Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Источники по «делу йукоса»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Библиография – это список литературных трудов, написанных по какой-либо теме или посвящённых какому-то предмету в определённой области знания. По теме “дела Йукоса” библиографии не существует и не может быть, поскольку самого “дела Йукоса” не существует, это абстракция. Однако и абстракция может быть сущностью человеческого ума, понятием, категорией, явлением. Самоё эта абстракция есть абсурд, преодолеть который пытаются формальной логикой. Абстракции могут исследоваться, описываться. Настоящее исследование – это первый литературный труд, посвящённый исследованию явления (понятия, категории) “дело Йукоса”. Источники – это литературные труды, лежащие в основе осмысления исследуемого явления (понятия). В этих трудах объясняются сущностные грани и раскрываются пласты исследуемого явления. Без знакомства с этими трудами, по крайней мере, со значительной их частью, невозможно понять смысл изучаемого явления, добраться до его ядра и обсуждать настоящее исследование. В противном случае настоящее исследование распадается для вольночитающего на набор афоризмов, забавных фраз и непривычных логических оборотов, превращающихся для такого читателя в абсурд, который следует отбросить по причине отсутствия способности суждения. Источники постижения “дела Йукоса”: ... Глава 5. ЙУКОСОФИЯ - ПО ТУ СТОРОНУ ЗАКОНА И БЕЗЗАКОНИЯ
Коллективный индивид, который стал предметом “дела Йукоса”, имеет свою философию. Эта философия в значительной мере определяет его судьбу. В процессе вовлечения в обвинительный оборот эта философия столкнулась с тем духом, или, точнее, лишённостью духа, что лежит в основе современной судебной системы, или, точнее, антисистемы. По сути, “дело Йукоса” – это борьба двух философий. Рациональной философии свободы и справедливости и иррациональной философии произвола. Бессмыслица и бессвязность заявлений о “деле Йукоса”, примитивность судебных речей прокуроров и адвокатов, абсурдность судебных актов, совершённые их сочинителями бессознательно, без опоры на логику, проясняют своё [социальное] назначение, если посмотреть на “дело Йукоса” через призму философии бизнеса, философии прогресса, философского эксперимента, философии призвания. В “деле Йукоса” нет победителей и побеждённых. Само “дело Йукоса” стало демиургом, воителем и завоевателем, которого никто никогда не сможет победить. a) Философия и мир стоимостей Философия безразлична к бизнесу. Но бизнес не может существовать без философии. Ни бизнес в целом, ни теперь уже любая отдельная корпорация. Философия – это взгляд на вещи, как если бы нам от них ничего не было нужно. Это очень древний взгляд, ему больше 4 тыс. лет. Бизнес – это такой взгляд на вещи, когда мы видим в каждой из них стоимость, которая обязана производить другую стоимость. Это относительно молодой взгляд, ему не более 500 лет. До этих пор человек не знал, что так можно смотреть на вещи. Ему это подсказала философия. Как философия влияет на бизнес? Известно, что она делает это опосредованно – через науку и культуру. Философы придумывают идеи, они вдохновляют сначала людей искусства, потом, в художественной переработке, воодушевляют разных учёных, потом доходят до изобретателей, а потом, в виде осязаемых результатов, – и до предпринимателей (Артур Лавджой. Великая цепь бытия, 1936). Но эта цепочка работала не всегда. Долгое время она обрывалась на учёных. Изобретатели порой были просто неграмотными людьми. Наука и техника впервые соединились, когда инженеры использовали достижения электродинамики для создания электрического телеграфа (Шиллинг-Канштадт, 1832; Морзе, 1837). С этого момента от успехов науки стали зависеть успехи в бизнесе. Тогда и перед философией была поставлена задача – помогать конкретным наукам (Огюст Конт, Система позитивной философии, 1830–1842). Для этого был заведен специальный раздел – методология науки, – к которому позднее добавилась философия техники (Эрнст Капп. Основные направления философии техники, 1877). Примерно тогда же возникла мысль, что сама философия может быть материальной силой (Карл Маркс, 1843). Будучи следствием материальных условий, она может оказывать на них обратное влияние (Фридрих Энгельс, 1890). Более того, в ряде случаев она может и должна оказывать независимое и решающее влияние на всю жизнь, в том числе на производственные отношения (Ленин, 1899, 1903, 1905). Наконец, был описан механизм того, как философия породила современный бизнес со всем его материально-техническим прогрессом (Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма, 1905). b) Рождение бизнеса из философии Это произошло в 16 веке. Профессор Виттенбергского университета создал учение о профессии как о призвании. Он соединил идею служения всемогущему Творцу мира (Ближний Восток, примерно 1500–2000 тысяч лет до нашей эры), идею самоотверженного служения ближнему (Палестина, начало нашей эры), идею равенства перед Богом разных видов деятельности, от низменной уборки помещений до возвышенных ритуальных услуг, и идею невозможности заступничества одних людей за других в деле спасения. Получилась философия, по которой нет иного способа спастись от ада, кроме как служить ближнему в своём профессиональном призвании. Вскоре к этой идее присоединилось ещё две: человек сам ничего не может сделать, чтобы изменить свою конечную судьбу, но это может сделать только Бог, по своей собственной воле, на которую никак нельзя повлиять (Августин. О граде Божием, 426); поэтому одни люди изначально избраны к вечному блаженству, а другие осуждены на вечную гибель, и ничего с этим поделать нельзя. Это жестокая философия. Она требует ни секунды не проводить в праздности и все силы тратить на подтверждение своей избранности. Подтверждение это состоит в профессиональном успехе. Кто хорошо организовал свою профессиональную деятельность, вложил в неё всё, что имел, заставил всё вокруг себя работать на её успех, кто много помогает людям, востребован ими, так что они ему доверяют и достойно вознаграждают его труды, – тот избран к вечному блаженству. А все остальные – на свалке истории. Каждую секунду своей жизни ты мучительно думаешь, к кому из них ты относишься. На основе этой философии, неоднократно систематизированной и освященной авторитетом религиозных собраний (La confession de foi des eglises reformees de France, 1559; Confession Belgica, 1561; Heidelberger Katechismus, 1563; Confessio Helvetica posterior, 1566; Westminster Confession of Faith, 1647; etc.), воспитывались поколения нескольких народов, которые теперь правят миром. Именно её адепты стали главной движущей силой первых буржуазных революций (Голландия, 1566; Англия, 1649; США, 1775-1783). Довольно быстро философия призвания стала избавляться от идей, которые её породили. Оказалось, что, закрепившись, она может работать без идей предопределения, без каких-либо ссылок на основоположения христианства и вообще на Библию. Помимо прочего, она обязала использовать в служении ближнему все достижения технологии. В результате её распространения изобретателей в конечном итоге перестали избивать, прекратили сжигать их дома и ломать их машины (такие случаи имелись в Европе ещё в начале 19 в.). Напротив, они стали самыми оберегаемыми и почитаемыми членами общества. Между экономикой и технологиями установилась твердая, регулярная связь. Родилась принципиально новая цивилизация, испытывающая безостановочный технологический прогресс (Анн Робер Жак Тюрго. Размышления о создании и распределении богатства, 1766; Мари Жан Антуан Никола Кондорсе. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума, 1795). с) Философия как демон прогресса До этих событий человечество и не думало о прогрессе. Не было регулярной связи между изобретениями и предпринимательством. Предприниматели торговали или давали деньги в рост (если их философия не запрещала им это), техника их не особенно интересовала. Сколько было совершено изобретений, которые так и остались невостребованными. Лишь иногда правитель, начитавшийся философских книг, вспоминал о каком-нибудь изобретении и решал использовать его в своих философических проектах. Так, один португальский принц, Генрих Мореплаватель (1411–1460), начитавшись книг по философии тамплиеров, размечтался о принесении философии Христа далёким народам Востока и вспомнил, что за 100 лет до этого один бретонский рыбак изобрел каравеллу – корабль, который может ходить против ветра. И начались Великие географические открытия. Благодаря им мы узнали, что на Земле есть очень богатые народы, которые апатичны к прогрессу. Апатия же порождает слабость и делает их легкой добычей для бедных, но инициативных. Безразличное или враждебное отношение к технологическим открытиям вызвано не географией, не биологией, не историей, а массовой философией. В тех странах, где философия призвания не закрепилась, технологический прогресс нестабилен. Правители этих стран иногда проводят модернизацию сверху, порой насильственно. Но без поддержки хотя бы части населения прогресс неизбежно затухает. Когда-то философия бессмертия побудила египтян соорудить усыпальницы, поражающие воображение и поныне. Потом пришла философия покорности Богу, и египтяне успокоились. Даже пришествие Наполеона их не взбодрило. Но затем к власти пришёл албанец Мухаммед Али (1811–1849). Он стал грамотным в 45 лет и начал читать французские философские книги, например Вольтера. В них говорилось, что долг правителя, если подданные сами не хотят ничего предпринимать, – помочь им. Мухаммед Али заставил египтян строить заводы и воевать по-европейски. Он захватил огромные территории. Он хотел и мог захватить весь Ближний Восток. Но когда он умер, его внук Аббас I перестал насиловать свой народ. И вскоре Египет превратился в отсталый третьестепенный регион. Прообразом для всех правителей, пытавшихся заменить философию своей железной волей, был шведский король Густав Адольф (1611-1632). Он отдал в аренду голландскому банкиру Де Гееру богатые железные рудники. Голландцы выписали французских металлургов и организовали сеть металлургических заводов. Король собрал оружейников, те поколдовали с металлом. И возникло принципиально новое оружие – полковая пушка (regementsstycke, 1629), которая могла легко передвигаться вместе с пехотой. Шведская армия высадилась в Германии, расстреляла из пушек войска императора (Breitenfeld, 1631), и Швеция стала хозяином Центральной Европы. За 20 лет в Германии было сожжено около 20 тыс. населенных пунктов и погибло 2/3 населения. В Польше погибла почти половина населения. Отстающие страны были обречены на разрушение и/или завоевание. d) Философский эксперимент. То же ждало и Россию. Шведы разгромили русские войска (Нарва, 1700), но затем снова двинулись в Польшу. У Петра (1682-1725), который воспитывался почитателем философии Августина (Симеон Полоцкий, 1667), возникла короткая передышка для модернизации. Через несколько лет Россия обладала артиллерией, которая превосходила шведскую (Полтава, 1709). Петр стал приглашать иностранцев и заставил представителей правящих классов отдавать своих детей учиться в Европу. Среди правящих классов России стали распространяться философские идеи, не имеющие почти ничего общего с убеждениями основной массы населения. Представители этих классов исповедовали совершенно иные идеалы и вели совершенно иной образ жизни, чуждый, непонятный, а порой раздражающий и даже ненавистный для простого народа. Не забудем, что с точки зрения классической философии призвания люди жестко делятся на избранных к успеху счастливчиков и заслуживающих презрения безнадежных неудачников (losers). Этот взгляд проецируется как на отношения между народами и расами, так и на отношения между классами, что можно было наблюдать в России 19 в. За 200 лет всё это не могло не привести ко взрыву. Направленность ему придала радикальная группа, которая исповедовала атеистическую философию призвания (Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Манифест коммунистической партии, 1848; Ленин, 1916) и считала, что её внедрение в массы – решающий фактор прогресса (Ленин, 1905; Сталин, 1912). К 1922 году она захватила власть в России, а в 1925 на своём XV съезде приняла программу индустриализации. В 1928- 1941 годах было введено в строй 9 тыс. крупных промышленных предприятий, валовая продукция промышленности выросла в 8 раз, производство средств производства – в 15,5 раза, среднегодовые темпы роста промышленного производства составляли 16,5 % (в США за это же время – 1,2 %). Трудовое воодушевление значительной части населения Советской России было обусловлено массовым принятием философии призвания, основанной на атеизме, материализме и коллективизме. Однако проблема была в том, что СССР как государство включал в число своих граждан не только тех, кто захотел бы быть сотрудником СССР как корпорации. Это вызвало, с одной стороны, подавление инакомыслящих, а с другой – распространение притворного принятия господствующей философии и её эрозию. Что и привело к падению СССР. Падение цен на нефть в восьмидесятых годах прошлого века, возможно, искусственное, не есть причина краха СССР. Падение цен было тем небольшим взрывом в доме, который разрушался сам от самой расточительной жизни в нём, потому что его давно никто не ремонтировал, не хотел и не мог ремонтировать. Ещё на заре советского эксперимента стало понятно, что для поддержания высокой степени экономической активности и организованности в идейных сообществах необходима чуть ли не сектантская организация (Александр Васильевич Чаянов. Учение о крестьянском хозяйстве, 1923). Высокоэффективные хозяйства русских штундистов и старообрядцев показывали, что именно жесткий отбор по идейному признаку, замкнутость группы гарантирует её стабильный экономический успех. Это подтверждала и практика капитализма в США, обязанного своим успехом наличию множества замкнутых протестантских групп, которые требовали от своих членов определённого хозяйственного поведения и само участие в которых давало человеку определённую деловую репутацию (Макс Вебер. Протестантская этика и дух капитализма, 1905). Главный принцип организации таких групп – следование определённой философии на деле, что исключает какое бы то ни было притворство. Кто не следует философии группы, немедленно изгоняется. И само “дело Йукоса” можно рассматривать как предмет философии группы. e) Философия как средство бизнеса Фактор философии привлек и теоретиков управления частными корпорациями. Основоположники теории менеджмента ввели в оборот понятия корпоративного духа, корпоративной культуры и корпоративной философии (Анри Файоль. Общее и промышленное управление, 1916). Знаменитые Хоторнские эксперименты (Western Electric’s Company, 1927-1932) показали, что производительность труда и инициатива сотрудника зависят не столько от безличного материального стимулирования и физических условий труда, сколько от отношения работника к труду и к самой корпорации (Элтон Мэйо. Социальные проблемы индустриальной цивилизации, 1933). Большие корпорации начали принимать системы корпоративной философии. Вскоре философия признаётся одним из ведущих факторов менеджмента и становится широко распространенным средством эффективного управления. Одновременно переоценивается роль информационных и идеологических факторов в развитии производительных сил. Философия осмысляется как интеллектуальная технология, вдохновляющая развитие (Юрген Хабермас. Технология и наука как идеология, 1969). Наконец, возникает мысль, что философия является интегральным средством как менеджмента, так и маркетинга и что без корпоративной религии в скором будущем не сможет эффективно функционировать ни одна корпорация (Йеспер Кунде. Корпоративная религия, 1998). Религия есть не что иное, как доведенная до конца философия. Это философия, которая становится образом жизни, действующим этосом. Незаинтересованный взгляд на вещи открывает, продуцирует новые взгляды, которые, в свою очередь, вдохновляют человека на манипулирование этими вещами – созерцательное или деятельное, созидательное или разрушительное. Безразличная к любой стоимости, философия создаёт стоимость. Она делает это опосредованно, создавая вдохновляющие идеи. И она делает это непосредственно, придавая сверхценность тому, что делают предприниматели и их сотрудники. Для ряда крупнейших корпораций (Harley Davidson, Coca Cola, Virgin, etc.) их философия составляет до 90% их стоимости. Теперь уже чуть ли не в школе учат, что можно потерять все материальные активы, включая производственные мощности, но если останется философия, которая составляет сущность марки, ничего не будет потеряно. Философия не только сплачивает корпоративные команды, мотивируя сотрудников, но и выполняет маркетинговые функции, мотивируя контрагентов корпораций вступать с ними в деловые отношения и, в конечном счёте, отдавать именно им свои деньги. Философствование становится производством. И у этого сверхэффективного производства есть своя технология. Технология производства корпоративных философий – новейший шаг технологического прогресса, полтысячелетия назад инициированного философией. В “деле Йукоса” только-только стали обнаруживаться зачатки корпоративной философии, но “дело Йукоса” также есть форма (стратегия и тактика) борьбы с корпоративной философией как таковой. f) Философия как цель бизнеса Бесцельный взгляд на мир – источник всех наших целей. Всё, что мы делаем, делается ради нашей философии. Не было бы философии, не было бы ничего. Философия ставит нам задачи, распределяет нашу энергию, регламентирует нашу жизнь. Если вытащить из читателей этой книги их философию, респектабельная публика превратится в кучку бомжей, едва справляющихся с собственными потребностями. Неправда, будто нажива – главный мотив предпринимательства. На основе одной только жажды наживы может возникнуть разве что разбой. Да и то – для этого дела нужна известная организованность, которую нажива не мотивирует. Для предпринимательства нужно нечто значительно большее. Тут нужна очень сложная система мотивов, способная соединять вместе большие группы людей и создавать сложное взаимодействие между ними в течение долгого времени. Эти мотивы должны касаться чего-то очень высокого, недоступного изменчивым обстоятельствам. Бизнес зависит от философии. Философия заставляет колотиться его сердце. Философия создаёт богатства и ввергает в нищету. Один жест философии – и бизнес возник. Один жест философии – и бизнес может исчезнуть. Примечание. О философии вообще. Надо ли искать философию в “деле Йукоса”? Добавление. Исторический идеализм. Добавление. Религия как оружие. Добавление. О правильных реакциях и эксперименте Паттерн. О выборе между детьми.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.018 с.) |