Digital marking as a method of combating counterfeit products. International experience 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Digital marking as a method of combating counterfeit products. International experience



 

Abstract: this article analyzes the methods of digital marking of goods used in foreign countries. On the basis of the analysis, the problems and proposed ways to improve digital marking on the territory of the Russian Federation were identified, taking into account the experience of foreign countries.

Keywords: digital marking, counterfeit products, 2D DataMatrix barcode, identification tool, NFC system, QR code, 1-Tag authentication system.

       В настоящее время в мире активно растет незаконный оборот промышленной продукции. Производители товаров различных групп беспрепятственно реализуют контрафактную продукцию, выдавая ее за оригинал и нарушая при этом права на результаты интеллектуальной деятельности настоящих изготовителей, которые испытывают финансовые убытки и вынуждены сокращать объемы производства.

       Заинтересованность многих государств в улучшении экономики своих стран, снижению нелегального оборота контрафактной продукции, попадающей на национальные рынки, подтолкнула к созданию международного соглашения в области интеллектуальной собственности. Таким соглашением стало международное торговое соглашение по борьбе с контрафактом (ACTA – The Anti-Counterfeiting Trade Agreement), которое было подписано в октябре 2011 года Австралией, Канадой, Японией, Марокко, Новой Зеландией, Сингапуром, Южной Кореей и Соединенными Штатами. В последующем к международному соглашению стали присоединяться другие страны.

       Целью международного соглашения стало установление международных стандартов защиты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, было положено начало международному сотрудничеству и взаимодействию в области борьбы с нелегальным оборотом контрафактной продукции.

       По оценке экспертов Международной коалиции по борьбе с контрафактной продукцией, наибольшая доля подделок в 2019 году была обнаружена в алкогольной и табачной продукции (более 40%), в одежде и обуви (около 35%), среди парфюмерии и косметики, а также в фармацевтических препаратах — (более 20%) [1].

       Одним из наиболее эффективных методов борьбы с контрафактной продукцией была признана цифровая маркировка товаров, позволяющая отслеживать товар, уплату всех необходимых в отношении него налогов на всем пути его жизненного цикла.

       В качестве эффективного средства идентификации французская компания “BtoBeer», специализирующаяся на производстве пива, выбрала графически-преобразованные QR-коды.

       QR-коды долгое время имели пиксельный вид «шахматной доски». Компания «BtoBeer» придумала способ преобразования QR-кодов с художественной точки зрения. Она предложила:

· сделать форму QR-кодов квадратной, круглой или закругленной;

· расположить QR-код под углом 45° в виде ромба;

· добавить в QR-код дополнительные цвета и логотип фирмы.

       Для чтения таких QR-кодов с помощью смартфона потребуется установка дополнительного приложения. Эта технология дает производителю прекрасную возможность привлечь потребителей универсальным и неповторимым дизайном и одновременно защитить свою продукцию от подделки [2].

       С 20 мая 2019 года каждая пачка сигарет или табака, произведенная или импортированная в Европейский Союз, должна содержать на упаковке наклейку для аутентификации. Все страны, затронутые европейской директивой 2014/40 / ЕС, должны были выбрать надежные предприятия, которые будут заниматься предоставлением уникальных кодов [3].

       Со своей стороны, Франция выбрала в качестве надежного партнера IN Groupe (бывшую Национальную типографию), которая в данный момент несет ответственность за выпуск цифровых кодов для производителей табака.

       В качестве цифровых кодов используются двухмерные штриховые коды DataMatrix. Они способны интегрировать большой объем информации.

       Код DataMatrix содержит все данные, касающиеся производства, импорта, распространения или продажи табачных изделий. Наклейка для проверки подлинности гарантирует, что купленная пачка сигарет не является подделкой. Для нанесения кода DataMatrix во Франции используются чернила с оптически изменяющимися свойствами, бумагу, стойкую к ультрафиолету, ультрафиолетовые чернила, микропечать и молекулярный плоттер.

       Немецкая компания Heidelberger Druckmaschinen AG, специализирующаяся на производстве полиграфического оборудования и технологий печати, запустила систему аутентификации на основе меток1-Tag [4].

       Она позволяет производителям-владельцам брендов успешно бороться с контрафактными товарами и тем самым снижает экономический ущерб. Метка 1-Tag включает в свою структуру две части. Левая часть изготавливается по защищенной технологии Heidelberger, а правая часть печатается владельцем бренда. Метка 1-Tag имеет медные нити, обладающие различной чувствительностью из-за поднятых волокон, поэтому она обладает тактильными функциями, что позволяет проверить подлинность товара [5].

       Предотвращать контрафакт медикаментов в Германии совместно взялись фармацевтические, оптовые и аптечные ассоциации, создав организацию Securfarm, которая оказывает техническую и организационную поддержку в реализации Директивы ЕС о фальсифицированных лекарственных средствах.

       Директива Европейского союза о фальсифицированных лекарственных средствах (2011/62/EU) с февраля 2019 года предусматривает обязательные меры безопасности – наличие средства идентификации устройства против подделки на внешней упаковке фармацевтических препаратов.

       Средство идентификации содержит такие элементы данных, как код продукта (GTIN-номер), серийный номер, номер партии и срок годности.

       Данные о лекарственном средстве, содержащиеся в коде DataMatrix отправляются производителями в центральную базу данных, управляемую Бельгийской организацией по проверке лекарственных средств (BeMVO). После занесения сведений лекарственный препарат становятся доступным для аптек. Лекарственные средства доставляются в аптеку и данные, содержащиеся в коде DataMatrix, сканируются для сравнения с данными, содержащимися в центральной базе данных. Если серийный номер, содержащийся в коде DataMatrix, соответствует информации, содержащейся в центральной базе данных, продавец сможет выдать покупателю товар [6].

       Так как проблема нелегального оборота контрафактной продукции все еще остается в достаточно острой фазе, я бы хотела предложить властям Российской Федерации:

–перенять опыт использования цифровой маркировки товаров у стран, перечисленных в научной работе, учесть особенности и выбрать наиболее выгодные и эффективные методы маркировки товаров;

–привлекать к совершенствованию существующего механизма прослеживаемости товаров специалистов из IT – областей;

–ввести в вузы с уклоном в IT – области отдельные дисциплины, связанные с цифровой маркировкой товаров;

–проводить всероссийские олимпиады и конкурсы среди школьников, студентов и всех заинтересованных лиц, связанные с усовершенствованием цифровой маркировки и внедрению новых технологий защиты товаров от подделки.

       Каждое государство производит и наносит цифровую маркировку на продукцию по мере необходимости. Это зависит от объема нелегального оборота контрафактной продукции в той или иной группе товаров. Применение цифровой маркировки обеспечивает открытость и прозрачность товарного рынка, улучшение экономики страны и снижение нелегального оборота контрафактной продукции.

 

Список литературы

1. Сайт Международной коалиции по борьбе с контрафактной продукцией (International Anti-Counterfeiting Coalition) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.iacc.org/advocacy/key-issues/ (дата обращения: 07.11.2020).

2. Сайт компании «BtoBeer» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.btobeer.com/actualites/produits-industries/ (дата обращения: 09.11.2020).

3. Сайт Европейской комиссии [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://ec.europa.eu/health/sites/health/files/tobacco/docs/dir_201440_en.pdf/(дата обращения: 25.10.2020).

4. Сайт компании «Packaging Gateway» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.packaging-gateway.com/ (дата обращения: 27.10.2020).

5. Богданов В. Н., Блудов Д. А., Вихлянцев П. С., Головко В. А., Симонов М. В. Системы отслеживания продукции для защиты рынка от контрафакта и подделок // Современные технологии. – 2013.

6. Сайт компании «Securpharm» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.securpharm.de/codierung/ (дата обращения: 12.11.2020).

Менакова А.Н.

Научный руководитель Чалых Т.И.

(РЭУ им. Г.В. Плеханова)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.009 с.)