Formation and maximization of company's profits in modern conditions 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Formation and maximization of company's profits in modern conditions



Abstract: the article examines the ways of generating profit, the possibility of increasing it in the current environment. On the basis of a comparative description of the mechanisms for generating profits for representatives of Russian food retail, the author identified ways to increase profits that ensure the effective operation of the company.

Key words: revenue, profit, net profit, profit generation algorithm, profit maximization.

 

Закономерное экономическое развитие невозможно без эффективной деятельности экономических субъектов, в частности, предприятий и организаций, формирующих экономический потенциал отдельной отрасли, региона и даже государства. Из экономической теории известно, что главной целью предпринимательской деятельности, или коммерческих организаций является получение прибыли. Именно прибыль выступает одним из критериев эффективности предприятий, отражает фактические результаты компании в количественном измерении, позволяет судить о положении компании на настоящий момент, в динамике и в будущем с помощью прогнозных моделей и проводить оценки ее конкурентоспособности.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время в условиях разразившейся пандемии COVID-19, наложения ряда ограничений на деятельность предприятий и изменения потребительских привычек населения, компаниям необходимо продолжать генерировать прибыль. Алгоритм формирования прибыли и отражения ее в отчетных документах требует тщательного рассмотрения, так же, как и планирование прибыли, позволяющее выявить финансовые возможности и перспективы компании. Целью статьи является выявление особенностей формирования и планирования прибыли компаний и оценка путей ее максимизации в современных условиях.

Как экономическая категория прибыль являет собой чистый доход предприятия, образующийся в результате превышения доходов, полученных им, над всеми расходами предприятия; выступает отражением эффективности деятельности и стимулирующим фактором, так как обеспечивает финансовое обеспечение ресурсами, закладывая основу формирования бюджетов на разных уровнях предприятия. Общепризнанно прибыль классифицируют по источникам формирования (от реализации товаров, основных фондов, от внереализационных операций [3], валовая прибыль), по периоду формирования (предшествующего, текущего, планового периода), по отношению к налогообложению и инфляции, по способам использования (потребляемая и капитализируемая) [2].

Основным источником получения информации о деятельности компании является бухгалтерская отчетность организаций, составляемая на основе РСБУ [1], в частности, Отчет о финансовых результатах дает ясное представление о классическом варианте формирования прибыли предприятия: здесь последовательно отражаются статьи доходов и расходов с промежуточными значениями прибыли.

В статье алгоритмы формирования прибыли рассмотрены на примере российских предприятий ритейл-сектора ПАО «Магнит» и ООО «Лента». По результатам 3 квартала 2020 года, доли ПАО «Магнит» и ООО «Лента» на рынке составляют 9,6% и 2,5% соответственно [7]. При рассмотрении бухгалтерских отчетностей компаний становится очевиден маленький размер выручки у ПАО «Магнит», - в 668 раз меньше по сравнению с ООО «Лента» в 2019 году, хотя чистая прибыль, полученная ПАО «Магнит» в 2019 году, превосходила последнюю ООО «Лента» в 4,4 раза, составив 40 501 229 тыс. руб. в абсолютном выражении [5], что свидетельствует о различных алгоритмах формирования прибыли предприятий.

Сравнительно малый размер выручки ПАО «Магнит», сочетаемый с большим объемом чистой прибыли, позволяет сделать вывод о дополнительных включаемых в расчет чистой прибыли доходов больших объёмов; у ПАО «Магнит» такими статьями доходов становятся доходы от участия в других организациях, демонстрирующие наибольшую долю в статье доходов предприятия, а также проценты к получению. В их динамике наблюдается повышательный тренд; в 2019 году внереализационные доходы составили 40 070 000 тыс. руб. [6]. Доходы от участия в других организациях включает в себя доходы ПАО «Магнит» от учрежденной им компании АО «Тандер», основным видом деятельности которого как раз является розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами, ПАО «Магнит» является единственным акционером АО «Тандер», и получает дивиденды с чистой прибыли последнего, и проценты по другим ценным бумагам.

Аналогичный анализ ООО «Лента» продемонстрировал классическую модель формирования прибыли, - в силу объявления основным видом деятельности непосредственно розничной продажи, именно выручка становится основой ее формирования. Наибольшую доля расходов, влекущих за собой значительное уменьшение прибыли, приходится помимо себестоимости на коммерческие расходы, составляющие более 80% принимаемых к вычету из валовой прибыли расходов, начиная с 2016 года, - это расходы, связанные с продажей продукции, товаров или услуг, что в целом отражает основной вид указанной в бухгалтерской отчетности деятельности ООО «Лента» и объясняет отсутствие коммерческих расходов у ПАО «Магнит».

Максимизация прибыли становится одной из главных целей предпринимательской деятельности, предполагающая извлечение наибольшей прибыли при наименьших затратах. Основными способами увеличения и максимизации прибыли считаются снижение себестоимости, увеличение объема реализации продукции, увеличение цен при рационализации издержек и сохранении качества продукции [8], однако механизмы различны вследствие отраслевых особенностей и влияния внешней среды во взаимосвязи с внутренними факторами. Положительное влияние на выручку и прибыль предприятия оказывают и качественные факторы, - совершенствование технологий, расширение ассортимента, улучшение качества продукции.

Рассматриваемые компании демонстрируют различные подходы к максимизации прибыли. ПАО «Магнит» является лидером по количеству магазинов, продолжает увеличивать их число, проводя геоаналитику целевого расположения точек, привлекая тем самым новых покупателей и увеличивая прибыль. Компания постоянно совершенствует систему логистики, что позволяет увеличивать собственное производство и развивать частную марку, являющуюся одним из главных драйверов ритейл-сектора. Инвестирование в IT- технологии, появление систем автозаказа сокращает дополнительные издержки, принося компании все большую прибыль. ООО «Лента» занимает более слабое положение, механизмом максимизации прибыли компании выступает максимальное соответствие предложения потребительскому спросу, с целью чего внедряется предиктивная аналитика в рамках цифровой трансформации. В своем годовом отчете за 2019 год ООО «Лента» объявила, что компания будет сконцентрирована на увеличении рентабельности уже существующих точек, чем обусловлена особенность механизма максимизации прибыли в ООО «Лента» [4].

Таким образом, на примере компаний ритейл-сектора были определены рекомендации по увеличению и максимизации прибыли, - в условиях нестабильной экономической ситуации необходимо обеспечение соответствия спросу потребителей, что может быть достигнуто переориентацией предприятия на другие виды производства а также обеспечение гибкости производства; внедрение современных технологий на всех уровнях деятельности предприятия, цифровая трансформация, повышающая эффективность производства, может стать ключевым фактором развития и рентабельности компании и ее функционированию в современных условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.145 (0.006 с.)