Cross-categorial analysis as a method for distributing the role of categories 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Cross-categorial analysis as a method for distributing the role of categories



Abstract: The role of a category is determined using cross-categorical analysis, which is built on indicators of profit and turnover. Depending on the role of the category, the pricing policy, marketing promotion, the depth of the range included in it will depend.

Key words: cross-categorical analysis, category management, category role, profit, turnover, retail chain.

 

Кросс-категориальный анализ нужен для того, чтобы определить роль категории. Данный анализ помогает также предвидеть пути развития для категории.[1]

Кросс-категориальный анализ состоит из следующих этапов:

1)    Сбор статистически данных. Составление списка категорий и сбор данных по обороту и маржинальной прибыли. Далее данные сортируются по мере убывания показателей.

2)    Определяем границы данных. Минимальные, максимальные значения, а также среднее арифметическое по исследуемым показателям (это будет точка пересечения осей Х и Y). Данные переносятся на диаграмму.

3)    Определение ролей категорий.

•     Приоритетные – занимают на графике верхний правый угол, их значения по прибыли выше средних.

•     Удобные категории – на графике располагаются в левом нижнем углу. И по прибыли, и по обороту они показывают значения ниже средних.

•     Базовые категории – находятся в середине диаграммы и их должно быть больше всего.

•     Уникальные – их необходимо определять не по графику, а по анализу конкурентной среды и ценности данного товара для покупателя.

•     Сезонные / периодические - так же на графике не отображаются, их следует определять исходя из анализа динамики продаж.[2]

Объектом для исследования был выбран ассортимент продуктовой сети правильного питания «Город-сад». В данной сети продаются продукты без добавления сахара, красителей и консервантов, так же в продаже имеются функциональные и специализированные продукты. Ассортимент магазина представлен 601-ой товарной позицией, которым были присвоены следующие категории (в скобках указаны прибыль и товарооборот за 8 месяцев: каши, хлопья, отруби (8221; 15504), масло сливочное, топленое(12228; 25160), соусы, уксусы, майонез (20704; 36080), пирожные, торты десерты (35678; 62832), приправы, специи (44735; 76916), лепешки, хлебные палочки, сушки (62310; 129362), кисломолочные продукты(61786;150460), джем, варенье (84931; 175784), замороженные полуфабрикаты (91870; 181000), растительное мясо (102224; 208480), жевательные резинки (132644; 211008), чипсы овощные (159199; 272488), соки, нектары, морсы (150934; 281491), батончики фруктовые (149925; 281959), мед (170859; 294206), завтраки, гранола, мюсли (248135; 436080), кокосовая вода (236514; 441093), закуски, паштеты (224290; 444048), детское питание(231440, 452376), печенье, крекеры, вафли (238796; 498632), хлебцы, сухари (238796; 498632), конфеты (281785; 502365), пиво (375222; 689651), сахар, заменители сахара, сиропы, пикмезы (365595; 697548), мороженое (398100, 701523), переводные тату (419296; 774757); снеки (457079; 805267), батончики протеиновые (438428; 833270), маффиты, капкейки (538371; 910151), чипсы фруктовые (560929; 912576), батончики ореховые (565793; 1008385), мука (642106, 1048865), функциональные напитки (534547; 1055617), крупа, семена (589529; 1085315), замороженные десерты (679097; 1237048), средства для ухода за телом (680336; 1273719), зефир, мармелад, пастила (711738; 1303830), средства защиты (674761; 1349522), макаронные изделия (713748; 1548582), растительное масло (840518; 1597102), чай, кофе, какао (1038411; 1645976), орехи, сухофрукты (806536; 1690592), ореховые пасты (927129; 1728098), хлеб (1004614; 1794184), растительные колбасные изделия (873369; 1979858), тофу, растительный сыр (1087379; 2135202); вода (1698624; 2557720), бады, суперфуды (1453493; 2578014), лимонады, квас, сидр (1373318; 2605046), спортивное питание, протеины (1400770; 2647093), растительное молоко (1354130; 3064175), шоколад (1790575; 3344984), мед Манука (2536454, 4680744), растительные йогурты, десерты (2535809; 4704826), книги (2633356; 5387982).

 Для того, чтобы сделать кросс-категориальный анализ и присвоить роли категориям, список категорий сортирован в порядке возрастания товарооборота. Далее были рассчитаны средние значения по товарообороту (1 202 259,00) и прибыли (639 020,71), эти значения являются пересечением оси Х и У на графике.

Категории в соответствии со своими значениями были отмечены на рисунке 1, и им в соответствии с местом расположении на графике присвоена роль (в левом нижнем углу – удобные, в средней части графика – базовые, в правом верхнем углу - приоритетные). [1]

Рисунок 1 - Кросс-категориальный анализ

В результате анализа получилось следующее соотношение категорий:

1) Базовая – 43%

2) Приоритетная - 13%

3) Удобная – 25%

4) Сезонная/Периодическая – 14%

5) Уникальная – 5%

Доля каждой роли категории в общем объеме представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Доли категорий

По результатам кросс-категориального анализа были определены роли для категорий из них к базовой относятся 43%, к приоритетной - 13%, к удобной - 25%, к Сезонной/Периодической - 14%, к Уникальной – 5%.

Базовых категорий в продуктовом магазине должно быть от 40 до 50% в результате анализа получилось 43%, что входит в нужный диапазон. Приоритетных категорий - 13%, должно быть около 20%, поэтому необходимо поднимать продажи по категориям, которые потенциально могут быть приоритетными, например, «растительные колбасы» и «ореховые пасты. Удобных категорий должно быть 10-15%, в исследуемом магазине получилось 25%, так же необходимо по некоторым из этих категорий повышать продажи, чтобы перевести их в базовые. Сезонных должно быть до 20%, в исследуемом магазине 14%, что соответствует рекомендуемым нормам. Уникальных должно быть около 1%, в исследуемой продуктовой сети - 5%, но данная специализация магазина предусматривает наличие большего количества уникальных категорий.

Таким образом можно констатировать, что предприятие не дополучает прибыль, из-за неэффективной ассортиментной политики, так как в ассортименте содержится мало приоритетных категорий, которые генерируют прибыль.

Список литературы

1. Пьяникова, Э. А. Оптимизация ассортимента с использование экспериментально-математических методов [Текст] / Э. А. Пьяникова, Е. П. Беднякова // Проблемы идентификации, качества и конкурентоспособности потребительских товаров. – 2015. – С. 213-221.

2. Бузукова, Е. А. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице [Текст] / С. В. Сысоева, Е. А. Бузукова. – СПб.: Питер, 2018 – 317 с.

3. Колмакова, Т. Е. Оптимизация ассортимента малоформатного ритейла [Текст] // Технологии и товароведение сельскохозяйственной продукции. 2015. № 2 (5). С. 12-16

4. Шохирева Е. Г. Категорийный подход к управлению ассортиментом в зависимости от форматов торговли [Текст] // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2018. – № 1 (97). – С. 180–188.

Щеколдина Е.В.

Научный руководитель Гончаренко О. А.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.006 с.)