Категорийный менеджмент категории алкоголя в Ао «тд «перекресток» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категорийный менеджмент категории алкоголя в Ао «тд «перекресток»



Аннотация: данная статья посвящена анализу современной ассортиментной политики АО ТД «Перекресток» в части категорийного менеджмента товарной категории «Алкоголь» на примере группы игристых вин, а также исследованию актуальных тенденций развития данной категории в различных розничных торговых сетях.

Ключевые слова: анализ, ассортимент, категория, товар, алкоголь, игристые вина.

 

CATEGORIAL MANAGEMENT OF ALCOHOL CATEGORY IN JS С "TH"PEREKRESTOK"

Abstract: this article is devoted to the analysis of the modern assortment policy of JSC Trading House "Perekrestok" in terms of the category management of the "Alcohol" product category using the example of a group of sparkling wines, as well as the study of current trends in the development of this category in various retail companies.

Keywords: analysis, assortment, category, product, alcohol, sparkling wines.

 

В современных условиях жесткой конкуренции торговых сетей покупатели предъявляют все более высокие требования к ассортименту магазина и качеству предлагаемых товаров. В связи с этим эффективность ассортиментной политики, грамотное управление ассортиментом с использованием методов и технологий категорийного менеджмента, подвижность товарных матриц и постоянное развитие товарных категорий ведет к коммерческому успеху всей торговой сети.

Оптимальная ассортиментная матрица, оперативное ценообразование, разнообразные промо-акции, завлекающие pos-материалы, эффективная выкладка и, самое главное, удовлетворение спроса потребителей путём точно рассчитанного заказа товаров – это основные мероприятия ассортиментной политики и категорийного менеджмента для повышения конкурентоспособности, результативности и прибыльности любой розничной торговой сети, в том числе и ТД «Перекресток».

«Перекресток» является одной из трех торговых сетей компании X5 Retail Group - крупнейшей частной компании-ритейлера 2020 года по версии финансово-экономического журнала «Forbes». Кроме того, в рейтинге «Forbes-200» Х5 Retail Group заняла третье место среди всех частных компаний России по показателю чистой выручки, что доказывает экономически верную стратегию не только категорийного менеджмента, но и ассортиментной политики, в целом. [4]

Одной из главных составляющих коммерческого успеха компании является эффективное формирование ассортиментных матриц и планограмм в зависимости от множества индивидуальных факторов анализируемого магазина. К данным факторам относятся площадь супермаркета (подразделяется на кластеры 400/600/1200/1800 м2), ширина полочного пространства (делится на уровни 15/20/25/30/35/40/45, каждый из которых является списком определенных товаров), складские и производственные мощности, наличие парковки, транспортная доступность, наличие конкурентов в ближайшем радиусе и многое другое.

Для исследования был выбран супермаркет «Перекресток» площадью 1200 м2, находящийся в торговом центре возле московской кольцевой автомобильной дороги на окраине спального района. В радиусе 500 метров от магазина (ближе к жилым домам и дальше от МКАД) находятся два продуктовых магазина-конкурента: «Пятерочка» и «Виктория». Однако в торговом центре также присутствуют два развлекательных заведения – кальянная и бильярд – и два ресторана. Возле торгового центра находятся парковка и удобные выезды на основные шоссе, ведущие за город.
       При первом открытии магазина уровни ассортимента в наборной матрице супермаркета зависят исключительно от вышеперечисленных факторов, в особенности от полочного пространства (количества и ширины стеллажей в той или иной категории), однако спустя полгода и/или год директор совместно с региональным директором и менеджером управления товарными запасами могут изменить ассортиментные уровни в зависимости от покупательского спроса.

Так, спустя полгода после открытия исследуемого магазина было выявлено, что остальные четыре заведения в торговом центре не обладают алкогольной лицензией, что повлекло за собой повышенный спрос на алкогольные напитки в супермаркете. Тем самым, было принято решение расширить полочное пространство данной категории и увеличить уровни ассортимента. Кроме того, анализ товародвижения выявил, что наиболее востребованной товарной группой в категории являются тихие и игристые вина, отчего появилась необходимость сосредоточить внимание сотрудников на эффективном управлении товарными запасами и ассортиментной матрице данных групп.

Например, при высоком или низком спросе на определенное PLU (Price-Look Up Code – код товара) ведущий товаровед или директор супермаркета имеют возможность самостоятельно увеличивать или уменьшать страховой запас, тем самым регулируя частоту заказов и поставок того или иного товара для постоянного наличия наиболее востребованных товаров на полках магазина. [1]

Несмотря на одинаковые уровни ассортимента, товарная группа тихих вин в исследуемом магазине за счет суммы ассортимента белых и красных вин имеет большее разнообразие и количество PLU, чем категория игристых вин, а потому последняя товарная группа является наиболее «вымываемой» и вследствие этого требующей наибольшего внимания. Необходимо было выявить наиболее и наименее востребованные позиции, чтобы затем повышать и понижать страховые запасы для постоянной представленности (доступности) товара в продаже. [2]

Основа регулирования ассортимента любой категории – потребительский спрос – в «Перекрестке» легко анализировать с помощью множества различных отчётов, программ и функций, отражающих историю товародвижения с самого первого заказа, поступления в магазин и продажи того или иного товара. Кроме того, существенно облегчает исследование категории возможность анализа продаж за день, неделю, месяц и год, а также сравнение продаж like-for-like к прошлой неделе и прошлому году в онлайн-режиме с помощью специального сайта, отражающего показатели эффективности для каждого магазина – Дашборд Директора Магазина. [3]

Анализ товарной группы «игристые вина» показал, что с января 2020 года по январь 2021 год в выбранном магазине уровни ассортимента были изменены 3 раза: 25 уровень был понижен до 15 уровня в мае 2020 в связи с реконструкцией алкогольного отдела и уменьшением полочного пространства категории, затем в июле уровень был повышен до 20 в связи с приобретением холодильного оборудования для алкогольной продукции (что привело к резкому повышению спроса на охлажденные игристые вина), после чего в октябре по результатам исследования продаж было принято решение поднять уровень ассортимента игристых вин до 30 для оптимального удовлетворения покупательского спроса. При снижении уровня до 15, был проведен анализ продаж PLU данной товарной группы и повышены страховые запасы на наиболее востребованные позиции.

Благодаря эффективному управлению, удалось избежать критического падения продаж игристых вин в течение реконструкции алкогольного отдела (снижение РТО товарной группы на 17,6% при падении трафика на 34%), а также добиться уровня продаж предыдущего года при уменьшенном полочном пространстве 2021 года.

Таким образом, анализ инструментов категорийного менеджмента в «Перекрестке» выявил множество функций для эффективного управления ассортиментом той или иной категории товаров, что дает возможность сотрудникам без излишних трудозатрат стремительно адаптировать ассортиментные матрицы магазина к постоянным изменениям покупательского спроса.

 

Список литературы

1. Портфель директора: руководство / Корпоративная литература ТД «Перекресток» - Москва: X5 Retail Group, 2015 – 206 с.

2. Платформа Индиго: руководство / Корпоративная литература ТД «Перекресток» - Москва: X5 Retail Group, 2016 – 173 c.

3. Дашборд Директора Магазина [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.dbdm.x5.ru (дата обращения: 14.02.2020).

4. Рейтинг 200 крупнейших частных компаний России. Финансовый журнал Forbes [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.forbes.ru/rating/409143-200-krupneyshih-chastnyh-kompaniy-rossii-2020-reyting-forbes (дата обращения: 29.09.2020).

 

Романов Р. Р.

Научный руководитель Тюбаева П. М.

(Московский государственный университет пищевых производств)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.01 с.)