услуг);

г)повышение эффективности налоговой системы (наблюдается несовпадение долгосрочных и среднесрочных задач налоговой политики: в долгосрочном периоде предполагалось прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки, но в период кризиса правительство вынуждено искать источники финансирования бюджетного дефицита, в т. ч. путем повышения налогов => необходимо корректировать долгосрочной цели налоговой политики);

д)создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам (с 01.01.10 размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не м/б < прожиточного минимума пенсионера, устроенного в субъекте РФ)

е)разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы (снижение нормативов обязательных резервов, расширение инструментов рефинансирования и либерализацию доступа кредитных организаций к ресурсам Банка России одновременно было принято решение об увеличении размера страхового возмещения по вкладам физ. лиц в банках.

2 ) Денежно – кредитная политика Банка России:

а ) переход к режиму таргетирования инфляции, но это приведет к усилению рисков макроэкономической нестабильности;

б) превращение % ставки в главный инструмент ДКП.

3 )Налоговая политика: перераспределение налоговой нагрузки м/усекторами в целях стимулирования экономического роста, повышения эффективности и развития высокотехнологичных производств. Кроме того, в целях снижения налоговой нагрузки на экономических агентов в условиях экономического кризиса и начиная с 2010 г. сроком на 3 года, повышается порог предельных доходов, позволяющей организации (ИП) применять УСН до 60 млн. руб. в год.

4) Инвест. политика: Кризис обусловил необходимость поиска мер и методов привлечения инвестиций отечественных инвесторов в реальные сектора российской экономики.

Система управления финансами, направленная на достижение определенных стратегических и тактических целей государства строится на основе финансовой политики, которая является составной частью экономической политики.

Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых и других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

Управление финансами(УФ): это деятельность по разработке, утверждению, практическому осуществлению фин. политики.

Объект системы УФ:

1. Государственные и муницип. финансы: Субъекты (различные организационные структуры): Гос.фин. органы; МинФин; ЦБ; Федеральная Таможенная Служба;Казначейство;Налоговые органы;

2. Финансы хозяйствующих субъектов; субъекты: фин. отделы и службы п/п (например: бух-я, экон., план. отдел). Совокупность субъектов – финансовый аппарат государства.

Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Финансовое планирование и прогнозирование: Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.

Функции фин. прогнозирования:

1)научный анализ соц., экономических и научно-технических процессов и тенденций, оценка сложившейся ситуации и выявление проблем хоз-го развития;

2) оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;

3)выявление возможных альтернатив развития в перспективе и принятие оптимального планового решения. Финансовое планирование –это определение основных источников финансовых ресурсов и направлений их эффективного использования (Департамент долгосрочного финансового планирования при МинФине РФ).

Система фин. планов построена иерархически. Центральным звеном является бюджетный план. Гос.соц. внебюджетные фонды также разрабатывают фин. планы по своим доходам и расходам. ФП составляются на всех уровнях финансовой системы и всеми субъектами финансовых отношений. Для практического построения финансовых планов используется целый набор методов планирования, главными из которых являются экономический анализ, нормативный и балансовый методы.

В современных условиях необходимо совершенствовать финансовое планирование. В текущих условиях происходит постоянная корректировка государственного бюджета: в 2009 году объем дох.был сокращен по сравнению с изначально запланированным ~ на 39%, а расходы выросли ~ на 7,5%. Кроме того, на период кризиса гос. бюджет принимается на период =1 году, но необходимо возвращаться к трехлетнему прогноз-ю, т.к. такое планирование является наиболее эффективным и применяется в развитых странах. Также необходимо разработать систему показателей, позволяющих оценивать эффективность фин. планирования.

Классификация операций органов государственного сектора:Основные различия, на которых строится классификация операций органов гос сектора:

1)невозвратные или возвратные платежи и поступления (под платежами подразумеваются валовые платежи, а в поступлениях показываются валовые поступления). Платеж или поступление считается возвратным, если возвратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком

2) возмездные или безвозмездные операции (возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации, т.е. плательщик получает что-то в обмен, безвозмездная операция не предусматривает получения взамен какого-либо эквивалента.

3) текущие или капитальные операции (капитальные используются >1 года, включая здания, гражданские объекты и оборудование невоенного назначения, а также землю)

4) фин. активы или обязательства

5) операции в целях гос. политики или управления ликвидностью.

Финансовый контроль- регламентируемая нормами права деятельность гос., муниципальных, общественных и др. хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фин. планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность,финансовый контроль делится:

1)государственный; 2)внутрихозяйственный; 3)финансово-кредитных органов (банковский контроль); 4)общественный; 5)независимый (аудиторский).

В зависимости от времени совершения контроля:

1)предварительный; 2)текущий (оперативный); 3)последующий.

Методы осуществления ФК:

1) наблюдение;2) проверка;3) обследование;4) анализ;5) ревизия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.014 с.)