Specific features of secondary consumer markets on the example of the resale market of limited shoes 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Specific features of secondary consumer markets on the example of the resale market of limited shoes



Abstract: The article analyzes the motives of participants in the secondary market of limited sneakers, examines the features of its functioning, identifies existing problems and concludes on the further direction of the market development.

Keywords: grinch bots, online shopping, consumer motivation, resale market, limited edition goods

 

Глобальный рынок перепродажи товаров ограниченного выпуска в последние годы стремительно растёт и по оценкам экспертов в ближайшие 5 лет увеличится на 49%, в то время как темпы роста розничного рынка составят всего 2% [3]. Основу рынка перепродажи составляют кроссовки, предметы роскоши, фигурки и билеты на концерты. Особенность данных товаров заключается в том, что после приобретения на первичном рынке их можно перепродать по цене, значительно превышающей первоначальную. Акты перепродажи осуществляются на различных цифровых платформах и через социальные сети, где посредством обмена комментариями или прямыми сообщениями происходит взаимодействие между покупателем и продавцом.

Наибольшая потребительская активность характерна для рынка перепродажи лимитированных кроссовок, объём которого в 2019 году составил 2 миллиарда долларов США и к 2025 году по прогнозам экспертов увеличится до 6 миллиардов [2]. Основными участниками рынка являются подростки и люди в возрасте до 30 лет, которые зачастую выступают одновременно и как потребители, и как продавцы. Мотивация заниматься перепродажей кроссовок не ограничивается экономической выгодой – существуют также различные социальные и психологические причины, которыми руководствуются молодые люди при выборе данного рода деятельности. Одна из таких причин – потребность в социализации и желание стать частью субкультуры реселлеров (от англ. reseller – торговый посредник), члены которой, с одной стороны, занимаются перепродажей редких кроссовок, а с другой – объединены общими интересами, основанными на стремлении разбираться в моде и соответствовать модным тенденциям.

Другая причина заниматься перепродажей кроссовок во многом обусловлена возрастными особенностями участников рынка – многие из них являются подростками, и любая деятельность для них мотивируется потребностью в самовыражении и самореализации [2]. Для подростков участие в рыночных отношениях является способом выделиться среди сверстников и получить их признание и уважение. Благодаря тому, что рынок перепродажи по большей части сосредоточен в Интернет-пространстве, подростки получили неограниченные доступ к данному виду предпринимательской деятельности и смогли реализовать себя в этой области.

Потребительская мотивация на рынке перепродажи кроссовок также определяется совокупностью различных факторов. В первую очередь важно отметить положительный эффект, который оказывают сообщения о дефиците товара на желание его купить. Ограничение доступности заставляет сомневающихся потребителей сожалеть о намерении не покупать товар в настоящем и побуждает их к совершению покупки. Кроме того, потребители рассматривают дефицитные товары как более качественные независимо от их фактического качества. Владение и пользование редкими вещами позволяет потребителям отличать себя от других людей, вызывает чувство превосходства [3]. Также потребителями движет желание ассоциировать себя со знаменитостями, которые носят ту же обувь либо принимают участие в создании лимитированных коллекций кроссовок. Все эти причины в совокупности определяют высокий спрос потребителей на редкие кроссовки, которые можно приобрести только на рынке перепродажи, благодаря чему этот рынок активно развивается и демонстрирует высокие темпы роста.

Существуют различные стратегии поведения на рынке перепродажи лимитированных кроссовок. Реселлеры могут приобретать товар на первичном рынке для мгновенной перепродажи по более высокой цене либо использовать дефицитную обувь в качестве инструмента инвестирования, так как с течением времени цена на те или иные модели кроссовок может продолжать увеличиваться. Американская платформа для перепродажи StockX, основанная в 2015 году, выполняет роль фондовой кроссовочной биржи, где можно отслеживать динамику цен на кроссовки и осуществлять их куплю-продажу. При этом вложение финансовых средств в дефицитную обувь, так же как и в ценные бумаги, сопряжено с определёнными рисками, так как производитель может осуществить ресток (от англ. restock – пополнение запасов) – перевыпуск серии кроссовок, вследствие чего цена на данную модель на вторичном рынке резко упадёт.

Существование вторичного рынка редких кроссовок безусловно выгодно как продавцам, которые в первую очередь заинтересованы в получении прибыли, так и покупателям, стремящимся удовлетворить свои социальные потребности посредством приобретения дефицитных товаров. Однако развитие рынка перепродажи напрямую связано с распространением нетактичного поведения в среде реселлеров, которые прибегают к различным нежелательным манипуляциям в стремлении заполучить дефицитный товар на первичном рынке. На сегодняшний день шансы обычного потребителя приобрести лимитированные кроссовки по розничной цене при старте онлайн-продаж практически равны нулю, так как вся обувь выкупается с использованием гринч-ботов – специальных программ, которые автоматизируют процесс оформления заказов и совершают покупки за доли секунды [1].

Само по себе использование гринч-ботов не является противозаконным, однако противоречит условиям использования сайтов большинства ритейлеров. Бренды стремятся бороться с ботами различными способами: устанавливают на сайтах капчи, блокируют подозрительные заказы, подменяют ссылки на товар. Однако в подавляющем большинстве случаев разработчики ботов оказываются на шаг впереди ритейлеров и успешно находят способы взлома систем безопасности. Для борьбы с ботами многие бренды начали использовать систему раффлов (от англ. raffle – розыгрыш, лотерея) – розыгрышей права на покупку кроссовок. Система предполагает предварительную регистрацию пользователей и проведение лотереи среди зарегистрировавшихся, что теоретически должно уравнивать шансы ботов и обычных покупателей. Однако даже в этом случае люди, использующие специальные программы, оказываются в более выгодном положении, так как боты позволяют им создавать множество фиктивных аккаунтов пользователей, что существенно увеличивает вероятность выигрыша.

Нетактичное поведение реселлеров характерно не только для онлайн-торговли, но и при продаже кроссовок в физических магазинах. Здесь в значительной степени распространена практика бэкдора (от англ. back door – черный ход), когда часть товара не поступает в открытую продажу, а откладывается продавцами для личного приобретения. Как правило, подобные действия со стороны продавцов должны тщательно отслеживаться и пресекаться администрацией магазинов, однако в действительности многие недобросовестные работники остаются безнаказанными.

Розничные торговцы и производители в большинстве своём негативно относятся к реселлерам, так как значительной рост их числа в последние годы привёл к тому, что обычные потребители лишились возможности приобретать дефицитные товары по фиксированной цене. Очевидна несправедливость того факта, что люди, заинтересованные в покупке лимитированных кроссовок для личного пользования, вынуждены нести денежные жертвы и платить больше, даже зная обычную цену, в то время как реселлеры получают значительную прибыль, спекулируя на желаниях потребителей обладать редким товаром. Однако в настоящее время не существует эффективного метода борьбы с недобросовестными реселлерами, хотя производители стараются работать в этом направлении.

В качестве итога следует отметить, что на сегодняшний день вторичный рынок дефицитных товаров, в частности, коллекционных кроссовок, растёт и развивается быстрыми темпами, что влечёт за собой как позитивные, так и негативные последствия. Положительные аспекты выражены в возможностях участников рынка реализовывать свои социальные потребности и удовлетворять личные потребительские нужды. Отрицательная сторона рынка перепродажи заключается в повсеместном распространении нетактичного и недобросовестного поведения среди реселлеров, что обусловлено отсутствием эффективных инструментов регулирования со стороны производителей и розничных торговцев, которые хотя и не являются непосредственными участниками вторичного рынка, тем не менее могут оказывать на него значительное влияние. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время быстрорастущий рынок перепродажи лимитированных кроссовок, как и прочих редких потребительских товаров, в первую очередь нуждается в создании и поддержании справедливых условий для всех его участников, и именно в этом состоят дальнейшие перспективы его развития. 

 

Список литературы:

1. Помощники спекулянтов: как гринч-боты скупают дефицитные товары [Электронный ресурс]. – URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/416151-pomoshchniki-spekulyantov-kak-grinch-boty-skupayut-deficitnye-tovary (дата обращения: 26.01.2021).

2. Kim W., Kim B. Consumption Motivation of Limited Edition Product in Reselling Open Market // J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. – 2020. – № 6(4). – URL: https://doi.org/10.3390/joitmc6040133 (дата обращения: 26.01.2021).

3. Kim W., Kim B. The Critical Factors Affecting the Consumer Reselling of Limited Edition Products: A Case in the Korean Fashion Sector // Sustainability. – 2020. – № 12(19). – URL: https://doi.org/10.3390/su12198181 (дата обращения: 26.01.2021).


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.008 с.)