The problem of growth of smuggling of tobacco products to the market of the Russian Federation and ways of its solution 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The problem of growth of smuggling of tobacco products to the market of the Russian Federation and ways of its solution



Abstract: the article analyzes the economic nature of the import of counterfeit tobacco products to the Russian market, identifies the factors that cause the illegal turnover of this group of products, and considers a set of measures aimed at countering the illegal turnover of tobacco products. On the basis of the analysis, the ways of solving the problem of importing counterfeit tobacco products to the Russian market are formulated.

Keywords: customs control, the EAEU, import of tobacco products, smuggling, tax policy, illegal economic activity.

Проблема контрабанды табачной продукции на территорию Российской Федерации действительно актуальна для нашей страны.

В Российской Федерации, а также в государствах, которые являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), табачная продукция является подакцизным товаром. Под подакцизными товарами понимаются такие товары, которые облагаются особым видом налога – акцизом. Акциз – это разновидность косвенного налога в виде надбавки к стоимости товара. Функции акциза будут меняться в зависимости от вида товара, на который он наложен. Основная задача акциза на табачную и алкогольную продукцию заключается в регулировании спроса на данные виды товаров, путем отслеживания наложенных акцизных марок, и пополнение государственного бюджета за счет реализации таких товаров.

Чаще всего именно такие товары подвергаются контрабанде и контрафакции. Контрафактом называется товар, который был создан на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Чаще всего такие товары являются более низкими по качеству. Контрабандой же являются товары, незаконно пересекающие границу Союза, без уплаты таможенных платежей, пошлин и налогов. Контрафактные товары также могут стать контрабандными, если будет нелегально перевезены через таможенную границу ЕАЭС.

Табачная продукция составляет приблизительно 15% торгового оборота, а это почти 1,2 - 1,3 трлн. рублей в год. Если рассматривать данный показатель в денежной сумме, то можно наблюдать его рост практически на 60% за последние 5 лет. [3] Но если же рассматривать статистику со стороны количества пачек сигарет, то этот показатель, наоборот, уменьшился на 20%. Несмотря на пополнение бюджета огромной суммой от продажи табака, общий ущерб государства от недополученных акцизов только в 2019 году превысил 50 млрд. рублей. Дальше сумма будет только увеличиваться. [3]

Крупнейшими экспортерами сигарет в Россию в 2020 года были Германия (35,3% в физическом выражении), Армения (27,6%), Польша (21,6%), Болгария (11,5%) и Литва (2,1%). Значительное место в общем объеме импорта сигарет в России приходится на страны ЕАЭС. Согласно представленным данным в таблице 1 в 2018 году экспорт табачной продукции из Армении в Россию составил 75% от общего объема экспорта данной категории товаров.

Таблица 1

Импорт табачной продукции на территорию РФ из стран ЕАЭС за 2018 и 2019 гг. (тыс. долл. США) [5]

Страны-участницы ЕАЭС

Период

2018 2019  
Армения 10 543 6 449  
Киргизия 204 379  
Казахстан 153 189  
Белоруссия 21 2  

 

Заинтересованность стран ЕАЭС в развитии экспорта табачных изделий в Россию объясняется превышением их собственного производства табака над внутренним потреблением в несколько раз. По статистическим данным в Армении в 2018 году было произведено 28,5 млрд. сигарет, что в 4,5 раза больше, чем в 2013 году (6,2 млрд. штук).

Объем продажи нелегальных сигарет в нашей стране увеличился почти в два раза (с 8,4% до 15,6%) с 2018 года по 2019 год. Согласно данным статистики Федеральной таможенной службы (ФТС) России в 2019 году на территорию Российской Федерации было ввезено 14437, 9 т табачных изделий. Соответственно доля нелегального ввоза составляет 2252,3 т табачной продукции. [7]

В основном нелегальная табачная продукция импортируется в Российскую Федерацию из Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии. Из государств-членов ЕАЭС из всех ввезённых в третьем квартале 2020 г. табачных изделий было выявлено 64% контрафакта. Основная часть данных поставок – это белорусская табачная продукция, которая составила 52,8%. На Казахстан и Киргизию 7% и 4,2% соответственно.

На сегодняшний момент, преступники пользуются полупрозрачными границами, действующими в Евразийском экономическом союзе, а также разницей в акцизной политике государств-членов Союза. Отсутствие границ и возможность неограниченного ввоза табачных изделий из стран Союза формируют условия для процветания контрабанды. По данным проведенных исследований, на сегодняшний день уже каждая пятая пачка табачной продукции, которая продается на рынках Брянской и Смоленской областей, является нелегальной и поступила на эти рынки из Белоруссии. [3]

Нелегальные поставщики закупают продукцию местного производства и везут ее в Россию с поддельными документами. В транспортной накладной CMR указывают, что в транспортном средстве находится, например, туалетная бумага или бытовая химия. В ближних паллетах действительно находится заявленный товар. Однако проверить всю партию сотрудникам таможенной службы не представляется возможным, так как грузовики обычно заполняются товаром до верха и тщательно упаковываются. Соответственно, какая-то часть контрабанды все же остается укрытой от таможни и спокойно пересекает границу Российской Федерации. [5]

19 декабря 2019 страны-участники Союза подписали Соглашение о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию, по которому они должны будут гармонизировать акцизные ставки на данные товары. Таким образом к 2024 году налоги на табак должны будут измениться в пределах 20% от индикативной ставки 35 евро за 1000 сигарет (по курсу на декабрь 2020 г. В России минимальная ставка 29,6 евро, в Белоруссии – 8,5 евро, в Казахстане – 18,5 евро). [1]

Ратификация Соглашения в России произошла в ноябре 2020 г., и было принято решение увеличить акциз на табак вместо 4% на 20%. [2] Это связано с тем, что во время всемирной пандемии COVID-19 расход бюджетных средств сильно увеличился, а повышение акциза поможет выполнить государственные социальные обязанности в период сдерживания распространения пандемии и ликвидации ее последствий. [6] Однако значительный рост акциза в 2022 году может привести к ухудшению ситуации в отношении ввоза нелегальной табачной продукции на территорию Российской Федерации.

По нашему мнению, можно определить два основных направления деятельности государственных органов России по снижению объема ввоза нелегальной продукции. К ним относятся проведение согласованных мероприятий по взаимодействию со странами ЕАЭС в налоговой политике и повышение качества взаимодействия Таможенной службы, МВД и Роспотребнадзора при проведении проверок соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности.

С одной стороны, выравнивание ставок акцизов внутри Евразийского экономического союза позволит лишить главного стимула контрабандистов – получения разница в ценах на сигареты, что значительно сократит объем нелегальной контрафактной продукции на российском рынке. А с другой стороны, необходимо усилить таможенный контроль товаров и транспортных средств на таможнях и пограничных пунктах пропуска. Целесообразно установить на каждую фуру, которая перевозит табачную продукцию, GPS-датчиком и специальной меткой, сигнализирующей о ее вскрытии в неположенном месте. Использование современных технических способов контроля транспортировки данной категории товаров поможет оперативно и быстро пресекать подобные нарушения.

В заключение стоит сказать, что вопросам контрабанды и импорта контрафактной табачной продукции на рынках ЕАЭС должно уделяться больше внимание, т.к. развитие нелегального рынка табачных изделий может привести не только к уменьшению пополнения бюджета в странах Союза, но и к сокращению объема производства данной продукции на территории этих государств. Поэтому необходимо предусмотреть комплексное решение поднятой проблемы и сделать борьбу с нелегальной торговлей государственным приоритетом для всех стран ЕАЭС. А обозначенные меры позволят сделать важный шаг к созданию единого рынка табачной продукции в ЕАЭС через гармонизацию ставок акцизов.

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 392-ФЗ «О ратификации Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации. – 2020. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012080058 (дата обращения: 10.01.2021).

2. Соглашение «О принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 19.12.2019) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. – 2019. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341116/

3. Токарева, Е. Н. Контрабанда алкогольной продукции и табачных изделий / Е. Н. Токарева // Электронный журнал «Cyberleninka». 2018.

4.  «Контрафактный дым сгущается»: Газета РБК Официальный сайт [Электронный ресурс] / «Контрафактный дым сгущается». – 2019. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/11/28/5dde73ac9a794744a36c3674 (дата обращения: 29.12.20).

5. Федеральная таможенная служба: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная таможенная служба. – 2019. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://customs.ru/ (дата обращения: 29.12.20).

6. Чем пандемия помогла борьбе с контрабандой табака [Электронный ресурс] / Цены на сигареты стали яблоком раздора в Евразийском экономическом союзе. – 2020. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/12/17/851098-pandemiya-pomogla (дата обращения: 10.01.2021).

7. Nosova S.S., Kolodnyaya G.V., Bondarev S.A. Collaboration in the aspect of formation of innovative economy of Russia // В книге: Marx and Modernity. A Political and Economic Analysis of Social Systems Management. Charlotte, 2019. С. 525-535.

 

Болотникова Т.Н.

Научный руководитель Шкутько О.Н.

(РЭУ им. Г. В. Плеханова)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.011 с.)