Digitalization of the Russian service market – main financial advantages and limitations 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Digitalization of the Russian service market – main financial advantages and limitations



Abstract: amidst of the rapid development of the information society concept Russian service market is actively transforming in the way of the development and deployment of qualitatively new models of commercial organizations. The financial efficiency of such integration is considered by the examples of Ozon Holdings PLC and PJSC Sberbank.

Keywords: service market, digital economy, digitalization, financial condition, business model.

 

Процесс цифровизации экономики подразумевает из себя внедрение цифровых технологий и систем в сектора национального хозяйства. Этот процесс направлен на совершенствование рыночной инфраструктуры и расширение возможностей частных коммерческих предприятий. В идеале, цифровизация должна положительно сказываться на оценочные показатели производительности частных предприятий, рыночную долю и объем выручки. В данном исследовании рассматривается гипотеза того, что цифровизация экономики несёт в себе исключительно полезный характер для предприятий и организаций, реализующих свою деятельность на российском рынке услуг. В рамках гипотезы, применение методического комплекса по внедрению передовых цифровых систем в структуру рассматриваемых предприятий способствует увеличению их ключевых количественных и финансовых показателей. Объектами исследования являются организации Ozon Holdings PLC и ПАО «Сбербанк».

Ozon Holdings PLC является холдингом, чьи дочерние компании специализируются в сфере электронной торговли B2C и 3P маркетплейса. Компания содержит собственную электронную торговую онлайн-площадку, вебсайты и систему автоматического обмена данными между департаментами организации. Концепция цифровой экономики чётко отражена в бизнес-модели предприятия. Благодаря этому можно объективно оценить деятельность Ozon в рамках данного исследования, а именно проследить ключевые особенности рыночной доли компании и её общего финансового положения. В 2019 году в сфере онлайн коммерции рыночная доля Ozon составила около 3%, в 2021 этот показатель удвоился и теперь составляет 6% от всего рынка электронной торговли в России. 21 января 2021 года общее количество пользователей магазина составило более 41 млн. человек, из которых 27% регулярно совершают покупки [1].

Ozon проводит реализацию программы введения новых цифровых систем, которая укрепляет и совершенствует информационную инфраструктуру бизнеса. В период 2018-2020гг. компания ввела следующие системы и обновления: 1. новое обновлённое мобильное приложение; 2. обновленная поисковая система товаров; 3. новые электронные торговые площадки; 4. платформа для маркетинга; 5. система внутреннего менеджмента складских помещений; 6. система транспортного менеджмента [2]. Такого рода изменения наряду с расширением логистической сети и площади фулфилмент-центров обеспечивают компанию стабильной клиентской базой, которая в 2020 году увеличилась на 11,8% [3]. При этом компания способна совершать доставки в день покупки примерно для 40% населения России. В плане расширения рыночной доли Ozon добился значительных успехов. Благодаря частому обновлению собственной инфраструктуры и постоянным инновациям в сферах применения практичных цифровых систем в фулфилмент-центрах, компании удалось основательно укрепиться на российском рынке электронной коммерции несмотря на конкуренцию со стороны таких предприятий как Alibaba, Wildberries и Ситилинк [4].

Компания Ozon Holdings PLC официально совершила IPO на американской фондовой бирже NASDAQ в прошлом году. Таким образом компания смогла привлечь $990 млн акционерных средств. Первоначальная стоимость акций в день IPO составила 30$ за единицу. На текущий момент акции Ozon котируются по курсу 64,49$ за акцию на нью-йоркской бирже NASDAQ – прирост цены за акцию по сравнению с первоначальной стоимостью на момент IPO равен 114,6%. Общий объём оборота компании в 2019 году составил 80,8 миллиардов рублей, а EBITDA к общему объёму оборота – 22,4%. IT-услуги составляют 3,7% от данного показателя. Анализ cash flow компании показал, что Ozon располагает возможностью полностью финансировать собственную деловую деятельность на протяжении пяти месяцев в случае отсутствия свободного капитала и новых привлечённых средств, а коэффициент абсолютной ликвидности компании в 2021 составляет 0,16. Однако Ozon, как и многие молодые компании в сфере электронной коммерции, испытывает на себе закономерности корпоративного роста; предположительно до 2024 года прибыль компании будет отрицательной. С 2025 картина поменяется, и Ozon вступит в стадию активного роста, при котором изменение финансовых показателей приобретёт положительную динамику.

На основании приведенной информации можно сделать следующее заключение: в современной экономике цифровизация торговли является важнейшим элементом для достижения делового успеха на рынке услуг. Она особенно актуальна для российских компаний, т.к. отечественный сектор онлайн коммерции является наиболее динамично развивающимся на сегодняшний момент.

ПАО «Сбербанк» – многофункциональный банк коммерческого типа, работающий с большим количеством клиентов разного контингента благодаря обширному варианту предоставляемых услуг на всей территории Российской Федерации. Все спектры деятельности направлены на эффективное инвестирование средств от акционеров, вкладчиков и клиентов со стороны физических и юридических лиц для возможности кредитования граждан России, а также для устойчивого развития реального сектора экономики, развивая банковскую систему и поддерживая сберегательную систему вкладов.

За последние годы доля наличных платежей в торговом обороте Сбербанка увеличилась с 41,3 % в декабре 2017 года до 55,6% в декабре 2020 года, а количество осуществления операций на комиссионной выросло с 16,2% на 9 февраля 2020 года до 20,8% на 14 февраля 2021 года [5]. Источники для данной деятельности банка: 1.акционерный капитал (38,55 рублей дохода на обыкновенную акцию,включая избавление от Denizbank и 41,80 рублей прибыли на обыкновенную акцию от продолжающейся деятельности); 2. Средства физических лиц; 3. Вклады корпоративных клиентов; 4. иные средства, включая различные рода заимствования на международном уровне [6].

В результате цифровизации процессов Сбербанка возник ряд позитивных аспектов: возник единый реестр через который Сбер хранит и обменивается информацией в процессе своей деятельности; появилась опция,показывающая стоимость клиентских активов; достоверность об отсутствие залогового имущества в учете у других банков; нивелирование рисков при взаимодействие с определенными лицами снизился уровень расходных затрат для процедуры достоверности предоставленной клиентом информации о себе; потеря необходимости в копирование записей для передачи их к учету у финансовых организаций; упрощение работы с реестром в целом и со сделками в базе данных.

На основании этого, количество активных частных клиентов составило 96,2 млн человек, корпоративных клиентов – 2,6 млн. Число активных клиентов Сбербанка Онлайн и СМС-Банка равно 70 млн человек, активные клиенты Сбербанк Бизнес – 2,1 млн. Сбербанк владеет более 3,6 тысяч точек агентской сети в сельской местности, имеет 14,2 тысяч отделений и 76,9 тысяч устройств обслуживания. Технологическая платформа Сбербанка имеет высокий уровень надежности, совершая 4-6 тыс. операций в секунду. Сбербанк ускорил в 7 раз процесс «TIME-TO-MARKET» с помощью интегрированного AI в платформу на всех уровнях, сформировав тем самым эффективную облачную IT-платформу [8].

Таким образом все сервисы и продукты экосистемы Сбербанка включают: финансовые услуги и финтех, электронная коммерция, логистика, IT-услуги, кибербезопасность, услуги облачных технологий, маркетинг и реклама, доставка еды и рестораны, lifestyle, медиа и развлечения, недвижимость, здоровье, профессиональные услуги, коммуникации, биометрия, рекрутинг и трейнинг [9]. 

Однако до сих пор существует и ряд негативных эффектов цифровизации деятельности банковских организаций: 1. увеличение случаев мошенничества (хищение данных и «случайные» финансовые операции); 2. несанкционированное подключение услуг с ежемесячными списаниями; 3. проблема с недостоверностью документов; 4. сокращение трудового персонала, а также утечка данных клиентов Сбербанка и продажа этой базы данных третьим лицам [10]. 

       Эти сведения говорят о том, что банковский сектор получает множество преимуществ посредством разработки и применения новых цифровых систем. При продуманной стратегии реализации новых цифровых продуктов и интернет-услуг, банки могут достичь увеличения клиентской базы, а также уменьшить затраты и время на выполнение ряда задач и процессов, связанных с обработкой информации и проведением трансакций. Основной проблемой цифровизации банковской деятельности и финансового сектора на данный момент является обеспечение кибербезопасности.

       Проделанное исследование показывает, что цифровизация экономики благоприятно влияет на финансовые показатели компаний, занятых в сферах торговли. Применение сложных цифровых алгоритмов и специализированных электронных систем в существенной степени влияет на эффективность деятельности банковских организации. Правильная реализация современных стратегий роста с учётом разработки новых онлайн-продуктов и интернет-услуг позволяет организациям достичь расширения собственной рыночной доли, а также снижает операционные издержки. В целом именно благодаря эффективной цифровизации экономки российский рынок услуг динамично развивается, а степень его открытости растёт вместе с общей капитализацией и количеством новых компаний и предприятий, бизнес-модели которых основываются на IT-системах и интернет-платформах.

 

Список литературы

1. Глеб Кривошеев: Ozon Holdings: главный бенефициар роста электронной коммерции в России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://seekingalpha.com/article/4402967-ozon-holdings-main-beneficiary-of-russian-e-commerce-growth (дата обращения: 09.02.2021).

2. Ozon.com [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://corp.ozon.com/ (дата обращения: 08.02.2021).

3. Ozon.com – Презентация компании [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://corp.ozon.com/investors?source=content_type%3Areact%7Cfirst_level_url%3Aarticle%7Csection%3Amain_content%7Cbutton%3Abody_link#presentation (дата обращения: 09.02.2021).

4. Data Insight: Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.top100.datainsight.ru/?source=content_type%3Areact%7Cfirst_level_url%3Aarticle%7Csection%3Amain_content%7Cbutton%3Abody_link (дата обращения: 09.02.2021).

5. Сбер Индекс – Доля безналичных платежей в торговом обороте [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sberindex.ru/ru/dashboards/dolya-beznala (дата обращения: 10.02.2021).

6. Сбербанк – Стратегический отчёт 2019 [Электронный ресурс] – Режим

доступа: https://2019.report-sberbank.ru/management/part-2 (дата обращения: 10.02.2021).

7. Сбер Индекс – Доля онлайн-оплат по категориям [Электронный ресурс]

Режим доступа: https://sberindex.ru/ru/dashboards/izmenenie-trat-po-kategoriyam-dolya-onlain-oplaty (дата обращения: 10.02.2021).

8. Сбербанк – Годовой отчёт 2019: Портрет группы [Электронный ресурс]

Режим доступа: https://2019.report-sberbank.ru/management/part-1 (дата обращения: 11.02.2021).

9. Долг РФ – Цифровизация банковского сектора: перспективы и проблемы

[Электронный ресурс] Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/xn--c1abvl.xn--p1ai/s/news/economy/tsifrovizatsiya_bankovskogo_sektora_perspektivy_i_problemy/ (дата обращения: 11.02.2021).

 10. РБК – СМИ обнаружили новую утечку данных клиентов Сбербанка

[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/14/02/2020/5e46339a9a794720b519014f (дата обращения: 10.02.2021).

 

Климова Н. К.

Научный руководитель Латов Ю. В.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.01 с.)